Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика права собственности на землю 7
1.1 Земля как объект права собственности 7
1.2 Понятие и содержание права собственности на земельный участок 12
1.3 Формы собственности на землю в Российской Федерации 15
1.4 Особенности правового статуса юридического лица - участника земельных правоотношений 21
Глава 2 Реализация прав юридических лиц на земельные участки в городах и других населенных пунктах 27
2.1 Право собственности юридических лиц на земельные участки в городах и других населенных пунктах 27
2.2 Специфика предоставления земельного участка юридическому лицу бесплатно 35
2.3 Правовой режим построек, возведенных юридическими лицами на земельном участке самовольно 45
2.4 Защита и гарантии прав юридических лиц на земельный участок 50
Заключение 54
Список используемой литературы и используемых источников 57
Актуальность исследования. Приоритетами развития земельных отношений на современном этапе являются: создание условий для вовлечения земли в хозяйственный оборот, упорядочивание земельных правоотношений, увеличение доходов бюджетов всех уровней от использования земельных участков. Проблемы, связанные с реализацией юридическими лицами прав на земельные участки в городах и других населенных пунктах характерны практически для любого региона России. Наличие на территориях более 30% бесхозяйных земель, отсутствие межевания земельных участков и оформленных кадастровых планов на них, отсутствие зарегистрированного права собственности на земельные участки за органами местного самоуправления, государственными органами препятствует своевременному оформлению документов и как следствие реализации в полном объеме права собственности фактическим владельцам (пользователям) земельных участков и (или) строений, возведенных на них. Не малую роль в разрешении земельных вопросов до настоящего времени играет и коррупционная составляющая со стороны должностных лиц при разрешении вопросов о предоставлении земельных участков, подготовке и выдачи необходимых документов и разрешений. Так Федеральным законом от 13 июля 2015 года №258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [28] были внесены изменения в пункт 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ [5] (далее по тексту ГК РФ), согласно которым органы местного самоуправления наделены правом принимать решение о сносе самовольной постройки во внесудебном порядке. Внесение поправок предполагало облегчить работу судебных органов, хотя на практике норма статьи вылилась в некую коррупционную составляющую, дающую возможность оказания давления на застройщика в решении вопроса выдавать или не выдавать разрешение на самовольную постройку.
На всех уровнях государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной рассматриваются вопросы, возникающие в сфере земельных отношений. Земля является особым видом недвижимости, объектом природного происхождения. Земельные отношения регулируются не только Земельным кодексом Российской Федерации, но и большим количеством других законов и подзаконных актов в которых встречаются юридические коллизии. Таким образом, возникает необходимость более четкого законодательного регламентирования отношений в сфере землепользования, одной из сторон которой выступают юридические лица. Следовательно, изучение проблем юридических лиц в праве на земельные участки на территориях муниципальных образований, территорий субъектов и других населенных пунктах в настоящее время является актуальной.
Объектом исследования являются отношения, складывающиеся в процессе возникновения и реализации юридическими лицами прав на земельные участки в городах и других населенных пунктах.
Предметом исследования выступают положения отечественного законодательства по вопросам правового регулирования в сфере землепользования юридическими лицами.
Целью работы является анализ прав юридических лиц на земельные участки на территориях городов и других населенных пунктов, поиск проблем и путей решения в рассматриваемой сфере.
Определены следующие первоочередные задачи, требующие разрешения при исследовании материалов темы:
• ознакомиться с понятием и содержанием права собственности на земельные участки, формами собственности;
• ознакомиться с понятием юридического лица как участника земельных отношений, раскрыть особенности правового статуса;
• изучить права юридических лиц на земельные участки;
• рассмотреть случаи, когда земельный участок может предоставляться в собственность юридическому лицу бесплатно;
• выявить особенности правового режима самовольных построек, возведенных юридическими лицами на земельном участке;
• изучить вопрос о защите прав юридических лиц на земельные участки.
Методы исследования. Методологической базой настоящего исследования является комплекс общих и специальных научных методов. Среди первых из них необходимо выделить методы системно-структурного анализа, диалектического сравнения, синтеза, среди вторых - методы, характерные для юридических наук, такие как формально -юридический и сравнительное правоведение. Кроме того, для выявления общих тенденций правоприменительной практики в настоящей работе использовался метод статистического анализа.
Нормативной базой послужило федеральное и региональное законодательство, которое затрагивает вопросы прав юридических лиц на земельные участки, в том числе в городах и других населенных пунктах.
Теоретической базой исследования послужили труды следующих ученых: Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомировой, М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик, О.А. Глушко, Б.В. Ерофеева, С.В. Качушкина и других авторов.
Эмпирической базой исследования являются материалы судебной и иной правоприменительной практики, а также статистические данные.
Структура работы, включает в себя: введение, в котором автором определяется цель и выявляются задачи работы, обосновывается актуальность и определяются методы будущего исследования; две главы с выделением в каждой главе отдельных параграфов; заключение, в котором автор приводит выводы по каждому из изученных вопросов; список используемой литературы и используемых источников.
В ходе выполнения исследования мной разрешены поставленные задачи, для чего были изучены материалы и проведен анализ проблем при реализации юридическими лицами прав на земельные участки в городах и других населенных пунктах. По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
Право частной собственности - это одно из важнейших значимых вещных прав в Российском законодательстве. Объектом права частной собственности, наряду с другими, выступает земля как природный объект и природный ресурс. Земля приобретает особенные правовые черты, становится предметом гражданского, земельного права.
