Введение
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования у детей 6-7 лет межличностных отношений посредством русской народной сказки
1.1Проблема формирования у детей 6-7 лет межличностных
отношений в современных исследованиях
1.2Русская народная сказка как средство формирования
межличностных отношений у детей 6-7 лет
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет межличностных отношений посредством русской народной сказки
2.1Выявление уровня сформированности межличностных
отношений у детей 6-7 лет
2.2Содержание, методы и формы работы по формированию у детей
6-7 лет межличностных отношений посредством русской народной сказки
2.3Динамика сформированности у детей 6-7 лет межличностных
отношений
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность исследования данной работы, заключена в том, что межличностные отношения детей в дошкольном возрасте довольно сложны и представляют собой сложную систему. Межличностные отношения дошкольников противоречивы и зачастую сложно их удается интерпретировать. Подобно ролевым и деловым отношениям межличностные отношения не находятся на поверхности. Они проявляются при общении и в поведении детей, и требуют особые методы для выявления.
В дошкольном возрасте важным становится общение с другими детьми. Дети активно стремятся к общению со своими сверстниками в различных видах деятельности, в результате, чего создается «детское общество». Это создает некоторые предпосылки в области воспитания взаимоотношений. Общение со сверстниками является основным фактором формирования личности дошкольника. В игре, труде и общении дети 6-7 лет приобретают навыки коллективного планирования, согласования своих действий, разрешения споров, достижения результатов. Это способствует приобретению нравственного опыта.
Каждый ребенок в группе сверстников находится в определенном положении. Это положение определяется тем, каким образом к нему относятся его сверстники. Степень популярности, положения ребенка в группе зависит от его познаний, умственного развития, особенностей поведения, навыка установки контактов с другими детьми, внешности и т.д.
Основную роль в создании межличностных отношений у детей несет художественная литература, например - русская народная сказка. Художественное слово оказывает воздействие на сознание, чувства и поступки ребенка. Слово окрыляет ребенка, вызывает желание становиться лучше, совершать хорошие поступки, способствует осознанию человеческих взаимоотношений, знакомству с нормами поведения.
Д.М. Арановская, А.В. Запорожец, Л.С. Славин, Д.Б. Эльконин
4
высказываются о том, что возраст дошкольника - это период динамичного становления художественного мировосприятия ребенка. В этот период происходит переход от первичного восприятия к пунктам эстетической действительности. Эстетическая действительность реализована в активном сопереживании ребенка героям, в принятии им на себя действий, чувств, мыслей персонажа сказки.
Сегодня в практической работе дошкольных учреждений сказка как средство формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет педагогами используется мало. В детском саду при чтении художественной литературы решаются задачи развития речи и поэтического слуха детей. Подобное применение сказок сводится к механической передаче содержания текста и лишает ребенка осознания их нравственной глубины и раскрытия воспитательного потенциала произведения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет межличностных отношений и недостаточностью использования русской народной сказки для их формирования.
Обнаруженное противоречие и потребность его разрешения определило проблему исследования: каковы возможности русской народной сказки как средства формирования у детей 6-7 лет межличностных отношений?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности русской народной сказки как средства формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования межличностных
отношений у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: процесс формирования межличностных
отношений у детей 6-7 лет посредством русской народной сказки.
Гипотеза исследования: формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет посредством русской народной сказки будет эффективным, если:
-отобраны русские народные сказки, отражающие все многообразие и особенности межличностных отношений персонажей;
-разработан комплекс мероприятий для детей 6-7 лет, включающий анализ и раскрытие нравственного смысла межличностных отношений героев на примерах русских народных сказок;
-организованно межличностное взаимодействие детей в процессе изучения сказок: чтение, анализ, инсценирование отдельных эпизодов.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет с помощью русской народной сказки.
2.Выявить уровень сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет.
3.Определить содержание и апробировать комплекс мероприятий по формированию межличностных отношений в группе детей 6-7 лет при помощи русской народной сказки.
Чтобы решить поставленные задачи были применены следующие методы исследования:
-теоретические (анализ психолого-педагогической литературы,
обобщение опыта психологов и педагогов по проблеме исследования);
-эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, проведение диагностических методик, эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный);
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Теоретической основой исследования являются:
-исследования педагогов, отражающие вопросы нравственности в воспитании дошкольников (Т.Н. Бабаева, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугина, А.М. Виноградова, Н.В. Дурова, М.М. Конина);
-теории развития личности в деятельности и общении (П.Я Гальперин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
-исследования, посвященные использованию народных сказок в
воспитании детей (В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, Т.В. Зуева,
Е.В. Мелетинский, Э.В. Померанцева).
