Развитие двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха средствами футбола
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 9
1.1. Классификация нарушения слуха. Возрастные особенности развития
мальчиков среднего школьного возраста 9
1.2. Значение футбола для развития двигательных способностей у мальчиков
среднего школьного возраста с нарушениями слуха 18
Выводы по главе 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Задачи исследования 27
2.2. Методы исследования 27
2.3. Организация исследования 32
Выводы по главе 33
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 35
Выводы по главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 9
1.1. Классификация нарушения слуха. Возрастные особенности развития
мальчиков среднего школьного возраста 9
1.2. Значение футбола для развития двигательных способностей у мальчиков
среднего школьного возраста с нарушениями слуха 18
Выводы по главе 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Задачи исследования 27
2.2. Методы исследования 27
2.3. Организация исследования 32
Выводы по главе 33
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 35
Выводы по главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Актуальность исследования. В настоящее время обращается большое внимание на развитие и воспитание детей с нарушениями в состоянии здоровья. В связи с этим необходимо создавать условия, которые способствовали бы комплексному решению вопросов, касающихся оздоровления, образования и воспитания подрастающего поколения с нарушениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями слуха.
Большое значение имеет организация адаптивного физического воспитания с детьми, имеющими нарушения слуха.
По определению Евсеева С.П. [2016] адаптивное физическое воспитание (образование) является видом адаптивной физической культуры, которое способствует удовлетворению потребностей лиц, имеющих нарушения в состоянии здоровья, а именно подготовке их к жизни, а также бытовой и трудовой деятельности. Главным образом в определении обращается внимание на формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Адаптивное физическое воспитание, как вид (компонент) АФК проводится как в форме уроков, так и неурочных занятий. К таким относятся и дополнительные занятия в спортивных секциях.
Футбол является популярным видом спорта у детей как в нашей стране, так и за рубежом. Это очень динамичный и зрелищный вид спорта. Дозированные физические нагрузки с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья детей, уровня физической подготовленности систематические занятия футболом способствуют благоприятному воздействию на системы организма юных футболистов.
В связи с тем, что мальчики среднего школьного возраста, имеющих нарушения слуха проявили желание дополнительно заниматься в секции футбола, была предложена данная тема исследовательской работы «Развитие двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха средствами футбола».
Таким образом, мы определили актуальность исследовательской работы по изучению влияния средств, используемых в учебно-тренировочном процессе по футболу со школьниками 12-13 лет на развитие у них двигательных способностей, так как данная тема на сегодняшний день недостаточно изучена.
Теоретическая база исследования:
- научно-теоретические основы нарушений функций слухового аппарата [Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., 2003; 2008; Королева И.В., Янн П.А., 2011; Швырев, A.A., 2012; Кокаева И.Ю., 2014; Королева И.В., 2016; Глухов В. П., 2017; Попова И.А. и др., 2019];
- возрастные особенности детей среднего школьного возраста, в том числе анатомические, физиологические и психологические [Железнов Л.М., Попов Г.А., Ульянов О.В., Яхина И.М., 2013; Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М., 2017; Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2018; Дрокова, С.В., 2019 и др.];
- теоретические основы специальной психологии и педагогики [Ридецкая О.Г., 2011; Пузанов Б.П., Богданова Т.Г., 2012; Слепович Е.С., Поляков А.М., Горудко Т.В. и др., 2012; Спатаева, М.Х., 2013; Речицкая Е.Г., Туджанова К.И., Яхнина Е.З. [и др.], 2014; Речицкая Е.Г., Плуталова Л.А., 2016; Лемех Е.А., 2017; Речицкая Е.Г., Зуробьян С.А., 2017; Липунова О.В., 2019]
- теоретические и практические аспекты адаптивной физической культуры [Калмыков, С.А., 2007; Брискин, Ю.А., 2010; Рипа М. Д., Кулькова И. В., 2013; Бойко Н. А., Бойко В. Н., 2016; Евсеев, С.П., 2016; Евсеева О.Э., 2016; Харченко, Л.В., Синельникова, Т. В., Турманидзе, В. Г., 2016; Налобина, А.Н., Федорова, Т. Н. 2019; Стоцкая Е.С., 2019; Ростомашвили, Л. Н., 2020].
- теория развития двигательных качеств [Горская, И. Ю. и др., 2014; Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2014; Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., Купчинов Р.И., 2016; Германов Г.Н., 2017; Иссурин В. Б., Лях В. И., 2019; Платонов В.Н., 2019];
- теоретические и практические аспекты спортивной игры футбол [Кузнецов А.А., 2008; Антипов А.В., Беляков А.Н., Варюшин В.В., 2013; Левченко Е.С., 2014; Губа В.П., Антипов А.В., Блинов В.А. [и др.], 2015; Круглыхин В.А., Разова Е.В., 2015; Губа В.П., Лексаков А.В., Полишкис М.С., 2018 и др.].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по футболу у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха.
