Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Защита прав потребителей по законодательству Российской Федерации

Работа №16748

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы81
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1046
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Историко-правовые и административные основы защиты прав потребителей в Российской Федерации
1.1 Становление и современное состояние российского
законодательства о защите прав потребителей
1.2 Защита прав потребителей: понятие, виды, формы, способы защиты
Глава II. Правовые положения и проблемы применения Российского законодательства о защите прав потребителя
2.1 Административно - правовой статус Роспотребнадзора как
органа исполнительной власти, осуществляющего надзор в сфере защиты прав потребителей
2.2 Анализ правоприменительной практики Роспотребнадзора в
сфере защиты прав потребителя
2.3 Проблемы правового регулирования отношений с участием
потребителя и предложения по их решению
Заключение
Список использованных источников и литературы

Актуальность исследования обусловлена тем, что защита прав потребителей - понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН1 (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)
Закон «О защите прав потребителей»2 - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав и закрепления мер, обеспечивающих их реальное производителей, продавцов, исполнителей, импортеров за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг. Одновременно с этим Закон внес существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Защита прав потребителей является комплексным правовым институтом, который объединяет нормы гражданского, гражданско¬процессуального, административного, уголовного и других отраслей права. При этом практика показывает, что знание основ и особенностей правового регулирования исследуемого института необходимо не только широкому кругу специалистов различных направлений экономической деятельности, но и рядовым гражданам - потребителям товаров, работ и услуг.
Защита прав потребителей в современной России основывается сегодня на новых принципах, отражающих требования экономики рыночного типа: признаются и защищаются частная собственность, коллективная и индивидуальная предпринимательская деятельность, свобода договора. Одновременно усилена защита имущественных и личных прав граждан, вступающих в отношения, возникающие в процессе продажи товаров или выполнении определенных работ.
Современное российское правовое регулирование защиты прав потребителей устраняет ранее действовавшие необоснованные запреты и придает многим правовым предписаниям в сфере имущественного оборота диспозитивный характер. Такой правовой механизм позволяет участникам рыночных отношений проявлять хозяйственную самостоятельность и более рационально и эффективно строить свои отношения. Однако для достижения таких результатов необходимо внимательное изучение содержания и особенностей правовых норм по защите прав потребителей.
Актуальность выбранной темы основывается на том что, не смотря на достаточно большое количество нормативных актов касающихся потребительского законодательства, споров и нарушений в этой области меньше не становится.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование современного состояния правового регулирования защиты прав потребителя, а также выявление проблем, возникающих при осуществлении потребителями своих прав.
Сформулируем задачи работы на основании заявленной цели:
- изучить становление и проанализировать современное состояние российского законодательства о защите прав потребителей
- рассмотреть: понятие, виды, формы, способы защиты прав потребителей
- раскрыть административно - правовой статус Роспотребнадзора как органа исполнительной власти, осуществляющий надзор в сфере защиты прав потребителей
- проанализировать правоприменительную практику
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителя
- выявить проблемы правового регулирования отношений с участием потребителя
- внести предложения, направленные совершенствование законодательства.
Предметом данного исследования выступили права потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг, на информацию об изготовителе; защита прав потребителей при продаже товаров, а также при выполнении работ и оказании услуг; юридическая ответственность за нарушение прав потребителей.
Объектом исследования явились общественные отношения, складывающиеся в процессе защиты прав потребителя в Российской Федерации.
Методология исследования. Основу исследования составили апробированные юридическими науками методы познания объективной действительности, такие как исторический, сравнительно-правовой, системный, конкретно-социологический, статистический, формально¬логический и др. Для сбора, анализа и обобщения теоретических и эмпирических материалов применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования: анализ и синтез, наблюдение, изучение документов и др.
