Формирование у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6
лет представлений о безопасности 8
1.2 Характеристика мультфильмов как средства формирования
у детей 5-6 лет представлений о безопасности 17
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о безопасности 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей
5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов 38
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6
лет представлений о безопасности 50
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 63
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 64
Приложение В Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6
лет представлений о безопасности 8
1.2 Характеристика мультфильмов как средства формирования
у детей 5-6 лет представлений о безопасности 17
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о безопасности 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей
5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов 38
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6
лет представлений о безопасности 50
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 63
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 64
Приложение В Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента
Проблему безопасности жизни и здоровья молодого поколения Н. Авдеева, О. Аксенова, О. Богинич, О. Беспалько, И. Буртейный, Л. Григорович и другие определяют как одну из центральных. В настоящее время, когда социальная среда может представлять опасность для жизни и здоровья ребенка, формирование основ безопасности на разных этапах дошкольного детства - одно из основных направлений воспитания в условиях детского сада и семьи.
Формирование представлений и навыков безопасности выступает одной из приоритетных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста, и соответственно включено в содержание образовательных и учебно-воспитательных программ дошкольных образовательных учреждений
Дошкольная образовательная организация - это ведущий социальный институт, где ребенок дошкольного возраста получает не только элементарные знания, умения, навыки, но и приобретает основы жизненной компетентности в целом и ее важной составляющей - безопасного поведения.
Однако в деятельности современных дошкольных образовательных организациях еще сохраняются традиционные подходы, направленные только на передачу знаний об опасных ситуациях, а не приводящих к необходимости практических навыков безопасного поведения, связанного с сохранением собственной жизни и здоровья.
Вопросами практического аспекта проблемы формирования у детей безопасного поведения занимались Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, Р.Б. Стеркина, Т.К. Храмцова и другие.
Анализируя определения различных авторов педагогических исследований безопасности поведения и жизнедеятельности, можно отметить, что безопасность «состояние защищенности жизненно-важных интересов личности и общества от потенциально и реально существующих угроз».
Мультфильм - это вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами с использованием различных материалов и техник. Использование мультфильмов как средства воспитания дошкольников - это многогранный процесс, который способствует раскрытию всех сторон личности воспитанника, развивая его личностные качества, в частности - любознательность, интерес, самостоятельность, ответственность и иные качества, в зависимости от тематики мультфильма.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности и недостаточным использованием мультфильмов в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности мультфильмов в формировании у детей 5-6 лет представлений о безопасности ?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
Предмет исследования: мультфильмы как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов будет возможен, если:
- осуществлен отбор мультфильмов по источникам опасности;
- включены мультфильмы по безопасности в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах;
- перенесены примеры безопасного поведения героев мультфильмов в детскую деятельность (рисунки, поделки).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования о факторах формирования навыков безопасного поведения в окружающей среде (Н. Авдеева, А. Березовский, О. Дегтяренко, Т. Хромцова);
- исследования о дошкольном возрасте как сензитивном периоде для формирования личности, что осуществляется в единстве познания, общения и деятельности (Л. Божович, Г. Костюк, С. Рубинштейн, Д. Эльконин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 20 дошкольников 5-6 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Росинка» Уренского муниципального округа Нижегородской области.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности мультфильмов в формировании у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано теоретическое обоснование возможности формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 13 рисунками.
Формирование представлений и навыков безопасности выступает одной из приоритетных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста, и соответственно включено в содержание образовательных и учебно-воспитательных программ дошкольных образовательных учреждений
Дошкольная образовательная организация - это ведущий социальный институт, где ребенок дошкольного возраста получает не только элементарные знания, умения, навыки, но и приобретает основы жизненной компетентности в целом и ее важной составляющей - безопасного поведения.
Однако в деятельности современных дошкольных образовательных организациях еще сохраняются традиционные подходы, направленные только на передачу знаний об опасных ситуациях, а не приводящих к необходимости практических навыков безопасного поведения, связанного с сохранением собственной жизни и здоровья.
Вопросами практического аспекта проблемы формирования у детей безопасного поведения занимались Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, Р.Б. Стеркина, Т.К. Храмцова и другие.
Анализируя определения различных авторов педагогических исследований безопасности поведения и жизнедеятельности, можно отметить, что безопасность «состояние защищенности жизненно-важных интересов личности и общества от потенциально и реально существующих угроз».
