Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Виды национальной безопасности: общая характеристика, проблемы и перспективы правового регулирования

Работа №111987

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Общая характеристика видов национальной безопасности в рф.........
1.1 Понятие и сущность национальной безопасности в современном
обществе
1.2 Классификация и отдельные виды национальной безопасности
Глава 2 Правовое обеспечение национальной безопасности в рф
2.1 Правовые основы и проблемы обеспечения национальной безопасности в
современной россии
2.2 Основные направления развития законодательства в сфере обеспечения
национальной безопасности в рф
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников

Для любого государства обеспечение национальной безопасности и
защиты национальных интересов является одной из стратегических целей. В
этом проявляется суверенитет государства, который предполагает его право
выступать самостоятельным субъектом международных отношений,
определять свою внешнюю и внутреннюю политику в своих интересах и
решать вопросы внешнеэкономической деятельности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что национальная
безопасность – это важнейшее условие функционирования и развития
личности, общества и государства. На сегодняшний день проблемы
безопасности обусловлены большим количеством и масштабами различного
рода угроз, многие из которых имеют глобальное проявление. Именно
поэтому интерес исследователей к осмыслению проблем национальной
безопасности продолжает сохраняться, хотя в современной научной
литературе представлено множество различных концептуальных подходов к
данному феномену социальной жизни.
Сегодня, к сожалению, в России отсутствует единая научно-
обоснованная трактовка понятия «безопасность», включая и национальную
безопасность. В плане конституционно-правовой характеристики
безопасности стоит отметить, что категория конституционная, нормативно-
правовое содержание которой пока не получило должного научного
обоснования. В Конституции РФ сам термин «национальная безопасность»
не упоминается, в тексте Федерального закона РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ
«О безопасности» разъяснения этого часто употребляемого термина не
приводится, в Указе президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии
национальной безопасности РФ» понятие «национальная безопасность»
трактуется как состояние защищенности личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация
конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень ихжизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная
целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ.
Главная цель обеспечения национальной безопасности заключается в
создании и поддержании определенного политического, экономического,
военно-стратегического и международного положения государства, которое
бы позволяло создать благоприятные условия для развития общества,
государства и личности, а так же исключило бы опасность ослабления
значения и роли РФ как субъекта международного права, подрыва
способности государства реализовывать собственные национальные
интересы на международной сцене.
Национальная безопасность, входящая в структуру международной
безопасности - это политика, которая направлена на обеспечение особо
значимых интересов личности и государства. Она охватывает военную,
экономическую, информационную, экологическую, продовольственную,
социально-политическую и духовно-нравственную сферы безопасности.
В связи с отсутствием единого понятийного аппарата применительно к
термину «национальная безопасность» единое определение составляющих
национальной безопасности, то есть видов, раскрывающее их сущность, так и
не разработано.
В Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии
национальной безопасности РФ» сказано следующее, что национальная
безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности,
предусмотренные Конституцией и законодательством РФ: государственную,
общественную, информационную, экологическую, экономическую,
транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Объектом данной работы являются общественные отношения,
связанные с обеспечением национальной безопасности.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты,
которые регламентируют вышеуказанные общественные отношения.Цель выпускной работы является изучение понятия, проблем и
перспектив правового регулирования видов национальной безопасности.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
 анализ понятия и сущности национальной безопасности в
современном обществе;
 исследование классификации и отдельных видов национальной
безопасности;
 рассмотрение правовых основ, проблем обеспечения национальной
безопасности в современной России;
 анализ основных направлений развития законодательства в сфере
обеспечения национальной безопасности в РФ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
сделанные выводы по работе могут явиться основой для последующих
исследований по проблемам нормативного регулирования и реализации
механизма национальной безопасности.
Базой исследования работы являются нормативно-правовые акты, к
которым можно отнести: Конституцию РФ, Федеральный закон от 28.12.2010
N 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ
(ред. от 18.07.2019) «О стратегическом планировании в Российской
Федерации», Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии
национальной безопасности РФ, Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N
646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ», Указ
Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической
безопасности Российской Федерации на период до 2025 год», статьи
современных авторов, таких как: Д.А. Абубекерова, А.А. Гольдфарб, А.Ю.
Григорьев, О.С. Елфимова, А.А. Куковский, Ю.И. Мигачев, Н.А. Молчанов,
Д.Е. Свистунов, С.А. Собищанский, А.В. Степанов, Д.А. Трофимов, Н.А.
Трусов, и т.д.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
используемой литературы.Первая глава рассматривает общие положения видов национальной
безопасности в РФ, понятие и сущность национальной безопасности в
современном обществе, изучает классификацию, виды национальной
безопасности, а именно: государственную, общественную, информационную,
экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность
личности.
Вторая глава посвящена правовому обеспечению национальной
безопасности в РФ, а именно правовым основам и проблемам обеспечения
национальной безопасности в современной России, а также основным
направлениям развития законодательства в сфере обеспечения национальной
безопасности в РФ.
Заключение содержит выводы по проделанной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


