Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых

Работа №112050

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное процесс

Объем работы40
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Уголовно-криминалистические аспекты допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых 7
1.1 Тактические основы производства допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых 7
1.2 Правовой статус несовершеннолетних при проведении следственных действий 14
1.3 Проблемы участия специалиста при допросе несовершеннолетнего 20
Глава 2 Особенности тактических приемов, при производстве допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых 27
2.1 Особенности подготовительного этапа допроса несовершеннолетнего 27
2.2 Особенности проведения допроса несовершеннолетнего 30
Заключение 34
Список используемой литературы и используемых источников 37

Актуальность темы исследования. Для расследования преступлений, допрос несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых, как следственное действие, имеет важнейшее значение, так как дает возможность получения информации от лица, непосредственно совершавшего в условиях определенного времени, обстановки, тем или иным способом действия, направленные на совершение преступного деяния в вербальной форме, позволяет детально реконструировать картину произошедшего в случае добросовестного поведения допрашиваемого лица.
В настоящее время достаточно много внимания исследователи уделяют процессуальным особенностям и тактике допроса несовершеннолетних лиц, которые представляют особую категорию допрашиваемых лиц.
Планирование тактики допроса представляет собой один из важнейших этапов, так как позволяет продумать заранее все сложные моменты, разработать четкую структуру, учесть особенности личности допрашиваемого, проанализировать имеющиеся материалы, представляющие наибольшую важность для допроса. Особенно тщательно необходимо готовится к допросу, когда речь идет о несовершеннолетних, так как психика данных лиц крайне неустойчива и подвержена влиянию многочисленных факторов разного характера.
Степень научной разработанности темы исследования. Аспекты допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых раскрываются в научных исследованиях Анучкиной А.Д., Арчакова М.Ю., Асяевой М.В., Ахметшина Р.Л., Белокобыльской О.И., Васильева А.Н., Карнеевой Л.М., Васильева В.Л., Гриненко А.А., Дмитриева Ю.А., Егорова Н.Н., Еникеева М.И., Журавлевой И.А., Киряниной И.А., Мишениной А.А., Кокорина Д.Л., Мосина С.В., Колмакова П.А., Кривошеин И.Т., Курмаевой Н.А. и других ученых.
Объектом исследования являются криминалистические, уголовно-процессуальные, психологические факторы, оказывающие влияние на тактику допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых.
Предметом исследования будут выступать тактические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых по делам о грабеже и разбое.
Цель и задачи исследования. Исследование тактических основ допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• определить понятие, сущность и цели допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых;
• охарактеризовать время, место, продолжительность допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых и порядок их вызова на допрос;
• проанализировать проблемные вопросы участия педагога и психолога, защитника и законного представителя при допросе несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых;
• рассмотреть особенности подготовительного этапа допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых по делам о грабеже и разбое,
• определить тактико-криминалистическое значение установления психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним;
• дать общую характеристику тактических приемов, применяемых при допросе несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых.
Методология и методика исследования. Для достижения поставленной цели исследования и решения его задач использован ряд общенаучных и специально-научных методов, а именно: диалектический; сравнительно-правовой; методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения и иные методы.
Теоретическую основу исследования составили научная и учебная литература в сфере уголовного права, научные статьи в ведущих периодических изданиях, диссертационные исследования, согласно тематике исследования.
Нормативная база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и другими законами, а также подзаконными актами.
Научная новизна исследования состоит в предпринятой попытке комплексного исследования при допросе несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых.
Структуру работы определили цели и задачи настоящего исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. Допрос несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых следует понимать, как психологический процесс взаимодействия, между следователем и несовершеннолетним, в ходе которого следователь получает нужную информацию посредством опроса, с помощью юридической тактики и психологических методов и вносит показания в протокол. Или другими установленными законом способами, например, с помощью получения устной информация об известных ему обстоятельствах, имеющих отношение к расследованию уголовного преступления.
2. Допрос несовершеннолетнего является получение информации о самом преступлении; об участии в совершении уголовного преступления отдельных лиц, их мотивах, характере и размере ущерба, причиненного уголовным преступлением, о других соответствующих данных, подтверждающих истину в расследуемом деле.
Время допроса несовершеннолетнего ограничено 4 часами в день, а непрерывный допрос ограничен 2 часами. При выборе времени допроса следователь должен учитывать нежелательный допрос, когда несовершеннолетний находится в учебном заведении, а также вечером.
3. Несовершеннолетний по возможности допрашивается в кабинете следователя. Присутствие других следователей на допросе также недопустимо. Допрос в кабинете следователя не всегда тактически выгоден. Формальность, серьезность ситуации в некоторых случаях препятствуют установлению психологического контакта между участниками допроса, вызывают проявления изоляции, ограничивают допросы. В связи с этим целесообразно оборудовать специальные помещения для допроса несовершеннолетних.
4. Допрос несовершеннолетнего включает, помимо обязательного участия защитника, участие законного представителя несовершеннолетнего, педагога или психолога. В то же время, участие педагога (психолога) обязательно при допросе несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет, а также несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами.
В то же время участие в допросе законного опекуна несовершеннолетнего не всегда оправдано, поскольку в присутствии родителя, опекуна, подросток может испытывать смущение, стыд за то, что он или она сделали, что, конечно, может быть свидетельством того, что несовершеннолетний скрывает важные моменты в описании того, что произошло.
5. Исследование проблем участия педагога и психолога в допросе позволило сделать вывод, что участие психолога на допросе несовершеннолетнего, а не педагога, является наиболее оптимальным для достижения целей допроса несовершеннолетнего. Этот вывод обусловлен следующим.
Психолог компетентен в оказании помощи, в установлении психологического контакта между следователем и опрашиваемым, а также в том, чтобы помочь следователю понять, что сказал подросток, и объяснить ему содержание поставленных перед ним вопросов. Психолог способен выяснить возрастные особенности личности подростка, объяснить происхождение, развитие и проявление конкретных психических процессов и явлений, а также мотивировать его поведение.
6. Успех допроса определяется тщательной подготовкой следователя к нему. Характеристиками деятельности следователя на этом этапе являются изучение личности несовершеннолетнего, определение круга участников допроса, разработка плана допроса и формулировка содержания вопросов, которые должны быть заданы следователями, исходя из характеристик ситуации тактического допроса.
Чтобы изменить нечестное поведение несовершеннолетнего, который склонен давать ложные показания или намерение отказаться от дачи показаний, в первую очередь необходимо установить психологический контакт, чтобы ослабить напряжение, волнение, беспокойство, враждебность, подозрение, создание допрашиваемого, предпосылки готовности допрашиваемого несовершеннолетнего к общению со следователем.
Было установлено, что психологическому контакту между следователем и тем, кого допрашивают, способствует использование следующей тактики: правило «накапливать согласие, демонстрировать общие мнения, оценки, интересы» (например, следователь проявляет интерес к занятиям спортом меньшинств, хобби) и «психологические» техники поглаживания.
7. Особое внимание было уделено использованию тактики, направленной на разоблачение допрашиваемого во лжи и получение истинных показаний.
В качестве наиболее эффективных тактических методов обращения следователя с допрашиваемым и выявления ложных показаний эти методы считались использованием несоответствий между его показаниями и другими материалами дела, представлением доказательств, сочетанием ложных и подробных методов доказывания, внезапным вопросом или доказательством.
8. Определены особенности записи показаний несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых). В то же время была отмечена важность подробного учета показаний опрошенных, свидетельствующих, не допрашивая следователя, о характеристиках речи в сообщении, полученном от несовершеннолетнего. Кроме того, было отмечено, что недопустимо заменять слова и выражения собеседника официальной терминологией и устными разговорами, которые не характерны для собеседника.


