Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тактика допроса несовершеннолетних подозреваемых

Работа №25010

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1093
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Психологические особенности несовершеннолетних 14-18 лет 7
2. Подготовка к допросу несовершеннолетнего подозреваемого 21
2.1. Информационная подготовка 21
2.2. Организационно - тактическая подготовка 25
2.3. Техническая подготовка к допросу 37
3. Тактические ситуации и тактические приемы допроса
несовершеннолетнего подозреваемого 41
3.1. Понятие тактического приема. Требования, предъявляемые к
тактическим приемам 41
3.2. Тактические приемы, реализуемые в бесконфликтных ситуациях. 46
3.3. Тактические приемы, используемые в конфликтных
ситуациях 50
Заключение 56
Список используемых источников 59

В наши дни, на современном этапе развития России, обострилась проблема преступности среди несовершеннолетних. Данная проблема, к сожалению, все еще набирает актуальность вследствие усиления определенного ряда негативно воздействующих тенденций на экономическую, социально-политическую, правовую, культурную, семейно¬бытовую и остальные сферы жизни общества. Таким образом, налицо тот факт, что негативные последствия политических и социально-экономических преобразований, а также, трансформации нравственных и моральных ценностей значительной части населения, что с ними связаны, оказали наибольшее влияние именно на подрастающее поколение. Так же, вместе с тем, наблюдается и все большее проявление негативных тенденций в динамике преступности, такие как феминизация, омоложение, усиление группового характера, криминализация благополучных категорий подростков и прочее. Если обратиться к официальной статистике и криминологическим исследованиям, проводимым в течение довольно длительного времени, то мы сможем наблюдать тенденции к интенсивности роста преступности среди несовершеннолетних на территории нашей страны.
В связи с вышесказанным, становиться остро необходимым усовершенствование тактики следственных действий, которые проводятся с участием представителей данной категории лиц, а именно, проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. В определенном ряде ситуаций в начале расследования допрос выступает в качестве единственного возможного способа получения необходимой информации по делу, или же обнаружения источников доказательств, что ранее не были известны. Таким образом, проведение умелого, тактически верного допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в большей мере определяет качество всего предварительного расследования в целом.
Допрос несовершеннолетних является особенно трудным, в силу того, что психическая деятельность детей и подростков еще не окончательно сформирована, в связи с чем она наиболее подвержена каким-либо серьезным изменениям при минимальных воздействиях извне. Также значимость допроса несовершеннолетних заключается не только в самом получении показаний от лиц, которые обладают необходимыми для расследуемого дела сведениями, но, так же, и в том, что он может быть так же использован с целью оказания воспитательного воздействия.
При этом в большей части работ, которые посвящены допросу несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, были недостаточно раскрыты и учтены достижения современной психологической мысли: при исследовании проблем, которые посвящены допросу несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых не были должным образом развиты вопросы, имеющие отношение к учету психофизиологических особенностей конкретного подростка в ходе допроса, визуальной диагностики его психического состояния и поведения, скрываемой подростком информации, методов установления психологического контакта и использования приемов психического воздействия с целью разоблачения лжи.
Целью работы выступает исследование тактики допроса несовершеннолетнего подозреваемого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть психологические особенности несовершеннолетних 14- 18 лет;
- Охарактеризовать особенности подготовки к допросу несовершеннолетних подозреваемых;
- Разобраться в разнообразии тактических ситуаций и тактических приемов допроса несовершеннолетних подозреваемых;
- Попытаться уточнить недостаточно освещенные аспекты в рекомендациях по тактике допроса несовершеннолетних подозреваемых;
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, содержащихся в работе, осуществлено путем комплексного применения логико-юридического метода правового исследования.
Теоретическое значение исследования заключается в получении более глубоких знаний о грамотной и эффективной организации и проведения такого следственного действия как допрос.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего практического применения полученных знаний.
Данная бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников:
- Во введении обоснована актуальность указанной цели и задач исследования;
- В первой главе раскрываются психологические особенности несовершеннолетних 14-18 лет;
- Вторая глава посвящена подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого;
- В третьей главе рассматриваются тактические ситуации и тактические приемы допроса несовершеннолетних подозреваемых;
- В заключении излагаются выводы по проведенному исследованию.
Также необходимо отметить, что практическую основу работы составляют материалы уголовных дел из архивов лаборатории криминалистики Юридического института СФУ и следственного отдела Октябрьского района г. Красноярска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с Конвенцией о правах ребенка Президентом Российской Федерации перед обществом поставлена задача по формированию в России системы, обеспечивающей защиту прав каждого несовершеннолетнего. Для решения этой задачи в Российской Федерации должна быть создана система дружественного по отношению к несовершеннолетним правосудия. Одно из ведущих мест в этой системе занимают следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, которые в своей деятельности обязаны обеспечивать права и свободы несовершеннолетних.
