Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации

Работа №111455

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

потребительское право

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Общая характеристика института защиты прав потребителей 9
1.1 Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей 9
1.2 Понятие и признаки потребителя как субъекта права на защиту 16
2 Содержание института защиты прав потребителей 23
2.1 Основные права граждан-потребителей 23
2.2 Формы защиты прав потребителей 37
3 Проблемы и практика защиты прав потребителей 47
3.1 Проблемы и перспективы развития системы информирования и консультирования потребителей 47
3.2 Обобщение практики защиты прав потребителей 59
Заключение 80
Список используемой литературы и используемых источников 85

Актуальность исследования. С принятием Закона «О защите прав потребителей» граждане приобрели реальную возможность осуществлять и защищать свои права в сфере потребительского рынка.
Однако, нарушения в сфере прав потребителей - явление нередкое. Большой объем товаров является низким по качеству, а порой даже опасным для здоровья потребителей. Так, в 2020 году было выявлено 303 418 случаев нарушений законодательства о защите прав потребителей, среди них было зарегистрировано 7 194 случаев причинения вреда связанного с приобретением, использованием товаров (работ, услуг), имеющих недостатки, опасных товаров (работ, услуг), а также с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и/или вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах) [17].
Законодательно установленное право потребителя на информацию имеет множество нарушений со стороны изготовителя. Зачастую изготовитель выбирает выгодный для него способ донесения информации до потребителя. Речь идет о параметрах и размерах шрифтового оформления, расположение информации на местах сгиба.
Декларированное Законом РФ «О защите прав потребителей» право на просвещение не имеет конкретных мер его реализации, что является причиной правовой безграмотности и затрудняет или вообще делает невозможным защиту гражданами-потребителями своих прав.
Таким образом, в результате многочисленных изменений Закона «О защите прав потребителей» законодатель до сих пор не смог полностью ликвидировать все проблемы и создать закон, который учитывал бы интересы всех сторон отношений, которые складываются в сфере потребительского рынка. В отдельных случаях законодатель, решая одни проблемы, одновременно порождает следующие, при этом, несмотря на то что некоторые противоречия разрешаются в правоприменительной практике, имеются позиции высших судебных инстанций, на которое можно опереться при решении различных конфликтов, однако ряд вопрос пока остается без соответствующего ответа, что является причиной многочисленных судебных споров.
Даже после принятия Пленумом Верховного Суда РФ Постановления от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» по сей день остаются проблемы, не получившие своего полного разрешения.
Так, в ряде случаев судам приходится решать вопрос о том, распространяется ли на определенную категорию дел законодательство о защите прав потребителей. Разрешение этого вопроса имеет практическую значимость, поскольку законодательство о защите прав потребителей позволяет судам применить к ответчикам дополнительные меры ответственности в виде неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, взыскания с них процентов за пользование чужими денежными средствами на особых условиях.
Таким образом, актуальность темы настоящей магистерской диссертации «Проблемы защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации» заключается в том, что законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей, последовательно развиваясь в русле общих социально-экономических преобразований и в целом обеспечивая достаточно адекватный уровень правовой защищенности потребительских прав граждан, тем не менее, нуждается в дальнейшем своем поступательном совершенствовании в целях своевременного формирования дополнительных правовых механизмов, которые должны действенно и эффективно противостоять тем тенденциям развития потребительского рынка, которые приводят к нарушения прав потребителей.
Степень разработанности темы магистерской диссертации.
Вопросы защиты прав потребителей являются предметом многочисленных монографических исследований и научной периодики [115; 116; 117; 118; 119].
Ученые особое внимание уделяют защите прав потребителей в определенных сферах жизнедеятельности. Так, актуальным является защита прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере. К примеру, О.Е. Фролова, С.С. Сохранов и Р.А. Шепс исследуют права и обязанности потребителей жилищно-коммунальных услуг, определяют контролирующих органах, рассматривают их компетенцию и полномочия [111]. А.М. Ширвиндт рассматривает проблему ограничения свободы договора, имеющее своей целью защиту прав потребителей. Данное исследование ученый проводит в сравнительно-правовом аспекте, анализируя российское и европейское частное право [114].
