Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплексный подход к содержанию адаптивного физического воспитания детей с детским церебральным параличом

Работа №111541

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты комплексного подхода к содержанию адаптивного физического воспитания детей с детским церебральным параличом 9
1.1 Особенности физического развития детей с детским церебральным параличом 9
1.2 Основные понятия комплексного подхода в процессе физического восстановления и воспитания детей - инвалидов с детским церебральным параличом 20
Глава 2 Методы и организация исследования 30
2.1 Методы исследования 30
2.2 Организация исследования 32
Глава 3 Обоснование применения комплекса коррекционных физических упражнений и обсуждение результатов исследования 34
3.1 Описание комплекса коррекционных физических упражнений, направленных на улучшение двигательной сферы детей 5-7 лет с детским церебральным параличом 34
3.2 Описание занятий, входящих в комплекс физического восстановления детей 38
3.3 Результаты исследования и их обсуждение 45
Заключение 67
Список используемой литературы 71

Главной темой исследования была выбрана тема: «Комплексный подход к содержанию адаптивного физического воспитания детей с детским церебральным параличом».
Актуальность исследования. С каждым годом в России и за рубежом вопрос качественного адаптивного воспитания стоит все острее. Детей с детским церебральным параличом становится все больше, соответственно и процесс восстановления таких детей должен быть усовершенствован и адаптирован под новые реалии. Существует множество методик воспитания положительного отношения к физической культуре и спорту, и в данном исследовании рассматривался фактор комплексности в этом вопросе.
Также актуальность данной темы состоит в том, что в литературе и на практике существует разрозненность мнений относительно процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности детский церебральный паралич. Несмотря на то, что исследований и литературы достаточно много, единства позиции по данному вопросу не существует.
Объектом исследования является комплексный процесс занятий физической нагрузкой разных направлений: Бобат - терапия, плавание, танцы и иппотерапия.
Предмет исследования: влияние комплексного подхода к содержанию адаптивного физического воспитания детей с детским церебральным параличом, совместно с другими видами лечения, на формирование двигательных навыков и психо - эмоциональное состояние.
Цель исследования данной работы состоит в совершенствовании процесса адаптивного физического воспитания, абилитации и адаптации детей-инвалидов.
Гипотеза исследования. Согласно выдвинутой гипотезе, предполагается, что занятия различными видами физической нагрузки в комплексе способствуют более быстрому восстановлению функций организма и приводят к совершенствованию двигательных навыков в больных с церебральным параличом. Реализация данного комплекса позволит:
• уменьшить напряжение мышц при спастических формах детского церебрального паралича;
• разнообразить процесс двигательной реабилитации инвалидов;
• исключить эмоциональное перенапряжение при занятиях лечебной физической культурой;
• выявить наиболее действенные методики, применяемые в процессе физического совершенствования и восстановления детей с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
• исследовать исходный уровень двигательных нарушений конкретных участников данной программы;
• разработать методику комплексной физической реабилитации, адаптированной под каждого ребенка;
• доказать эффективность разработанной методики.
Теоретическую базу исследования составили идеи:
• коррекции двигательных навыков детей с детским церебральным параличом (Бурханов А.И., Хорошева Т.А. (2015), Евсеев, С. П.(2016) и др.);
• разнообразия способов адаптивного физического воспитания (Булгакова Н.Ж. (2013), Епинатьева О.С., Трифонова А.В.(2018) и др.);
• разностороннего воздействия на организм (Зельдин Л. М.(2019), Колягина В. Г.(2016), Мукушева Л. А.(2017) и др.).
Базовыми для настоящего исследования явились также труды Ростомашвили Л. Н. (2020), Соколова В. С. (2018), в которых рассматриваются особенности работы с детьми с детским церебральным параличом, их физические ограничения и возможности.
Методы исследования при написании магистерской диссертации: анализ и обобщение специальной литературы, тестирование участников исследования, педагогический эксперимент, методы математической статистики, педагогической наблюдение, проведение бесед с родителями и детьми, математическая оценка результатов исследования путем регистрации изменений показателей.
Опытно-экспериментальная база исследования: Детский театр «Эл Лиса», в котором занимаются как здоровые дети, так и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха и зрения, сахарным диабетом. На базе данного учреждения проводились как групповые, так и индивидуальные занятия с определенной нозологической группой - дети с последствиями детского церебрального паралича.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• проведено исследование проблемы комплексного подхода в адаптивном физическом воспитании с другими направлениями лечения;
• разработана система совокупного воздействия различных видов адаптивной физической культуры на организм детей с детским церебральным параличом;
• определены недостатки, выявленные в процессе реализации данной методики;
• доказана эффективность комплексного подхода в процессе физического восстановления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на примере детей с детским церебральным параличом.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в пополнении представлений о комплексном подходе в процессе реабилитации детей с тяжелыми двигательными нарушениями, в частности детским церебральным параличом.
Проблема исследования заключается в необходимости исследования влияния занятий адаптивной физической культурой в группах детей, больных ДЦП, но препятствием к этому служит недостаточная изученность влияния комплексного подхода на состояние ребенка с серьезным заболеванием.
