ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе 9
1.1 Задержка психического развития как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе 14
1.3 Характеристика компьютерных дидактических игр экологической
направленности 18
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития представлений о природе 28
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности 43
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития представлений о природе 55
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе 9
1.1 Задержка психического развития как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе 14
1.3 Характеристика компьютерных дидактических игр экологической
направленности 18
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития представлений о природе 28
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности 43
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития представлений о природе 55
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена социальным заказом общества на выпускника дошкольной образовательной организации, обладающего способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим, встает важная задача, связанная с формированием познавательно-исследовательской деятельности подрастающего поколения.
Формирование у детей представлений о природе приходится на дошкольный возраст. Процесс познания сложен и многообразен. Процесс познания окружающего мира начинается с чувственного восприятия. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное обобщенное представление об объекте или явлении природы, подобрать нужные символы изучаемого явления. Так, например, в старшем дошкольном возрасте взрослый формирует у детей понимание о связи между развитием растений и условиями их существования; формирует представления об обобщенных понятиях «рыбы», «птицы», «звери», «растения», «неживое» и т.д. Исходным звеном формирования осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены педагогическими исследованиями (Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, И.А. Комарова, С.Н. Николаева, Е.Ф Терентьева, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова и др.). Спецификой процесса познания окружающего мира является построение систем знаний на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей. Возможность построения таких систем знаний обоснована работами детских психологов (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.). Большинство исследований по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с природой выделяют в качестве содержания знаний отдельные элементы или отдельные связи в природе.
Использование компьютерных дидактических игр в дошкольном образовании является эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста, в частности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольность памяти и внимания, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Изучив материалы по теме исследования, мы определили, что проблема формирования представлений о природе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является актуальной.
После того как мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу, мы определили противоречие между формированием представлений о природе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием возможностей компьютерных дидактических игр экологической направленности в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности будет эффективен, если:
- разработать картотеку компьютерных дидактических игр экологической направленности;
- разработать технологические карты, включающие описание технологии проведения игры в соответствии с этапами: мотивационным, деятельностным, этапом обратной связи;
- организовать поэтапную работу по использованию компьютерных дидактических игр экологической направленности в образовательной деятельности детей.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности и определить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические (анализ педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, беседы с детьми, наблюдение); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования).
Теоретической основой исследования являются:
- положение об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.);
- национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеева, С.А. Степанов, Б. Шарье);
- исследования в области коррекционно-педагогической работы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.А. Панфилова, A.M. Прихожан и др.).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования компьютерных дидактических игр экологической направленности в формировании у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности; обоснованы показатели и определены уровни сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что компьютерные дидактические игры экологической направленности по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Экспериментальная работа проводилась в МАОУ детском саду № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти. В эксперименте участвовало 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), 5 приложений. Работа иллюстрирована 13 рисунками, 1 таблицей.
Формирование у детей представлений о природе приходится на дошкольный возраст. Процесс познания сложен и многообразен. Процесс познания окружающего мира начинается с чувственного восприятия. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное обобщенное представление об объекте или явлении природы, подобрать нужные символы изучаемого явления. Так, например, в старшем дошкольном возрасте взрослый формирует у детей понимание о связи между развитием растений и условиями их существования; формирует представления об обобщенных понятиях «рыбы», «птицы», «звери», «растения», «неживое» и т.д. Исходным звеном формирования осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены педагогическими исследованиями (Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, И.А. Комарова, С.Н. Николаева, Е.Ф Терентьева, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова и др.). Спецификой процесса познания окружающего мира является построение систем знаний на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей. Возможность построения таких систем знаний обоснована работами детских психологов (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.). Большинство исследований по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с природой выделяют в качестве содержания знаний отдельные элементы или отдельные связи в природе.
Использование компьютерных дидактических игр в дошкольном образовании является эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста, в частности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольность памяти и внимания, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Изучив материалы по теме исследования, мы определили, что проблема формирования представлений о природе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является актуальной.
