Избирательная система: понятие и виды. Избирательная система современного российского государства
|
Введение 4
1 Теоретические вопросы устройства избирательной системы 8
1.1 Понятие и функции избирательной системы 8
1.2 Вопросы становления отечественного избирательного
законодательства 15
2 Виды избирательных систем 31
2.1 Мажоритарная избирательная система 31
2.2 Особенности пропорциональной избирательной системы 37
3 Характерные черты современной избирательной системы 47
3.1 Состояние избирательной системы РФ на современном этапе 47
3.2 Перспективы развития избирательной системы РФ 56
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 66
1 Теоретические вопросы устройства избирательной системы 8
1.1 Понятие и функции избирательной системы 8
1.2 Вопросы становления отечественного избирательного
законодательства 15
2 Виды избирательных систем 31
2.1 Мажоритарная избирательная система 31
2.2 Особенности пропорциональной избирательной системы 37
3 Характерные черты современной избирательной системы 47
3.1 Состояние избирательной системы РФ на современном этапе 47
3.2 Перспективы развития избирательной системы РФ 56
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 66
Избирательная система государства рассматривается в неотделимом единстве с проводимыми на ее территории выборами, ввиду того, что именно избирательная система направлена на реализацию обеспечения её функционирования в качестве ключевого общественного, правового и политического института, а также выступает в качестве основного способа реализация народного представительства.
Выборы можно рассматривать, в том числе, и в качестве одной из формы участия граждан в политической жизни общества и государства, именно посредством проведения выборов происходит активизация политической жизни общества, формулируются и обозначаются наиболее важные для общественной жизни вопросы, определяются политические лидеры, которые приходят к власти и непосредственно управляют государством.
Фундаментом избирательной системы РФ служит статья 1 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), предусматривающая, что Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, как следствие, у граждан Российской Федерации имеется право участвовать в политической жизни государства через государственные органы и органы местного самоуправления, избираемые на выборной основе. Пунктом 3 статьи 3 Конституции РФ предусмотрено, что свободные выборы являются такой формой выражения власти ее народа.
Лицо, выбранное народом в качестве своего представителя в конкретном государственном органе или органе местного самоуправления, обязано отстаивать интересы тех граждан, которые его выбрали. Еще Гуго Гроций писал, что «тот или иной правопорядок необходимо оценить не с позиции преимущества его формы, поскольку суждения людей об этом неоднородны, а с точки зрения осуществления в нем воли людей.» [17, с.105].
Анализируя опыт зарубежных государств и Российской Федерации, можно сказать, что проведение демократических выборов способно не только сделать политическую систему государства более легитимной, но и обеспечить формирование зависимости между интересами избранного народом лица и интересами, предпочтений тех лиц, что проголосовали за него на выборах.
Избирательная система современной Российской Федерации направлена на сохранение тех политических традиций, что были сформированы ранее, при этом, самым опасным является то, что в процессе своего «развития» избирательная система не может в полной мере отвечать потребностям в обеспечении полной и всесторонней воли народа. При этом подобная тенденция развития избирательной системы пытается найти свое институциональное закрепление.
Следует отметить, что в рамках вопроса об избирательной системе РФ неисследованными остаются вопросы использования комплексного подхода при изучении категория «избирательная система», ее влияние на формирование и поддержание политической практики государства; определение основных функций избирательной системы; определение влияния отечественного законодательства на политическую систему государства; вопрос соблюдения всех правил и принципов при проведении выборов в законодательные органы власти РФ разных уровней.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена и тем обстоятельством, что в условиях переходного периода России к политической демократии важно определить конкретное место избирательной системы, а также проводимых в ее рамках процедур.
В качестве объекта исследования определены общественные отношения, складывающиеся при формировании и развитии избирательной системы Российской Федерации, характерные для нее правовые и политические аспекты.
Предметом исследования выступают совокупность нормативно- правовых актов и правовых норм, определяющих конституционно-правовые основы и функции отечественной избирательной системы.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы заключается в проведении комплексного исследования теоретических аспектов избирательной системы и анализе состояния современной избирательной системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить ряд задач:
Во-первых, сформулировать собственное определение термина «избирательная система» в результате анализа подходов разных ученых- правоведов;
Во-вторых, обозначить в структуре избирательной системы государства те компоненты, посредством которых можно определить функции всей избирательной системы;
В-третьих, сформулировать основания для классификации избирательных систем;
В-четвертых, проанализировать исторические этапы развития системы законодательства, регулирующего отечественную избирательную систему.
