Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная служба и гражданское общество: проблемы взаимодействия

Работа №111804

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы83
Год сдачи2020
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы государственной службы и гражданского общества 7
1.1 Понятие, сущность, структура и система государственной службы 7
1.2 Теоретические подходы к исследованию гражданского общества 12
Глава 2 Взаимодействие государственной службы и гражданского общества: проблемы и перспективы 27
2.1 Государственная служба и гражданское общество: система взаимоотношений 27
2.2 Совершенствование механизма взаимодействия государства и гражданского общества 38
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 65
Приложение А Анализ нормативных правовых актов 72
Приложение Б Проекты документов общественного контроля 77
Приложение В Наглядное пособие по правовым основам проведения общественного контроля 83

Актуальность темы обусловлена прежде всего «необходимостью качественного совершенствования системы и механизма взаимодействия государственной службы с институтами гражданского общества для достижения целей указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года.
В феврале 2019 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин заявил о инициировании серии совещаний с представителями общественности по реализации национальных проектов, утвержденных в рамках майского указа. Цель диалога - наладить совместную работу между федеральным центром и регионами, которым предстоит их реализовать.
Мировая практика организации и практической реализации взаимодействия государства и гражданского общества неопровержимо свидетельствует о том, что для достижения социально-экономических целей, взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества, как правило, создает положительный синергетический эффект и дает эффективный результат развития.
В связи с этим, «при реализации государственных социально-экономических программ, существует востребованность эффективного управления процессом взаимодействия государства и гражданского общества, что требует инвентаризации и анализа опыта управления таким взаимодействием, анализа действующего правового регулирования в этой области.
Таким образом, тема выпускной работы представляется актуальной и важной с практической и теоретической точек зрения.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее наблюдается тенденция развития интереса к обозначенной проблеме.
Появляется все больше число работ в области исследования взаимодействия властных и общественных структур таких ученых как Гриб В.В. [15], Грязнова В.Н. [24], Фетюков Ф.В. [60], Чернобель Г.Т. [62] и другие.
В учебной и научной литературе представлены различные взгляды ученых, общественных и государственных деятелей на природу партнерства власти и институтов гражданского общества, формы и методы их реализации. В меньшей степени представлена проблематика практического участия гражданского общества в осуществлении общественного контроля и в реализации общественно значимых социально-экономических государственных задач.
До настоящего времени ещё не в полной мере сформированы единая терминологическая основа и понимание сущности взаимодействия государственной службы и гражданского общества. Недостаточно исследованы система управления и организационно-функциональный механизм такого взаимодействия. Вопросы управления процессом реализации социально-экономических программ с учетом взаимодействия государства и гражданского общества, объединенных в одну систему, исследованы не в полной мере.
Цель работы выпускной работы состоит в выработке и обосновании предложений и практических рекомендаций по совершенствованию системы и механизма взаимодействия государственной службы и гражданского общества.
В качестве объекта исследования рассматривается государственная служба и гражданское общество, в качестве предмета исследования - взаимодействие государственной службы и гражданского общества.
В соответствии с целью, объектом и предметом данного исследования ставятся следующие задачи:
• определить понятие и сущность государственной службы;
• изучить структуру и систему государственной службы;
• определить понятие и сущность гражданского общества;
• изучить структуру и систему институтов гражданского общества;
• рассмотреть систему взаимоотношений государственной службы и гражданского общества;
• определить пути совершенствования механизма взаимодействия государства и гражданского общества.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования полученных результатов в повседневной деятельности при взаимодействии государственной службы с институтами гражданского общества и при разработке стратегии развития, методов управления и принятия управленческих решений в сфере взаимодействия государственной службы и гражданского общества.
Методологической и теоретической базой исследования являются концептуально-категориальный аппарат, положения и результаты теории государственного управления и государственной службы, теории менеджмента, предпринимательства, государственно-частного партнерства, социального партнерства; методологическая база исследования включает системный, сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический, статистический методы познания, методы анализа и синтеза.
Информационную и эмпирическую базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации, монографии и статьи в специальной литературе, публикации и доклады по вопросам взаимодействия государственной службы с институтами гражданского общества, информация периодических изданий и ресурсы глобальной сети Интернет, а также информационные материалы научно-исследовательских и аналитических центров.
