Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ

Работа №28985

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

криминалистика

Объем работы225
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
785
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-13
Глава 1. Показания несовершеннолетних свидетелей и потерпевших: значение, процессуальные и этические особенности получения 14-66
§1. Развитие основных подходов к оценке значения показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших 14-27
§2. Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии 28-46
§3. Этика допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших...47-66
Глава 2. Психологические особенности несовершеннолетних
и их влияние на формирование свидетельских показаний 67-113
§1. Периодизация психического развития несовершеннолетних
и ее значение для тактики допроса 67-81
§2. Особенности подростковой психологии, учитываемые
в процессе получения свидетельских показаний 82-97
§3. Психологические возможности восприятия и передачи
информации малолетними 98-113
Глава 3. Тактические основы допроса несовершеннолетних
свидетелей и потерпевших 114-182
§1. Подготовка к проведению допроса 114-134
§2. Особенности тактики получения показаний
несовершеннолетних свидетелей и потерпевших 135-167
§3. Фиксация хода и результатов допроса
несовершеннолетних свидетелей и потерпевших 168-182
Заключение 183-187
Библиография 188-207
Приложения

Актуальность темы диссертационного исследования. Масштабные социально-экономические преобразования, проводимые в нашей стране на современном этапе развития, непроизвольно послужили причиной многих отрицательных явлений, сопровождаемых закономерным ростом преступности. Ее сегодняшнее состояние в России вызывает серьезную озабоченность и тревогу как у населения страны в целом, так и у правоохранительных органов. В таких условиях надежная защита граждан от общественно опасных посягательств - одно из приоритетных направлений национальной политики, причем объектом особого внимания государства (согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия) должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.
К сожалению, сегодня дети и подростки в полной мере не защищены от разнообразных проявлений сексуальной, корыстной и иной эксплуатации со стороны взрослых. Насилию в различных его формах подвергаются ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних; по разным источникам - от 50 до 500 тысяч детей каждый год убегают из семей и специальных учреждений, спасаясь от жестокости родителей, воспитателей, сверстников; участились случаи похищения детей с целью получения выкупа. Стремительно растет количество грабежей и разбоев, совершаемых в отношении несовершеннолетних как наиболее уязвимых членов общества. Если в 2003 г. открытому хищению имущества (главным образом, мобильных телефонов - тенденция нашего времени) подверглись 6804 представителя рассматриваемой категории лиц, то уже в первом полугодии 2004 г. - 4719. Что касается разбоев, то здесь статистика не менее трагична: 1686 за 2003 г. и 1250 только за первое полугодие 2004 г. По мере увеличения в стране числа беженцев, вынужденных переселенцев и других людей, в силу тех или иных причин вырванных из системы нормальных социальных связей, пополняется слой несовершеннолетних «бомжей». Все это объясняет факт участившегося вовлечения не достигших 18 лет в сферу уголовного судопроизводства.
В сложившейся ситуации возникает необходимость совершенствования тактики следственных действий, проводимых с участием представителей указанной категории лиц, и, в частности, тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, нередко оказывающихся единственными очевидцами преступлений и, в силу этого, располагающих очень важной информацией, определяющей весь ход расследования (недавние трагические события в г. Беслане наглядный тому пример).
В том или ином аспекте проблемы, связанные с оптимизацией тактики допроса, в том числе и несовершеннолетних, в свое время подвергались глубокому и серьезному исследованию в трудах отечественных криминалистов: О.Я. Баева, Р.С. Белкина, А.Н. Васильева, Ф.В. Глазырина, Н.И. Гуковской, А.И. Долговой, Г.Г. Доспулова, А.В. Дулова, А.А. Закатова, Г.А. Зорина, Л.Л. Каневского, Л.М. Карнеевой, В.Е. Коноваловой, И.М. Лузгина, Г.М. Миньковского, Н.И. Порубова, А.Р. Ратинова, Н.Ш. Сафина, А.Б. Соловьева, Е.Е. Центрова, Б.М. Шавера, В.Ю. Шепитько и др. Естественно, в подавляющем большинстве работ, посвященных допросу несовершеннолетних, не могли учитываться новые требования Российского законодательства (в частности, УПК РФ), а также достижения современной психологической мысли, которые сегодня активно используются в практике расследования преступлений. Но именно эти труды создали основу для дальнейшего развития теоретических проблем допроса несовершеннолетних и совершенствования средств его реализации.
аспекты обстоятельно освещены в диссертационных исследованиях: Д.М. Лосева («Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых» - М., 1982), И.А. Макаренко («Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого» - Уфа, 1998), Ю.П. Михальчук («Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии» - Краснодар, 2004) и ряда других авторов, как правило, также рассматривающих особенности получения показаний обвиняемых или подозреваемых. В свое время Г. Гросс писал: «Проводить различие между допросом свидетелей и допросом обвиняемых возможно лишь до известной степени». По-видимому, исследователи проблем допроса руководствовались именно этим суждением «отца» криминалистики, традиционно уделяя основное внимание вопросам изобличения подозреваемых и обвиняемых (тактика допроса несовершеннолетних - не исключение). Однако высказанная Г. Гроссом мысль имеет свое логическое завершение: «В обоих случаях цель допроса заключается в обнаружении истины, но пути, которыми идут к этой цели, различны... разница в оценке показаний этих двух категорий лиц настолько значительна, что на каждой из них следует остановиться особо» . Поскольку исследование проблем допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, в отличие от допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых, не получило должного развития в криминалистике, особенности получения показаний от свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, сегодня сводятся, в основном, к положениям, «механически» заимствованным из юридической психологии.
