Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление формированием менеджерских компетенций студентов во внеучебное время

Работа №11193

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
650
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 8
Глава 1. Менеджерские компетенции. Структура и способы формирования .... 13
1.1. Понятие и структура менеджерских компетенций 13
1.2. Особенности формирования менеджерских компетенций студентов в
учебное и внеучебное время 25
1.3. Менеджерские компетенции студентов. Измерение спроса на рынке
труда 34
Глава 2. Коммерческие и некоммерческие организации как база формирования менеджерских компетенций студентов во внеучебное время 40
2.1. Волонтерское движение. Условие формирования менеджерских
компетенций. Цель и направления деятельности AIESEC 40
2.2. Стажировка - ключевой способ формирования менеджерских
компетенций студентов 45
2.3. STAR TRAVEL - условие формирования компетенции
самоменеджмента 50
2.4. Оценка эффективности системы формирования менеджерских компетенций студентов в коммерческой и некоммерческой организациях и
разработка рекомендаций по её совершенствованию 52
Глава 3. Социальная ответственность международной некоммерческой организации AIESEC 65
3.1. Внутренняя социальная политика организации AIESEC 65
3.2. Внешняя социальная политика организации AIESEC 67
3.3. Оценка программы социальной ответственности международной
организации AIESEC 72
Заключение 74
Список публикаций студента 77
Список использованных источников 78
Приложение А. Результаты оценки сильных и слабых сторон выпускников
ВУЗов работодателями г. Томска 83
Приложение Б. Результаты оценки влияния участия студентов во внеучебной
деятельности на формирование менеджерских компетенций 84
Приложение В. Сведения о трудоустройстве респондентов 86


В настоящее время работодатели предъявляют высокие требования к качеству подготовки студентов. По окончании обучения в ВУЗе выпускник попадает на рынок труда, который на сегодняшний день отличается высокой конкуренцией участников и возросшими профессиональными требованиями работодателей к специалистам. В связи с этим, большое значение для рынка труда имеет гибкость системы образования. В сегодняшнем мире, где царят глобализация и высокие технологии, от нее самым непосредственным образом зависит экономика страны. В России в 2015 году этот индекс составил 6,9. Чем меньше значение «индекса гибкости системы образования» страны, тем больше вероятность того, что образовательная система может быстро перестроиться и обеспечить выпуск востребованных на данный момент специалистов (для сравнения, в Индии он составляет 0,3, исходя из чего можно сделать вывод, что гибкость образования - один из драйверов ее экономического роста) [11].
Недостаточная гибкость системы образования в России является одним из факторов появления проблем на рынке труда. Согласно результатам исследования международной рекрутинговой компании Hays, в России было выявлено увеличение несоответствия потребностей бизнеса и умений работников - индекс, характеризующий данный разрыв, в 2015 году составил 5,5, против 5,4 в 2014 году [12]. Это означает, что кандидаты во все меньшей степени обладают навыками, востребованными среди работодателей.
Сложившаяся ситуация обсуждается в последнее время на разных уровнях, к примеру, весной 2016 года в Москве и Санкт-Петербурге был проведен ряд международных конференций, посвященных проблемам повышения качества обучения и компетентности выпускников [27], на которых эксперты обменялись мнениями о вариантах решения проблемы отсутствия у выпускников компетенций для профессиональной деятельности [7].
19 мая 2016 года экономический факультет ТУСУР и Администрация Томской области провели Первый Сибирский Форум «Образование и бизнес: технологии интеграции». Целью Форума являлся поиск решений по преодолению разрыва между кадровыми потребностями бизнеса и уровнем подготовки выпускников ВУЗов [25]. Проведение таких мероприятий подтверждает тот факт, что проблема несоответствия компетенций выпускников ВУЗов требованиям работодателей, приводящая к проблемам трудоустройства и дополнительным затратам на обучение молодых специалистов, становится все более актуальной.
Федерация оценки персонала провела в 2015 г. исследование [14], респондентами которого являлись 360 представителей различных компаний. Среди наиболее частых для оценки компетенций и установок сотрудников респонденты назвали лидерство, мотивацию, ориентированность на результат, ответственность, планирование и организацию работы, командную работу, коммуникабельность и аналитическое мышление. Все они являются менеджерскими компетенциями. В связи с этим можно заключить, что формирование менеджерских компетенций занимает важное место в основных требованиях к подготовке студентов. Их развитие может явиться важным шагом на пути к карьерному продвижению и дальнейшему развитию будущих выпускников.