Самостоятельным субъектом земельного права являются юридические лица от построения, с которыми, в том числе земельно-имущественных отношений во многом зависит высокий уровень социально-экономического развития нашей страны.
Отношения в сфере землепользования - это сложный процесс. Данные отношения нуждаются в постоянном правовом регулировании. Очень важно, чтобы субъектами земельных правоотношений соблюдались в полной мере, установленные законодательством Российской Федерации права, запреты и ограничения в процессе владения, пользования и распоряжения земельными участками.
В современном мире землеустроительные правоотношения, как часть земельных правоотношений, возникают в том числе, и в процессе формировании земельного участка как объекта учета. Для того, что бы внести сведения о праве собственности на земельный участок в Единый государственный реестр необходимо установить его границы.
Со стороны государства и муниципальных властей требуется не только обеспечение контроля за исполнением земельного законодательства , но и исполнение, установленных законодательством обязанностей, в том числе по проведению землеустроительных работ на подведомственных территориях, своевременном размещении в полном объеме информации о земле, земельных участках, зданиях и сооружениях возводимых на них.
На практике организация и проведение землеустроительных действий по межеванию, установлению границ земельного участка занимает большое количество времени и требует значительных финансовых затрат. В процессе выполнения, которых выявляется множество нарушений, как со стороны землепользователей, так и со стороны должностных лиц.
В процессе подготовки Выпускной квалификационной работы мной были изучены материалы, размещенные в общедоступных источниках (официальные сайты администраций муниципальных образований, публичная кадастровая карта Кемеровской области - Кузбасса). В результате чего были выявлены проблемы при выполнении работ по межеванию и установлению границ земельных участков, выявлению бесхозяйных и самовольно занятых земель на территориях муниципальных образований - Осинниковский городской округ и Калтанский городской округ.
Все вышесказанное подтверждено решениями судов города Осинники и Калтана по делу №2-216/2022 и делу №2-174/2015. Более подробная информация по материалам дел размещена в параграфе 1.1 настоящей работы.
В связи с ограничением бюджетного финансирования, а оба эти муниципальные образования являются высоко дотационными в части формирования бюджетов, самостоятельно исправить ошибки при формировании кадастровых дел или проведении дополнительных работ по межеванию земельных участков они не могут. Заинтересованные лица (физические и юридические лица - землепользователи) вынуждены самостоятельно проводить кадастровые работы и за защитой своих прав обращаться в судебные органы.
В целях разрешения подобных ситуаций считаю необходимым закрепить законодательно на федеральном уровне или уровне субъектов порядок и конкретные сроки проведения (завершения работ) по инвентаризации муниципальных земель, а также установить сроки для завершения работ по формированию, установлению границ и регистрации существующих участков на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
На уровне субъекта предусмотреть, при необходимости, выделение муниципальным образованиям из бюджета субъекта финансовые дотации на выполнение землеустроительных работ, в том числе для исправления ошибок допущенных при выполнении кадастровых работ.
На федеральном уровне или уровне субъекта установить административную ответственность исполнительных органов на местах, издавших нормативные акты в сфере землепользования, противоречащие нормам действующего законодательства, а также административную ответственность должностных лиц, принявших аналогичные решения или допустивших нарушения в сфере землепользования, нарушающие права отдельных или неопределенного круга лиц.
На уровне субъекта определить порядок и сроки предоставления администрациями муниципалитетов отчетных данных по выявлению бесхозяйных земель, лиц, самовольно использующих земельные участки, возврата данных земель в муниципальную собственность и нового распределения этих земель, о денежных средствах, поступивших в бюджет муниципального образования от продажи, перераспределении, аренде таких участков.
Считаю, что законодательное урегулирование вышеуказанных вопросов, положительно отразится на инвестиционной привлекательности муниципального имущества - объектов землепользования, обеспечит реальное поступление денежных средств в бюджеты муниципальных образований.
1. Анисимов А.П., Кокоева Л.Т., Дзагоев С.В. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности. Вопросы теории и практики. Монография. М.: Новый индекс, 2009. 231 с.
2. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2005. 720 с.
3. Глушко О.А. К вопросу о правовом регулировании земельных участков особо охраняемых природных территорий // Аграрное и земельное право. 2022. №1. С. 36-40.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 года №447 -ФЗ) // Официальный Интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2021.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 25 февраля 2022 года №20-ФЗ) // Официальный Интернет-портал правовой информации http://pravo. gov.ru, 25.02.2022.
6. Ерофеев Б.В. Земельное право: учебник для среднего профессионального образования. 17-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 571 с.
7. Закон РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» (ред. от 1 апреля 2022 года №75-ФЗ) // Официальный Интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.04.2022.
8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (ред. от 16 февраля 2022 года №9-ФЗ) // Официальный Интернет- портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 16.02.2022.
9. Качушкин С.В. Проблема соотношения правовых режимов территорий национальных парков и расположенных на них населенных пунктов в Российской Федерации // Экологическое право. 2020. №5. С. 36-39.
10. Кобрушко М.И., Шульга Д.А. Государственная регистрация кредитных организаций. Лицензирование. Основания отказа. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44688862 (дата обращения 28.03.2022).
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (ред. от 16 апреля 2022 года №93-ФЗ) // Официальный Интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 16.04.2022.
12. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Ю.Г. Жариков, В.В. Залесский, А.Д. Куликов и др.; под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Тихомирова М.Ю., 2007. 640 с.
13. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 1 июля 2020 года) // Официальный Интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
14. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22 июля 2020 года // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. №6.
...