Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТСКОМ САДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ

Работа №112134

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде посредством экскурсий 8
1.1 Проблема ознакомления детей с детским садом в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Возможности экскурсий в формировании у детей 3-4 лет представлений о детском саде 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 3-4 лет представлений о детском саде посредством экскурсий 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 3-4 лет представлений о детском саде 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 3-4 лет представлений о детском саде посредством экскурсий 26
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 3-4 лет представлений о детском саде 32
Заключение 39
Список используемой литературы 42
Приложение А Результаты диагностики 45
Приложение Б Тематическое планирование 51
Приложение В Конспекты экскурсий 53

Актуальность исследования. Каждый человек - это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме - в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, определяющихся, в свою очередь, едиными условиями жизни, морально-нравственными нормами и культурными традициями.
К двум-трем годам в жизни ребенка наступает новый этап, обусловленный важным событием - он начинает ходить в детский сад. Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОО) - один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс социального развития ребенка проходил в большей степени ситуационно и стихийно, то в стенах ДОО он становится целенаправленным и планомерным.
Однако, дезадаптация детей младшего дошкольного возраста, к условиям детского сада, стала устойчивой тенденцией последних лет. Именно поэтому одной из важных задач воспитателя является заинтересовать ребенка в детском саду, привить любовь к своему второму дому, познакомить с традициями детского сада. Значение формирования представлений о детском саде у детей 3-4 лет заключается в том, что работа в данном направлении способствует формированию у детей стремления к посещению детского сада, способность подчиняться установленным правилам, пониманию социальной роли воспитателя и воспитанника.
Экскурсия в условиях дошкольной образовательной организации представляет собой такую форму организации непрерывной образовательной деятельности, ядром которой являются наблюдение, изучение природных явлений и процессов в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего дошкольника. Экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, приобщить к культурным ценностям и традициям. При этом решаются задачи по формированию познавательной активности, связной речи, культуры поведения в общественном месте.
Таким образом, содержание дошкольного образования должно обеспечить формирование у детей 3-4 лет представлений о детском саде посредством экскурсий.
Проблема формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде изучалась в работах Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, М.И. Лисиной, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова. Значение экскурсий для формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде описано в трудах Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы, И.В. Истанько, Г.М. Казановой, Л.С. Киселевой.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде. Отметим, что огромное влияние на формирование у детей 3-4 лет представлений о детском саде оказывают экскурсии. Однако практики использования экскурсий как средства формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде недостаточно.
На основании выше изложенного нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде и недостаточным использованием экскурсий в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде посредством экскурсий?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 3-4 лет представлений о детском саде посредством экскурсий».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде посредством экскурсий.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде.
Предмет исследования: экскурсии как средство формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование у детей 3-4 лет представлений о детском саде посредством экскурсий возможно, если:
• определена тематика и разработано соответствующее содержание экскурсий по детскому саду;
• определены методы проведения экскурсий с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет (доминирование игровой мотивации, преобладание наглядности, создание проблемно-практических ситуаций);
• экскурсии по детскому саду включены в образовательную деятельность по познавательному развитию детей 3-4 лет.
Задачи исследования:
1) проанализировать проблему формирования представлений о детском саде в психолого-педагогической литературе; выявить возможности экскурсий в формировании у детей 3-4 лет представлений о детском саде;
2) выявить уровни сформированности у детей 3-4 лет представлений о детском саде;
3) определить и апробировать содержание и методы работы по формированию у детей 3-4 лет представлений о детском саде посредством экскурсий.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• положения о значении ознакомления детей с детским садом (Л.Д. Волошина, Е.О. Смирнова);
• положения об организации экскурсий в дошкольной образовательной организации (И.С. Ильина, Г.Ф. Кумарина).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде посредством экскурсий; определены показатели и уровни сформированности у детей 3-4 лет представлений о детском саде.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования экскурсий в формировании у детей 3-4 лет представлений о детском саде.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированное содержание работы по формированию у детей 3-4 лет представлений о детском саде посредством экскурсий может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ № 5 «Колосок» г. Канск.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и 3 приложений. В тексте работы представлены 10 таблиц, 6 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.
