Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6
лет представлений о безопасности 8
1.2 Характеристика мультфильмов как средства формирования
у детей 5-6 лет представлений о безопасности 17
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о безопасности 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей
5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов 38
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6
лет представлений о безопасности 50
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 63
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 64
Приложение В Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента
Проблему безопасности жизни и здоровья молодого поколения Н. Авдеева, О. Аксенова, О. Богинич, О. Беспалько, И. Буртейный, Л. Григорович и другие определяют как одну из центральных. В настоящее время, когда социальная среда может представлять опасность для жизни и здоровья ребенка, формирование основ безопасности на разных этапах дошкольного детства - одно из основных направлений воспитания в условиях детского сада и семьи.
Формирование представлений и навыков безопасности выступает одной из приоритетных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста, и соответственно включено в содержание образовательных и учебно-воспитательных программ дошкольных образовательных учреждений
Дошкольная образовательная организация - это ведущий социальный институт, где ребенок дошкольного возраста получает не только элементарные знания, умения, навыки, но и приобретает основы жизненной компетентности в целом и ее важной составляющей - безопасного поведения.
Однако в деятельности современных дошкольных образовательных организациях еще сохраняются традиционные подходы, направленные только на передачу знаний об опасных ситуациях, а не приводящих к необходимости практических навыков безопасного поведения, связанного с сохранением собственной жизни и здоровья.
Вопросами практического аспекта проблемы формирования у детей безопасного поведения занимались Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, Р.Б. Стеркина, Т.К. Храмцова и другие.
Анализируя определения различных авторов педагогических исследований безопасности поведения и жизнедеятельности, можно отметить, что безопасность «состояние защищенности жизненно-важных интересов личности и общества от потенциально и реально существующих угроз».
Мультфильм - это вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами с использованием различных материалов и техник. Использование мультфильмов как средства воспитания дошкольников - это многогранный процесс, который способствует раскрытию всех сторон личности воспитанника, развивая его личностные качества, в частности - любознательность, интерес, самостоятельность, ответственность и иные качества, в зависимости от тематики мультфильма.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности и недостаточным использованием мультфильмов в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности мультфильмов в формировании у детей 5-6 лет представлений о безопасности ?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
Предмет исследования: мультфильмы как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов будет возможен, если:
- осуществлен отбор мультфильмов по источникам опасности;
- включены мультфильмы по безопасности в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах;
- перенесены примеры безопасного поведения героев мультфильмов в детскую деятельность (рисунки, поделки).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования о факторах формирования навыков безопасного поведения в окружающей среде (Н. Авдеева, А. Березовский, О. Дегтяренко, Т. Хромцова);
- исследования о дошкольном возрасте как сензитивном периоде для формирования личности, что осуществляется в единстве познания, общения и деятельности (Л. Божович, Г. Костюк, С. Рубинштейн, Д. Эльконин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 20 дошкольников 5-6 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Росинка» Уренского муниципального округа Нижегородской области.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности мультфильмов в формировании у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано теоретическое обоснование возможности формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 13 рисунками.
Деятельность по формированию у старших дошкольников представлений о безопасности основывается на индивидуально-возрастных особенностях детей, начальном уровне сформированности данных представлений и планируемых результатах.
Основная задача педагога при формировании основ безопасности - расширение познавательных горизонтов детей, формирование навыков безопасного поведения, соблюдения правил безопасности, содействие осознанному отношению к окружающей действительности, формирование умения оценивать ситуацию и правильно действовать. Необходимость данной работы обусловлена активным развитием детей старшего дошкольного возраста, их чрезмерной любознательностью и стремлением к самостоятельности, что повышает риск возникновения опасных ситуаций.
Включение просмотра тематических обучающих мультфильмов по теме безопасности - это доступное средство воспитания, наиболее привлекательное для детей старшего дошкольного возраста, и при этом достаточно эффективное в формировании представлений у детей о безопасности.
С целью изучения особенностей и условий формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов было проведено экспериментальное исследование. Так на констатирующем этапе низкий уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о безопасности диагностирован у 40% экспериментальной и 30% контрольной группы, при этом по половине обеих исследовательских групп имеет средний уровень.