В этой связи совершенствование существующих приемов тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (особенно, малолетних, зачастую выпадающих из поля зрения процессуалистов и криминалистов), разработка новых и дополнительных научно-практических рекомендаций,
После принятия Уголовно-процессуального кодекса РФ, по справедливому замечанию С.В. Матвеева, возникла потребность «по-новому осмыслить уголовно-процессуальное законодательство как систему гарантий достоверности и полноты показаний несовершеннолетних..., как систему обеспечения прав личности названных участников уголовного судопроизводства» . Хотя работа С.В. Матвеева и выполнена на базе положений нового УПК, проблемы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (в том числе, и процессуальные) раскрыты в ней, на наш взгляд, недостаточно полно и нуждаются в дальнейшей разработке. По справедливому замечанию С.А. Шейфера, и после принятия нового УПК продолжает сохранять свое значение давно сформулированное М.С. Строговичем положение: «Предварительное следствие действует до суда и для суда» , поэтому особенности получения свидетельских показаний несовершеннолетних именно на предварительном следствии должны стать объектом более пристального внимания. Особое звучание рассматриваемая соискателем проблема приобретает в свете реализации положений Федерального закона от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Наконец, как показывает анализ специальной литературы, современная ситуация требует рассмотрения тактических приемов под углом зрения новейших психологических исследований , что особенно актуально, когда речь идет о получении свидетельских показаний несовершеннолетних. Помимо психологических основ процесса допроса, в свете достижений современной психологической мысли необходимо пересмотреть вопрос о психологическом облике самого допрашиваемого, не достигшего 18 лет.
К сожалению, в последние годы комплексных монографических исследований по данной тематике не проводилось, в то время как 58,3% опрошенных диссертантом работников следственного аппарата - по результатам анкетирования - заявили, что дальнейшая разработка тактических приемов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (в том числе, основанных на данных психологии) будет способствовать более успешному проведению на практике указанного следственного действия.
Таким образом, настоящее диссертационное исследование - попытка восполнить обозначенный «пробел» в науке и практике расследования преступлений, а свидетельством его несомненной актуальности, помимо отмеченного выше, является высказанное В.П. Лавровым мнение о насущной необходимости стимулирования конкретных научных исследований на стыке криминалистики, уголовного процесса и психологии.
Объектом исследования является комплекс уголовно-процессуальных, этических, психологических и криминалистических факторов, оказывающих существенное влияние на тактику допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в стадии предварительного расследования.
Предмет исследования - закономерные взаимосвязи между психологическими особенностями несовершеннолетних свидетелей и потерпевших разного возраста и тактикой их допроса, а также закономерности деятельности следователя по наиболее оптимальному ее построению.
Целью настоящего диссертационного исследования является разработка новых и совершенствование имеющихся теоретических положений и научно обоснованных рекомендаций по тактико-психологическим основам получения от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших полных и правдивых показаний в условиях неукоснительного соблюдения процессуальных и этических норм.
Достижение поставленной цели обеспечивалось путем поэтапного решения следующих задач:
- проанализировать историю исследования особенностей формирования свидетельских показаний несовершеннолетних и развитие основных подходов к оценке их роли в практике расследования преступлений;
- с учетом результатов проведенного среди работников правоохранительных органов социологического исследования определить злободневные проблемы оптимизации допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших;
- исследовать дискуссионные положения уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие порядок допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии, и на основе этого сформулировать рекомендации по совершенствованию отдельных норм УПК РФ;
- раскрыть этические аспекты данного следственного действия и разработать дополнительные критерии реализации практических рекомендаций по его проведению с учетом нравственных требований;
- проанализировать существующие в психологии и педагогике теоретические положения периодизации психического развития несовершеннолетних и уяснить специфику их реализации в тактике допроса указанных лиц;
- исследовать психологические возможности восприятия и передачи информации малолетними, а также особенности подростковой психологии с позиций их учета в тактике допроса;
- обосновать и раскрыть основные элементы тактики подготовки к допросу несовершеннолетних свидетелей и потерпевших;
- на базе изучения суждений ряда известных юристов разработать предложения по совершенствованию тактики получения свидетельских показаний несовершеннолетних;
- разработать дополнительные рекомендации, направленные на повышение качества фиксации хода и результатов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
Методологическую основу настоящего диссертационного исследования составляет комплексное применение диалектического метода как всеобщего метода научного познания, а также общенаучных и частнонаучных методов: исторического, логического, сравнительно-правового, системно-структурного, конкретно-социологического, статистического и др.
Основой исследования явились положения Конституции РФ, отечественное уголовно-процессуальное законодательство, международно¬правовые документы, а также ведомственные нормативные акты.
Теоретическую основу диссертации составили труды виднейших криминалистов, процессуалистов, психологов: Г.С. Абрамовой, А.М. Алексеева, Р.С. Белкина, А.А. Бодалева, А.Е. Брусиловского, А.Н. Васильева,B. А. Внукова, Л.С. Выготского, Ф.В. Глазырина, А.В. Дулова, А.А. Закатова, Л.Л. Каневского, Л.М. Карнеевой, В.И. Комиссарова, М.М. Коченова, В.П. Лаврова, Д.М. Лосева, С.Г. Любичева, И.А. Макаренко, П.П. Михеева, Л.Ф. Обуховой, А.С. Подшибякина, К.Н. Поливановой, Н.И. Порубова, Р.Д. Рахунова, В.В. Романова, Н.А. Селиванова, В.И. Смыслова, А.Б. Соловьева, М.С. Строговича, Н.П. Хайдукова, М.А. Чельцова, Э.А. Черных, Б.М. Шавера, C. А. Шейфера, С.П. Щербы, Д.Б. Эльконина, И.Н. Якимова и др.
специально разработанной программе материалов 120 уголовных дел по фактам преступлений, совершенных за период с 1997 по 2003 гг., свидетелями или потерпевшими по которым были несовершеннолетние. Кроме того, в целях сравнительного анализа соискателем изучены и использованы результаты социологических исследований Г.И. Гатауллиной, Е.А. Егорышевой, С.В. Матвеева, А.Р. Ратинова, А.В. Харчикова, Е.Е. Центрова и других авторов, а также материалы опубликованной практики, относящиеся к теме диссертации.
Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые в свете требований УПК РФ и современного законодательства по защите прав и законных интересов свидетелей и потерпевших на монографическом уровне в комплексе рассматриваются уголовно-процессуальные, этические, психологические и криминалистические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии. С учетом современных достижений возрастной и юридической психологии, а также на базе изучения общетеоретических положений криминалистической тактики, анализа результатов обобщения следственной и судебной практики соискателем на более высоком научном уровне рассматриваются актуальные теоретические и практические проблемы реализации указанного следственного действия. В частности, диссертантом формулируются комплексы новых и дополнительно аргументируются существующие рекомендации, касающиеся совершенствования тактических и психологических основ допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, вносятся предложения по совершенствованию ряда норм уголовно-процессуального законодательства, призванные повысить эффективность указанного следственного действия.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Авторское видение проблем возможности несовершеннолетних свидетельствовать по уголовным делам и оценки достоверности их показаний, основанное на анализе более чем вековой истории изучения психологических основ их получения в практике расследования преступлений.
2. Обоснованное предложение по совершенствованию и дополнению ряда норм уголовно-процессуального закона в целях повышения эффективности допросов несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии.
3. Комплекс дополнительных рекомендаций, обеспечивающих получение от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших полных и правдивых показаний этически оправданными средствами, и нравственные критерии реализации таких рекомендаций.
4. Предложение о необходимости учета возрастной периодизации психического развития несовершеннолетних при дальнейшей разработке и совершенствовании системы тактических приемов их допроса.
5. Теоретические положения, раскрывающие сущность закономерных взаимосвязей между психологическими особенностями свидетелей и потерпевших разного возраста и тактикой их допроса, основанные на новейших исследованиях в области детской, подростковой и юношеской психологии.
6. Группу тактических приемов, реализуемых на стадии подготовки и проведения указанного следственного действия, обусловленных психологическими особенностями детей и подростков и направленных на повышение результативности их допросов.
7. Дополнительные предложения по повышению качества фиксации показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших при проведении допроса.
настоящей работе, призваны внести определенный вклад в совершенствование уголовно-процессуального законодательства, нравственных основ реализации отдельных норм УПК, а также в дальнейшее развитие криминалистической тактики, в частности, оптимизацию ее приемов на основе достижений современной психологии и более глубокое исследование проблем тактики допроса несовершеннолетних различных возрастных групп.
Практическая значимость работы определяется ее направленностью на повышение эффективности деятельности следователя по расследованию уголовных дел, свидетелями или потерпевшими по которым являются несовершеннолетние. Материалы диссертации могут быть использованы при создании учебных и методических пособий, в разработке спецкурсов в целях углубленного изучения студентами юридических вузов соответствующих разделов криминалистики, а также в системе повышения квалификации работников правоохранительных органов.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные теоретические положения и предлагаемые практические рекомендации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры криминалистики №1 ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», были одобрены и доведены до читателя в ряде опубликованных работ автора. Результаты исследования докладывались на международной научно- практической конференции «Конституция РФ и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития» (Саратов, 1-3 октября 2003 г.), при участии в работе Круглого стола «Вопросы теории и практики применения нового УПК РФ» (Саратов, 29 января 2004 г.).
используются сотрудниками правоохранительных органов, о чем свидетельствует акт внедрения.
Объем и структура работы. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем установленным требованиям, и состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Наименование и расположение глав обусловлены логикой исследования и необходимостью последовательного изложения его результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Комплексное исследование уголовно-процессуальных, этических, психологических и криминалистических основ допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии позволило нам выявить основные проблемы, связанные с его производством, и наметить ряд направлений по их решению.
1. Проведенный автором анализ более чем вековой истории изучения психологических основ получения свидетельских показаний несовершеннолетних в практике расследования преступлений обозначил недостатки сформировавшихся еще в к. XIX-н. XX вв. и существующих по сей день двух противоположных по своей сути подходов к их оценке, а также наглядно продемонстрировал опасность категоричного положительного или отрицательного отношения к проблеме возможности несовершеннолетних свидетельствовать по уголовным делам. Предрешение вопроса о достоверности показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших исходя только из общих закономерностей психофизиологического развития допрашиваемых, не достигших 18-летнего возраста, совершенно не оправдано. Современная практика расследования преступлений нуждается в научно обоснованных дифференцированных рекомендациях по тактико-психологическим основам получения, проверки и оценки показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в условиях неукоснительного соблюдения процессуальных и этических норм.
2. В целях повышения результативности рассматриваемого следственного действия, а также в качестве дополнительных процессуальных гарантий обеспечения прав и законных интересов вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства несовершеннолетних диссертанту видится целесообразным:
- дополнение ст. 168 УПК РФ «Участие специалиста» положениями примерно следующего содержания: «При производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие специалиста в области возрастной или педагогической психологии обязательно. При производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет специалист в области возрастной или педагогической психологии приглашается по усмотрению следователя»;
- изложение ч.1 ст. 58 УПК РФ «Специалист» в следующей редакции: «Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для оказания помощи в их проведении, для содействия в обнаружении...», что создаст общую правовую основу для привлечения указанных выше специалистов;
- дополнение ст. 191 УПК РФ «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» следующим положением: «Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день», поскольку в соответствии с ч.1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением не только защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения (что законодатель подтвердил, установив в ч.1 ст. 425 подобное ограничение времени допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого), но, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений.
Указанное совершенствование норм уголовно-процессуального закона будет способствовать успешной разработке на их основе научно обоснованных рекомендаций по тактике допроса несовершеннолетних (в том числе, свидетелей и потерпевших) и активному их внедрению в следственную практику.
3. Изучение трудов известных юристов и результатов проведенного социологического исследования позволило соискателю сделать вывод о том, что возможность получения достоверных показаний от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а также гарантия охраны их прав и законных интересов при допросе тесно связаны с проблемой строгого соблюдения требований этических норм. Ключевые решения следователя, касающиеся рассматриваемого следственного действия (о вызове на допрос, о месте и времени допроса, лицах, присутствующих при его производстве), а также тактические приемы допроса (в частности, критерии их допустимости в ситуациях с различной степенью свободы выбора) и методы фиксации его результатов обязательно должны подлежать нравственной оценке, что позволит получить от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших полную и правдивую информацию этически оправданными средствами.