После того как мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу, мы определили противоречие между формированием представлений о природе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием возможностей компьютерных дидактических игр экологической направленности в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности будет эффективен, если:
- разработать картотеку компьютерных дидактических игр экологической направленности;
- разработать технологические карты, включающие описание технологии проведения игры в соответствии с этапами: мотивационным, деятельностным, этапом обратной связи;
- организовать поэтапную работу по использованию компьютерных дидактических игр экологической направленности в образовательной деятельности детей.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности и определить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические (анализ педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, беседы с детьми, наблюдение); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования).
Теоретической основой исследования являются:
- положение об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.);
- национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеева, С.А. Степанов, Б. Шарье);
- исследования в области коррекционно-педагогической работы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.А. Панфилова, A.M. Прихожан и др.).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования компьютерных дидактических игр экологической направленности в формировании у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности; обоснованы показатели и определены уровни сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что компьютерные дидактические игры экологической направленности по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Экспериментальная работа проводилась в МАОУ детском саду № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти. В эксперименте участвовало 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), 5 приложений. Работа иллюстрирована 13 рисунками, 1 таблицей.
По результатам проведенного исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, а также сформировались основные выводы, касающихся теоретических и экспериментальных аспектов работы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе позволили установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Опираясь на исследования О.А. Соломенниковой, мы определили показатели сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе и модифицировали диагностические задания.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего этапа, позволили сделать вывод о том, что показатели уровня сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе невысокие.
Анализ результатов констатирующего этапа, свидетельствует о том, что у детей 6-7 лет с задержкой психического развития недостаточно сформированы представления о временах года, о мире животных и растениях, о природных явлениях и неживой природе.
На основе результатов констатирующего этапа, а также исследований в области формирования представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности, нами было разработано и апробировано содержание работы по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе:
- разработали картотеку компьютерных дидактических игр экологической направленности;
- разработали технологические карты, включающие описание технологии проведения игры в соответствии с этапами: мотивационным, деятельностным, этапом обратной связи;
- организовали поэтапную работу по использованию компьютерных дидактических игр экологической направленности в образовательной деятельности детей.
Результаты контрольного этапа показали, что уровень сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в экспериментальной группе после проведения формирующего этапа изменился в лучшую сторону. С низкого уровня на средний уровень перешли 5 детей, что составило 50%. На среднем уровне осталось 2 ребенка (20%). Со среднего на высокий уровень перешли 2 ребенка, что составило 20%. Низкий уровень в ЭГ на контрольном этапе выявлено у 1 ребенка (10%). Данный результат доказывает то, что дети из ЭГ имеют достаточно высокий уровень сформированности представлений о природе.
Таким образом, поставленная в исследовании цель о теоретическом обосновании и экспериментальном доказательстве возможности формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности.
Теоретическое изучение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе позволили установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Опираясь на исследования О.А. Соломенниковой, мы определили показатели сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе и модифицировали диагностические задания.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего этапа, позволили сделать вывод о том, что показатели уровня сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе невысокие.
Анализ результатов констатирующего этапа, свидетельствует о том, что у детей 6-7 лет с задержкой психического развития недостаточно сформированы представления о временах года, о мире животных и растениях, о природных явлениях и неживой природе.
На основе результатов констатирующего этапа, а также исследований в области формирования представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности, нами было разработано и апробировано содержание работы по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе:
- разработали картотеку компьютерных дидактических игр экологической направленности;
- разработали технологические карты, включающие описание технологии проведения игры в соответствии с этапами: мотивационным, деятельностным, этапом обратной связи;
- организовали поэтапную работу по использованию компьютерных дидактических игр экологической направленности в образовательной деятельности детей.
Результаты контрольного этапа показали, что уровень сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в экспериментальной группе после проведения формирующего этапа изменился в лучшую сторону. С низкого уровня на средний уровень перешли 5 детей, что составило 50%. На среднем уровне осталось 2 ребенка (20%). Со среднего на высокий уровень перешли 2 ребенка, что составило 20%. Низкий уровень в ЭГ на контрольном этапе выявлено у 1 ребенка (10%). Данный результат доказывает то, что дети из ЭГ имеют достаточно высокий уровень сформированности представлений о природе.
Таким образом, поставленная в исследовании цель о теоретическом обосновании и экспериментальном доказательстве возможности формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлений о природе в процессе использования компьютерных дидактических игр экологической направленности.
Подобные работы
- Обогащение представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023