В-пятых, определить тенденции развития избирательной системы Российской Федерации.
Методологическая основа исследования представлена совокупностью общенаучных и частно-научных методов познания, среди методов наиболее часто использовались следующие: диалектический метод, исторический, сравнительно-правовой, социологический, статистический, метод логического и структурного анализа, синтеза, аналогии и иные методы.
Теоретической основой проводимого исследования послужили труды ведущих отечественных ученых-правоведов, а именно: С.А. Авакаьяна, М.П. Авдеенкова, М.И. Кукушина, Л.М. Энтина, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Ю.А. Веденеева, Б.Н. Чичерин, В.В. Шуленин, А.Н. Щербак, А.А. Югов, М.Н. Марченко, С.А. Котляровский, Т.Н. Мирохин и другие.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов по три параграфа, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В первой главе выпускной квалификационной работы были проанализированы теоретические аспекты вопроса, в частности, сформулировано определение «избирательной системы» и рассмотрены ее ключевые функции.
Во второй главе рассмотрены основные виды избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная, определены положительные и негативные моменты в каждой из систем.
В третьей главе работы, на основе проведенного анализа, была дана оценка существующей в России избирательной системы, проанализированы перспективы развития избирательной системы РФ.
Выборы можно рассматривать, в том числе, и в качестве одной из формы участия граждан в политической жизни общества и государства, именно посредством проведения выборов происходит активизация политической жизни общества, формулируются и обозначаются наиболее важные для общественной жизни вопросы, определяются политические лидеры, которые приходят к власти и непосредственно управляют государством.
Фундаментом избирательной системы РФ служит статья 1 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), предусматривающая, что Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, как следствие, у граждан Российской Федерации имеется право участвовать в политической жизни государства через государственные органы и органы местного самоуправления, избираемые на выборной основе. Пунктом 3 статьи 3 Конституции РФ предусмотрено, что свободные выборы являются такой формой выражения власти ее народа.
Лицо, выбранное народом в качестве своего представителя в конкретном государственном органе или органе местного самоуправления, обязано отстаивать интересы тех граждан, которые его выбрали. Еще Гуго Гроций писал, что «тот или иной правопорядок необходимо оценить не с позиции преимущества его формы, поскольку суждения людей об этом неоднородны, а с точки зрения осуществления в нем воли людей.» [17, с.105].
Анализируя опыт зарубежных государств и Российской Федерации, можно сказать, что проведение демократических выборов способно не только сделать политическую систему государства более легитимной, но и обеспечить формирование зависимости между интересами избранного народом лица и интересами, предпочтений тех лиц, что проголосовали за него на выборах.
Избирательная система современной Российской Федерации направлена на сохранение тех политических традиций, что были сформированы ранее, при этом, самым опасным является то, что в процессе своего «развития» избирательная система не может в полной мере отвечать потребностям в обеспечении полной и всесторонней воли народа. При этом подобная тенденция развития избирательной системы пытается найти свое институциональное закрепление.
Следует отметить, что в рамках вопроса об избирательной системе РФ неисследованными остаются вопросы использования комплексного подхода при изучении категория «избирательная система», ее влияние на формирование и поддержание политической практики государства; определение основных функций избирательной системы; определение влияния отечественного законодательства на политическую систему государства; вопрос соблюдения всех правил и принципов при проведении выборов в законодательные органы власти РФ разных уровней.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена и тем обстоятельством, что в условиях переходного периода России к политической демократии важно определить конкретное место избирательной системы, а также проводимых в ее рамках процедур.
В качестве объекта исследования определены общественные отношения, складывающиеся при формировании и развитии избирательной системы Российской Федерации, характерные для нее правовые и политические аспекты.
Предметом исследования выступают совокупность нормативно- правовых актов и правовых норм, определяющих конституционно-правовые основы и функции отечественной избирательной системы.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы заключается в проведении комплексного исследования теоретических аспектов избирательной системы и анализе состояния современной избирательной системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить ряд задач:
Во-первых, сформулировать собственное определение термина «избирательная система» в результате анализа подходов разных ученых- правоведов;
Во-вторых, обозначить в структуре избирательной системы государства те компоненты, посредством которых можно определить функции всей избирательной системы;
В-третьих, сформулировать основания для классификации избирательных систем;
В-четвертых, проанализировать исторические этапы развития системы законодательства, регулирующего отечественную избирательную систему.
