Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Работа №112235

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования у детей 6-7 лет межличностных отношений посредством русской народной сказки
1.1Проблема формирования у детей 6-7 лет межличностных
отношений в современных исследованиях
1.2Русская народная сказка как средство формирования
межличностных отношений у детей 6-7 лет
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет межличностных отношений посредством русской народной сказки
2.1Выявление уровня сформированности межличностных
отношений у детей 6-7 лет
2.2Содержание, методы и формы работы по формированию у детей
6-7 лет межличностных отношений посредством русской народной сказки
2.3Динамика сформированности у детей 6-7 лет межличностных
отношений
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Актуальность исследования данной работы, заключена в том, что межличностные отношения детей в дошкольном возрасте довольно сложны и представляют собой сложную систему. Межличностные отношения дошкольников противоречивы и зачастую сложно их удается интерпретировать. Подобно ролевым и деловым отношениям межличностные отношения не находятся на поверхности. Они проявляются при общении и в поведении детей, и требуют особые методы для выявления.
В дошкольном возрасте важным становится общение с другими детьми. Дети активно стремятся к общению со своими сверстниками в различных видах деятельности, в результате, чего создается «детское общество». Это создает некоторые предпосылки в области воспитания взаимоотношений. Общение со сверстниками является основным фактором формирования личности дошкольника. В игре, труде и общении дети 6-7 лет приобретают навыки коллективного планирования, согласования своих действий, разрешения споров, достижения результатов. Это способствует приобретению нравственного опыта.
Каждый ребенок в группе сверстников находится в определенном положении. Это положение определяется тем, каким образом к нему относятся его сверстники. Степень популярности, положения ребенка в группе зависит от его познаний, умственного развития, особенностей поведения, навыка установки контактов с другими детьми, внешности и т.д.
Основную роль в создании межличностных отношений у детей несет художественная литература, например - русская народная сказка. Художественное слово оказывает воздействие на сознание, чувства и поступки ребенка. Слово окрыляет ребенка, вызывает желание становиться лучше, совершать хорошие поступки, способствует осознанию человеческих взаимоотношений, знакомству с нормами поведения.
Д.М. Арановская, А.В. Запорожец, Л.С. Славин, Д.Б. Эльконин
4
высказываются о том, что возраст дошкольника - это период динамичного становления художественного мировосприятия ребенка. В этот период происходит переход от первичного восприятия к пунктам эстетической действительности. Эстетическая действительность реализована в активном сопереживании ребенка героям, в принятии им на себя действий, чувств, мыслей персонажа сказки.
Сегодня в практической работе дошкольных учреждений сказка как средство формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет педагогами используется мало. В детском саду при чтении художественной литературы решаются задачи развития речи и поэтического слуха детей. Подобное применение сказок сводится к механической передаче содержания текста и лишает ребенка осознания их нравственной глубины и раскрытия воспитательного потенциала произведения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет межличностных отношений и недостаточностью использования русской народной сказки для их формирования.
Обнаруженное противоречие и потребность его разрешения определило проблему исследования: каковы возможности русской народной сказки как средства формирования у детей 6-7 лет межличностных отношений?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности русской народной сказки как средства формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования межличностных
отношений у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: процесс формирования межличностных
отношений у детей 6-7 лет посредством русской народной сказки.
Гипотеза исследования: формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет посредством русской народной сказки будет эффективным, если:
-отобраны русские народные сказки, отражающие все многообразие и особенности межличностных отношений персонажей;
-разработан комплекс мероприятий для детей 6-7 лет, включающий анализ и раскрытие нравственного смысла межличностных отношений героев на примерах русских народных сказок;
-организованно межличностное взаимодействие детей в процессе изучения сказок: чтение, анализ, инсценирование отдельных эпизодов.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с помощью русской народной сказки.
2.Выявить уровень сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет.
3.Определить содержание и апробировать комплекс мероприятий по формированию межличностных отношений в группе детей 6-7 лет при помощи русской народной сказки.
Чтобы решить поставленные задачи были применены следующие методы исследования:
-теоретические (анализ психолого-педагогической литературы,
обобщение опыта психологов и педагогов по проблеме исследования);
-эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, проведение диагностических методик, эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный);
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Теоретической основой исследования являются:
-исследования педагогов, отражающие вопросы нравственности в воспитании дошкольников (Т.Н. Бабаева, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугина, А.М. Виноградова, Н.В. Дурова, М.М. Конина);
-теории развития личности в деятельности и общении (П.Я Гальперин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
-исследования, посвященные использованию народных сказок в
воспитании детей (В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, Т.В. Зуева,
Е.В. Мелетинский, Э.В. Померанцева).
