Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №112201

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 6-7 лет лидерских качеств в процессе познавательно-исследовательской деятельности 11
1.1 Развитие лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 11
1.2 Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития лидерских качеств 16
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет лидерских качеств в процессе познавательно-исследовательской деятельности 21
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет лидерских качеств 21
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет лидерских качеств в процессе познавательно-исследовательской деятельности 36
2.3 Изучение динамики уровня развития у детей 6-7 лет лидерских качеств 64
Заключение 74
Список используемой литературы 76
Приложение А Диагностическое задание по самооценке 80
Приложение Б Стимульный материал для диагностического задания 81
Приложение В Фиксирование результата диагностики проявления инициативности 82
Приложение Г Фиксирование результата диагностики проявления самостоятельности 83
Приложение Д Иллюстрации для эксперимента с пером птицы 84
Приложение Е Фиксирование положительных или отрицательных результатов констатирующего эксперимента 86
Приложение Ж Виды познавательно-исследовательской деятельности в формирующем эксперименте 87

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне состоит в том, что в условиях современного ритма жизни социума, где присутствует конкуренция, борьба за первое место, чтобы в дальнейшем удержаться на высоком пьедестале в любой области знаний либо трудовой деятельности, необходимо быстро и четко реагировать на изменения в окружающем мире и обществе. Также огромную роль в жизни человека играет стремительное развитие науки и технического прогресса, где присутствует соперничество. Из этого следует, что человеку необходимо уметь анализировать информацию, пользоваться достижениями, прогнозировать дальнейшие действия, принимать адекватные решения и использовать эти умения в своей сфере деятельности.
Высокие технологические достижения внедрились в жизнь и детей дошкольников, что стали актуальной проблемой в образовательной системе. Все это влечет за собой организацию образовательного процесса по развитию лидерского потенциала дошкольника. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности. Для этого необходимо создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей в период их детства. Согласно требованиям, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где на этапе завершения дошкольного образования в целевых ориентирах представлены такие качества как проявление любознательности, положительное отношение к себе и другим, инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям в разных видах деятельности, способность к принятию собственных решений [1].
Понимание значимости познавательно-исследовательской деятельности и успешное использование в развитии лидерских качеств у детей дошкольников, во многом зависит от уровня профессионально подготовки педагогов. Педагог, который может организовать познавательно-исследовательскую деятельность, так, чтобы раскрыть у детей задатки лидерских качеств и продолжить дальнейшее их развитие на протяжении всего дошкольного периода.
Актуальность на научно-теоретическом уровне определена тем, что при существующей потребности в развитии у детей 6-7 лет лидерских качеств недостаточно изучены возможности познавательно­-исследовательской деятельности в данном процессе.
Развитие лидерских качеств - это постепенный и продуктивный процесс, его необходимо организовывать в специальных условиях развивающего пространства, в процессе обучения и воспитания. Ребенок является активным участником в саморазвитии собственной личности. Проведенный сравнительный и обобщенный анализ теоретических источников ведет к выводу о том, что в науке педагогике сложились основные базовые понятия, критерии, рассуждения и т. д., которые составляют основу педагогической науки. Соответственно оформлены задачи для решения данной проблемы.
Л.С. Выготский утверждал, что лидерские качества присуще человеку и основной фактор человеческого поведения - это социальный, он и формирует новые поведенческие действия у человека [6].
В работах (Н.Е. Веракса [5], О.В. Дыбина [14]-[15], Н.Н. Поддьяков [23], А.И. Савенков [27], В.В. Щетинина [29] и др.) выделены преимущества и возможности использования познавательной деятельности, имеющей поисковый (исследовательский) характер в работе с детьми дошкольного возраста.
Н.Е. Веракса [5], Н.Н. Поддъякова [23] и др. устанавливают связь активности детей в ситуациях поиска информации с проявлением исследовательского поведения и определяют специфику исследовательских умений.
