Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений за ними

Работа №111447

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические положения о формировании у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений
1.1 Основные психолого-педагогические аспекты
формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях
1.2 Функциональность наблюдений как средства
формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений
Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях
Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений
Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Списки детей, участвующих в эксперименте


Наш дом - планета Земля, а мы здесь только гости. И одним из важнейших компонентов жизни на планете составляют растения. Растения многогранны: комнатные и садовые, декоративные и дикорастущие в наш век современной компьютеризации, в век новшеств и открытий одной из животрепещущих проблем является охрана и защита природных ресурсов.
Еще Ф.М. Достоевский говорил о пользе красоты, которая спасет мир. Если А.П. Чехов говорил, что в человеке должно быть прекрасно, то можно перефразировать слова классика о прекрасном. Прекрасно должно быть еще и окружение: флора и фауна, архитектура и искусство. Испокон веков эстетическому обрамлению растительности уделялось большое значение, тем более в настоящее время, где можно запрограммировать или просчитать предварительный дизайн того или иного ландшафта. Красота везде и во всем: человеческому глазу отрадно видеть восхитительные газоны и шикарные икебаны, изумительные клумбы и благоухающие оранжереи. Ближе и роднее, безусловно, для каждого из нас комнатные растения, которые встречаются повсеместно. География произрастания их обширна: луга и долины, пустыни и леса, тропики и высокогорье.
Безусловно, не каждое растение может произрастать в той или иной климатической зоне. Но наука шагнула далеко вперед и границы для выращивания комнатных растений стерты. Возможно искусственное создание среды, благоприятной для тех или иных экзотических растений. Исходя из вышесказанного следует, что для формирования у дошкольников экологических понятий целесообразно использовать наблюдения за комнатными растениями. Масштаб освоения темы, касающейся комнатных растений, достигает необъятных масштабов. Растения по своей значимости бывают лекарственными и ядовитыми.
Все вышеперечисленные сведения актуальны для работы с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию из раздела «ознакомление с миром природы». Данный материал нужно реализовывать на этапе знакомства детей дошкольного возраста с растениями и их ролью в жизни человека и животного мира.
К.Д. Ушинский считал природу великим педагогом, а Е.И. Тихеева говорила об образовательном эффекте воздействия природы на дошкольников. В процессе созерцания, ухода и наблюдения за растительностью решаются многие образовательные задачи: происходит расширение детского кругозора, усиливается познавательный интерес к миру природы, а также происходит обогащение словаря ребенка. Дошкольники в процессе общения с растениями становятся более внимательными.
Ключевым фундаментом для успешного образования ребенка является дошкольная образовательная организация, именно в ней на этапе дошкольного периода происходит становление всех основных предпосылок для формирования зрелой и всесторонне развитой личности.
Дети старшего дошкольного возраста в период знакомства с комнатными растениями понимают, насколько взаимосвязаны комнатные растения и окружающий нас мир. В процессе созерцания и познания природного мира, его объектов, разновидностей у детей старшего дошкольного возраста происходит формирование, во-первых, эстетического вкуса, во-вторых, происходит переоценка ценностей, в-третьих, расширяется целостное восприятие мира.
В отечественной педагогике многие авторы занимались проблемой, связанной с формированием у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений. Так, С.Н. Николаева говорит о том, что «сам процесс формирования экологических представлений есть условие для создания определенного отношения у детей старшего дошкольного возраста к окружающей среде и носит эмоционально-действенный характер; имеет определенную форму самовыражения, состоящую из нескольких подвидов:
- познавательный интерес,
- гуманистические и эстетические переживания,
- практическая готовность к созерцанию окружающей действительности» [18].
Опираясь на теоретические знания по вопросам философского характера, научных исследований, углубленного изучения психологии и педагогики детей старшего дошкольного возраста стало возможным выявить противоречие: между необходимость формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях и недостаточное использование педагогами потенциала наблюдений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности наблюдений в формировании у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях?
В соответствии с обозначенной актуальностью данной проблемы, озвучена тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений за ними».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений за ними.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений за ними.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений будет успешным, если:
- для организации наблюдений подобраны комнатные растения, отвечающие критериям отбора;
- организована разнообразная совместная деятельность детей и педагога с постоянным включением процесса наблюдения за комнатными растениями.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны задачи исследования.
1. Изучить основные теоретические аспекты процесса формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений за ними.
2. Выявить уровень сформированной у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
3. Разработать и апробировать содержание работы, направленное на формирование у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений за ними.
4. Выявить изменение уровня сформированной у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- «теоретические положения П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой об экологическом образовании детей дошкольного возраста, сформированных на базе природоведческих знаний, которые усваиваются в процессе дошкольного возраста» [18];
- «методические положения А.Д. Дмитриева, С.Н. Николаевой, А.Д. Тищенко об организации наблюдений» [18] с детьми старшего дошкольного возраста.
Для реализации обозначенных задач были использованы данные методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 45 «Яблонька городского округа Тольятти. Выборка исследования: 20 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание совместной деятельности детей и педагога с постоянным включением процесса наблюдения за комнатными растениями.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы направления и содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что что разработанное содержание наблюдений за комнатными растениями могут использовать в своей работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о комнатных растениях педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 наименования), 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 1 таблица и 25 рисунков. Основной текст работы изложен на 64 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По окончании проведенной научно-исследовательской работы были сделаны следующие выводы.
В основе процесса формирования экологических представлений у дошкольников лежит понятие «экология» ка науки и ее основные идеи.
Основной «целью экологического образования детей дошкольного возраста является формирование практически-деятельностного, эмоционально-нравственного и научно-познавательного отношения к природе» [18].
Методикой ознакомления детей дошкольного возраста с природой на протяжении длительного времени занималось множество различных авторов: С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.А. Маркова, Н.Н. Кондратьева, И.А. Комарова, А.А. Патрикеевич и другие ученые.
По результатам констатирующего эксперимента были получены следующие данные:
- низкий уровень сформированности представлений о комнатных растениях диагностирован: у 34% детей экспериментальной группы и у 18% детей контрольной группы
- средний уровень сформированности представлений о комнатных растениях диагностирован: у 53% детей экспериментальной группы и у 58% детей контрольной группы
- высокий уровень сформированности представлений о комнатных растениях диагностирован: у 13% детей экспериментальной группы и у 24% детей контрольной группы.
Итоговые показатели диагностики на констатирующем этапе означают, что большая часть воспитанников в обоих подгруппах контрольной и экспериментальной) имеют низкий и средний уровень сформированности представлений о комнатных растениях. Этот факт подтверждает необходимость проведения специально организованной работы с воспитанниками по данному направлению.
Для формирующего эксперимента была определена цель: разработка представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений.
Мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений будет успешным, если:
- для организации наблюдений подобраны комнатные растения, отвечающие критериям отбора;
- организована разнообразная совместная деятельность детей и педагога с постоянным включением процесса наблюдения за комнатными растениями.
На первом этапе формирующей работы мы решали вопрос: «Какие растения отобрать для наблюдений?».
На втором этапе формирующей работы мы обозначили приоритетное направление организации совместной деятельности детей и педагога, носящее название «Мир цветов». В рамках организации совместной деятельности педагога и воспитанников по данному направлению, был предложен краткосрочный проект под названием «Цветочный город».
На третьем этапе формирующей работы дети и педагог отправились в путешествие в мир цветов.
Вывод по результатам контрольного эксперимента: в экспериментальной группе:
- низкий уровень сформированности представлений о комнатных растениях имеют 3% детей;
- средний уровень сформированности представлений о комнатных растениях имеют 52% детей;
- высокий уровень сформированности представлений о комнатных растениях имеют - 45% детей.
Ребята из экспериментальной группы в целом показали результаты выше детей из контрольной группы. В связи с этим вопрос проведения работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях явился актуальным, и проведение подобного рода работы стало необходимым.
У детей экспериментальной группы выявлена следующая динамика уровня сформированности представлений о комнатных растениях:
- показатель низкого уровня сформированности представлений о
комнатных растениях снизился на 10%;
- показатель высоко уровня сформированности представлений о
комнатных растениях повысился на 11%.
Результаты, которые были получены на этапе контрольного среза достоверны. Задачи исследования полностью решены. Гипотеза исследования подтвердилась.



