Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе реализации технологии метода проектов 10
1.1 Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: понятия, опыт реализации 10
1.2 Роль технологии метода проектов в формировании у детей 6-7 лет технологической компетентности 18
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования технологической компетентности у детей 6-7 лет в процессе реализации технологии метода проектов 27
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет технологической компетентности 27
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе реализации технологии метода проектов 37
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет технологической компетентности 46
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложение А Стимульный материал для проведения диагностического задания 1 «Лото» 59
Приложение Б Протокол результатов констатирующего эксперимента 60
Приложение В Протокол результатов контрольного среза 61
В настоящее время в Российской Федерации идет процесс развития новой системы образования, которая ориентирована на мировое образовательное пространство. Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основными современными тенденциями мирового развития, обуславливающими существенные изменения в системе образования, являются:
• увеличение темпа общественного развития, что обусловливает необходимость подготовки детей к жизни в быстро изменяющихся условиях;
• переход к информационному обществу, значительное расширение объемов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особо важными становятся факторы коммуникабельности и толерантности;
• бурное развитие экономики, усиление конкурентной борьбы, уменьшение сферы востребованности неквалифицированного и малоквалифицированного труда;
• глубокие структурные изменения занятости населения, которые определяют постоянную необходимость повышения профессиональной квалификации и переподготовки работников, роста их профессиональной мобильности.
Вышерассмотренные изменения ставят перед образованием новые задачи, при решении которых дошкольники должны получить не только определенный уровень знаний, умений и навыков, но и быть готовыми жить в современном обществе.
Все это свидетельствует о том, что одной из задач современной системы дошкольного образования является созданий оптимальных условий для обучения, развития и воспитания конкурентоспособной личности, обладающей компетентностью. Все эти требования необходимо начинать реализовывать в дошкольной подготовке.
Компетентность старших дошкольников отражает, и развивает личностные смыслы детей в направлении объектов изучаемых ими областей реальности, характеризуют деятельностный компонент образования ребенка, степень его практической подготовленности, отражает опыт предметной деятельности, показывает, развивает возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных.
Одним из перспективных методов построения образовательной деятельности, является использование технологии метода проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он предоставляет возможность ребенку самостоятельно мыслить и действовать в соответствии со своими интересами и желаниями, опираясь на собственный опыт.
Возможность применения технологии метода проектов с целью развития технологической компетентности обучающихся обусловлена его многофункциональностью, так как данная технология даёт возможность для активизации самостоятельной и познавательно-исследовательской деятельности ребенка. Кроме того, в рамках работы над проектом у детей формируются навыки осваивать окружающую действительность; создаются условия для развития творческих способностей, а также умение наблюдать, слушать и формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Исследованием данной проблемой занимались: Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, В.В. Цветков и другие. Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова и другие ученые отмечают, что технологическая компетентность является базовой составляющей личности ребенка, способствующая успешной самореализации, самовыражению подрастающего поколения.
Исследования О.Г. Глухаревой, Г.А. Игнатьевой Н.М. Конышева, К.Н. Поливановой показывают, что, несмотря на доказанную эффективность использования технологии метода проектов в формировании технологической компетентности обучающихся, существуют определённые проблемы в организации ее применения. К текущим проблемам можно отнести переоценку результата проекта и недооценку его процесса; недостаточное обеспечение содержательного единства проектов и другие. Данные проявления могут быть обусловлены недостаточной методической подготовленностью педагогов.
На основании вышеизложенного представляется актуальным изучить тему о формировании у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе реализации технологии метода проектов.