Актуальность на научно-методическом уровне заключается в разработке методической системы и создания педагогами образовательной среды для развития лидерских качеств у детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Анализ научной, методической литературы показывает, что проблема развития лидерских качеств у детей 6-7 лет недостаточно изучена.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях выявил следующие противоречия:
• между потребностью в развитии у детей старшего дошкольного возраста лидерских качеств и недооценкой роли познавательно-исследовательской деятельности в данном процессе;
• между пониманием педагогами важности развития у детей 6-7 лет лидерских качеств в познавательно-исследовательской деятельности и недостаточным методическим обеспечением организации работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Противоречия сформулировать проблему исследования: каковы возможности познавательно-исследовательской деятельности в развитии у детей 6-7 лет лидерских качеств в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически проанализировать и экспериментально проверить возможности познавательно-исследовательской деятельности в развитии у детей 6-7 лет лидерских качеств.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет лидерских качеств.
Предмет исследования: развитие у детей 6-7 лет лидерских качеств в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что развитие у детей 6-7 лет лидерских качеств в процессе познавательно-исследовательской деятельности возможно, если:
• определить характеристики лидерских качеств, их компоненты, соответствующие возрастным возможностям детей 6-7 лет;
• поэтапно организовать познавательно-исследовательскую деятельность, направленную на активизацию детьми лидерских качеств;
• создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на реализацию лидерских качеств в познавательно-исследовательской деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические положения в области развития лидерских качеств, роли познавательно-исследовательской деятельности в данном процессе и определить степень разработанности данной проблемы.
2. Обосновать и определить этапы организации познавательно-исследовательской деятельности, направленные на развитие у детей 6-7 лет лидерских качеств.
3. Определить критериально-диагностический аппарат оценки уровня развития лидерских качеств у детей 6-7 лет.
Теоретической основой исследования явились:
• учение о роли развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.);
• теоретические положения о развитии познавательной деятельности в дошкольном детстве (О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, В.Г. Каменская, И.Э. Куликовская Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков и др.);
• теоретические положения о возможностях поисково­-исследовательской деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, В.И. Слободчиков, В.В. Щетинина и др.).
В решении сформированных задач в данной работе планируются использовать следующие методы исследования: теоретические - это общий анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация - это обобщение практического опыта, системный анализ; эмпирические - это беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; методы обработки результатов - это количественный и качественный анализы полученных данных.
Научная новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы, определены и обоснованы задачи и содержание работы по развитию у детей 6-7 лет лидерских качеств в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Теоретическая значимость: расширен познавательно-деятельный подход к развитию лидерских качеств детей 6-7 лет; определены и охарактеризованы уровни их развития.
Практическая значимость: возможность использовать педагогами диагностических данных собранных в процессе обучения и воспитания по выявлению уровня развития у детей 6-7 лет лидерских качеств; содержание и типовые задания для детей, и дидактические средства, обеспечивающие освоение детьми соответствующих пособий по развитию лидерского потенциала в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г. Тольятти Самарской области. В исследовании приняли участие 28 воспитанников.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2018 по 2020 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (2018 - 2019 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий. Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, по изучаемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2018 - 2019 гг.). Реализована программа опытно-экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
Третий этап - заключительно-обобщающий (2020 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Личное участие автора в организации и проведения исследования состоит в выявлении проблемы исследования, в постановке цели и задач для решения данной проблемы. Также в определении показателей лидерских качеств, в организации поэтапной познавательно-исследовательской деятельности, в разработке авторской методики и модификация методик других авторов. Осуществлена подготовка развивающей предметно-пространственной среды для проведения познавательно-исследовательской деятельности, организованы и проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, анализ результатов на протяжении всего исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
• студенческая научно-практическая конференция «Проблемы образования на современном этапе», Тольятти, апрель 2019 г.;
• Всероссийская научно-практическая конференция «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики». Тольятти, 19 ноября 2019 г.;
• студенческая научно-практическая конференция «Проблемы образования на современном этапе», Тольятти, 13-17 апреля 2020 г.
Положения, выносимые на защиту:
1. Лидерские качества у детей 6-7 лет рассматриваются как совокупность умений и способностей старших дошкольников взаимодействовать с группой сверстников, не конфликтовать с ними, управлять своими эмоциями, всегда быть готовыми ответить за свои действия, владеть словом, позволяющим убедить остальных детей.
