Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа №111493

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях посредством чтения художественной литературы 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6¬7 лет представлений о семейных традициях 8
1.2 Характеристика чтения художественной литературы как
средства формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях 14
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях посредством чтения художественной литературы 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о семейных традициях 23
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет
представлений о семейных традициях посредством чтения художественной литературы 35
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7
лет представлений о семейных традициях 45
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Результаты выполнения заданий констатирующего этапа 58
Приложение Б Список художественной литературы для формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.... 59
Приложение В Результаты выполнения заданий контрольного этапа.. 60


В настоящее время в образовании уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию детей, которое начинается с самого начала жизни ребенка. Наибольшее влияние на детей дошкольного возраста в данном процессе оказывает его семья. Пример родителей становится образцом для подражания. Семья и семейные традиции, обычаи, ценности выделяются как один важных факторов воспитания и развития личности ребенка дошкольного возраста. К семейным традициям относят привычки и обычаи, уклад семьи, атмосферу дома. Через семейные традиции ребенок учится взаимодействию с окружающими, происходит его социализация.
Дети дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей еще не могут представить важность семейных традиций для семейного благополучия. Родители же, зачастую в силу разных причин, не способны акцентировать внимание ребенка на данном вопросе. Поэтому формирование представления о семейных традициях должно стать обязательной частью образовательного процесса в дошкольной организации. Одним из способов работы в данном направлении является чтение художественной литературы. С ранних лет дети знакомятся с различными произведениями детской литературы, которые им читают как дома, в семье, так и в детском саду. Писателями и поэтами создано множество произведений, в которых формируется образ семьи, раскрывается значимость семейных традиций. Через чтение художественной литературы дети знакомятся с образцами поведения, правилами общения в семье. У них воспитываются нравственные качества - сострадание, забота, желание помогать близким.
Проблемой формирования представлений у детей дошкольного возраста о семье, занимались педагоги и психологи. В трудах А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, Л.В. Безруковой, О.В. Дыбиной, В.В. Щетининой, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Козловой, Е.А. Сидякиной теоретически обоснованы различные подходы к формированию представлений дошкольников о семье и семейных традициях.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях и недостаточным использованием чтения художественной литературы в данном процессе в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности чтения художественной литературы в формировании у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях посредством чтения художественной литературы».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях посредством чтения художественной литературы.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
Предмет исследования: чтение художественной литературы как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях посредством чтения художественной литературы будет возможным, если:
- отобраны художественные произведения о семейных традициях в соответствии с критериями, предъявляемыми к художественной литературе;
- обогащен центр книги произведениями различных жанров о семейных традициях;
- включено чтение художественной литературы о семейных традициях в совместную деятельность педагога и детей.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях посредством чтения художественной литературы.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях посредством чтения художественной литературы.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях .
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились:
- концепция о культурно-историческом развитии человека (Л.С. Выготского);
- теоретические положения о идеи формирования ценностей у ребенка (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреева, В.П. Тугаринова);
- теоретические положения о личностном присваивании общечеловеческих ценностей (Л.В. Безрукова);
- исследования, посвящены процессу формирования направленности детей на мир семьи (О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные чтения художественной литературы в формировании у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях посредством чтения художественной литературы может быть использовано в образовательном процессе.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад № 24 «Капитан» Московской области. В исследовании приняли участие 30 дошкольников 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (23 источника), 3 приложения. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 15 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Под представлениями о семейных традициях у детей дошкольного возраста понимается воспроизведение ребенком сложившихся в семье обычаев, порядков и правил поведения, сформировавшихся у него в результате субъективных условий семейного воспитания.
В результате диагностического исследования выяснили, что уровень сформированности представлений о семейных традициях у детей 6-7 лет, находится на среднем и низком уровнях в примерно равных соотношениях. Дети экспериментальной группы имеют ниже результаты, чем дети контрольной группы.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание и организовать работу по формированию у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях посредством чтения художественной литературы.
Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях посредством чтения художественной литературы будет возможным, если:
- отобраны художественные произведения о семейных традициях в соответствии с критериями, предъявляемыми к художественной литературе;
- обогащен центр книги произведениями различных жанров о семейных традициях;
- включено чтение художественной литературы о семейных традициях в совместную деятельность педагога и детей.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях. В экспериментальной группе значительно изменились показатели, а именно, увеличилось количество детей с высоким уровнем и составило 33% детей и средним уровнем 67% детей. В то же время низкий уровень выявлен не был, что является показателем успешности проведенной формирующей работы. Дети экспериментальной группы на контрольном этапе показали хорошее понимание понятий, относящихся к семье, семейным традициям. Они могли объяснить, что такое «семья», «род», «родня», приводили примеры. Улучшилось понимание родственных связей, у детей стало проявляться уважительное отношение к близким, чуткость и забота. Все дети показали понимание понятия «реликвия» и значения семейных реликвий.
Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1. С. 273-278.
2. Архарова Л. И., Савушкина Е. В. Формирование представлений о
семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. Материалы Международной научно-практической конференции,
посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко: в 2 частях. М., 2018. С. 454-460.
3. Болдырева Н. Г., Зверева Л. А., Рябинина С. И. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 753-755.
4. Бородина О. В. Роль семейных традиций в духовном воспитании
детей дошкольного возраста // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы III международной научно¬практической конференции (16 апреля 2015 г.). М. : Издательство
«Спутник+». 2015. С. 184-187.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Эксмо, 2003. 480 с.
6. Гаранина Т. П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Минск. 1983. 203 с.
7. Губанихина Е. В., Ибраева А. Ю. Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте социального взаимодействия детского сада с семьей // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. С. 69-72.
8. Демидова Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 79-83.
9. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Просвещение, 1998. 104 с.
10. Каратаева Н. А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для студентов. Шадринск, 2003. 110 с.
11. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. 352 с.
12. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2013. № 12. С. 13-19.
13. Круглова Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры // Дошкольное воспитание. 2006. № 10. С. 15-17.
14. Кузина А. Ю., Иванова Л. С., Кузьмина И. В. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста: сборник трудов Всерос. науч.-практ. конф. 30-31 октября 2008 г. Тольятти : ТГУ. 2008. Ч. II. С. 35-43.
15. Кузьмина И. В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. М. : Академия, 2008. 49 с.
16. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
17. Ривина Е. К. Родословная в детском саду - история и образ семьи // Дошкольное воспитание. 2007. № 12. С. 37-51.
18. Рыбалова И. А. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 12-16.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Мастера психологии. СПб. : Питер, 2014. 720 с.
20. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Детство-Пресс, 2013. 128 с.
21. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. M., 1976. С. 112-153.
22. Харчев А. Г., Мацовский М. С. Современная семья и ее проблемы (социально-демографическое исследование). М. : Статистика. 1978, 123 с.
23. Черепанова Г. Формирование у детей интереса к семейным традициям // Ребенок в детском саду. 2009. № 5. С.85-88.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