4. Результаты анализа взглядов отечественных и зарубежных ученых на проблему повышения эффективности допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) показали ее прямую зависимость от знания следователем как основных психологических характеристик той возрастной группы, к которой принадлежит допрашиваемый, так и его личностных качеств. И если изучение последних происходит, в основном, на стадии подготовки к допросу, то получение базовых знаний относительно возрастной периодизации несовершеннолетних - элемент профессиональной подготовки работников следственного аппарата. В этой связи перспективным направлением развития следственной тактики автору представляется разработка алгоритмов (рекомендаций) допроса представителей различных возрастных групп несовершеннолетних (дошкольников - от 3 до 6-7 лет; младших школьников - от 6-7 до 11-12 лет; подростков - от 11-12 до 14-15 лет; старших школьников - от 14-15 до 17-18 лет), производимая с учетом существующих в современной психологической науке знаний об особенностях критических возрастов.
5. В ходе исследования прослежены и раскрыты закономерные взаимосвязи между психологическими особенностями и возможностями, характеризующими несовершеннолетних свидетелей и потерпевших разного возраста, и тактикой их допроса, основанные на новейших исследованиях в области детской, подростковой и юношеской психологии. Диссертантом доказывается, что сформулировать тактические рекомендации и, соответственно, выстроить на практике оптимальную тактику допроса свидетеля и потерпевшего, не достигшего 18 лет, невозможно без учета специфических тенденций и психических образований, присущих возрасту допрашиваемого.
6. Успешному решению проблемы результативности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии будет способствовать максимальное использование предложенной соискателем группы тактических приемов, последовательно реализуемых в ходе составляющих элементов стадии подготовки к рассматриваемому следственному действию. Тщательная, всесторонняя и своевременная подготовка к допросу несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, заключающаяся в обеспечении и пополнении информационной базы допроса (в первую очередь, получении достаточных сведений о личности подлежащего допросу), а также в процессуально и тактически обоснованной организации следственного действия, - залог его положительных результатов, необходимое условие для создания атмосферы, благоприятствующей получению от допрашиваемого полных и правдивых показаний по уголовному делу.
7. Результаты исследования показали, что в распоряжении следователя всегда есть определенный набор тактических средств, умелое использование которых позволит без особых затруднений и, главное, без угрозы для здоровья допрашиваемого (конечно, если следователь способен не нарушить границу между правомерным психологическим воздействием и психическим насилием) эффективно провести допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего. Определение оптимального набора тактических приемов рассматриваемого следственного действия, безусловно, должно строиться на основе тщательного анализа индивидуальных качеств допрашиваемого, его психического состояния, категории уголовных дел и ситуации расследования.
8. Эффективному решению проблемы повышения качества фиксации хода и результатов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших будет способствовать максимальное использование аудио- и видеозаписи (в дополнение к протоколу), которое не только обеспечивает полное и точное отражение речевых особенностей несовершеннолетних, но и сводит на нет вымышленные заявления заинтересованных лиц о якобы применявшихся к допрашиваемым в ходе следствия незаконных приемах. Наличие фоновидеограммы позволяет на любом этапе расследования проверить правильность тактики проведения рассматриваемого следственного действия, а также предоставляет суду возможность объективно оценить полученные от несовершеннолетних показания. Однако, говорить о необходимости законодательного закрепления обязательного использования аудио- или видеозаписи при допросе несовершеннолетних свидетелей или потерпевших еще рано, так как, по данным опроса, основной причиной, по которой практические работники не прибегают к указанным способам фиксации, является отсутствие достаточного количества соответствующих технических средств.
Соблюдение сформулированных в диссертации новых и дополнительно аргументированных существующих рекомендаций, касающихся совершенствования тактических и психологических основ допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, значительно повысит эффективность рассматриваемого следственного действия, будет способствовать получению от несовершеннолетних в течение одного допроса достоверной и исчерпывающей информации и сделает излишними их повторные допросы.


1. Официальные документы. Нормативные акты
1.1. Конституция Российской Федерации. М.: Юристь, 2001. - 56 с.
1.2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (Постановление ВЦИК от
15 февраля 1923 г.) // История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры 1917-1954 гг.: Сборник документов / Под ред. С.А. Голунского. - М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1955. - С. 251-294.
1.3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. - М.: Госюриздат, 1960. - 247 с.
1.4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: «Омега-Л», 2004. - 264 с.
1.5. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Справочная правовая система ГАРАНТ.
1.6. Декрет СНК РСФСР от 22 мая 1925 г. «Об утверждении положения о центральной комиссии по делам о несовершеннолетних» // СУ. 1925. №38. Ст. 267.
1.7. Декрет СНК РСФСР от 26 марта 1926 г. «О местных комиссиях по делам о несовершеннолетних» // СУ. 1926. №19. Ст. 148.
1.8. Постановление СНК РСФСР от 11 июля 1931 г. «Об утверждении положения о комиссиях по делам о несовершеннолетних» // СУ. 1931. №38. Ст. 301.
1.9. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // СЗ. 1935. №32. Ст. 252.
1.10. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Советский журнал международного права. 1991. №2. С. 151-170.
1.11. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. // Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб, пособие. - М.: Дело, 2001. - С. 230-241.
1.12. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятые и провозглашенные резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1990 г. // Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб, пособие. - М.: Дело, 2001. - С. 242-251.
2. Отдельные издания
2.1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб, пособие. - М.; Екатеринбург: Академический Проект: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2.2. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика. Учебник / Под ред. проф. Р.С. Белкина. - М.: Норма, 2000. - 990 с.
2.3. Аврамцев В.В. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Лекция. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской правовой академии, 2002. - 28 с.
2.4. Алексеев А.М. Психологические особенности показаний очевидцев. - М.: Юридическая литература, 1972. - 104 с.
2.5. Бекешко С.П., Матвиенко Е.А. Подозреваемый в советском уголовном процессе. - Минск: Вышэйшая школа, 1969. - 128 с.
2.6. Белкин Р.С. История отечественной криминалистики. - М.: Норма,
1999. - 496 с.
2.7. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. - М.: Норма, 2001. - 240 с.
2.8. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.; Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; НПО «Модек», 1997. - 574 с.
2.9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. - 200 с.
2.10. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 208 с.