В-пятых, определить тенденции развития избирательной системы Российской Федерации.
Методологическая основа исследования представлена совокупностью общенаучных и частно-научных методов познания, среди методов наиболее часто использовались следующие: диалектический метод, исторический, сравнительно-правовой, социологический, статистический, метод логического и структурного анализа, синтеза, аналогии и иные методы.
Теоретической основой проводимого исследования послужили труды ведущих отечественных ученых-правоведов, а именно: С.А. Авакаьяна, М.П. Авдеенкова, М.И. Кукушина, Л.М. Энтина, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Ю.А. Веденеева, Б.Н. Чичерин, В.В. Шуленин, А.Н. Щербак, А.А. Югов, М.Н. Марченко, С.А. Котляровский, Т.Н. Мирохин и другие.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов по три параграфа, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В первой главе выпускной квалификационной работы были проанализированы теоретические аспекты вопроса, в частности, сформулировано определение «избирательной системы» и рассмотрены ее ключевые функции.
Во второй главе рассмотрены основные виды избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная, определены положительные и негативные моменты в каждой из систем.
В третьей главе работы, на основе проведенного анализа, была дана оценка существующей в России избирательной системы, проанализированы перспективы развития избирательной системы РФ.
Таким образом, следует подвести итоги исследованию, проведенному в рамках настоящей выпускной квалификационной работы.
Избирательная система государства рассматривается в неотделимом единстве с проводимыми на ее территории выборами, ввиду того, что именно избирательная система направлена на реализацию таких функций, как обеспечение функционирования избирательной системы в качестве ключевого общественного, правового и политического института, а также выступает в качестве важного способа реализация народного представительства.
Выборы можно рассматривать, в том числе, и как одной из формы участия граждан в политической жизни общества и государства, именно посредством проведения выборов происходить активизация политической жизни общества, формулируются и обозначаются наиболее важные вопросы для общества, определяются политические лидеры, которые ставятся во главу угла и непосредственно управляют государством.
Фундаментом избирательной системы РФ служит статья 1 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, как следствие, у граждан Российской Федерации имеется право участвовать в политической жизни государства через государственные органы и органы местного самоуправления, избираемые на выборной основе. Пунктом 3 статьи 3 Конституции РФ предусмотрено, что свободные выборы являются такой формой выражения власти ее народа.
Избирательная система современной Российской Федерации направлена на сохранение тех политических традиций, что были сформированы ранее, при этом, самым опасным является то, что в процессе своего «развития» избирательная система не может в полной мере отвечать потребности в обеспечении полной и всесторонней воли народа. При этом подобная тенденция развития избирательной системы пытается найти свое институциональное закрепление.
Следует отметить, что в рамках вопроса об избирательной системе РФ неисследованными остаются вопросы использования комплексного подхода при изучении категория «избирательная система», ее влияние на формирование и поддержание политической практики государства; определение основных функций избирательной системы; определение влияния отечественного законодательства на политическую систему государства; вопрос соблюдения всех правил и принципов при проведении выборов в законодательные органы власти РФ разных уровней.
Современное конституционное право и законодательство характеризуется отсутствием закрепленного на законодательном уровне понятия и содержания такой правовой категории, как «избирательная система». Важно отметить и то, что государственно-правовой наукой, также определения понятия «избирательная система» выработано не было, вместе с тем, при анализе юридической литературы можно сделать вывод о том, что доминирующей является позиция, согласно которой понятие избирательной системы следует рассматривать в узком смысле слова, выступающей в качестве основы типологизации избирательных систем.
Как следствие, разработка единого понятия термина «избирательная система» продолжается и по сей день, в стадии разработки находятся и вопросы, касающиеся обозначения места и роли избирательной системы в жизни демократического государства и общества.
Важно обозначить следующие проблемы избирательной системы РФ:
Во-первых, несмотря на то, что положениями Конституции РФ закреплена многопартийность, де-факто в стране существует одна правящая партия, остальные партии выступают в роли некоторой массовки, как следствие, отсутствует достаточная конкуренция среди политической партии, что ведет к отсутствию обновления политических кадров.