Новизна исследования состоит в определении возможностей русской народной сказки как средства формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны и обоснованы критерии и показатели сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет посредством русской народной сказки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что педагоги- психологи могут использовать разработанный в исследовании: комплекс мероприятий и психодиагностических заданий по формированию межличностных отношений детей 6-7 лет посредством русской народной сказки.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 100 «Островок», г.о. Тольятти. В исследовании участвовало 20 детей в возрасте 67 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников) и 7 приложений. Текст иллюстрирован 10 таблицами и 2 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования межличностных отношений у детей 6- 7 лет несет в себе современную актуальность. Окружающий мир, в котором находится ребенок, задает ему с каждым годом более сложные задачи, решая их недостаточно видения, и просто слышать и чувствовать окружение, важным является определение связей и отношения между происходящим. Самостоятельно разрешая эти задачи, ребенок осознает межличностные отношения. Для этого в деятельность ребенка включают понятие сказок, в которых он видит отношение героев друг к другу.
В исследованиях В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского была раскрыта роль сказки, которая выступает как средство патриотического, гражданского воспитания.
Важнейшим является создание прочного фундамента в виде различных отношений, например, дружеские, коллективные и семейные, которые позволяют ребенку искать решения, применительно к конкретной ситуации.
Таким образом, были выявлены закономерности формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет, отобраны диагностические методики, которые определяли уровень межличностных отношений у детей 6-7 лет: «Секрет», «Одень куклу», «Два домика», «Картинки».
Соответственно на формирующем этапе эксперимента проведена целенаправленная работа с детьми по формированию межличностных отношений с помощью русской народной сказки.
На контрольном этапе эксперимента определилась положительная динамика в формировании межличностных отношений у детей 6-7 лет. Это доказывает факт того, что сказка это эффективный способ формирования межличностных отношений:
- на высоком уровне один ребенок (5%), после формирующего этапа эксперимента трое детей (15%);
-на среднем уровне девять детей (45%), после формирующего этапа эксперимента - тринадцать детей (65%);
-на низком уровне десять детей (50%), после эксперимента - четверо детей (20%).
Анализируя результаты психолого-педагогического эксперимента можно говорить о том, что русские народные сказки, которые подбираются по возрасту детей, способствуют развитию межличностных отношений у детей 6-7 лет.
Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что: формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет может быть эффективным, в случае, если:
-отобраны русские народные сказки, отражающие все многообразие и особенности межличностных отношений персонажей;
-разработан комплекс мероприятий для детей 6-7 лет, включающий анализ и раскрытие нравственного смысла межличностных отношений героев на примерах русских народных сказок;
-организованно межличностное взаимодействие детей в процессе изучения сказок: чтение, анализ, инсценирование отдельных эпизодов.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что цель работы достигнута, и задачи работы решены.


1.Алифанов, С.А. Лидерство в межличностных отношениях в дошкольном возрасте [Текст] / С.А. Алифанов // Психологический журнал. - 2017 - №4.
-С. 64-65.
2.Божович, Л.И. Личность и ее формирование детей [Текст] / Л.И. Божович.
-М. : Академия, 2009. - 420 с.
3.Белова, Е.С. Социометрический статус и особенности общения [Текст] / Е.С. Белова, Е.И. Щебланова. - М. : Просвещение, 2013. - № 3 (16).- С. 5056.
4.Буре, Р.С. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей дошкольников [Текст] / Р.С. Буре-М. : Издательство «Ювента», 2013. - 176 с.
5.Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя детского сада [Текст] / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Жатова и др.; - М. : Сфера, 2014.- 96 с.
6.Галигузова, Л.Н. Ступени общения [Текст] / Л.Н. Галигузова,
Е.О. Смирнова. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 92 с.
7.Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям
дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Горбушина, А.Н. Николаичева. - М. : Сфера, 2010.- 175 с.
8.Гербова, В.В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным сказкам [Текст] / В.В. Гербова. - М. : Мозаика - Синтез, 2009. - 80 с.
9.Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Сфера, 2012.
-420 с.
10.Ивлева, В.В. Психология отношений детей [Текст] / В.В. Ивлева. - М. : Современная школа, 2012. - 352 с.
11.Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей. [Текст] / Н.С. Карпинская. - М. : Мозаика, 2012.- 247 с.
12.Кнушевицкая, Н.А. Сборник инсценировок для детей 6-7 лет [Текст] / Н.А. Кнушевицкая, О.Л. Объедкова. - М. : Педагогика, 2014. - 80 с.
13.Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей [Текст] / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С. 98-101.
14.Колесникова, О.Н. Методика изучения особенностей отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, определения статусного места в группе [Текст] // Психолог в детском саду / О.Н. Колесникова. - 2012. - №1. - С. 73-78.
Колотилина, Н.Н. Ознакомление дошкольников с художественной литературой [Текст] / Н.Н. Колотилина. - М. : Академия, 2012. - 80 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