2.11. Брусиловский А.Е. Судебно-психологическая экспертиза. Ее предмет, методика и пределы. - Харьков: Юридическое изд-во Украины, 1929. - 104 с.
2.12. Васильев А.Н. Следственная тактика. - М.: Юридическая литература, 1976. - 200 с.
2.13. Васильев А.Н. Тактика отдельных следственных действий. - М.: Юридическая литература, 1981.-176с.
2.14. Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. - М.: Юридическая литература, 1970. - 208 с.
2.15. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник. - М.:
Юридическая литература, 1991. - 464 с.
2.16. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 335 с.
2.17. Викторский С.И. Русский уголовный процесс. - М., 1911. - 338 с.
2.18. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. М.О. Шуаре. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1992. - 272 с.
2.19. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
2.20. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика- Пресс, 1999. - 536 с.
2.21. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 432 с.
2.22. Вышинский А.Я. Теория судебных доказательств в советском праве. - М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1946. - 248 с.
2.23. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
2.24. Глазырин Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий: Учеб, пособие. - Свердловск: СЮИ, 1973. - 157 с.
2.25. Глазырин Ф.В. Конспект лекций по судебной психологии. Часть особенная. - Свердловск: УрГУ, 1978. - 44 с.
2.26. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий: Учеб, пособие. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1983. - 136 с.
2.27. Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. Некоторые проблемы нравственных начал советского уголовного процесса. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1973. - 272 с.
2.28. Громов В. Дознание и предварительное следствие. Теория и техника расследования преступлений: Руководство для органов дознания и народных следователей. - М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1928. - 364 с.
2.29. Гросс Г. Руководство к расследованию преступлений. - М.: Изд-во НКВД РСФСР, 1930. - 144 с.
2.30. Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. - М.: Юридическая литература, 1974. - 208 с.
2.31. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. - М.: Юридическая литература, 1976.-112с.
2.32. Дулов А.В., Нестеренко П.Д. Тактика следственных действий. - Минск: Вышэйшая школа, 1971. - 272 с.
2.33. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. - 517 с.
2.34. Закатов А.А. Ложь и борьба с нею. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд- во, 1984.-192 с.
2.35. Закатов А.А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних: Учеб, пособие. - Волгоград, 1979. - 94 с.
2.36. Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965. - 240 с.
2.37. Ищенко Е.П., Ищенко П.П., Зотчев В.А. Криминалистическая фотография и видеозапись: Учеб.-практ. пособие / Под ред. проф. Е.П. Ищенко. - М.: Юристь, 1999. - 438 с.
2.38. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (серия «Психологическая энциклопедия»), - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 416 с.
2.39. Каневский Л.Л. Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. Учеб, пособие - Уфа, 1978. - 87 с.
2.40. Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. -М.: Юридическая литература, 1982. - 112 с.
2.41. Карнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. - М.: Госюриздат, 1958. - 205 с.
2.42. Кертэс И. Тактика и психологические основы допроса / Под ред. А.И. Винберга. - М.: Юридическая литература, 1965. - 164 с.
2.43. Китаев Н.Н., Китаева В.Н. Экспертные психологические исследования в уголовном процессе: проблемы, практика, перспективы. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. - 432 с.
2.44. Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса: Учеб, пособие. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1993. - 224 с.
2.45. Кольченко В.П. Производство допроса в стадии предварительного расследования. - Саратов: Надежда, 2003. - 60 с.
2.46. Комарков В.С. Тактика допроса: Учеб, пособие. - Харьков, 1975. - 67 с.
2.47. Комиссаров В.И. Научные, правовые и нравственные основы следственной тактики. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980. - 125 с.
2.48. Комиссаров В.И. Теоретические проблемы следственной тактики. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. - 160 с.
2.49. Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
2.50. Кони А.Ф. Йзбранные труды и речи / Сост. И.В. Потапчук. - Тула: Автограф, 2000. - 640 с.
2.51. Котов Д.П. Вопросы судебной этики. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
2.52. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие. - М., 1984. - 35 с.
2.53. Криминалистика. Книга 1. Техника и тактика расследования преступлений. Учебник / Под ред. А.Я. Вышинского. - М.: Советское законодательство, 1935. - 252 с.
2.54. Криминалистика. Техника и тактика расследования преступлений / Под ред. А.Я. Вышинского. - М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1938. - 540 с.
2.55. Криминалистика / Под ред. Р.С. Белкина, Г.Г. Зуйкова. - М.: Юридическая литература, 1968. - 696 с.
2.56. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. С.П. Митричев, Н.А. Селиванов, М.П. Шаламов. - М.: Юридическая литература, 1973. - 536 с.
2.57. Криминалистика: Учебник / Под ред. Б.А. Викторова и Р.С. Белкина. - М.: Юридическая литература, 1976. - 552 с.
2.58. Криминалистика: Учебник / Под ред. Р.С. Белкина. - М.: Юридическая литература, 1986. - 544 с.
2.59. Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. - М.: Юридическая литература, 1993. - 592 с.
2.60 Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2; Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений / Редкол.: Смагоринский Б.П. (отв. ред.), Волынский А.Ф., Закатов А.А., Филиппов А.Г. - Волгоград: ВСШ МВД России, 1994. - 560 с.
2.61. Криминалистика: Учебник для вузов / А.Ф. Волынский, Т.В. Аверьянова, И.Л. Александрова и др.; под ред. проф. А.Ф. Волынского. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 615 с.
2.62. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. - М.: Юристъ,2000. -751 с.
2.63. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. - М.: Спарк,2000. - 687 с.
2.64. Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. - М.: Юристь, 2001. - 760 с.
2.65. Криминалистика: Учебник / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. - СПб.: Лань, 2001. - 928 с.
2.66. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. - М.: Юристъ,
2001. -718 с.
2.67. Лавров В.П., Валеев М.Х., Рахматуллин Р.Р. Криминалистика: Конспект лекций. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 126 с.
2.68. Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики. - М.: Юридическая литература, 1980. - 96 с.
2.69. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. - М.: Просвещение, 1965. - 363 с.