Когда возникает необходимость выработать у студентов навыки и способности к самостоятельной деятельности, особенно возрастает роль деятельности студентов во внеучебное время. В настоящее время студентам предоставляется большой спектр возможностей для саморазвития и получения дополнительных знаний: участие в форумах, мастер-классах, кейс-чемпионатах, посещение тренингов, прохождение стажировок, волонтерская деятельность и т.д. Каждый из этих видов деятельности способствует развитию определенных компетенций, которые становятся основой формирования личности и могут пригодиться при трудоустройстве. Поэтому важен вклад не только системы образования, но и самих студентов, их инициативность и стремление использовать возможности, предоставляемые не только ВУЗом.
Основой для разработки теории и практики формирования управленческих компетенций у студентов ВУЗов в процессе внеучебной деятельности являются исследования, в которых освещена значимость усиления практической направленности в процессе подготовки современного специалиста (Воронков В. В., Епифанова М. В.). Также рядом авторов проведены исследования, посвященные внеучебной деятельности как фактору профессионально-личностного становления выпускников (Канаева Т.А., Патрина З.В. и др.).
Российский опыт исследований в области понимания, оценки и формирования компетенций отражен в трудах Кабалиной В.И., Пахомовой А.А., Соловьёвой С.Р., Хвастуновой Д. А. и других авторов. Значительный вклад в исследования в этом направлении внесли зарубежные ученые Спенсер Л.М. и Спенсер С.М. Важная роль в этих исследованиях отводится понятию структуры и оценке компетенций.
Цель работы: доказать, что формирование менеджерских компетенций студентов во внеучебное время является условием их большей конкурентоспособности на рынке труда и разработать рекомендации по их развитию.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач, таких как:
1. провести оценку менеджерских компетенций студентов, участвующих в волонтерском движении как организаторов стажировки и как стажеров;
2. провести оценку менеджерских компетенций студентов, участвующих в стажировке, предоставляемой коммерческой компанией;
3. проанализировать цель и задачи компаний, занятых формированием менеджерских компетенций студентов во внеучебное время;
4. провести сравнительный анализ эффективности формирования менеджерских компетенций студентов в волонтерской и коммерческой организации;
5. разработать рекомендации по совершенствованию системы формирования менеджерских компетенций студентов во внеучебное время.
В течение последнего десятилетия одной из ведущих тенденций мирового развития является глобализация, коснувшаяся не только экономики и политики, но и образования. В последние 10-15 лет в России образовались крупные компании и холдинги, которые, укрепившись на внутреннем рынке, начали рассматривать перспективы международной экспансии. Чтобы этим компаниям быть успешными, а также, чтобы всем отечественным производителям продуктов и услуг поддерживать свою конкурентоспособность на внутреннем рынке, им нужно развить команды, которые смогут конкурировать с командами, как из западного, так и из бурно растущего и набирающего обороты азиатского региона. Поэтому кандидаты, имеющие опыт работы за границей, знакомые с деловой культурой других стран, знающие зарубежный подход к работе, могут представлять большую ценность для работодателей.
Будучи ещё студентами, у молодых людей есть возможность получить международный опыт работы, проходя стажировки в международных компаниях или участвуя в программах студенческого обмена.
В Томске одними из наиболее известных программ являются:
• международная программа студенческого обмена Work and Travel (представитель программы в Томске компания STAR TRAVEL), предлагающая студентам временную работу в США на срок до пяти месяцев во время летних каникул;
• программы стажировок международной организации AIESEC, предоставляющей студентам возможность получить опыт работы в зарубежных компаниях и принять участие в международных волонтерских проектах.
Объектом исследования является управление формированием менеджерских компетенций студентов. Предметом - управление формированием менеджерских компетенций студентов, участвующих в проектах AIESEC и STAR TRAVEL.
Практическая новизна работы выражена в следующих результатах исследования:
• выявлены основные требования работодателей г. Томска к компетенциям выпускников ВУЗов;
• проведена оценка менеджерских компетенций студентов, участвующих в волонтерском движении как организаторов стажировки и как стажеров (приложение Б);
• предложены направления совершенствования процесса формирования менеджерских компетенций студентов в организациях AIESEC и STAR TRAVEL.