Данная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области защиты прав потребителей разрабатывались такими учеными, как Гусятникова Д. Е, Кирилловых А.А., Райлян, А. А и другими. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования. Тем не менее, теоретические и практические аспекты данной проблематики в правовой литературе освещены недостаточно полно, поэтому в настоящее время существует широкое пространство для научной разработки имеющихся проблем защиты прав потребителей.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, определяющего цели и задачи, двух глав, состоящих из 5 разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Становление законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации происходило в несколько этапов и на сегодняшний день российское законодательство о защите прав потребителей при продаже товаров представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ. Это Гражданский кодекс, Закон «О защите прав потребителей», утвержденные постановлениями Правительства РФ Правила продажи отдельных товаров, Правила продажи по образцам, Правила продажи товаров в кредит и некоторые другие.
Целью законодательства о защите прав потребителей является создание дополнительных правовых гарантий обеспечения прав потребителя как наиболее незащищенного участка рынка продукции и услуг. Защиту прав потребителей обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации потребителей.
Защита прав потребителей осуществляется посредством применения соответствующих форм и способов. Под формой защиты традиционно понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъектного права и охраняемого законом интереса. Также защита прав потребителей заключается в информировании о товарах и услугах, имеющихся на рынке, об их изготовителях, исполнителях, продавцах. Кроме того, законодательство предусматривает имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.
Защита прав потребителей осуществляется различными способами. В ст. 12 Гражданского кодекса РФ перечислены общие способы защиты гражданских прав. Следует сделать вывод, что, защищая нарушенное право потребителя и следуя принципу диспозитивности, можно воспользоваться практически любым из перечисленных в ст. 12 ГК РФ способов защиты, большинство из которых подобно регламентируются в Законе «О защите прав потребителей».
В заключение хотелось бы отметить, что современное законодательство о защите прав потребителей, предоставляя значительный комплекс прав потребителям с целью уравновешивания баланса интересов последних как более экономически не защищенной категории участников рынка товаров и услуг, тем не менее не содержит юридического закрепления обязанностей и ответственности потребителя как участника торговых правоотношений. Закон устанавливает лишь следующие обязанности потребителя:
1) обязанность возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, если в результате ее проведения установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает (и. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей);
2) обязанность вернуть товар надлежащего качества, не подошедший по фасону, размеру и т. д., не бывший в употреблении, с сохраненным товарным видом, потребительскими свойствами, пломбами и фабричными ярлыками (и. 1 ст. 25 Закона);
3) обязанность оплатить оказанные ему услуги в порядке и сроки, которые установлены договором с исполнителем после ее принятия (ст. 37 Закона).
Проблема злоупотребления правом в правоотношениях с участием потребителей заслуживает отдельного рассмотрения, а в рамках данной работы мы предлагаем закрепить в Законе отдельную статью, регламентирующую ответственность потребителя за нарушение принятых на себя обязательств и за злоупотребление предоставленными правами. Необходимость введения указанной статьи вызвана не только недопущением злоупотребления потребителями своими правами (так называемый потребительский экстремизм), но и указанием на то, что потребитель является полноценным участником гражданских правоотношений, у которого имеются не только права, но и обязанности по отношению к своим контрагентам.
«Статья 17.1. Ответственность потребителей
1. Ответственность потребителей по обязательствам, возникающим из гражданско-правовых договоров, заключаемых с изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), а также иных оснований, наступает в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Злоупотребление потребителем предоставленными настоящим Законом правами, а равно их использование в целях получения незаконного дохода, повлекшее за собой причинение убытков продавцу (изготовителю, производителю), влечет за собой ответственность, предусмотренную гражданским законодательством Российской Федерации».
Таким образом, представленные изменения и дополнения не только закрепят новое определение «потребитель», отражающее основные тенденции развития законодательства в области защиты прав потребителей, но и направлены на усиление защиты прав потребителей, сохраняя при этом разумный баланс интересов. Реализация указанных изменений и дополнений будет очередным шагом не только к повышению защиты прав граждан- потребителей на рынке товаров и услуг, но и новым этапом становления цивилизованных рыночных отношений, в которых устраняется правовое неравенство участников потребительского рынка, присутствует разумный баланс интересов и обеспечивается приоритет интересов потребителей.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9.04.85 г. № 39/248 // URL: http://www.hro.org/docs/ilex/uX2/coX2sumer.php Дата обращения
15.05.2015 г.