Учитывая важность проблемы защиты прав несовершеннолетних от преступных посягательств, председателем Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкиным было инициировано внесение изменений в УПК России, согласно которым с 1 января 2012 г. предварительное расследование по тяжким и особо тяжким преступлениям, совершенным несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, осуществляется следователями следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
В связи с этим на следственные органы Следственного комитета Российской Федерации ложится дополнительная ответственность по соблюдению прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и гарантии неприкосновенности их личности в ходе производства предварительного следствия.
Особый порядок производства по делам в отношении несовершеннолетних, установленный уголовно-процессуальным законом, требует дополнительных гарантий их прав, так как основывается на социально-психологических, возрастных и других особенностях несовершеннолетних.
Допрос по своей значимости и распространенности занимает одно из ведущих мест в системе средств получения доказательственной информации по уголовным делам. Это следственное действие заключается в получении и фиксации правомочным должностным лицом вербальной (устной) информации, имеющей значение для уголовного дела, от субъекта, обладающего этими значимыми сведениями. Общий порядок производства допроса регламентирован ст. 187 - 190 УПК РФ. Одновременно законодателем установлены особые процессуальные правила производства допроса лиц, не достигших 18-летнего возраста и выступающих по уголовному делу в качестве подозреваемого или обвиняемого (ст. 191 УПК РФ).
Представляется, что наиболее эффективными тактическими приемами, позволяющими получать от подозреваемых, обвиняемых полные и правдивые показания, являются приемы, основанные на логическом убеждении допрашиваемого, например, предъявление доказательств, использование противоречий, разъяснение возможностей расследования. Интересными и эффективными являются также тактические приемы, в чьей основе использование законов и закономерностей человеческой психологии, например, психологические ловушки и следственные хитрости, использование фактора внезапности, изменение темпа допроса. По нашему мнению, такого рода тактические приемы вполне допустимы, если они не связаны с обманом допрашиваемого.
Подытоживая, хочется отметить, что при допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых могут быть получены достаточно достоверные,точные и полные показания, но при условии грамотной организации и верно выбранной тактики проведения допроса.
Также представляется необходимым подчеркнуть, говоря о положениях тактики, что эффективность при допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых всецело зависит от знания следователем психологических особенностей возрастной группы, к которой относиться несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый.



1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. - 1993. - Вып. XLVI.
2. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // СЗ РФ. - 29.03.1999. - N 13. - Ст. 1489.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2001. - N 52. - Ст. 4921.
Специальная литература
4. Баев, О. Я. Конфликты на предварительном следствии (основы предупреждения и разрешения) / О. Я. Баев. - Воронеж, 1984. - 132 с.
5. Баев, О. Я. Основы криминалистики: Курс лекций / О. Я. Баев. - М., 2011. - 390 с.
6. Баев, О. Я. Тактика следственных действий / О. Я. Баев. - Воронеж, 1992. - 456 с.
7. Белкин, Р. С. Общая и частные криминалистические теории / Р. С. Белкин. - М., 1997. - 272 с.
8. Васильев, А. Н. Тактика допроса при расследовании преступлений / А. Н. Васильев, Л. М. Корнеева. - М., 2009. - 275 с.
9. Васильев, А. Н. Тактика отдельных следственных действий / А.Н. Васильев. - М., 2009. - 177 с.
10. Вахмянина, Н. Б. Тактико-организационные рекомендации по соблюдению ограниченных сроков допроса малолетних свидетелей и потерпевших / Н. Б. Вахмянина // Российский следователь. - М., 2014. - 50 с.
11. Дмитриев, А. В. Конфликтология: учебное пособ. / А. В. Дмитриев. - М., 2003. - 320 с.
12. Доступов, Г. Г. Психологические основы допроса на предварительном следствии / Г. Г. Доспулов. - М., 1976. - 112 с.
13. Доступов, Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии / Г. Г. Доступов. - М., 1976. - 112 с.
14. Журавлева, И. А. Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших / И. А. Журавлева, Т. В. Каскевич. - Красноярск, 2009. - 92 с.
15.Зорин, Г. А. Психологический контакт при производстве допроса. - Гродно: Изд-во Гродненского ун-та. / Г. А. Зорин. - М., 1986. - 108 с.
16.Зорин, Г. А. Психологический контакт при производстве допроса. - Гродно: Изд-во Гродненского ун-та. / Г. А. Зорин. - М., 1986. - 108 с.
17. Кертес, И. Тактика и психологические основы допроса / И. Кертес. - М., 1965. - 166 с.
18. Коновалова, В. Е. Психология в расследовании преступлений / В. Е. Коновалова. - М., 1978. - 143 с.