На защиту выносятся предложения и практические рекомендации по совершенствованию системы и механизма взаимодействия государственной службы и гражданского общества.
Результаты исследования прошли апробацию и использованы в практической деятельности Общественной палаты и Совета депутатов г. о. Жуковский Московской области.
По теме исследования опубликована научная статья.
Структура и объем работы. Диссертационная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений, содержит схемы, таблицы, рисунки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
Исследование посвящено анализу существующих проблем взаимодействия государственной службы и гражданского общества, направлениям и способам повышения эффективности этого взаимодействия.
В представленной работе исследована достаточно сложная, ещё не в полной мере структурированная связь государства с институтами гражданского общества.
Актуальность темы определяется прежде всего необходимостью качественного совершенствования системы и механизмов взаимодействия государственной службы с институтами гражданского общества.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены и последовательно решены следующие задачи:
• определено понятие и сущность государственной службы;
• изучена структура и система государственной службы;
• определено понятие и сущность гражданского общества;
• изучена структура и система институтов гражданского общества;
• исследована система взаимоотношений государственной службы и гражданского общества;
• определены пути совершенствования механизма взаимодействия государства и гражданского общества.
Вся «мировая практика неопровержимо» свидетельствует о том, что для «достижения социально-экономических целей», необходимо «взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества. Эффективность такого взаимодействия, как правило, создает положительный синергетический эффект.
Совершенствование системы и механизма взаимодействия государства и гражданского общества позволит решать существующие проблемы в этой области и окажет самое непосредственное воздействие на осуществление и развитие всего комплекса прав и свобод человека и гражданина.
В работе проанализированы различные подходы к пониманию системы и механизмов взаимодействия государства и гражданского общества. Представлены направления и способы повышения эффективности этого взаимодействия.
Достоверность проведенного исследования обеспечена эмпирическими данными, законодательной базой, анализом монографий и научных работ по данному вопросу.
Процессы системных преобразований российского общества, направленные на политическую и экономическую модернизацию, предусматривают демократизацию взаимодействия власти и граждан, которая, по своей сути, не может быть сведена к формальному воспроизводству демократических институтов и заимствованию опыта других стран.
Осознавая важность принципа разделения властей, правового обеспечения реформ и регулярных свободных выборов, следует учитывать один из главных факторов демократизации: расширение влияния гражданского общества на процесс принятия властных государственных решений. Именно репрезентативность власти, то есть более широкое участие в ее действиях и решениях граждан, общественных структур и институтов, является основой формирования публичного демократического пространства в нашей стране, залогом успешных экономических, социальных, правовых и политических реформ. Напротив, отсутствие эффективных механизмов влияния граждан на принятие и реализацию властных решений приводит к имитации демократического процесса, когда набирают вес альтернативные политические пути - авторитаризм и тоталитаризм. Можно утверждать, что результат демократических преобразований в Российской Федерации определяется развитием гражданского общества, реализацией потенциала общества во взаимодействии с властью.
Несмотря на предпринимаемые государственными органами попытки стимулировать гражданскую активность, уровень взаимодействия с гражданским обществом в стране остается низким, что косвенно свидетельствует лишь о начальном этапе взаимодействия государственных и общественных структур.
В настоящее время восприятие гражданского общества в научной литературе остается неоднозначным. Это связано с тем, что «пространственное поле гражданского общества многомерно, сложно и противоречиво. Она включает в себя разнообразные интересы различных социальных слоев, сообществ, групп и индивидов с их потребностями, проблемами и притязаниями, но объединенных стремлением к справедливости, свободе и надеждой на достойную жизнь и саморазвитие. Гражданское общество, как система общественных отношений и институтов, носит негосударственный характер и призвано защищать права, интересы и ценности свободных и независимых граждан и всех членов общества. В то же время следует понимать, что в России нет особого восприятия гражданского общества, демократии или особого способа демократического строительства. Этот путь основан на демократии и верховенстве закона.
Проведенное в ходе выполнения работы исследование взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества позволило установить, что социально-государственное партнерство является одной из наиболее перспективных форм взаимодействия государственных и общественных структур при реализации социально-экономических программ.
Правовая база взаимодействия государственной службы и гражданского общества недостаточно развита. В этой связи для решения проблем взаимодействия государственных служащих и гражданского общества необходимо совершенствовать действующее российское законодательство, выявляя наиболее действенные механизмы взаимодействия, закрепляя их в законодательстве.