Представления - это психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент, но воссоздаваемых на основе предыдущего опыта. Формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде проводится в рамках работы по адаптации детей к дошкольной образовательной организации. Под адаптацией понимают приспособление организма к условиям окружающей среды. Адаптационный процесс к ДОО - сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. Период адаптации может длиться от 2 недель до 3-4 месяцев. На длительность адаптационного периода может повлиять ряд факторов: особенности нервной системы ребенка; возраст ребёнка; наличие или же отсутствие тренировки нервной системы; состояние здоровья; контраст между домашней обстановкой и обстановкой в ДОО; разница в методах воспитания. Работа по ознакомлению детей с детским садом ведется в ходе образовательной деятельности по познавательному развитию. Основными методами знакомства детей с детским садом являются: наблюдение; эксперимент; труд; игра; беседа; рассказ. Наблюдения, эксперименты, трудовая и игровая деятельность относятся к методам, способствующим восприятию ребенком окружающего мира и активному усвоению основных навыков. В процессе наблюдения, ребенок легко и быстро усваивает процессы и явления, происходящие в детском саду, знакомится с правилами поведения в группе и на прогулке. Такой метод актуально применять в раннем и младшем дошкольном возрасте, поскольку дети усваивают информацию через визуальное восприятие.
Экскурсии - форма особой организации познавательной деятельности. Организация экскурсий сопровождается не только наглядным изучением объектов, но и рассказами, пояснениями воспитателей. Это помогает непосредственному восприятию детей, наглядному ознакомлению с изучаемыми объектами окружающей действительности в их естественном месторасположении. Экскурсия по детскому саду для детей 3-4 лет является ознакомительным видом экскурсии. Основная цель таких экскурсии - создать условия для быстрой адаптации дошкольников к детскому саду. При этом решаются следующие задачи: дать понятие об уголках и зонах, которые есть в групповой комнате (игровая, книжная, художественная), ознакомить с игрушками, оборудованием, материалами, правилами их использования; формировать представления о том, что в детском саду есть люди, которые трудятся, чтобы создать комфортные условия для пребывания тут детей; помочь усвоить названия и назначение отдельных помещений (музыкальный и спортивный зал, кухня, прачечная, кабинет медсестры, заведующей); воспитывать вежливость, уважительное отношение к труду работников детского сада.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ № 5 «Колосок» г. Канск. В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 3-4 лет, которые для эксперимента были разделены на две группы - экспериментальную (20 детей) и контрольную (20 детей).
Констатирующий этап эксперимента позволил установить, что у большинства детей 3-4 лет представления о детском саде сформированы на среднем уровне. Дети не знают, как называется их группа, но могут сказать, какие игрушки есть в их группе, а также не могут ответить, где и с кем они любят играть, и любят ли они играть вместе со взрослыми. У детей частично сформированы представления о правилах безопасного поведения в детском саду. Они знают, как называется детский сад, могут сказать, куда ходят заниматься музыкой и физической культурой, но не могут назвать профессии взрослых в детском саду. 30% детей демонстрируют низкий уровень сформированности представлений о детском саде. Они не знают, как называется их группа, не могут сказать, какие игрушки есть в их группе, а также затрудняются ответить, где и с кем они любят играть, и любят ли они играть вместе со взрослыми. У детей не сформированы представления о правилах безопасного поведения в детском саду. Они знают, как называется детский сад, но не могут сказать, куда ходят заниматься музыкой и физической культурой, затрудняются назвать профессии взрослых в детском саду.
Опираясь на полученные результаты диагностики, нами была определена тематика и разработано соответствующее содержание экскурсий по детскому саду. В рамках непрерывной образовательной деятельности по познавательного развитию мы проведены 10 экскурсий. Методы проведения экскурсий определялись с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет: доминирование игровой мотивации; преобладание наглядности; создание проблемно-практических ситуаций; использование методов эмоционального стимулирования и поддержки.
Контрольный этап эксперимента показал, что значимые различия выявлены по всем параметрам представлений о детском саде у детей экспериментальной группы. Так, количество испытуемых с высоким уровнем сформированности представлений о детском саде выросло на 15% (с 35% до 50%). Количество же испытуемых с низким уровнем представлений о детском саде, напротив, снизилось на 10% (с 15% до 5%). В контрольной группе результаты в процентном соотношении по уровням не изменились.
Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, полностью подтверждается. Полученные результаты доказывают эффективность экскурсий как ведущего педагогического средства формирования у детей 3-4 лет представлений о детском саде.


1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М. : Просвещение, 2017. 176 с.
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. Воронеж : «Учитель», 2016. 314 с.
3. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина 2014. 304 с.
4. Аралова М. А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации / Сост. М. А. Аралова. М. : Т Ц Сфера, 2018. 128 с.
5. Афонькина Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста : Методическое пособие. М. : АРКТИ, 2017. 311 с.
6. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Проспект, 2014. 414 с.
7. Брэдвей Л., Хил Б. А. Ребёнок от 2 до 7 лет. М. : ЮНВЕС,2014. 160 с.
8. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей дет. сада. М. : Просвещение, 2013. 104 с.
9. Волошина Л. Д., Кокунько Л. И. Современная воспитательная система детского сада // Дошкольное воспитание. 2014. № 3. С. 12-17.
10. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. Кроха : Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. 4-е изд,, перераб. М. : Просвещение, 2015. 253 с.
11. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). Ростов н/Д : Феникс, 2016. 192 с.
12. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. М. : Эксмо, 2015. 204 с.
13. Калинина Р.А., Семёнова Л.О., Яковлева Г.В. Ребёнок пошёл в детский сад // Дошкольное воспитание. 2016. № 4. С. 14-16.
14. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 34-37.
15. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 2014. 359 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