заключение исследования можно сделать следующие выводы.
Исследовав понятие «национальная безопасность» можно сказать о
том, что на сегодняшний день отсутствует единое научно-обоснованное
определение.
В Конституции РФ данный термин не употребляется, в ФЗ РФ от
28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» разъяснения не приводятся.
В Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии
национальной безопасности РФ» «национальная безопасность» трактуется
как состояние защищенности личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация
конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их
жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная
целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ.
Основными направлениями деятельности общества и государства по
обеспечению национальной безопасности России на сегодняшний день
являются:
 всестороннее прогнозирование и объективный анализ угроз
национальной безопасности во всех без исключения областях;
 выделение критериев национальной безопасности и их пороговых
значений, разработка комплексных мер и механизмов по
обеспечению национальной безопасности в области экономики,
внутренней и внешней политики, безопасности и правопорядка в
обществе, обороны, в духовной, информационной сферах и иных
областях;
 организация работы законодательных и исполнительных органов
власти государства в РФ по осуществлению комплексных мер,
которые направлены на превенцию или послабление угроз
национальным интересам поддержка на требуемом уровне мобилизационных и
стратегических государственных ресурсов.
В научной литературе неоднократно отмечалось, что существует
крайне многочисленное и разнообразное количество определений как видов
безопасности в целом, так и национальной, в частности. Национальная
безопасность имеет ряд классификаций.
Так, Кардашов И.Б. считает, что национальная безопасность должна
классифицироваться по объекту национальной безопасности, характеру
угроз, по сфере жизнедеятельности. В Указе Президента РФ от 31.12.2015 №
683 «О стратегии национальной безопасности РФ» сказано, что национальная
безопасность включает в себя оборону страны, виды безопасности,
предусмотренные законодательством РФ:
 государственную,
 общественную,
 информационную,
 экологическую,
 экономическую,
 транспортную,
 энергетическую
 безопасность,
 безопасность личности.
Видовая классификация национальной безопасности играет важную
методологическую роль в построении всей системы национальной
безопасности и ее механизма ее обеспечения.
На сегодняшний день правовой основе обеспечения национальной
безопасности посвящена ст.5 Закона «О безопасности», которая включает в
себя: Конституцию РФ, общепризнанные принципы, нормы международного
права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы,
федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, правовые актысубъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их
компетенции в области безопасности.
Анализируя нормы Конституции РФ необходимо обратить внимание на
то, что в ней отсутствует понятие «национальная безопасность», поэтому
одним из предложений по совершенствованию законодательства является
внесение в нее изменений о включении специальной главы о национальной
безопасности, которая определила бы ее место в системе конституционного
строя РФ, а также методы и механизмы ее обеспечения.
Закон «О безопасности» представляет собой основной закон в области
обеспечения национальной безопасности, который должен включать в себя
унифицированный понятийный аппарат в сфере безопасности, а также
обеспечивать взаимодействие других правовых актов в данной сфере.
На сегодняшний день его содержание не соответствует наименованию
документа. В основном в нем содержится информация об органах, которые
обеспечивают безопасность, поэтому целесообразно было бы переименовать
данный документ или внести в него существенные изменения.
Кроме указанного закона вопросы обеспечения национальной
безопасности регламентированы законами, а также указами Президента РФ,
которых насчитывается более ста.
В России представлена Стратегия национальной безопасности РФ до
2020 г., которая утверждена указом Президента РФ. В ней затрагиваются
вопросы национальной обороны, государственной и общественной
безопасности, вопросы повышения качества жизни россиян, экономического
роста, вопросы науки, образования и развития технологий, здравоохранения,
культуры, экологии, стратегической стабильности и равноправного
стратегического партнерства.
В настоящее время принято множество документов (стратегий,
доктрин, концепций), которые связаны с конкретной областью безопасности.
Но, несмотря на их наличие в государственном планировании пока нет
четкого представления о целях и задачах подобного рода документов, об ихсоотношении в аспекте выстраивания взаимосвязи, взаимозависимости и
иерархии. Проведенный мониторинг законодательной основы национальной
безопасности России выявил отсутствие целостности и системности.
Внутриведомственная ориентированность правовых актов выступает
инструментом организации деятельности органов исполнительной власти, с
другой стороны, является причиной разрозненности правовых норм,
регулирующих отношения. Имеющиеся противоречия и декларативность
положений законов, призванных регулировать отношения безопасности,
препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению.
К числу проблем в области обеспечения национальной безопасности с
участием регионов можно отнести:
 наличие пробелов в законодательстве;
 недостаточное регулирование регионального уровня обеспечения
безопасности с помощью федеральных нормативных правовых
актов;
 ограниченность финансовых возможностей отдельных субъектов
Российской Федерации.
Таким образом, проблема «национальной безопасности» нуждается в
постоянном изменении, а также адаптации законодательства, его улучшения,
ввиду развития различных сфер жизни в государстве, общества и страны, а
так же из-за проблем и конфликтов на международной арене.
Действующие на данный момент нормативно правовые акты в сфере
обеспечения национальной безопасности, к сожалению, носят частный
характер, идеологически касаются частных угроз и отдельных аспектов
национальной безопасности.
В связи с этим государство нуждается в едином систематизированном
правовом акте об обеспечении безопасности. Обоснованы предложения о
необходимости разработки федерального конституционного закона «О
национальной безопасности», основанные на необходимости нормативного
правового обеспечения реализации Стратегии национальной безопасностиРоссийской Федерации до 2020 года. Данный закон в своей структуре должен
включать в себя:
 сущность, критерии, приоритеты национальной безопасности;
 компоненты системы национальной безопасности;
 порядок осуществления и механизмы взаимодействия органов
государственной власти при противодействии угрозам;
 ответственность исполнительных структур и граждан за
обеспечение национальной безопасности государства.
Также необходимо в рамках основных направлений развития
законодательства в области обеспечения национальной безопасности
разработать и принять единообразный пакет нормативных актов, которые бы
регулировали отдельные виды национальной безопасности.