Необходимо активно работать над совершенствованием правового регулирования взаимодействия государственной службы и институтов гражданского общества, в том числе общественного контроля, что является одним из важнейших условий развития взаимодействия государственной службы и институтов гражданского общества.
Совершенствование правового механизма взаимодействия государства и гражданского общества обеспечит благоприятные условия для функционирования системы, целью которой является учет интересов друг друга и достижение целей и решения задач государства и гражданского общества.
Важным инструментом решения проблем взаимодействия государственных служащих и гражданского общества стал Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», определивший общий порядок взаимодействия субъектов общественного контроля и органов государственной власти.
Органы государственной власти, государственные организации, иные органы и организации, осуществляющие определенные публичные полномочия в соответствии с федеральными законами, обязаны рассматривать итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, учитывать рекомендации и предложения, содержащиеся в этих документах, при принятии государственных решений или внесении изменений в ранее принятые управленческие решения. Кроме того, предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, должны учитываться при оценке деятельности государственных служащих.
Положения Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определяют основные положения порядка взаимодействия субъектов общественного контроля с органами государственной власти, а также устанавливают правовые основы осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, государственной службы, государственных организаций и иных органов и организаций, осуществляющих определенные публичные полномочия в соответствии с федеральными законами.
В качестве форм общественного контроля предусматривается общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, иные формы, не противоречащие Федеральному закону, а также такие формы взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.
Важно отметить, что механизм реализации положений этого закона до сих пор не разработан. Отсутствуют соответствующие подзаконные акты, определяющие механизм реализации гражданским обществом положений закона. Отсутствуют методические материалы, направленные на облегчение восприятия и разъяснения положений Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и их использования субъектами общественного контроля в своей практической деятельности, а также в ходе учебных мероприятий (лекций, семинаров, практических занятий) по основам организации и проведения общественного контроля, при доведении положений настоящего нормативного правового акта до сведения граждан, органов государственной власти, государственных служащих, государственных организаций., иных органов и организаций, осуществляющие определенные публичные полномочия в соответствии с федеральными законами.
Использование разъяснений и методических материалов субъектами общественного контроля в своей практической деятельности позволит выявлять неурегулированные законодательством порядок и механизмы взаимодействия государственной службы и гражданского общества, а также порядок и механизмы осуществления общественного контроля, которые необходимо урегулировать соответствующими правилами путем их законодательного закрепления при совершенствовании нормативной правовой базы взаимодействия государственной службы и гражданского общества.
Выводы, предложения и рекомендации, представленные в диссертационном исследовании, имеют практическое значение и могут быть использованы при разработке стратегий развития, методов управления и принятия решений в сфере взаимодействия государственной службы и гражданского общества.


1. Абашидзе А.Х., Алиев З.Г., Амиров К.Ф. и др.; под ред. Р.М. Валеева. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник. М.: Статут, 2011. 830 с.
2. Актуальные вопросы государственной гражданской службы Российской Федерации: материалы социологического исследования (январь 2009 г.). М.: Изд-во РАГС, 2009. 115 с.
3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юридическая литература, 1966. С. 4.
4. Аминов В.А. М.: Правовые методы управления. МИМ ЛИНК, 2013. 291 с.
5. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. М.: Наука, 1975. С. 20-83.
6. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 137.
7. Балабанова А.В. Госинвестиции - ключевая составляющая политики модернизации и диверсификации экономики. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2008. № 12. С. 13-24.
8. Барабашев А.Г. Теоретические ориентиры дальнейшего развития государственной службы Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 1, 11 с.
9. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М.: «Формула права», 2008. 508 с.
10. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. М.: Изд-во РАГС, 2011. 463 с.
11. Василенко Л.А., Вронская М.И. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества. М.: Проспект, 2010. 294 с.
12. Воржецов А.Г., Ханнанова И.Ю. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в современной России. Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2008. С. 58-165.
13. Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. М., Вече, 2008. 400 с.
14. Винер Н. Кибернетика. М., Наука, 1983. 340 с.
15. Гриб В. В. Векторы взаимодействия гражданского общества и современного государства: монография / под ред. К. Е. Сигалова, Ю. М. Саранчука, П. С. Селезнёва. - Москва: Проспект, 2018. - 224 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