2.70. Мамайчук И.И. Психологические аспекты следственных действий с участием несовершеннолетних: Учеб, пособие. - СПб.: Изд-во Института повышения квалификации прокурорско-следственных работников, 1995. - 64 с.
2.71. Михеев П.П. Криминалистика в вопросах и ответах. - М.: Изд-во НКВД, 1929.-62 с.
2.72. Мухина В.С. Психология дошкольника: Учеб, пособие / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.
2.73. Новый Уголовно-процессуальный кодекс России в действии: Материалы круглого стола, 13 ноября 2003 г., Москва / Отв. ред. И.Ф. Демидов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 192 с.
2.74. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.
2.75. Очередин В.Т. Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Учеб. пос. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1985.-40 с.
2.76. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969.-659 с.
2.77. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 256 с.
2.78. Позднова Г.П., Золотнякова А.С. Индивидуальное изучение личности подростка: Учеб.-метод, пособие. - Ростов-на-Дону, 1976. - 35 с.
2.79. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пос. - М.: Академия, 2000. - 184 с.
2.80. Полянский Н.Н. Доказательства в иностранном уголовном процессе. - М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1946. - 139 с.
2.81. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. - Минск: Вышэйшая школа, 1973. - 368 с.
2.82. Порубов Н.И. Научные основы допроса на предварительном следствии. - Минск: Вышэйшая школа, 1978. - 176 с.
2.83. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб, пособие. - М.: БЕК, 1998. - 208 с.
2.84. Приходько К.И. Когда перед следователем несовершеннолетний. - М.: Юридическая литература, 1979. - 63 с.
2.85. Проблемы обеспечения прав участников процесса по новому Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 18-19 декабря 2002 г., г. Самара / Под ред. С.А. Шейфера. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003.-254 с.
2.86. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2002. -384 с.
2.87. Ратинов А.Р., Скотникова Т.А. Самооговор (происхождение, предотвращение и разоблачение ложных признаний). - М., 1973. - 143 с.
2.88. Рахунов Р.Д. Свидетельские показания в советском уголовном процессе. -М.: Госюриздат, 1955. - 163 с.
2.89. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998.-488 с.
2.90. Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 732 с.
2.91. Руководство для следователей. Ч. 1 / Отв. ред. В.В. Найденов, П.А. Олейник. - М.: Юридическая литература, 1981. - 527 с.
2.92. Следственная тактика: Учебное пособие / Отв. ред. И.Ф. Пантелеев. -М., 1982.-78 с.
2.93. Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности): Учеб, пособие. - Волгоград, 1984.-238 с.
2.94. Смыслов В.И. Свидетель в советском уголовном процессе. Учеб, пособие. - М.: Высшая школа, 1973. - 160 с.
2.95. Соловьев А.Б. Допрос свидетеля и потерпевшего. - М., 1974. - 126 с.
2.96. Соловьев А.Б. Процессуальные, психологические и тактические основы допроса на предварительном следствии. - М.: Юрлитинформ, 2002. - 192 с.
2.97. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса Т. 1. - М.: Наука, 1968. - 470 с.
2.98. Строгович М.С. Уголовный процесс. Учебник. - М.: Юрид. изд-во МЮСССР, 1946.-512 с.
2.99. Тадевосян В.С. Расследование преступлений несовершеннолетних: Методическое руководство. - М.: Госюриздат, 1950. - 67 с.
2.100. Тарасов-Родионов П.И. Предварительное следствие. Пособие для следователей. - М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948. - 196 с.
2.101. Тарасов-Родионов П.И. Предварительное следствие. Пособие для следователей / Под ред. Т.Н. Александрова и С.Я. Розенблита. - М.: Гос. изд-во юрид. литературы, 1955. - 248 с.
2.102. Томин В.Т. Взаимодействие органов внутренних дел с населением в борьбе с преступностью: Учеб, пособие. - Омск: Омская высшая школа милиции, 1975. - 177 с.
2.103. Турчин Д.А. Если ты свидетель. М.: Юридическая литература, 1972.-32 с.
2.104. Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. - М.: Изд-во Московского университета, 1979. - 99 с.
2.105. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. - С-П., 1910.-572 с.
2.106. Хайдуков Н.П. Тактико-психологические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц / Ред. В.В. Козлов. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. - 124 с.
2.107. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Московского университета, 1981. - 304 с.
2.108. Хухлаева О.В. Психология подростка: Учеб, пособие. - М.: Академия, 2004. - 160 с.
2.109. Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. - М.: Изд-во Московского университета, 1988. - 160 с.
2.110. Чельцов М.А. Уголовный процесс. - М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948.-624 с.
2.111. Шавер Б.М. Методика расследования преступлений несовершеннолетних. - Саратов, 1935. - 34 с.
2.112. Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М.: Юрлитинформ, 2001 - 208 с.
2.113. Щерба С.П., Зайцев О.А., Сарсенбаев Т.Е. Охрана прав беспомощных потерпевших по уголовным делам / Под ред. С.П. Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2001. - 200 с.
2.114. Щерба С.П. Расследование и судебное разбирательство по делам лиц, страдающих физическими или психическими недостатками. - М.: Юридическая литература, 1975. - 143 с.
2.115. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб, пособие / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
2.116. Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Т.Н. Курбатовой. - СПб.: Питер, 2001. - 480 с.
2.117. Якимов И.Н. Криминалистика. Уголовная тактика. - М.: Изд-во НКВД РСФСР, 1929. - 312 с.
2.118. Якимов И.Н., Михеев П.П. Искусство допроса. Пракг. пособие для допрашивающего. - М.: Изд-во НКВД, 1928. - 64 с.
3. Статьи в сборниках и журналах
3.1. Васильевский А. Возраст как условие уголовной ответственности // Законность. 2000. № 11. - С. 23-25,
3.2. Власенко В.Г. Взаимодействие следователя и специалистов при расследовании преступлений // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Сб. науч. ст. / Под ред. проф. В.В. Козлова. - Саратов: СГАП, 1998. -С. 57-61.
3.3. Власенко В.Г. Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Вып.4. Вопросы техники, тактики и методики расследования. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. - С. 55- 63.
3.4. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. №2. - С. 114-123.