Научно-практическая значимость состоит в том, что:
• разработка данной методики поможет усовершенствовать процесс реабилитации больных с детским церебральным параличом;
• результаты исследования могут быть использованы в различных реабилитационных центрах и группах ЛФК;
• осуществление данного комплекса поможет разнообразить процесс физического совершенствования и восстановления для детей с детским церебральным параличом.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
• методической и теоретической базой;
• использованием совокупности взаимодополняющих методов исследования;
• наглядными пособиями, отражающими объективную реальность;
• доказанной эффективностью проведенных испытаний.
На первом подготовительном этапе с января 2019 года по декабрь 2019 года происходило исследование специальной литературы источников, чтобы выполнить исследование были определены методики его проведения. Были определены основные физиологические и психологические показатели уровня развития детей 5 - 7 лет для дальнейшего изучения. Была разработана методика, основанная на комплексном подходе к процессу адаптивного физического воспитания.
На втором этапе исследования с января 2020 по июнь 2020 проводилось определение уровня двигательного развития детей, определялись основные морфофункциональные показатели. Были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. Занятия в экспериментальной группе включали в себя комплекс из 4 видов двигательного воздействия: Бобат - терапия, плавание, хореография и иппотерапия. Занятия в контрольной группе проходили только по одному из направлений.
На третьем этапе с августа 2020 по февраль 2021 была систематизирована вся информация, полученная в результате эксперимента. Данный этап включил в себя математическую и статистическую обработку данных. Дана сравнительная оценка результатов в контрольной и экспериментальной группах. Подведены итоги и сделаны выводы на основе всех данных.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в разработке методики, основанной на комплексном подходе к процессу адаптивного физического воспитания, проведении эксперимента, а также в подведении итогов и оформлении результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в течение всего исследования. Основные и теоретические положения исследования докладывались на методических семинарах кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физической культуры и спорта; участие в научно-практических конференциях ТГУ. были представлены доклады и статьи на темы: «Ботулинотерапия при детском церебральном параличе», «Основные аспекты Бобат - терапии», «Адаптивное физическое воспитание при детском церебральном параличе».
Положения, выносимые на защиту:
• достаточный уровень физической активности детей с детским церебральным параличом позволяет им восстанавливаться быстрее и эффективнее,
• сочетание различных методик адаптивного физического воспитания дает значительные результаты в процессе коррекции двигательных нарушений,
• при грамотной организации комплексного подхода у детей формируется положительное отношение к физическому совершенствованию и коррекции,
• улучшение психологического состояния детей непосредственно зависит от результатов, достигаемых в процессе занятий физическими упражнениями.
Методика апробирована в процессе проведения занятий с детьми - инвалидами. Вклад автора в проведения исследований составил 85 %.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, 30 рисунка, 7 таблиц, заключения, списка используемой литературы. Основной текст работы изложен на 73 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В своем исследовании мы придерживалась принципов индивидуального подхода к каждому ребенку. Методика, основанная на комплексном подходе, достаточно хорошо себя показала на практике и результаты показывают, что данный подход позволяет эффективно совершенствовать двигательную активность больных детским церебральным параличом.
Вопрос адаптивного физического воспитания достаточно емкий и охватывает множество аспектов. Процесс физического восстановления и абилитации должен быть исследован со всех сторон.
Проблема своевременной и качественной диагностики данного вида заболевания и, как результат, наиболее раннего лечения детей с церебральным параличом остаются нерешенными. Среди зарубежных и отечественных ученых нет четкого единого мнения о решающем значении того или иного фактора, влияющего на развитие и лечение детского церебрального паралича.
В большинстве клиник и учреждений, занимающимися проблемами реабилитации и воспитания детей с детским церебральным параличом ведется кропотливая работа над процессом совершенствования физического воспитания, разрабатываются новые методики, проводится оценка результатов испытаний. Но, в то же время, все ученые и исследователи сходятся во мнении, что адаптивное физическое воспитание должно быть разносторонним, объемным и работать в комплексе с остальными составляющими оздоровления детей - инвалидов.
В конце эксперимента было отмечено, что регулярные занятия различными видами физической нагрузки, которые использовались в экспериментальной группе, дают положительные результаты в процессе реабилитации детей с детским церебральным параличом.
Обобщая результаты исследования нужно привести разницу значений в экспериментальной и контрольной группах: по тесту «Разведение ног лежа на спине» показатель на 2 пункта выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой; по тесту «Круговые движения рук» показатель на 8 пунктов выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой; по тесту «Приседания» показатель на 2 пункта выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой; по тесту «Поднимание таза» показатель на 1 пункт выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой; по тесту «Подъем туловища лежа на спине» показатель на 1 пункт выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой; по тесту «Ходьба на коленях» показатель на 15 пунктов выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой; по тесту «Поочередное поднимание прямых ног» показатель на 2 пункта выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой; по тесту «Круговые движения кистями рук» показатель на 4 пункта выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой; по тесту «Подъем туловища из положения лежа на животе» показатель на 2 пункта выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой; по тесту «Наклон вперед к стопам, стоя» показатель одинаков в обеих группах; по тесту «Подъем ноги назад» показатель на 2 пункта ниже в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой; по тесту «Приседания у опоры» показатель на 12 пунктов ниже в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой; по тесту «Скручивание туловища, сидя» показатель на 7 пунктов ниже в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.