Во-вторых, сохраняется возможность фальсификации выборов, несмотря на функционирующую ГАС «Выборы», созданную специально для этих целей. Сегодня ситуация усугубилась еще и тем, что принят закон, предусматривающий дистанционное голосование, а также голосование по почте. Безусловно, это удобно для некоторых граждан, лишенных возможности по свободному передвижению, но есть возможность фальсификации результатов.
В-третьих, безусловно, важным моментом является отсутствие доступа кандидатов-самовыдвиженцев или более мелких партий к средствам массовой информации, поскольку последние агитируют избирателей исключительно на голосование за конкретных лиц, имеющих и без того существенный авторитет в обществе и государстве.
Избирательная система государства рассматривается в неотделимом единстве с проводимыми на ее территории выборами, ввиду того, что именно избирательная система направлена на реализацию таких функций, как обеспечение функционирования избирательной системы в качестве ключевого общественного, правового и политического института, а также выступает в качестве важного способа реализация народного представительства.
Выборы можно рассматривать, в том числе, и как одной из формы участия граждан в политической жизни общества и государства, именно посредством проведения выборов происходить активизация политической жизни общества, формулируются и обозначаются наиболее важные вопросы для общества, определяются политические лидеры, которые ставятся во главу угла и непосредственно управляют государством.
Фундаментом избирательной системы РФ служит статья 1 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, как следствие, у граждан Российской Федерации имеется право участвовать в политической жизни государства через государственные органы и органы местного самоуправления, избираемые на выборной основе. Пунктом 3 статьи 3 Конституции РФ предусмотрено, что свободные выборы являются такой формой выражения власти ее народа.
Избирательная система современной Российской Федерации направлена на сохранение тех политических традиций, что были сформированы ранее, при этом, самым опасным является то, что в процессе своего «развития» избирательная система не может в полной мере отвечать потребности в обеспечении полной и всесторонней воли народа. При этом подобная тенденция развития избирательной системы пытается найти свое институциональное закрепление.
Следует отметить, что в рамках вопроса об избирательной системе РФ неисследованными остаются вопросы использования комплексного подхода при изучении категория «избирательная система», ее влияние на формирование и поддержание политической практики государства; определение основных функций избирательной системы; определение влияния отечественного законодательства на политическую систему государства; вопрос соблюдения всех правил и принципов при проведении выборов в законодательные органы власти РФ разных уровней.
Современное конституционное право и законодательство характеризуется отсутствием закрепленного на законодательном уровне понятия и содержания такой правовой категории, как «избирательная система». Важно отметить и то, что государственно-правовой наукой, также определения понятия «избирательная система» выработано не было, вместе с тем, при анализе юридической литературы можно сделать вывод о том, что доминирующей является позиция, согласно которой понятие избирательной системы следует рассматривать в узком смысле слова, выступающей в качестве основы типологизации избирательных систем.
Как следствие, разработка единого понятия термина «избирательная система» продолжается и по сей день, в стадии разработки находятся и вопросы, касающиеся обозначения места и роли избирательной системы в жизни демократического государства и общества.
Важно обозначить следующие проблемы избирательной системы РФ:
Во-первых, несмотря на то, что положениями Конституции РФ закреплена многопартийность, де-факто в стране существует одна правящая партия, остальные партии выступают в роли некоторой массовки, как следствие, отсутствует достаточная конкуренция среди политической партии, что ведет к отсутствию обновления политических кадров.
Во-вторых, сохраняется возможность фальсификации выборов, несмотря на функционирующую ГАС «Выборы», созданную специально для этих целей. Сегодня ситуация усугубилась еще и тем, что принят закон, предусматривающий дистанционное голосование, а также голосование по почте. Безусловно, это удобно для некоторых граждан, лишенных возможности по свободному передвижению, но есть возможность фальсификации результатов.
В-третьих, безусловно, важным моментом является отсутствие доступа кандидатов-самовыдвиженцев или более мелких партий к средствам массовой информации, поскольку последние агитируют избирателей исключительно на голосование за конкретных лиц, имеющих и без того существенный авторитет в обществе и государстве.
Подобные работы
- Избирательная система: понятие и виды. Избирательная система современного российского государства
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Конституционная ответственность, обеспечительные меры и меры защиты:
понятие, сходства и отличия
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2018 - Виды избирательных систем в Российской Федерации(Конституционное право (тема 26), Камчатский Государственный Университет)
Контрольные работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА г. БЕЛГОРОДА
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - Решения Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическое значение
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Нормы права как фундаментальная категория науки государства и права
Дипломные работы, ВКР, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