3.5. Гаврилова Н.И. О психологических механизмах формирования свидетельских показаний // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 40. - М.: Юридическая литература, 1984. - С. 79-89.
3.6. Гримак Л.П., Хабалев В.Д. «Следственный гипноз» и права человека //Государство и право. 1997. №4. - С. 46-49.
3.7. Гуковская Н.И. Участие третьих лиц в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (в порядке обсуждения) И Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 21. - М: Юридическая литература, 1974. - С. 106-112.
3.8. Гуляев Г.А. Как расследовалось дело о растлении малолетней // Следственная практика. Вып. 77. - М.: Юридическая литература, 1968. - С. 77- 81.
3.9. Дмитриев В.С. Находчивость и настойчивость подростков помогла разоблачить убийство // Следственная практика. Вып. 73. - М.: Юридическая литература, 1967. - С. 41-46.
3.10. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте И Вопросы психологии. 1972. №2. - С. 51-63.
3.11. Елагина М.Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. 1989. №1. - С. 37-42.
3.12. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. №10. - С. 22-23.
3.13. Каневский Л.Л. Нравственно-психологические начала в деятельности следователя по делам несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 34. М.: Юридическая литература, 1981. - С. 82-88.
3.14. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики) // Собр. соч.: В 8 т. / Под общ. ред. В.Г. Базанова и др. - М.: Юридическая литература, 1967. - Т. 4. - С. 33-69.
3.15. Куницына В.Н. К вопросу об оценке возраста другого человека подростками // Проблемы общей, социальной и инженерной психологии. - Л., 1966.-С. 32-44.
3.16. Лавров В.П. Актуальные проблемы научно-прикладных исследований в современной криминалистике // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики. Всероссийский «круглый стол» 15-16 июня 2000 года. Сборник тезисов. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000. - С. 144- 148.
3.17. Лавров В.П. Некоторые тенденции и перспективы развития российской криминалистики в XXI веке // Актуальные проблемы теории и практики уголовного судопроизводства и криминалистики: Сб. статей: В III частях. Часть II: Вопросы современной криминалистики. - М.: Академия управления МВД России, 2004. - С. 13-16.
3.18. Лазарева В.А. О доказательствах, их допустимости и способах собирания // Новый Уголовно-процессуальный кодекс России в действии: Материалы круглого стола, 13 ноября 2003 г., Москва / Отв. ред. И.Ф. Демидов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - С. 131-136.
3.19. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психол. произв.: В 2 т. -М., 1983. -Т. 1. - С. 281-303.
3.20. Лосев Д.М. Некоторые аспекты проблемы психологического контакта при допросе несовершеннолетнего // Проблемы правового статуса личности в уголовном процессе. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. - С. 152-154.
3.21. Лосев Д.М. Тактические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых с учетом их психологии И Актуальные проблемы отраслевых юридических наук. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. - 164-171.
3.22. Макаренко И.А. Участие специалиста-психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого // Право и рынок: Материалы Всероссийской научной конференции. - Барнаул, 1994. - С. 118-120.
3.23. Михальчук А.Е. Участие третьих лиц в допросе // Законность. 1995. №5.-С. 22-25.
3.24. Подшибякин А.С. Допрос как разновидность общения // Актуальные проблемы криминалистики на современном этапе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 23-24 мая 2002 г. - С. 91-98.
3.25. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. №1. - С. 6-14.
3.26. Политов И.И. Убийство с косвенным умыслом // Следственная практика. Вып. 41. - М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1960. - С. 126-129.
3.27. Примаченок. А.А. Возрастные особенности психологии несовершеннолетних, используемые рецидивистами при вовлечении их в преступную деятельность // Вопросы судебной психологии. Выпуск первый. - Минск: Изд-во БГУ, 1970. - С. 134-144.
3.28. Пюсса О. Участие педагога в допросе несовершеннолетних // Правоведение. 1966. № 4. - С. 163-165.
3.29. Раинская Л.И. Тактически правильный допрос подростка помог раскрыть преступление // Следственная практика. Вып. 68. - М.: Юридическая литература, 1965. - С. 70-76.
3.30. Ратинов А.Р., Гаврилова Н.И. Экспериментальные исследования психологии свидетельских показаний (вопросы методики) // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 27. - М.: Юридическая литература, 1977. - С. 71-90.
3.31. Сапожников И.Г. Некритическая оценка доказательств повлекла
неправосудный приговор И Следственная практика. Вып. 69. - М.: Юридическая литература, 1965. - С. 89-96.
3.32. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. №2. - С. 37-49.
3.33. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. №5. - С. 41-52.
3.34. Споткай Л.С. Некоторые особенности тактики допроса несовершеннолетних по делам об изнасиловании И Следственная практика. Вып. 40. - М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1960. - С. 83-89.
3.35. Степанов В.В., Стрельцова Е.В. Участие специалиста в допросе несовершеннолетнего И Проблемы противодействия преступности в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003 г. Часть II. - Уфа: РИО БашГУ, 2003. - С. 263- 267.
3.36. Ткачук И.М., Рудницкий И.В. Применение технических средств позволило уличить преступника в изнасиловании малолетней // Следственная практика. Вып. 33. - М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1958. - С. 77-83.
3.37. Холопова Е.Н., Янулис С.Г. Особенности экспертно-психологического исследования малолетних участников процесса // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом: Материалы международной научно- практической конференции. - Калининград, 2003. - С. 276-282.
3.38. Ченцова Л.В. Некоторые психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними // Следователь. 2000. №7. - С. 41-43.
3.39. Шейфер С.А. Правовая регламентация доказывания обновлена, но проблемы остаются // Новый Уголовно-процессуальный кодекс России в действии: Материалы круглого стола, 13 ноября 2003 г., Москва / Отв. ред. И.Ф. Демидов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - С. 17-25.
3.40. Шейфер С.А. Предварительное и судебное следствие по УПК РФ: проблемы соотношения // Проблемы обеспечения прав участников процесса по новому Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 18-19 декабря 2002 г., г. Самара / Под ред. С.А. Шейфера. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. - С. 31-41.