3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 Х2 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»// Российская газета, Х2 29, 11.02.2011
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 X« 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015)//Российская газета, Х2 238-239, 08.12.1994.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 X® 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015)// Российская газета, Х2 23, 06.02.1996, Х2 24, 07.02.1996, Х2 25, 08.02.1996, Х2 27, 10.02.1996
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 X® 195-ФЗ (ред. от 23.05.2015)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, X® 1 (ч. 1), ст. 1
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 X® 63-ФЗ (ред. от 23.05.2015)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, X® 25, ст. 2954
8. Закон РФ от 07.02.1992 X® 2300-1 (ред. от 05.05.2014) «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014)// Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, X® 3, ст. 140
9. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. X® 214-ФЗ (ред. от 30.11.2011.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.04.2012) Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2005. -№ 1.-СТ.40.
10. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 05.01.2015) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»// СЗ РФ. - 1998 - № 4. - ст. 482 (2002, № 6, ст. 584; 2006, № 7, ст. 790; № 52, ст. 5588)
11. Положение о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением № 745 от 30.07.1993 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 476 от 08.08.2003) [электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http: base consultant.
12. Постановление от 30 июня 2004 г. №322 (в ред. от 24.03.2011 № 210) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // РГ. - 8 июля 2004 г. - Федеральный выпуск № 3521
13. Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». - Новосибирск: Сиб. унив. изд- во, 2012. - 64 с.
14. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1) (ред. от 26.11.2001) И Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. - 1991. - № 26. - ст. 733. Утратил силу.
15. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 14.05.1992. -№ 19. - стр. 1044. Утратил силу
2. Научная и учебная литература
1 Брагинский, М.И., Витрянский В.В. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. - М.: Фонд «Правовая культура». - 2011. - 323 с.
2 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: В 5 кн. Кн. 2. Договоры о передаче имущества. М., 2006;
3 Богдан В. В. Досудебный порядок урегулирования споров, возникающих в сфере защиты прав потребителей // Российский судья. 2003. №З.С. 23.
4 Васильчикова, Н.В. Как потребителю защитить свои интересы. Рекомендации и примеры / Н.В. Васильчикова. - М.: Омега-Л, 2007. - 208 с.
5 Верновский, В.Н. Пациент имеет право! Как получить достойное медицинское обслуживание / В.Н. Верновский. - СПб.: Вектор, 2012. - 128 с.
6 Волкова, М. Защита прав потребителей электроэнергии / М. Волкова // Законность. - 2007. - № 12.
7 Гафарова, Г.Р. Защита прав потребителей / Г.Р. Гафарова. - М.: Юстицинформ, 2009. - 376 с.
8 Гафарова Г. Р. Защита прав потребителей / Под ред. 3. М. Фаткудинова. М., 2008 // СПС «КонсультантПлюс».
9 Григорьев Ю.И. Некоторые аспекты правового регулирования медицинской деятельности // Медицинское право. - 2010. - № 1(13). С. 8.
10 Горина, И. Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов / И. Е. Горина. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 202 с.
11 Гуляева, И. Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры / И. Н. Гуляева. - М.: Омега-Л, 2009. - 221 с.
12 Гуляева, И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры / И. Н. Гуляева. - М.: Омега-Л, 2007. - 206 с.
13 Богдан В. В. Эволюция понятия «потребитель»: Анализ новых подходов // Известия ЮЗГУ. 2012. № 4(43). С. 19 - 24.Гусятникова, Д. Е. 10 основных ситуаций защиты прав потребителей при покупке товаров. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. - 60 с.
14 .Богдан В. В. К вопросу о необходимости создания концепции развития гражданских правоотношений с участием потребителей // Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Модернизационное развитие современного российского общества» (Волгоград, 2012). М.: ООО «Планета», 2012. С. 174 - 181.
15 Гусятникова, Д. Е. Все формы документов по защите прав потребителей / Д. Е. Гусятникова, И. Ш. Резепов. - М.: Эксмо, 2009. - 128 с.