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на обновление содержания и технологий организации внеучебной деятельности студентов, а разработанные рекомендации могут быть использованы организацией AIESEC и компанией STAR TRAVEL.
В качестве основных методов исследования в работе использовались такие инструменты как:
• анкетирование 20 работодателей и 105 студентов и выпускников ВУЗов г. Томска, в котором оценивались компетенции выпускников по степени их необходимости для эффективной работы в компании (от 0 до 5 баллов каждую компетенцию), а также сильные и слабые стороны выпускников (приложение А);
• сравнение набора и способов формирования менеджерских компетенций студентов, участвующих в деятельности некоммерческой организации AIESEC и коммерческой программе Work and Travel;
• наблюдение и системный подход при оценке эффективности формирования менеджерских компетенций студентов, участвующих в проектах STAR TRAVEL и AIESEC в г. Томске.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день сотрудники, обладающие необходимым уровнем знаний, навыков и компетенций, становятся не просто самым ценным активом организации, но и важнейшим источником долгосрочных конкурентных преимуществ компании. Другими словами, именно персонал определяет, чем организация отличается от других и насколько устойчиво и надежно ее положение на глобальном рынке.
Для работодателей города Томска наиболее важными компетенциями, которыми должны обладать сотрудники являются:
• способность осваивать новые области знаний и умения;
• работать в команде, находить общий язык с людьми;
• находить и принимать решения в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения;
• умение справляться с большим объемом работы;
• находить и использовать информацию из различных источников.
В настоящий момент ситуация складывается таким образом, что выпускники, обращающиеся в томские организации за трудоустройством, обладают хорошей теоретической подготовкой, однако не умеют применять свои знания на практике, не понимают законов рынка и бизнес-процессов, поскольку у них отсутствует опыт работы. При оценке выраженности менеджерских компетенций у выпускников ВУЗов, было выявлено, что все перечисленные выше важные для работодателей компетенции находятся на крайне низком уровне.
Однако, одной из сильных сторон выпускников, с точки зрения работодателей, является их готовность к обучению и желание развиваться, что позволяет им в определенной степени восполнить некоторые недостатки в подготовке студентов. Но это требует со стороны работодателя дополнительных затрат времени и ресурсов, поэтому на рынке труда наиболее ценным является кандидат, обладающий уже всеми необходимыми компании навыками и разделяющий её ценности.
Для того, чтобы соответствовать спросу на рынке труда и повысить свою конкурентоспособность, студенты должны использовать любые возможности получения практического опыта во внеучебное время. Наиболее подходящими вариантами внеучебной деятельности для формирования необходимых менеджерских компетенций является волонтерская деятельность и участие в стажировках. Благодаря этим видам деятельности, студенты могут применить свои знания и навыки при решении важных для организации и общества задач, получая, тем самым, практический опыт. Одними из самых популярных в городе Томске организаций, занимающихся волонтерской деятельностью и предоставлением программ стажировок, являются международная некоммерческая организация AIESEC и компания STAR TRAVEL.
Проведенная методом анкетирования оценка влияния этих видов деятельности на формирование менеджерских компетенций, участвующих в них студентов, показала, что в среднем степень владения компетенциями увеличивается более чем на 30%.
Участие в волонтерской деятельности AIESEC больше всего способствует формированию способности к развитию людей, умению использовать нематериальную мотивацию; организовывать работу команды; критически оценивать свою деятельность, делать выводы из ошибок; ставить цели и разрабатывать планы их достижения.
Участники программы стажировок AIESEC работают в зарубежных компаниях и реализовывают социальные проекты в международных командах, где знакомятся с культурой других стран и приобретают знания в профессиональной сфере, что способствует сильному воздействию на уровень владения иностранным языком; развитию эрудиции и осведомленности о социально значимых проблемах; способности работать в команде; находить и принимать решения в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения.
Участники программы стажировки Work and Travel самостоятельно осуществляют поиск работы, проживания и питания в другой стране, что значительно повышает их стрессоустойчивость, развивает способность находить и
принимать решения в нестандартных ситуациях, гибкость мышления, умение адаптироваться, находить и использовать информацию из различных источников.