1. Афонькина Ю.А. Познавательная деятельность дошкольников 5-6 лет в игровом взаимодействии. ФГОС ДО (+CD). [Электронный ресурс]. URL: https://www.labirint.ru/books/581789/(дата обращения: 28.01.2022).
2. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда и ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 34-40
3. Алексеев С. В. Формирование системы экологических знаний на разных этапах непрерывного образования // Экология и культура. Красноярск, 1991. С. 42-44.
4. Бобышева Л. А., Дупленко О. М. О программах экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. № 2. 2008. Большая советская энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1988. 592 с.
5. Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 2007. № 6. С 50-58
6. Веретникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М. 2004. 252 с.
7. Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к
природе // Дошкольное воспитание. № 5.1981. С. 23-30.
8. Выготский Л. С. Развитие эмоционального поведения //
Педагогическая психология. М. Просвещение, 1991. 345 с.
9. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 128 с.
10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
11. Деряба С. Д., Левин В А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону. Феникс, 2006. 480 с.
12. Дуброва В. Обучение старших дошкольников уходу за комнатными растениями // Дошкольное воспитание. 2005. № 9. с. 47.
13. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М. : Просвещение, 1964. 352 с.
14. Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание. № 7. 2003.
15. Каменева Л. А. Как знакомить дошкольников с природой. М., 1993. 203 с.
16. Малышева Ю. А., Соловьева А. И. Формирование представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста Вестник экспериментального образования. 2016. № 1 (4). С. 42-52.
17. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М.: Просвещение, 2004. 128 с.
18. Николаева С. Н., Лункевич Н. В. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2008. 621 с.
19. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: словарь. М. : Мир и Образование., 2015. 736 с.
20. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов: учеб. пособие для вузов. М. : ВЛАДОС, 2004. 365 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. 347 с.
22. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2005. 104 с.
23. Тереньтева Е. Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды. Автореф. дис... кан. пед. наук. Л., 1980. 24 с.
24. Усова А. П. Обучение в детском саду. М. : Просвещение, 1981.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