2. Развитие лидерских качеств у детей 6-7 лет осуществляется в процессе познавательно-исследовательской деятельности, поэтапно организованной с учетом возрастных особенностей детей и изменение позиции взрослого и ребенка в данном процессе (от руководящей роли педагога к направляющей и контролирующей).
3. Показатели и уровни развития у детей 6-7 лет лидерских качеств характеризуются степенью овладения адекватной самооценкой, инициативностью, самостоятельностью, умением организовывать деятельность, оценивать свои действия с точки зрения их результативности, выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого, оценивать свои действия.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 2 рисунка, 12 таблиц, списка используемой литературы (35 источников) и 7 приложений. Основной текст работы изложен на 79 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы показывает, что развитие ребенка является приоритетной задачей дошкольного образования. Предпосылки развития личности в деятельности рассматривалось с точки зрения физиологии, философии, социологии, педагогики, психологии, нейрофизиологии и многих других наук.
Особое внимание в работе уделяется проблеме развития лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста. Теоретический анализ исследований психологов и педагога позволил рассматривать лидерские качества как совокупность умений и способностей старших дошкольников взаимодействовать с группой сверстников, не конфликтовать с ними, управлять своими эмоциями, всегда быть готовыми ответить за свои действия, владеть словом, позволяющим убедить остальных детей.
Ребенок является активным участником собственного процесса развития, выступает субъектом деятельности. Важно организовать такой вид деятельности, чтобы обеспечить детям возможность для саморазвития. На наш взгляд, такой деятельностью является познавательно-исследовательская деятельность.
В исследовании познавательно-исследовательская деятельность рассматривалась как средство развития лидерских качеств. Познавательно-исследовательская деятельность оказывает стимулирующее действие в развитии любознательности ребенка, тем самым запускает механизм становления интереса к деятельности. Благодаря участию детей в деятельности совершенствуется память, мышление, внимание, улучшается зрительная и слуховая чувствительность, обогащаются знания о предметах и явлениях, расширяется словарный запас, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития лидерских качеств у детей 6-7 лет свидетельствуют о преобладании низкого и среднего уровня развития лидерских качеств. Дети редко проявляют инициативу, не всегда выполняют задания самостоятельно, обращаются за помощью к взрослому, не соблюдают правила организации и проведения познавательно-исследовательской деятельности, не добиваются результатов, конфликты со сверстниками.
Причина таких данных объясняется состоянием педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Анализ опроса педагогов показал, что недооцениваются потенциальные возможности познавательно-исследовательской деятельности в процессе развития лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап эксперимента показал важность организации и проведения познавательно-исследовательской деятельности. Организация поисково-познавательной деятельности осуществлялась по трем этапам: первый (мотивационный): второй (обучающий): третий (деятельный).
Данные контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике уровня развития лидерских качеств у детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Произошли изменения в позиции педагога, они стали уделять внимание развитию у детей самостоятельности, инициативности, умению отстаивать свою точку зрения, управлять своими эмоциями.
Полученные данные свидетельствуют, что гипотеза исследования подтвердилась, цель и задачи выполнены.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С. 71-74.
3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М. : Московский Государственный Университет, 1968. 135 с.
4. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 18 с.
5. Веракса Н. Е. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 151 с.
6. Виноградова Т. С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации //Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 92-98.
7. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии: Собр. соч. в 6-ти томах. т.2.. М. : Педагогика, 1982. 504 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. 480 с.
9. Гончарова Е. Ю. Педагогические условия развития основ культуры познания у ребенка старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 247 с.
10. Горленко Н. М., Горленко О. В., Запятая В. Б., Лебединцев Т. Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2012. № 4. С. 153-160.
11. Дыбина О. В., Щетинина В. В, Еник О. А., Анфисова С. Е. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1. C. 224-230.
12. Дыбина О. В. Наш ребенок и окружающий его мир. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. М. : «Мозаика- Синтез», 2005. 130 с.
13. Дыбина О. В., Рахманова Н.П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ «Сфера», 2001. 64 с.
14. Дыбина О. В., Щетинина В. В. Организация поисково-познавательной деятельности - один из путей развития познавательной активности ребенка. Психологические аспекты социального развития детей дошкольного возраста. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. С.91-96.
15. Дыбина О. В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации. М. : Национальный книжный центр, 2015. 304 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