Предмет исследования: средства, используемые в учебно-тренировочном процессе по футболу для школьников 12 -13 лет с нарушениями слуха.
Цель исследования - определение влияния средств, используемых в учебно-тренировочном процессе по футболу на развитие двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Определить уровень развития двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха.
2. Подобрать средства для учебно-тренировочного процесса по футболу со школьниками 12-13 лет с нарушениями слуха.
3. Исследовать влияние средств, используемых в учебно-тренировочном процессе по футболу на развитие двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования. Предполагается, что специально подобранные средства для учебно-тренировочного процесса по футболу в условиях школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Тольятти будут способствовать развитию двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха.
Методы исследования:
1) анализ специальной научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) тестирование уровня развития двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха, занимающихся футболом;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования предполагает обоснование подобранных средств для учебно-тренировочного процесса по футболу с целью повышения уровня развития двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха.
Практическая значимость показывает, что подобранные средства для учебно-тренировочного процесса по футболу повысят уровень развития двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха. Полученные результаты исследовательской работы будут полезны для использования их в учебном и учебно-тренировочном процессе педагогами, тренерами, учителями, инструкторами при работе со школьниками среднего школьного возраста, имеющими нарушения слуха.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 3 таблицы, 9 рисунков, список используемой литературы в количестве 56. Основной текст работы изложен на 54 страницах.
Большое значение имеет организация адаптивного физического воспитания с детьми, имеющими нарушения слуха.
По определению Евсеева С.П. [2016] адаптивное физическое воспитание (образование) является видом адаптивной физической культуры, которое способствует удовлетворению потребностей лиц, имеющих нарушения в состоянии здоровья, а именно подготовке их к жизни, а также бытовой и трудовой деятельности. Главным образом в определении обращается внимание на формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Адаптивное физическое воспитание, как вид (компонент) АФК проводится как в форме уроков, так и неурочных занятий. К таким относятся и дополнительные занятия в спортивных секциях.
Футбол является популярным видом спорта у детей как в нашей стране, так и за рубежом. Это очень динамичный и зрелищный вид спорта. Дозированные физические нагрузки с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья детей, уровня физической подготовленности систематические занятия футболом способствуют благоприятному воздействию на системы организма юных футболистов.
В связи с тем, что мальчики среднего школьного возраста, имеющих нарушения слуха проявили желание дополнительно заниматься в секции футбола, была предложена данная тема исследовательской работы «Развитие двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха средствами футбола».
Таким образом, мы определили актуальность исследовательской работы по изучению влияния средств, используемых в учебно-тренировочном процессе по футболу со школьниками 12-13 лет на развитие у них двигательных способностей, так как данная тема на сегодняшний день недостаточно изучена.
Теоретическая база исследования:
- научно-теоретические основы нарушений функций слухового аппарата [Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., 2003; 2008; Королева И.В., Янн П.А., 2011; Швырев, A.A., 2012; Кокаева И.Ю., 2014; Королева И.В., 2016; Глухов В. П., 2017; Попова И.А. и др., 2019];
- возрастные особенности детей среднего школьного возраста, в том числе анатомические, физиологические и психологические [Железнов Л.М., Попов Г.А., Ульянов О.В., Яхина И.М., 2013; Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М., 2017; Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2018; Дрокова, С.В., 2019 и др.];
- теоретические основы специальной психологии и педагогики [Ридецкая О.Г., 2011; Пузанов Б.П., Богданова Т.Г., 2012; Слепович Е.С., Поляков А.М., Горудко Т.В. и др., 2012; Спатаева, М.Х., 2013; Речицкая Е.Г., Туджанова К.И., Яхнина Е.З. [и др.], 2014; Речицкая Е.Г., Плуталова Л.А., 2016; Лемех Е.А., 2017; Речицкая Е.Г., Зуробьян С.А., 2017; Липунова О.В., 2019]
- теоретические и практические аспекты адаптивной физической культуры [Калмыков, С.А., 2007; Брискин, Ю.А., 2010; Рипа М. Д., Кулькова И. В., 2013; Бойко Н. А., Бойко В. Н., 2016; Евсеев, С.П., 2016; Евсеева О.Э., 2016; Харченко, Л.В., Синельникова, Т. В., Турманидзе, В. Г., 2016; Налобина, А.Н., Федорова, Т. Н. 2019; Стоцкая Е.С., 2019; Ростомашвили, Л. Н., 2020].
- теория развития двигательных качеств [Горская, И. Ю. и др., 2014; Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2014; Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., Купчинов Р.И., 2016; Германов Г.Н., 2017; Иссурин В. Б., Лях В. И., 2019; Платонов В.Н., 2019];
- теоретические и практические аспекты спортивной игры футбол [Кузнецов А.А., 2008; Антипов А.В., Беляков А.Н., Варюшин В.В., 2013; Левченко Е.С., 2014; Губа В.П., Антипов А.В., Блинов В.А. [и др.], 2015; Круглыхин В.А., Разова Е.В., 2015; Губа В.П., Лексаков А.В., Полишкис М.С., 2018 и др.].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по футболу у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха.