На основании вышеизложенного, возникает противоречие между признанной необходимостью формирования технологических умений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием возможностей технологии метода проектов для осуществления обозначенного процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования - каковы возможности использования технологии метода проектов в деятельности образовательных организаций с целью формирования у детей 6-7 лет технологической компетентности.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе реализации технологии метода проектов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности технологии метода проектов в формировании у детей 6-7 лет технологической компетентности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет технологической компетентности.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе реализации технологии метода проектов
Гипотеза исследования заключается в предложении о том, что уровень сформированности у детей 6-7 лет технологической компетентности повысится, если:
• разработать содержание практико-ориентированных проектов с учетом принципов и специфики их организации с детьми старшего дошкольного возраста;
• организовать реализацию практико-ориентированных проектов согласно этапам технологии метода проектов;
• организовать участие родителей воспитанников в совместной деятельности по реализации проектов.
На основании цели и гипотезы исследования были поставлены задачи исследования.
1. Провести анализ представленности понятий: «технологическая компетентность» и «технология метода проектов» в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет технологической компетентности.
3. Определить и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе реализации технологии метода проектов.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет технологической компетентности.
Методы исследования:
• теоретические: анализ литературы и нормативной документации по теме исследования, изучение, обобщение и интерпретация научных данных;
• экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
• анализ и обобщение результатов практического опыта; эксперимент, качественный и количественный анализ результатов.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения о значении компетентного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, О.Е. Ломакина, А.Г. Бермус);
• теоретические положения о сущности и структуре компетентностей (Н.М. Комисарова. Т.С. Куницина, В.Ф. Романюк);
• теоретические положения о специфике развития технологической компетентностей в рамках образовательной деятельности (Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина, О.Б. Даутова и другие), с применением различных средств и методов (Е.Н. Текучева, А.В. Леонтович, Н.В. Мтаяш);
• теоретические положения о роли проектного метода в развитии технологической компетентности (О.С. Аранская, К.Н. Поливанова, Г.А. Игнатьева);
• теоретические положения о методических особенностях организации и применения технологии метода проектов в образовательной деятельности (О.Г. Глухарева, Т.С. Нартова).
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность использования технологии метода проектов в формировании у детей 6-7 лет технологических компетентностей; определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет технологической компетентности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание работы по формированию у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе реализации технологии метода проектов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержания работе по формированию у детей 6-7 лет технологической компетентности в процессе реализации технологии метода проектов может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад поселок Возрождение Саратовской области. В исследовании приняли участие 15 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источника) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 17 таблицами, 2 рисунками.
Компетентностно-ориентированный подход разрабатывается в нашей стране с 1996 года. У истоков находятся такие отечественные педагоги, как С.Е. Шишов, В.А. Болотов, А.Г. Каспржак, В.В. Башев, Г.С. Ковалева, Л.М. Долгова и другие ученые.
С.Е. Шишов ввел в отечественную педагогику следующее понятие компетенции: это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению; это способность установить связь между знанием и ситуацией найти процедуру (знания и действия), подходящую для решения проблемы.
Компетентностно-ориентированный подход в образовании с 2004 года является приоритетным направлением образовательной политики Самарского региона.
Одним из условий формирования технологической компетентности у детей старшего дошкольного в условиях дошкольной образовательной организации является применение в педагогической практике специальных технологий. Одной их таких технологий является технология метода проектов, где обучающийся занимает активную позицию проектировщика, а педагог - роль консультанта.
В исследованиях Е.С. Полат, В.М. Монахова, Н.Ю. Пахомовой, Л.С. Киселевой, Л.В. Загрековой, В.В. Николиной утверждается, что в основе технологии метода проектов лежит развитие у детей познавательных навыков и самостоятельных умений.
По мнению Е.С. Полат, проект - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по достижению дидактической цели через детальную разработку проблемы, завершающихся созданием творческого продукта - реального результата и его представления в рамках презентации.
На сегодняшний день технология метода проектов довольно активно внедряется в практику дошкольного образования на этапе формирования ключевых компетентностей воспитанников.
На констатирующем этапе исследования были использованы диагностические задания О.А. Дыбиной и И.В. Груздовой, которые предполагали определение уровня сформированности у детей 6-7 лет технологической компетентности.