Ю.В. Леднева обобщает споры о защите прав потребителей финансовых услуг, связанные с заключением договора страхования при предоставлении кредита [37]. И.Ю. Целовальникова исследует вопросы правового регулирования предоставления услуг с использованием инвестиционных платформ и защиту прав потребителей [112].
А.В. Турбанов поднимает вопрос о возможности введения в банковской сфере обязательного саморегулирования и его использования для защиты прав потребителей банковских услуг. Ученые формулируют подходы к разрешению возникающих вопросов [103].
Массовый характер нарушения прав потребителей страховых услуг, обуславливает необходимость исследования защиты прав потребителей данных услуг. Например, Л.В. Санникова основное внимание уделяет положениям Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» [100], анализируют первые итоги работы Службы финансового уполномоченного на рынке страховых услуг [99].
Много внимания со стороны научной общественности уделяется вопросам защиты прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом. Предметом научных интересов ученых являются вопросы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет [8], особенности дистанционной купли-продажи [11], выявляются предмет [38] и другие существенные условия договора дистанционной купли-продажи [12], момент заключения данного договора [33], а также особенности продажи некоторых видов товаров посредством дистанционного способа [45].
Особый отпечаток на защиту прав потребителей накладывает и цифровизация экономики. Происходят изменения в предоставлении потребителям информации о порядке заключения договора, которая зачастую на практике носит формальный характер и не всегда соответствует требованиям к порядку ее предоставления. А.Ф. Пьянкова в своей статье, рассматривая указанные выше вопросы, делает вывод о том, что действующее российское законодательство «недостаточно регулирует изменившиеся под влиянием цифровизации экономики потребительские отношения, но в то же время значимость изменений пока не стоит преувеличивать» [93].
Таким образом, проблема защиты прав потребителей нуждается в проведении комплексного исследования с учетом актуального законодательства и имеющейся судебной практики с целью ее обобщения.
Объект исследования - комплекс общественных отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Предмет исследования - нормы действующего гражданского законодательства, регулирующие защиту прав потребителей в Российской Федерации, материалы юридической практики и доктринальные источники.
Цель исследования - комплексный научно-правовой анализ защиты прав потребителей по действующему законодательству Российской Федерации и практика его применения.
Задачи исследования:
• определить отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей;
• рассмотреть потребителя как субъекта права на защиту;
• проанализировать основные права граждан-потребителей;
• выявить формы защиты прав потребителей;
• выявить проблемы и наметить перспективы развития системы информирования и консультирования потребителей;
• исследовать практику защиты прав потребителей и обобщить ее с целью единообразного применения норм действующего законодательства, регулирующего защиту прав потребителей.
Методологическая основа исследования. При написании работы применялись системный и информационный подходы, методы диалектики, моделирования, межотраслевых исследований и другие.
Нормативно-правовая основа магистерской диссертации: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты, регулирующие защиту права граждан- потребителей.
Теоретическую основу исследования составляют труды следующих ученых: Л.В. Андреева, В. Белова, В.С. Белых, Т.М. Бикташева, Т.В. Гошуляк, С.П. Гришаева, В.П. Демидова, Е.Д. Еналеевой, Э.Г. Корнилова, Д.А. Мохорова, Г.Г. Назаровой, И.Н. Ножнина, Е.Ю. Руденко, Д.А. Ястребова и др.
Научная новизна исследования заключается в самостоятельных выводах и предложениях, направленных на совершенствование законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также в положениях, выносимых на защиты:
• недопустим расширительное толкование термина «потребитель» применительно к целям Закона о защите прав потребителей, т.к. сделки, заключаемые, как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицами могут быть направлены как непосредственно на получение прибыли, так и опосредованно, имеющий вспомогательный и обеспечительный характер, которые также хотя и косвенно, но направлены на получение прибыли;
• право потребителей на просвещение в области защиты прав может быть реализовано по двум направлениям: путем изучения прав потребителей в качестве учебной дисциплины в рамках государственных образовательных стандартов. К примеру, в юридических вузах потребительское право изучается в качестве отдельной дисциплины; путем предоставления изготовителем (исполнителем), продавцом потребителю необходимой и доступной информации о правах потребителей в наглядной и доступной форме;
• в качестве дополнительного инструмента, направленного против посягательств на право покупателя на потребительскую информацию, могли бы стать: сертификация рекламной продукции и необходимость подтверждения в органах местного самоуправления доменных имен сайтов предпринимателей;
• необходимо ввести в Закон о защите прав потребителей категорию потребителей, нуждающихся в особых мерах защиты, объединив их общим понятием - «социально уязвимая категория потребителей», в связи с чем Преамбулу Закон «О защите прав потребителей» целесообразно дополнить положением следующего содержания: «социально-уязвимая категория потребителей - граждане с ограниченными возможностями (инвалид), граждане старшего поколения и несовершеннолетние».