Мультфильм - это вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами с использованием различных материалов и техник. Использование мультфильмов как средства воспитания дошкольников - это многогранный процесс, который способствует раскрытию всех сторон личности воспитанника, развивая его личностные качества, в частности - любознательность, интерес, самостоятельность, ответственность и иные качества, в зависимости от тематики мультфильма.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности и недостаточным использованием мультфильмов в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности мультфильмов в формировании у детей 5-6 лет представлений о безопасности ?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
Предмет исследования: мультфильмы как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов будет возможен, если:
- осуществлен отбор мультфильмов по источникам опасности;
- включены мультфильмы по безопасности в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах;
- перенесены примеры безопасного поведения героев мультфильмов в детскую деятельность (рисунки, поделки).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования о факторах формирования навыков безопасного поведения в окружающей среде (Н. Авдеева, А. Березовский, О. Дегтяренко, Т. Хромцова);
- исследования о дошкольном возрасте как сензитивном периоде для формирования личности, что осуществляется в единстве познания, общения и деятельности (Л. Божович, Г. Костюк, С. Рубинштейн, Д. Эльконин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 20 дошкольников 5-6 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Росинка» Уренского муниципального округа Нижегородской области.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности мультфильмов в формировании у детей 5-6 лет представлений о безопасности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано теоретическое обоснование возможности формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 13 рисунками.
Деятельность по формированию у старших дошкольников представлений о безопасности основывается на индивидуально-возрастных особенностях детей, начальном уровне сформированности данных представлений и планируемых результатах.
Основная задача педагога при формировании основ безопасности - расширение познавательных горизонтов детей, формирование навыков безопасного поведения, соблюдения правил безопасности, содействие осознанному отношению к окружающей действительности, формирование умения оценивать ситуацию и правильно действовать. Необходимость данной работы обусловлена активным развитием детей старшего дошкольного возраста, их чрезмерной любознательностью и стремлением к самостоятельности, что повышает риск возникновения опасных ситуаций.
Включение просмотра тематических обучающих мультфильмов по теме безопасности - это доступное средство воспитания, наиболее привлекательное для детей старшего дошкольного возраста, и при этом достаточно эффективное в формировании представлений у детей о безопасности.
С целью изучения особенностей и условий формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов было проведено экспериментальное исследование. Так на констатирующем этапе низкий уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о безопасности диагностирован у 40% экспериментальной и 30% контрольной группы, при этом по половине обеих исследовательских групп имеет средний уровень.
На формирующем этапе исследования было разработано и апробировано содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов. Мы предположили, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов будет возможен, если:
- осуществлен отбор мультфильмов по источникам опасности;
- включены мультфильмы по безопасности в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах;
- перенесены примеры безопасного поведения героев мультфильмов в детскую деятельность (рисунки, поделки).
Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили эффективность проведенной работы.
По итогу тема бакалаврской работы изучена полностью. Разработанное содержание работы по формированию у детей 5 -6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций. Цель работы достигнута, гипотеза доказана.
Основная задача педагога при формировании основ безопасности - расширение познавательных горизонтов детей, формирование навыков безопасного поведения, соблюдения правил безопасности, содействие осознанному отношению к окружающей действительности, формирование умения оценивать ситуацию и правильно действовать. Необходимость данной работы обусловлена активным развитием детей старшего дошкольного возраста, их чрезмерной любознательностью и стремлением к самостоятельности, что повышает риск возникновения опасных ситуаций.
Включение просмотра тематических обучающих мультфильмов по теме безопасности - это доступное средство воспитания, наиболее привлекательное для детей старшего дошкольного возраста, и при этом достаточно эффективное в формировании представлений у детей о безопасности.
С целью изучения особенностей и условий формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов было проведено экспериментальное исследование. Так на констатирующем этапе низкий уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о безопасности диагностирован у 40% экспериментальной и 30% контрольной группы, при этом по половине обеих исследовательских групп имеет средний уровень.
На формирующем этапе исследования было разработано и апробировано содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов. Мы предположили, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов будет возможен, если:
- осуществлен отбор мультфильмов по источникам опасности;
- включены мультфильмы по безопасности в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах;
- перенесены примеры безопасного поведения героев мультфильмов в детскую деятельность (рисунки, поделки).
Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили эффективность проведенной работы.
По итогу тема бакалаврской работы изучена полностью. Разработанное содержание работы по формированию у детей 5 -6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций. Цель работы достигнута, гипотеза доказана.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГЕ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОТЗЫВЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Мультфильмы как средство формирования представлений о безопасном поведении у детей среднего дошкольного возраста (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Создание мультфильмов как средство формирования математических представлений у детей 5 – 6 лет (Новосибирский педагогический колледж №1)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Формирование представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения
посредством мультипликационных фильмов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Мультлекторий как средство формирования социальных установок старших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