3.41. Шипшин С.С. Проблемы судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних правонарушителей в свете требований нового УПК Российской Федерации // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом: Материалы международной научно-практической конференции. - Калининград, 2003. С. 71-78.
3.42. Штерн В. Психология свидетельских показаний (экспериментальные исследования верности воспоминания) // Вестник права. 1902. № 2. - С. 107- 131; №3,-С. 120-149.
3.43. Щеглов М.Е. Педагог как участник допроса несовершеннолетних И Следователь сегодня: Материалы научно-практической конференции (08.12.1999 г.). - Саратов: СГАП, 2000. - С. 74.
3.44. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1978. №3. - С. 3-12.
3.45. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. - С. 39-51.
4. Диссертации
4.1. Гатауллина Г.И. Криминалистические особенности расследования общеуголовных корыстных преступлений, совершенных несовершеннолетними с психическими аномалиями: Дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2003. - 216 с.
4.2. Егорышева Е.А. Первоначальный этап расследования краж из помещений, совершенных несовершеннолетними в группе: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2004. - 199 с.
4.3. Комиссаров В.И. Научные, правовые и нравственные основы следственной тактики: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1977. - 191 с.
4.4. Комиссаров В.И. Актуальные проблемы следственной тактики: Дис. ...докт. юрид. наук. Саратов, 1989. - 353 с.
4.5. Комиссарова Я.В. Процессуальные и нравственные проблемы производства экспертизы на предварительном следствии: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1996. - 212 с.
4.6. Лакаева О.А. Особенности допроса потерпевших от преступлений, совершаемых организованными группами: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. - 196 с.
4.7. Михальчук Ю.П. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. - 164 с.
4.8. Хижняк Д.С. Процессуальные и криминалистические проблемы развития тактики следственных действий (теоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. - 191 с.
5. Авторефераты
5.1. Бабич В.А. Проблемы этической допустимости тактических средств при расследовании преступлений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 1980.-22 с.
5.2. Веселков К.В. Проблемы психологии формирования показаний потерпевшего и особенности тактики его допроса на следствии (по конкретным категориям дел): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2002. - 23 с.
5.3. Гаврилова Н.И. Влияние внушения на формирование свидетельских показаний: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1975. -25 с.
5.4. Галимов О.Х. Проблемы правового регулирования уголовного судопроизводства с участием малолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1997. - 28 с.
5.5. Доспулов Г.Г. Процессуальные и психологические основы допроса свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1968. - 19 с.
5.6. Дражина И.В. Нравственные принципы следственной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 1984. - 16 с.
5.7. Зархин Ю.М. Нравственные основы предварительного следствия в советском уголовном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1974. - 16 с.
5.8. Захарченко Н.А. Роль морали в механизме уголовно-процессуального регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1983. - 21 с.
5.9. Зорин Г.А. Проблемы применения специальных логико-психологических методов при подготовке и проведении следственных действий: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1991. - 46 с.
5.10. Камашев Г.М. Тактические и психологические основы допроса потерпевшего: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 1993. - 23 с.
5.11. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования преступлений несовершеннолетних: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1984.-33 с.
5.12. Комаров В.К. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1972. - 25 с.
5.13. Комиссаров В.И. Актуальные проблемы следственной тактики: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1989. -29 с.
5.14. Коновалова В.Е. Тактика допроса свидетелей в советских органах расследования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1953. - 15 с.
5.15. Кузьмина С.С. Лжесвидетельство (уголовно-правовые, процессуальные и криминалистические аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1991.-22 с.
5.16. Лазарева В.А. Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в советском уголовном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. - 19 с.
5.17. Лосев Д.М. Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1982. - 18 с.
5.18. Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976. - 22 с.
5.19. Макаренко И.А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 1998.-24 с.
5.20. Макарова Т.А. Использование в ходе предварительного следствия материалов аудио- и видеозаписи: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2004.-23 с.
5.21. Малютин М.П. Тактические приемы, их допустимость и использование для достижения тактических целей допроса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. - 24 с.
5.22. Матвеев С.В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. - 33 с.
5.23. Москалькова Т.Н. Уважение чести и достоинства личности как принцип советского уголовного процесса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988.-16 с.
5.24. Полстовалов О.В. Совершенствование тактических приемов криминалистики на основе современных достижений психологической науки: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2000. - 27 с.
5.25. Пичкалева Г.И. Роль морали в следственной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. - 26 с.
5.26. Рогозин Д.А. Правовые, социальные и психологические основы производства по уголовным делам несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. - 26 с.
5.27. Селина Е.В. Применение специальных познаний в российском уголовном процессе: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Краснодар, 2003. - 42 с.
5.28. Харчиков А.В. Проблемы получения и оценки показаний несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. - 25 с.
5.29. Ченцова Л.В. Особенности уголовно-процессуального производства по делам несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. - 33 с.
5.30. Черных Э.А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1968. - 16 с.
5.31. Шепелева С.В. Тактика допроса лиц, имеющих установку на дачу ложных показаний: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. - 21 с.
6.2. Архив Октябрьского районного суда г. Саратова. Уголовное №78374(1-22/02). Л.д. 27-28, 39-44, 46-47, 99-100, 106-108, ПО.
6.3. Архив Октябрьского районного №78545(1-29/02). Л.д. 59-60, 80-82.
6.4. Архив Октябрьского районного №33059(1-157/02). Л.д. 21-24.
6.5. Архив Октябрьского районного №33691(1-377/02). Л.д. 63-64.
6.6. Архив Октябрьского районного №33911(1-453/02). Л.д. 123-124.
6.7. Архив Октябрьского районного №33792(1-471/02). Л.д. 54-61, 71-72, 82-83.
6.8. Материалы архива Железнодорожного районного суда г. Рязани за 2001-2002 гг.
6.9. Материалы архива Кировского районного суда г. Астрахани за 2000-
2003 гг.
6.9. Материалы архива Рязанского областного суда за 1999-2001 гг.
6.10. Материалы архива Сапожковского районного суда Рязанской области за 1997-2003 гг.
6.11. Материалы архива Советского районного суда г. Астрахани за 2000-2002 гг.
6.12. Материалы архива Советского районного суда г. Брянска за 2001 г. и др.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