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключительной части магистерской диссертации, необходимо сделать следующие выводы.
В первой главе работы были рассмотрены общие положения института защиты прав потребителей.
При рассмотрении отношений, которые регулируются законодательством о защите прав потребителей, был сделан вывод о том, что во всех случаях, когда возникает сомнение в вопросе о том, применяется ли Закон о защите прав потребителей к конкретному договору или к конкретным сложившимся правоотношениям, решающими факторами становятся субъектный состав правоотношений и цели использования товаров, работ и услуг.
Проведенный анализ потребителя как субъекта права на защиту, показал, что потребитель имеет особый правовой статус лица, участвующего в соответствующих отношениях.
Особое внимание было уделено рассмотрению проблемы признания потребителем не только физических лиц, но и индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Автор магистерской диссертации придерживается позиции тех ученых, которые считают недопустимым расширительное толкование термина «потребитель» применительно к целям Закона о защите прав потребителей. Объясняется это тем, что сделки, заключаемые, как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицами могут быть направлены как непосредственно на получение прибыли, так и опосредованно, имеющий вспомогательный и обеспечительный характер, которые также хотя и косвенно, но направлены на получение прибыли.
Поэтому, нельзя признать правильной практику защиты прав предпринимателей за счет искусственного расширения понятия потребителя, которая должна достигаться за счет добросовестности, недопустимости злоупотребления правом.
В связи с приведенными суждениями был сделан вывод о том, что потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Во второй главе магистерской диссертации было исследовано содержание института защиты прав потребителей и рассмотрены такие вопросы, как основные права граждан-потребителей и система способов защиты их прав.
Рассматривая такое право потребителей, как право на просвещение, было отмечено, данное право в Российской Федерации в большей мере носит декларативный характер, несмотря на то, что некоторые меры в этой области принимаются.
Представляется, что право потребителей на просвещение в области защиты прав может быть реализовано по двум направлениям:
• путем изучения прав потребителей в качестве учебной дисциплины в рамках государственных образовательных стандартов. К примеру, в юридических вузах потребительское право изучается в качестве отдельной дисциплины;
• путем предоставления изготовителем (исполнителем), продавцом потребителю необходимой и доступной информации о правах потребителей в наглядной и доступной форме.
Некоторые исследователи полагают необходимым расширить содержания прав потребителей на информацию посредством разработки информационной программ, которая бы позволяла на этикетке или в чеке отобразить специальный штрих-код, содержащий информацию о полном составе товара со всеми маршрутами его движения, сертификаты соответствия и другие данные, необходимые для потребителя.
В качестве дополнительного инструмента, направленного против посягательств на право покупателя на потребительскую информацию могли бы стать:
• сертификация рекламной продукции;
• необходимость подтверждения в органах местного самоуправления доменных имен сайтов предпринимателей.
Дела о защите прав потребителей рассматриваются судом общей юрисдикции в порядке искового судопроизводства. Закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Однако такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах.
Деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и общественных организаций позволяет в полной мере осуществлять контрольно-надзорную деятельность в сфере защиты прав потребителей.
Думается, что общественный контроль должен быть сосредоточен на защите прав и законных интересов конкретного потребителя, обратившегося со своим вопросом в общественное объединение потребителей, а не на выявлении нарушений в ходе проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности.
Позитивным является такой общественный контроль, который направлен на разрешение конфликтных ситуаций до суда и защиту прав потерпевшей стороны в суде. Именно такой контроль способствует сдерживанию социальной напряженности в условиях динамичного развития рынка.
Проблема и практика защиты прав потребителей была исследована в третьей главе диссертации.