Это показывает, что в основном по показателям заметно в экспериментальной группе значительное совершенствование физических качеств занимающихся, чем в контрольной группе.
Задачи, поставленные в начале исследования, были выполнены.
Основываясь на результатах эксперимента, нами была разработана эксклюзивная методика для более качественного и эффективного развития двигательных навыков и совершенствования показателей силы, выносливости, гибкости и координации детей, страдающих детским церебральным параличом.
Во время исследования происходило сравнение экспериментальной и контрольной группы, в процессе которого выяснялся наиболее подходящий режим и вид физической активности для наиболее эффективного развития качеств и длительного закрепления результатов. В заключение необходимо представить следующие выводы по результатам работы:
• ориентация на индивидуальные показатели детей с детским церебральным параличом в процессе исправления их двигательных дефектов и нарушений способствует более эффективному восстановлению поврежденных двигательных способностей;
• применение Бобат - терапии, хореографии, иппотерапии и плавания совместно и на регулярной основе способствует совершенствованию двигательных навыков и показателей исследуемой группы, в отличие от тех детей, которые занимаются отдельно каким - либо видом нагрузки; данные показывают значительно более низкие значения в контрольной группе;
• регулярность занятий позволяет достичь высоких результатов в коррекции нарушенных функций у детей с детским церебральным параличом, а комплексность - не только эффективно совершенствовать физические данные, но и изменяет психологический настрой на занятия спортом и физической культурой.
Комплексный подход на постоянной основе требует больших физических и временных затрат от родителей детей, страдающих детским церебральным параличом. Это может спровоцировать отказ от данного подхода. В то же время в долговременной перспективе такая практика дает положительные результаты как физического, так и психологического воспитания ребенка.
Во время проведения эксперимента учитывались как исходные физические данные ребенка, так и возрастные двигательные, психологические изменения. За данный период дети проходили регулярно реабилитацию в различных медицинских центрах; в зависимости от процедур, проводимых во время реабилитации, подбиралась и двигательная терапия. В то же время медикаментозная терапия подбиралась врачами учреждений, учитывая нагрузку, которую получает ребенок ежедневно.
Применение новой методики может привнести в процесс реабилитации своеобразие и показать высокие результаты.
По результатам всех проведенных тестов можно сказать, что данный комплекс физической нагрузки помогает увеличить гибкость, снизить тонус мышц и спастику. В некоторых случаях повышенный мышечный тонус может выполнять опорную функцию для ребенка, и снижение его может повлечь за собой ухудшение двигательных навыков. Но в большинстве своем снижение гипертонуса и произвольной спастики благотворно влияет на физическое состояние человека с детским церебральным параличом.


1. Артеменко О. Н. Педагогические инновации образования лиц с ОВЗ: практикум. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. 110 с.
2. Багнетова Е. А. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: учеб. пособие. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2017. 269 с.
3. Батышева Т.Т., Трепилец С.В. Детский церебральный паралич и эпилепсия. Современные подходы к лечению: методические рекомендации. М.: Департамент здравоохранения Москвы, 2016. 24 с.
4. Беррол Синтия Ф., Капелло Патрисия П., Чан Мег Искусство и наука танцевально-двигательной терапии: жизнь как танец; под редакцией Ш. Чайклин, Х. Венгровер; перевод В. И. Фролов, О. С. Епимахов. М.: Когито-Центр, 2017. 423 c.
5. Бриске И. Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе: учеб. пособие. М.: Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2013. 180 с.
6. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие; под ред. Н.Ж. Булгаковой. М.: Академия, 2015. 428 с.
7. Бурханов А. И., Хорошева Т. А. Лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие. Тольятти: ТГУ, 2015. 164 с.
8. Демиденко О.П., Прядко Н.А. Арт-педагогика и арт-терапия в образовании детей с ОВЗ: практикум. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. 85 с.
9. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. пособие. М.: Спорт, 2016. 383 с.
10. Евсеева О. Э., Евсеев С. П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник. Под редакцией С. П. Евсеев. М. : Спорт, 2016. 384 с.
11. Епинатьева О. С., Трифонова А. В. Гидрокинезотерапия как вид терапии для детей с ДЦП // Bulletin of Medical Internet Conferences. 2018.7 с.
12. Зельдин Л. М. Развитие движения при различных формах ДЦП. М.: Теревинф, 2019. 136 c.
13. Клочкова Е. В. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными расстройствами неврологической природы. М.: Теревинф, 2019. № 3. С 284.
14. Колягина В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 2016. 164 c.
15. Мальков О. А., Говорухина А. А., Багнетова Е. А. Первая помощь: учеб. пособие. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2019. 82 c.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