1. Абубекерова Д.А. Система органов обеспечения безопасности в
Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2016. №4 (16). – С.
41 – 47.
2. Балаева Д.Р. К вопросу о субъектах обеспечения региональной
безопасности в Российской Федерации // Вестник Московского университета
МВД России. 2017. № 3. С. 214–217.
3. Безруков А.В. Конституционное право России. Учебное пособие /
А.В. Безруков. - М.: Юстицинформ, 2015. - 304 c.
4. Васильев С. Л. Основные направления обеспечения экономической
безопасности России в современных условиях // Молодой ученый. — 2019.
— № 42 (280). — С. 174-177.
5. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ
25.12.2014 N Пр-2976) // Российская газета. - N 298. – 2014.
6. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948) Российская газета. - N 67. – 1995.
7. Годунова Г.Н. Экономическая безопасность в системе национальной
безопасности // Московский экономический журнал. 2019. №11. – С. 248 –
254.
8. Гольдфарб А.А. Конституционное право. Шпаргалка. Учебное
пособие / А.А. Гольдфарб. - М.: РГ-Пресс, 2016. - 476 c.
9. Григорьев А.Ю. Национальная безопасность в системе
экономической безопасности // Инновационная наука. 2018. №11. – С. 61 –
62.
10. Гунич С.В. Конституционно-правовые аспекты определения сил
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации //
Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 15–17.
11. Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и
законодательстве России // Lex Russica. 2016. №10 (119). – C. 15 – 28.12. Кардашова И.Б. О проблемах исследования обеспечения
национальной безопасности // Административное право и процесс. 2014. № 5.
С. 29–32.
13. Кардашова И. Б. Основы теории национальной безопасности :
учебник для вузов / И. Б. Кардашова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.
— 303 с.
14. Квасов В. Б. К аспекту обеспечения транспортной безопасности //
Правопорядок: история, теория, практика. 2020. №1 (24). С. 76 – 78.
15. Ковалев А.А. Роль Совета безопасности Российской Федерации в
военной политике // Вестник ПАГС. 2017. №6. – С. 4 – 10...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