На формирующем этапе исследования было разработано и апробировано содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов. Мы предположили, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов будет возможен, если:
- осуществлен отбор мультфильмов по источникам опасности;
- включены мультфильмы по безопасности в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах;
- перенесены примеры безопасного поведения героев мультфильмов в детскую деятельность (рисунки, поделки).
Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили эффективность проведенной работы.
По итогу тема бакалаврской работы изучена полностью. Разработанное содержание работы по формированию у детей 5 -6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций. Цель работы достигнута, гипотеза доказана.
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р Б. Безопасность : учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб : Детство-пресс, 2015. 240 с.
2. Башинова С. Н., Матвеева М. Г. Советы психолога по основам безопасности жизни детей // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2016. № 4. С. 15-20.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. М. : Мозаика- синтез, 2014. 64 с.
4. Бурухина А. Ф. Бурухина А. Ф. Внимание! Мультфильм! Челябинск : Челябинский дом печати, 2011. 89 с.
5. Болдырева Н. Г., Чеснокова В. И. Формирование навыков
безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций // Молодой ученый. 2016. № 22. С. 238-240.
6. Болотов В. Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание. 2016. №1. С. 4-9.
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб : Союз, 2016. 540 с.
8. Гейль О. Г. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность // Молодой ученый. 2016. № 12.6. С. 26-28.
9. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск : «Пеленг», 1992. 112 с.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : Интор, 1996. 544 с.
11. Дергунская В. А., Гусарова Т. Г., Новицкая В. А. Образовательная область «Безопасность»: методический комплект программы «Детство». СПБ : Детство-Пресс, 2012. 184 с.
12. Ережепова И. М. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. С. 140-142.
13. Есипова А. А. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. 2014. № 18.1. С. 36-38.
14. Ефимова Ю. В. Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. // Молодой ученый. 2015. №6.4. С. 19-22.
15. Звездина М. Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся // Научный диалог. 2013. № 8. С. 8-23.
16. Знакомство детей с правилами безопасности [Электронный ресурс].
URL: https://dovosp.ru/articls/znakomstvo-detej-s-pravilami-bezopasnosti-
podborka-poleznyh-multfilmov-na-jetu-temu (дата обращения: 20.03.2022).
17. Карпова С. И., Муродходжаева Н. С., Цаплина О. В., Каитов А. П. Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 6(212). С. 46-56.
18. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 65-68.
19. Кларина Л. М. Проблема формирования культуры безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста в детском саду // Психолого-педагогические аспекты формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования. М. : АНО «ЦНПРО», 2014. 254 с.
20. Кузьмина Е. В. Безопасность жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2017. №11.2. С. 71-75.
21. Куницына Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12. С. 121-122.
22. Лалетина А. Ф. Культурообразующее значение мультипликации // Лингвокультурология. 2009. № 3. С. 142-147.
23. Лизунова Е. В. К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста // Самарский научный вестник. 2013. № 3. С. 55-57.
24. Медведева О. Н., Матушкина И. В. Конспект квест-игры по ПДД «Знают правила друзья, значит, знаю их и я» // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. № 3. С. 73-75.
25. Методика изучения способности ребенка к осуществлению безопасного поведения [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskii- sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2021/05/17/metodika-izucheniya- sposobnosti(дата обращения: 29.05.2022).
26. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. М. : Мир и образование, 2015. 1375 с.
27. Погодаева М. В. Проектирование модели обучения дошкольников в области безопасности // Magister Dixit. 2013. № 2. С. 141-147.
28. Садретдинова А. И. Педагогическое проектирование
образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников. Екатеринбург, 2009. 29 с.
29. Стеркина Р Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2016. № 5. С. 15-20.
30. Тимофеева Л. Л. Интегративный подход в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников // Дошкольная педагогика. 2013. № 10. С. 6-11.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL:
https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/(дата обращения: 20.03.2022).
32. Ханова Т. Г., Вьюшкина Е. Е. Особенности воспитания навыков безопасного поведения в быту у старших дошкольников // Карельский научный журнал. 2020. № 3(32). С. 18-21.
33. Храмцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. М. : Педагогическое общество России, 2016. 80 с.
34. Эмирвелиева З. С. Формирование навыков безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ // Символ науки. 2016. № 5. С. 234-237.
35. Югова М. Р., Лихаузова Е. В. Формирование правил безопасного поведения у дошкольников // Инновационные педагогические технологии. 2014. С. 125-127.