При рассмотрении проблем и перспектив развития системы информирования и консультирования потребителей, было обращено внимание на потребителей, права которых нарушаются в виду их социальной уязвимости в виду состояния здоровья или возраста. Проведенный анализ позволил сделать вывод о необходимости предусмотреть ряд дополнительных прав для потребителей-инвалидов и корреспондирующие обязанности продавца (изготовителя, исполнителя):
• ст. 4 Закона о защите прав потребителей целесообразно дополнить п. 6, в котором предусматривается обязанность продавца (исполнителя), которому потребитель сообщил об имеющихся у него потребностях и ограничениях, передать товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования с учетом указанных потребностей и ограничений;
• статью 8 Закона о защите прав потребителей необходимо дополнить п. 3, в котором предусматривается обязанность продавца (исполнителя) по предоставлению необходимой информации указанным лицам с помощью технологий, учитывающих имеющиеся у них особые потребности, связанные с ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья или возрастом, своевременно и без дополнительной оплаты;
• пункт 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей следует дополнить указанием во втором предложении на способы доведения информации до потребителей, являющихся инвалидами, в том числе по слуху и по зрению, лицами пожилого возраста или несовершеннолетними лицами.
Кроме того, необходимо ввести в Закон о защите прав потребителей категорию потребителей, нуждающихся в особых мерах защиты, объединив их общим понятием - «социально уязвимая категория потребителей», к которым относятся инвалиды, лица пожилого возраста и несовершеннолетние. Такое положение вполне соответствовало бы Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, которая апеллирует понятием «социально уязвимая группа населения» применительно к людям с ограниченными возможностями, граждан старшего поколения и детей.
В связи с изложенным Преамбулу Закон «О защите прав потребителей» целесообразно дополнить положением следующего содержания: «социально-уязвимая категория потребителей - граждане с ограниченными возможностями (инвалид), граждане старшего поколения и несовершеннолетние».
Таким образом, предлагаемые изменения, а также введение социально уязвимой категории потребителей позволит защитить права данной категории граждан с учетом их физических или психических особенностей участия в жизни общества, что соответствовало бы нормам международного права, а также требованиям отечественного законодателя в части обеспечения прав инвалидов на информацию.
Обобщение дел по защите прав потребителей показало, что суды в большинстве случаев правильно применяли материальный закон и нормы процессуального права, с учетом особенностей судопроизводства по данным гражданским делам, однако, необходимо обратить внимание судов на выявленные недостатки, в целях исключения подобных нарушений при разрешении споров, вытекающих из законодательства о защите прав потребителей.


1. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 02.11.2016 г. по делу № 33-15058/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
2. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.03.2015 г. по делу № 33-4870 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
3. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.04.2013 г. по делу № 11-11926/13 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
4. Апелляционное определение Омского областного суда от 18.09.2013 г. по делу № 33-6191/2013 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
5. Апелляционное определение Самарского областного суда от 15.01.2015 г. по делу № 33-270/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
6. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.06.2016 г. по делу № 33-10476/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
7. Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 10.08.2012 г. по делу № 33-5010/2012 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
8. Архипов В.В., Килинкарова Е.В., Мелащенко Н.В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности // Закон. 2014. № 6. С. 120 - 143.
9. Белов В. Наименование магазина на английском языке // ЭЖ- Юрист. - 2016. - № 21. - С. 12-16.
10. Белов В.А. Понятия «потребитель» и «слабая сторона»: сравнительно-правовой анализ // Вестник арбитражной практики. - 2018. - № 3. - С. 10 - 23; № 4. - С. 11-18.
11. Белова О.А. Особенности дистанционной купли-продажи // Ученые записки (выпуск седьмой): сб. статей. № 7. Волгоград: Издательство ВИЭСП, 2006. С. 19-22.
12. Белова О.А. Правовая характеристика существенных условий договора дистанционной купли-продажи, определяющих его место в системе договоров купли-продажи // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2015. № 1(26). С. 110 - 115.
13. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.
14. Гаджиев Т.Ф., Бычко М.А. К вопросу о понятии «потребитель» в российском и европейском законодательстве // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - № 3. - С. 340-346.
15. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие / Под ред. З.М. Фаткудинова. - М.: Юстицинформ, 2018. - 438 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