16 Гусятникова Д. Е. Клиент всегда прав! Как потребителю отстоять свои интересы в магазине и на предприятии общественного питания / Д. Е. Гусятникова. - М.: Омега-Л, 2008. - 159 с.
17 Дворецкий, В. Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] / В. Р. Дворецкий. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ. - 2009. - Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс.
18 Еналеева, И.Д. Защита прав потребителей. Часто задаваемые вопросы, образцы документов / И.Д. Еналеева. - М.: Дашков и К, 2007. — 235 с.
19 Келебай Е. Б. Неустойка, установленная Федеральным законом «О защите прав потребителей» за просрочку выполнения требования потребителя в отношении услуги (или работы), не подлежит уменьшению судом // Юрист. 2009. № 4 // СПС «КонсультантПлюс»
20 Корнилов Э. Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей // Хозяйство и право. 1999. № 11. С. 67 - 74;
21 Кирилловых А.А. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования / А.А. Кирилловых. - М.: Деловой двор, 2012. - 132 с.
22 Кратенко, М.В. Защита прав потребителей услуг. Справочник. - М.: Проспект, 2010. - 140 с.
23 Кузнецова, О. В. Возмещение морального вреда: практическое пособие / О. В. Кузнецова. - М.: Юстицинформ, 2009. - 152 с.
24 Кучеренко В.З., Татарников М.А., Шамшурина Н.Г. Основные направления реформирования российского здравоохранения на современном этапе // Экономика здравоохранения. - 2005. - № 8. - С. 12.
25 Макаров, Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2010. - 135 с.
26 Пилипенко, Д.И. Права потребителей. Как защититься от произвола продавцов / Д.И. Пилипенко. - М.: ИД Собеседник, 2010. — 160 с.
27 Райлян, А. А. Гражданско-правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики / А. А. Райлян // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - № 10.
28 Сидорова, Е.А. Защита прав потребителей: учеб, пособие / Е.А. Сидорова. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. - 211 с.
29 Смирнова, В.В. Защита прав потребителей / В.В. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
30 Ткачев, В.Н. Защита прав потребителей в РФ. Правовое регулирование: комментарии, консультации, образцы документов / В.Н. Ткачев. - М.: ВолтерсКлувер, 2010. - 512 с.
31 Феофил актов, А. С. Административная ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение прав потребителей// Арбитражный процесс—2009.— № 9.
32 Челышев М. Ю., Валеев Д. X. О совершенствовании судебного и внесудебного порядков защиты прав потребителей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 5 // СПС «КонсультантПлюс;
33 Челышев М. Ю. О формировании концепции развития законодательства о защите прав потребителей // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сборник статей / Под ред. Е. А. Суханова, Л. В. Санниковой. М., 2011 // СПС «Консультант Плюс»
34 Шашкова Л. А. Права потребителей и их защита в Российской Федерации гражданско-правовыми средствами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2004.
2. Судебная практика
1. Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2009 г. / Дело № 244-0 - О.
2. Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06 апреля 2004 г. № 154 (ред. от 28.01.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 15.-Ст. 1446; 2011.-№35. - Ст.30.
3. Определение ВАС РФ от 29 сентября 2009 г. № 46-В09-22 по
иску Т. к открытому акционерному обществу «АвтоВАЗ» о замене автомобиля, взыскании неустойки, компенсации морального вреда // Электронный ресурс- Режим доступа. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/902181765
4. Определение ФАС Центрального округа от 14.03.2011 по делу № А62-3804/2010 [электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http: base consultant
5. Постановление от 25 июня 2009 г. № 09АП-10049/2009-ГК //
Дело № А40-26819/09-48-234 [электронный ресурс] // Центр юридической помощи. - Режим доступа. - 1іИр:/Лі20101781-
1 .brim.ru/practices/items/?category=oxuopiuc&page=l 92
6. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 31.07.2003 №16 «О некоторых вопросах практики применения
административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП
Российской Федерации» [электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http-, base consultant
7. Постановление Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24.10.2006 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП» [электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http: base consultant
8. .Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 28 июня 2012 г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. - 11 июля 2012 г. -

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