Однозначную оценку того, какой из данных видов внеучебной деятельности является наиболее эффективным для формирования менеджерских компетенций студентов нельзя, поскольку каждая из программ имеет свою специфическую направленность и способствует формированию разных наборов компетенций. Тем не менее, 75 % респондентов подтвердили, что полученный опыт повысил их конкурентоспособность на рынке труда, и в настоящий момент большинство участников программ работает в крупных компаниях (в том числе и международных). Среди студентов, принимающих участие в других видах внеучебной деятельности 80% так же считают, что сформированные компетенции позволили им стать более конкурентоспособными.
Таким образом, проведенная оценка текущей ситуации на рынке труда города Томска позволила доказать, что формирование менеджерских компетенций студентов во внеучебное время является условием их большей конкурентоспособности на рынке труда.
Разработанные рекомендации по совершенствованию системы формирования менеджерских компетенций студентов во внеучебное время в основном направлены на создание системы взаимовыгодного сотрудничества ВУЗов и работодателей, поскольку основной причиной возникновения проблемы является недостаточная гибкость системы образования.
В ходе исследования были выполнены все задачи и достигнута цель.



1. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173677/
2. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ): сборник нормативно-производственных материалов / И.А. Абрашкина, О.В. Боев, Г.А. Воронова, А.В. Епихин, В.А. Жадан, А.В. Замятин, В.М. Лисицын, М.Г. Минин,
Е.А. Муратова, Т.С. Петровская, И.А. Сафьянников, М.А. Соловьев, М.С. Таюрская, А.И. Чучалин, Е.Г. Язиков;под ред. А.И. Чучалина. - 4-е изд. с изм. и доп.; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. - 206 с.
3. 20 необходимых компетенций // Кадровая политика и технология
[Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа:
http://www.vivakadry.com/61.htm
4. 8 лучших инвестиций времени для студентов [Электронный ресурс] // Компания Changellenge>>. 19.03.15. - Режим доступа: http://changellenge.com/time/
5. Work and Travel USA // Компания Student Agency [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www.student-agency.ru/for-
students/workand-travel-usa.html
6. Work and Travel USA 2016 // Центр культурного обмена "ИНТЕКС"
[Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа:
http://www.intexusa.ru/ru/workin-usa/work-and-travel/
7. Блинникова Н. Конференция «Образование и мировые города»:
вузы будущего будут формировать универсальные компетенции // Университет ИТМО [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа:
http://www.ifmo.ru/ru/viewnews/5659/konferenciya obrazovanie i mirovye go- roda vuzy buduschego budut formirovat universalnye kompetencii.htm
8. Борисова М. Прогноз-2016: как изменится рынок труда [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. 12.01.16. - Режим доступа: http://www.dw.com/
9. Волонтерская деятельность: как стать волонтером? // Портал «Народный СоветникЪ» [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://sovetnik.consultant.ru/volontery/volonterskava deyatelnost kak stat vo- lonter om/
10. Воронков В. В., Епифанова М. В. Измерение компетенций будущих специалистов в области качества // Первая регион. научно-практическ. конф. (г. Ульяновск, 1 декабря 2011 г.): статьи / УлГТУ. - 2012. - С. 109.
11. Глобальное исследование рынка труда 2015 // Hays Global Skills Index [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www.hays.ru/Hays- Global-Skills-Index-2015/index.htm/
12. Глобальное исследование рынка труда 2015. Россия // Hays Global Skills Index [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www.hays- index.com/countries/russia-ru/
13. Гонка героев, или как успешно пройти ассессмент в компанию мечты [Электронный ресурс] // Компания Changellenge >>. 15.01.16. - Режим доступа: http://changellenge.com/assessment/
14. Духнич Ю. Опрос Федерации оценки персонала [Электронный ресурс] // Аналитический центр «Smart education». 22.09.14. - Режим доступа: http://www.smart-edu.com/staff-assessment-research.html
15. Духнич Ю. Развитие лидерских и управленческих компетенций
[Электронный ресурс] // Аналитический центр «Smart education». 24.06.11. - Режим доступа: http://www.smart-edu.com/razvitie-liderskih-i-
upravlencheskihkompetentsiy.html
16. Исследование журнала «Трудовые споры»: Стимулирование производительности труда в России с точки зрения работодателей. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 16.06.14. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/blog/artisan-group/2014/06/16/6804
17. История AIESEC // Организация AIESEC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aiesec.ru/about-aiesec/story/
18. Кабалина В.И., Пахомова А.А. Влияние конгруэнтности ценностей кандидата и организации на подбор персонала // Организационная психология.