1. Анучкина А.Д. Некоторые особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса и их законных представителей // Юрид. наука и практика : вестн. Нижегор. акад. МВД России. 2010. № 2 (13). С. 281-284.
2. Арчаков М.Ю. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших на досудебных стадиях уголовного процесса : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М. : Сфера, 2012. 25 с.
3. Асяева М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего // Юридические науки. 2014. № 22-1. С.21-23.
4. Ахметшин Р.Л. Тактика коммуникативных следственных действий /науч. ред. Н.Т. Ведерников. - Томск : Издательский Дом ТГУ, 2014. 294 с.
5. Баранов И.Д., Кирюшина Л.Ю. Этика допроса несовершеннолетних // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2015. Т. 2. № 12. С. 137-139.
6. Белокобыльская О.И. Пределы допустимости психологического воздействия на допрашиваемого при производстве допроса // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 5. С. 88-91.
7. Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. - М.: Юрид. лит., 1970. - 270 с.
8. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб. : Питер, 2008. С. 891-893
9. Гриненко А.А. Обеспечение прав несовершеннолетних при допросе в досудебном уголовном процессе // Вестник МГОУ. Серия «Юриспруденция». 2016. № 2. С. 93-99.
10. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 340 с.
11. Егоров Н.Н. Допрос как средство доказывания в уголовном процессе: учебное пособие. - Хабаровск, 2014. 290 с.
12. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник для вузов. - М.: Норма, 2001. 521 с.
13. Журавлева И.А. Тактические приемы, направленные на оказание психологического воздействия в процессе допроса несовершеннолетнего подозреваемого // Сборник материалов криминалистических чтений. 2014. С. 31-32.
14. Кирянина И.А., Мишенина А.А. Актуальные вопросы тактики допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 4. С. 140-143.
15. Кокорин Д.Л., Мосина С.В. Отдельные аспекты тактики допроса несовершеннолетнего // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2016. № 2. С. 21-27.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