19. Корнеева, Л. М. Тактика допроса на предварительном следствии / Л. М. Корнеева, С. С. Ордынский, С. Я. Розенблит. - М., 1996, - 207 с.
20. Коченов, М. М. Допрос малолетних: Метод. Пособ. / М. М. Коченов, Н. Р. Осипова. - М., 2009. - 35 с.
21. Коченов, М. М. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие / М. М. Коченов, Н.Р. Осипова. - М., 2009. - 58 с.
22. Криминалистика / под ред. Р. С. Белкина, Г. Г. Зуйкова. - М., 1993. - 313 с.
23. Криминология, 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. И. Долговой. - М., 2014. - 912 с.
24. Лосев, Д. М. Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых: автореф. дис. / Д. М. Лосев. - М., 1995. - 18 с.
25. Люблинская, А. А. Очерки психологического развития ребенка / А. А. Люблинская. - М., 1991. - 364 с.
26. Макаренко, И. А. Понятие конфликтной ситуации при допросе обвиняемого, который не достиг совершеннолетия и способы ее разрешения / И. А. Макаренко // Проблемы оптимизации правоохранительной деятельности в нынешних условиях. -Уфа: Издательство Башк. университета, 1998. - 164 с.
27. Макаренко, И. А. Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого: Монография / И. А. Макаренко. - Уфа, 2001. - 321 с.
28.Обухова, Л.Ф. Детская психология при допросе: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. - М., 2007. - 352 с.
29. Поливанова, К. Н. Периодизация детского развития: опыт понимания / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. - М., 2004. - 120 с.
30. Приходько, К. И. Когда перед следователем несовершеннолетний / К. И. Прихотько. - М., 2010. - 63 с.
31. Прохоров, А. О. Психическое состояние детей дошкольного возраста / А. О. Прохоров, С. В. Велиева // Вопросы психологии. - М., 2003. - 67 с.
32. Ратинов, А. Р. Психология допроса обвиняемого / А. Р. Ратинов. - М.,1989. - 114 с.
33. Ратинов, А. Р. Судебная психология для следователей / А. Р. Ратинов. - М., 1967. - 352 с.
34. Реуцкая, И. Е. Психологические особенности допроса
несовершеннолетних / И. Е. Реуцкая, О. И. Бродченко // Прикладная юридическая психология. - М., 2015. - 68 с.
35. Романов, В. В. Юридическая психология: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / В. В. Романов. - М., 2005. - 488 с.
36. Романов, В. В. Юридическая психология: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. М., Издательство "Юрайт": ИД "Юрайт" / В. В. Романов. - М., 2011. - 433 с.
37. Россинская, Е. Р. Криминалистика. Вопросы и ответы / Е. Р. Россинская. - М., 1999. - 351 с.
38. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1973. - 424 с.
39. Руденский, Е. В. Социальная психология. Курс лекц. / Е. В. Руденский. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1998. - 57 с.
40 . Споткай, Л. С. Определенные характеристики тактики при допросе несовершеннолетних по делам об изнасиловании / Л. С. Споткай // Следственная практика. - М., 2010. - № 40. - 89 с.
41. Хасан, Б. И. О понятийной схеме и специфике конфликтных ситуаций в деятельности следователя при расследовании преступлений / Б. И. Хасан // Проблемы психологии следственной деятельности. - Красноярск, 1986. - 485 с.
42. Шейфер, С.А. Следственные действия. Основания, доказательственное значение и процессуальный порядок. Изд-во «Самарский университет» / С. А. Шейфер. - М., 2004. - 218 с.
43. Шурухнов, Н. Г. Криминалистика: учеб. пособ. / Н. Г. Шурухнов. - М., 2006. - 352 с.
44. Яблоков, Н. П. Криминалистика / Н. П. Яблоков. - М., 2001. - 718 с.
Материалы следственной практики
45. См.: Уголовное дело № 46501. Архив лаборатории криминалистики Юридического института СФУ г. Красноярска, 1979 г.
46. См.: Уголовное дело № 104168. Архив лаборатории криминалистики Юридического института СФУ г. Красноярска, 1985 г.
47. См.: Уголовное дело № 9745811. Архив следственного отдела по Октябрьскому району г. Красноярска, 2003 г.
48. См.: Уголовное дело № 12275653. Архив следственного отдела по Октябрьскому району г. Красноярска, 2003 г.
49. См.: Уголовное дело № 14834811. Архив следственного отдела по Октябрьскому району г. Красноярска, 2004 г.
50. См.: Уголовное дело № 14837912. Архив следственного отдела по Октябрьскому району г. Красноярска, 2004 г.
51. См.: Уголовное дело № 15615299. Архив следственного отдела по Октябрьскому району г. Красноярска, 2005 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