- 2014. - №4. - С.51-73
19. Кадровые болезни. Развитие подчиненных - ключевая компетенция руководителя // Клуб профессиональных коучей [Электронный ресурс]. - 2015.
- Режим доступа: http://coach.biz.ua/news/item/81-kadrovie bolezni
20. Канаева Т.А. Понятие «внеучебная деятельность» в аспекте профессионального становления студентов [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем», №11 (19), 2012. - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/11/kanaeva.pdf
21. Компетенция «Принятие решений» // Энциклопедия практической психологии «Психоло-гос» [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/kompetenciya kav zn prinyatie resheni y kav zn
22. Кондратьев В., Лунев Ю. HR-инжиниринг. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с.
23. Новикова О.Д. Взаимозависимость качества образования и социального взаимодействия вузов с государственными структурами и работодателями // Первая регион. научно-практическ. конф. (г. Ульяновск, 1 декабря 2011 г.): статьи / УлГТУ. - 2012. - С. 109.
24. О компании // STAR TRAVEL [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://tof.startravel.ru/common/company
25. О форуме // Форум "Образование и бизнес: технологии интеграции"
- 2016 [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://sib-
forum .com/about/
26. Об AIESEC // Организация AIESEC [Электронный ресурс]. - 2016.
- Режим доступа: http://aiesec.ru/about-aiesec/
27. Орлов В.В,, Орлова Е.В. Международная научная конференция, по
священная проблемам повышения качества обучения и компетентности выпускников // Институт государственного администрирования [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://yakutsk.iga.ru/8-
mezhdunarodnayanauchnaya-konferenciya-posvyaschennaya-problemam- powsheniva-kachestvaobucheniva-i-kompetentnosti-vypusknikov.html
28. Основные менеджерские компетенции // Компания HRT (HR
Technologies Ltd) [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа:
http://hrt.com.ua/osnovnie-menedzherskie-kompetentsii
29. Патрина З.В. Внеаудиторная работа со студентами // КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум» [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: https://ap47.ru/p82/
30. Пескин М. Отчет о локальных тенденциях в оценке персонала за 2015 год // Компания SHL - 2016. - 35 с.
31. Программа Global Citizen // Официальный сайт организации
AIESEC [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа:
http://aiesec.ru/students-2/gcitizen/
32. Программа Global Talent // Официальный сайт организации
AIESEC [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа:
http ://aiesec.ru/ students-2/gtalent/
33. Программа Global Youth // Организация AIESEC [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://aiesec.ru/students-2/gyouth/
34. Профессиональные стажировки Global Talent // Платформа проектов AIESEC [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа:
https://opportunities.aiesec.org/programmes
35. Соболенская О.В. Молодежь жаждет самореализации [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. 31.10.14. - Режим доступа:
https://iq.hse.ru/news/177666441.html
36. Создание корпоративной модели компетенций // Консалтинговая
компания «Человеческий капитал» [Электронный ресурс]. - 2016.- Режим доступа: http://hrconsalting.ru/uslugi/kadrovyi-konsalting/sozdanie-korporativnoy-
modelikompetentsiy/
37. Соловьёва, С.Р. Формирование управленческих компетенций в рамках психолого-педагогического контекста // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - № 3. - С. 117-120.
38. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. - М.: ГИППО, 2010. - 384 с.
39. Студентам // Организация AIESEC [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://aiesec.ru/students
40. Суханова И.М. Какими компетенциями должен обладать руководи
тель отдела продаж // Блог Тимура Асланова [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа: http://supersales.ru/article/kakimi-kompetenciyami-
dolzhenobladat-rukovoditel-otdela-prodazh.html
41. Хвастунова Д. А., Профессиональные компетенции // Первая регион. научно-практическ. конф. (г. Ульяновск, 1 декабря 2011 г.): статьи / Ул- ГТУ. - 2012. - С. 109.
42. Черепанов Р.Е. 100 бизнес-технологий: как поднять компанию на новый уровень. - М: Изд.дом «Питер», 2013. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