В результате проведённых диагностических заданий мы выявили, что к низкому уровню сформированности технологической компетентности мы условно отнесли 7 детей (47%); к среднему уровню мы условно отнесли 7 детей (47%); к высокому уровню мы условно отнесли 1 ребенка (6%). Данные результаты говорят о необходимости проведения специально организованной работы по формированию у детей 6-7 лет технологических умений. Технология метода проектов имеет достаточный потенциал для организации такой работы.
С этой целью был проведен формирующий этап эксперимента.
Мы предположили, что уровень сформированности у детей 6-7 лет технологической компетентности повысится, если:
• разработать содержание практико-ориентированных проектов с учетом принципов и специфики их организации с детьми старшего дошкольного возраста;
• организовать реализацию практико-ориентированных проектов в рамках совместной деятельности детей и педагога;
• организовать участие родителей воспитанников в совместной деятельности по реализации проектов.
Мы разработали содержание трех практико-ориентированных проектов и затем реализовали данные проекты в рамках совместной деятельности детей и педагога в режимных моментах.
В ходе реализации проектов у детей формировались следующие умения технологической компетентности:
• умение планировать этапы своей деятельности в ходе работы в подгруппе и индивидуально;
• умение понимать и принимать задание взрослого, выполнять алгоритм действий, в ходе выполнения всех заданий в рамках проекта;
• умение использовать способы преобразований, в ходе оформления результатов проектов;
• умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов, в ходе подбора материала и оформления результатов проектов;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, в ходе тематических бесед;
• умение организовать рабочее место при оформлении творческих работ в рамках проектов.
По окончанию формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика уровня сформированности у детей 6-7 лет технологической компетентности. По итогам контрольного среза количество детей с высоким уровнем сформированности технологической компетентности повысилось на 24%; количество детей со средним уровнем повысилось на 13%; количество детей с низким уровнем снизилось на 21%.
Родители воспитанников принимали самое активное участие в совместной деятельности с детьми и педагогом в ходе реализации всех этапов проектов. Они помогали детям собирать информацию, оформлять индивидуальные и подгрупповые творческие работы, участвовали в презентации результатов проектов.
Выявленная положительная динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет технологической компетентности свидетельствует о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Анфисова С. Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ // В сб. Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: Материалы Всероссийской научной конференции. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2003. С. 66-70.
2. Баженов В. М., Горбунов В. Н. и другие. К понятию «технологическая компетентность» будущего учителя / Проблемы и перспективы технологического образования и профориентационной работы в общеобразовательной школе и вузе : материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под. ред. В. М. Баженова. Кострома, 2008. 135 с.
3. Белозерова О. М. Организация и реализация проектной деятельности учащихся среднего звена и старшей школы // Завуч. 2016. № 8. С. 89-95.
4. Белополова Ю. П. Диагностика познавательных процессов. М.: Инфра-М, 2013. 245 с.
5. Болотов В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. Т. 3. № 10. С. 8-14.
6. Бордовская Н. В., Жебровская О. О., Бродская И. М. Современные образовательные технологии : учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов и вузовских преподавателей. 3-е изд., стереотип. М. : Компания КноРус. 2013. 432 с.
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Детская психология : учебник. М. : Юрайт, 2014. 446 с.
8. Выготский Л. С. Проблемы детской психологии. М. : Перспектива, 2018. 224 с.
9. Глухарева О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 1. С. 17 -24.
10. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования : Методическое пособие для воспитателей, руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф. м.н., проф. Е. Я. Когана. Самара : Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. 176 с.
11. Дыбина О. В. и другие. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников : пособие для воспитателей и учителей начальных классов: для работы с детьми 5-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 58 с.
12. Дыбина, О. В. и другие. Компетентностный подход в практике дошкольного образования // Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. Тольятти : ТГУ, 2009. 114 с. URL: http://uchebana5.ru/cont/2696451-p2.html (дата обращения: 17.02.2020).
13. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию : Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. № 3. С. 20-24.
14. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. С. 38.
15. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2012. № 8. С. 14-19.
...