Предмет исследования: средства, используемые в учебно-тренировочном процессе по футболу для школьников 12 -13 лет с нарушениями слуха.
Цель исследования - определение влияния средств, используемых в учебно-тренировочном процессе по футболу на развитие двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Определить уровень развития двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха.
2. Подобрать средства для учебно-тренировочного процесса по футболу со школьниками 12-13 лет с нарушениями слуха.
3. Исследовать влияние средств, используемых в учебно-тренировочном процессе по футболу на развитие двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования. Предполагается, что специально подобранные средства для учебно-тренировочного процесса по футболу в условиях школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Тольятти будут способствовать развитию двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха.
Методы исследования:
1) анализ специальной научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) тестирование уровня развития двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха, занимающихся футболом;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования предполагает обоснование подобранных средств для учебно-тренировочного процесса по футболу с целью повышения уровня развития двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха.
Практическая значимость показывает, что подобранные средства для учебно-тренировочного процесса по футболу повысят уровень развития двигательных способностей у школьников 12-13 лет с нарушениями слуха. Полученные результаты исследовательской работы будут полезны для использования их в учебном и учебно-тренировочном процессе педагогами, тренерами, учителями, инструкторами при работе со школьниками среднего школьного возраста, имеющими нарушения слуха.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 3 таблицы, 9 рисунков, список используемой литературы в количестве 56. Основной текст работы изложен на 54 страницах.
В результате проведенного исследования пришли к следующим выводам:
1. До начала проведения педагогического эксперимента определили уровень развития двигательных способностей. В итоге сравнительная характеристика данных не выявила достоверных различий (р>0,05) по тестам в пользу какой-либо из двух групп. Таким образом, две группы слабослышащих мальчиков 12-13 лет, экспериментальная и контрольная, до начала педагогического эксперимента были подобраны практически одинаково по уровню развития двигательных способностей.
2. Подобрали средства для проведения учебно-тренировочных занятий по футболу для экспериментальной и контрольной группы. Отличительным для двух групп слабослышащих мальчиков было то, что на третьей тренировке по футболу в КГ слабослышащих мальчиков больше уделяли внимание на изучение технических приёмов в футболе, а в ЭГ использовались упражнения общей и специальной физической подготовки. Данные упражнения проводились по методу круговой тренировки.
3. После проведения педагогического эксперимента определили достоверное различие (p<0,05) по всем тестовым заданиям, характеризующим развитие двигательных способностей в пользу слабослышащих мальчиков 12-13 лет экспериментальной группы при сравнении со слабослышащими мальчиками 12 -13 лет контрольной группы.
4. В конце педагогического эксперимента наибольший прирост показателей (p<0,05) по всем тестовым заданиям, характеризующим развитие двигательных способностей (скоростно-силовых, силовых, координационных, гибкости, скоростных и общей выносливости), определили у экспериментальной группы слабослышащих мальчиков.
1. До начала проведения педагогического эксперимента определили уровень развития двигательных способностей. В итоге сравнительная характеристика данных не выявила достоверных различий (р>0,05) по тестам в пользу какой-либо из двух групп. Таким образом, две группы слабослышащих мальчиков 12-13 лет, экспериментальная и контрольная, до начала педагогического эксперимента были подобраны практически одинаково по уровню развития двигательных способностей.
2. Подобрали средства для проведения учебно-тренировочных занятий по футболу для экспериментальной и контрольной группы. Отличительным для двух групп слабослышащих мальчиков было то, что на третьей тренировке по футболу в КГ слабослышащих мальчиков больше уделяли внимание на изучение технических приёмов в футболе, а в ЭГ использовались упражнения общей и специальной физической подготовки. Данные упражнения проводились по методу круговой тренировки.
3. После проведения педагогического эксперимента определили достоверное различие (p<0,05) по всем тестовым заданиям, характеризующим развитие двигательных способностей в пользу слабослышащих мальчиков 12-13 лет экспериментальной группы при сравнении со слабослышащими мальчиками 12 -13 лет контрольной группы.
4. В конце педагогического эксперимента наибольший прирост показателей (p<0,05) по всем тестовым заданиям, характеризующим развитие двигательных способностей (скоростно-силовых, силовых, координационных, гибкости, скоростных и общей выносливости), определили у экспериментальной группы слабослышащих мальчиков.
Подобные работы
- Влияние занятий по мини-футболу на развитие двигательных способностей у слабослышащих детей 15-17 лет
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Методика обучения технике передач и ударов по воротам в футболе мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 14-18 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (НА ПРИМЕРЕ КГБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №9»)
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФУТБОЛОМ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Исследование игровых действий слабослышащих футболистов
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019