Новизна исследования состоит в определении возможностей русской народной сказки как средства формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны и обоснованы критерии и показатели сформированности межличностных отношений у детей 6-7 лет посредством русской народной сказки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что педагоги- психологи могут использовать разработанный в исследовании: комплекс мероприятий и психодиагностических заданий по формированию межличностных отношений детей 6-7 лет посредством русской народной сказки.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 100 «Островок», г.о. Тольятти. В исследовании участвовало 20 детей в возрасте 67 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников) и 7 приложений. Текст иллюстрирован 10 таблицами и 2 рисунками.
Проблема формирования межличностных отношений у детей 6- 7 лет несет в себе современную актуальность. Окружающий мир, в котором находится ребенок, задает ему с каждым годом более сложные задачи, решая их недостаточно видения, и просто слышать и чувствовать окружение, важным является определение связей и отношения между происходящим. Самостоятельно разрешая эти задачи, ребенок осознает межличностные отношения. Для этого в деятельность ребенка включают понятие сказок, в которых он видит отношение героев друг к другу.
В исследованиях В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского была раскрыта роль сказки, которая выступает как средство патриотического, гражданского воспитания.
Важнейшим является создание прочного фундамента в виде различных отношений, например, дружеские, коллективные и семейные, которые позволяют ребенку искать решения, применительно к конкретной ситуации.
Таким образом, были выявлены закономерности формирования межличностных отношений у детей 6-7 лет, отобраны диагностические методики, которые определяли уровень межличностных отношений у детей 6-7 лет: «Секрет», «Одень куклу», «Два домика», «Картинки».
Соответственно на формирующем этапе эксперимента проведена целенаправленная работа с детьми по формированию межличностных отношений с помощью русской народной сказки.
На контрольном этапе эксперимента определилась положительная динамика в формировании межличностных отношений у детей 6-7 лет. Это доказывает факт того, что сказка это эффективный способ формирования межличностных отношений:
- на высоком уровне один ребенок (5%), после формирующего этапа эксперимента трое детей (15%);
-на среднем уровне девять детей (45%), после формирующего этапа эксперимента - тринадцать детей (65%);
-на низком уровне десять детей (50%), после эксперимента - четверо детей (20%).
Анализируя результаты психолого-педагогического эксперимента можно говорить о том, что русские народные сказки, которые подбираются по возрасту детей, способствуют развитию межличностных отношений у детей 6-7 лет.
Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что: формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет может быть эффективным, в случае, если:
-отобраны русские народные сказки, отражающие все многообразие и особенности межличностных отношений персонажей;
-разработан комплекс мероприятий для детей 6-7 лет, включающий анализ и раскрытие нравственного смысла межличностных отношений героев на примерах русских народных сказок;
-организованно межличностное взаимодействие детей в процессе изучения сказок: чтение, анализ, инсценирование отдельных эпизодов.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что цель работы достигнута, и задачи работы решены.
1.Алифанов, С.А. Лидерство в межличностных отношениях в дошкольном возрасте [Текст] / С.А. Алифанов // Психологический журнал. - 2017 - №4.
-С. 64-65.
2.Божович, Л.И. Личность и ее формирование детей [Текст] / Л.И. Божович.
-М. : Академия, 2009. - 420 с.
3.Белова, Е.С. Социометрический статус и особенности общения [Текст] / Е.С. Белова, Е.И. Щебланова. - М. : Просвещение, 2013. - № 3 (16).- С. 5056.
4.Буре, Р.С. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей дошкольников [Текст] / Р.С. Буре-М. : Издательство «Ювента», 2013. - 176 с.
5.Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя детского сада [Текст] / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Жатова и др.; - М. : Сфера, 2014.- 96 с.
6.Галигузова, Л.Н. Ступени общения [Текст] / Л.Н. Галигузова,
Е.О. Смирнова. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 92 с.
7.Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям
дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Горбушина, А.Н. Николаичева. - М. : Сфера, 2010.- 175 с.
8.Гербова, В.В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным сказкам [Текст] / В.В. Гербова. - М. : Мозаика - Синтез, 2009. - 80 с.
9.Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Сфера, 2012.
-420 с.
10.Ивлева, В.В. Психология отношений детей [Текст] / В.В. Ивлева. - М. : Современная школа, 2012. - 352 с.
11.Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей. [Текст] / Н.С. Карпинская. - М. : Мозаика, 2012.- 247 с.
12.Кнушевицкая, Н.А. Сборник инсценировок для детей 6-7 лет [Текст] / Н.А. Кнушевицкая, О.Л. Объедкова. - М. : Педагогика, 2014. - 80 с.
13.Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей [Текст] / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С. 98-101.
14.Колесникова, О.Н. Методика изучения особенностей отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, определения статусного места в группе [Текст] // Психолог в детском саду / О.Н. Колесникова. - 2012. - №1. - С. 73-78.
Колотилина, Н.Н. Ознакомление дошкольников с художественной литературой [Текст] / Н.Н. Колотилина. - М. : Академия, 2012. - 80 с...