ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 10
1.1 Развитие коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет как
психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Характеристика и особенности развития детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи 17
1.3 Психолого-педагогические условия развития коммуникативной
деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 31
2.1 Выявление уровня развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 31
2.2. Апробация психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 49
2.3 Определение динамики развития коммуникативной деятельности у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 62
Выводы по второй главе 77
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Приложения
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 10
1.1 Развитие коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет как
психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Характеристика и особенности развития детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи 17
1.3 Психолого-педагогические условия развития коммуникативной
деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 31
2.1 Выявление уровня развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 31
2.2. Апробация психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 49
2.3 Определение динамики развития коммуникативной деятельности у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 62
Выводы по второй главе 77
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Приложения
Человек в течение всей жизни нуждается в общении с людьми. Эта потребность постоянно развивается от необходимости в эмоциональном контакте, к личностному общению и сотрудничеству. Таким образом, определяется непрерывность общения как главное условие жизнедеятельности человека.
Общение, как сложная и многогранная деятельность, основывается на специфических знаниях и умениях. Знаниями и умениями человек овладевает в процессе социализации, а также в результате скопленного прошлыми поколениями опыта. Для того чтобы человек адаптировался в обществе, необходимым условием выступает степень его коммуникабельности, что определяет важность процесса формирования коммуникации буквально с раннего возраста.
Общение рассматривается в современных исследованиях как основное условие формирования субъекта отношений, как существенный фактор развития личности. А также как один из основных видов деятельности человека.
A.B. Запорожцем, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым,
Д.Б. Элькониным, и др. учёными была обоснована и описана концепция деятельности.
М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность, основываясь на теории A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
М.И. Лисина трактует психологическую сущность данного процесса как взаимодействие людей, направленное на сотрудничество с целью создания взаимоотношений и достижения коллективного результата.
Речевая коммуникация, по определению А.А. Леонтьева - это такая форма общения, где психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее свойственном и наиболее доступном исследованию виде. Речевая деятельность, в связи с этим, рассматривается как использование этого инструмента для общения, как случай коммуникации.
Учёные определили, что уровень коммуникативной деятельности влияет на психическое развитие детей дошкольного возраста. (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская).
Сформированность коммуникативных умений наиболее выделяется при переходе ребенка к обучению в школе. В это время отсутствие простых коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что приводит к увеличению уровня тревожности и последующей дезадаптации.
Необходимым условием успешности учебной деятельности является коммуникативное развитие, которое обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования.
В последнее время увеличивается количество детей, которые имеют недостатки речевого развития. Поэтому проблема развития коммуникативных навыков у таких детей очень актуальна.
Исследования детей 5-6 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи» показывают, что достаточно большое количество таких детей испытывают трудности в общении с другими детьми и им необходима психологическая помощь. Эти дети испытывают трудности в адаптации в незнакомых условиях, при установке контактов в группе и в совместной деятельности.
Л.Г. Соловьева отмечает взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений в результате игровой деятельности.
Особенности речевого развития детей препятствуют реализации полноценного общения. А это проявляется в понижении потребности в общении, неправильных формах коммуникации и в особенностях поведения.
Обусловливает социальную значимость исследования и то, что особенности развития ребенка могут отрицательно повлиять на личность человека. В процессе социализации детей 5-6 лет происходят качественные изменения в структуре коммуникативной деятельности. Она определяется как совместные усилия с целью установления отношений и достижения конечного результата. Ребенок 5-6 лет является участником коммуникативной деятельности и выступает как субъект этой деятельности.
На основании вышеизложенного были выявлены следующие
противоречия между:
- необходимостью развития коммуникативной деятельности у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса;
- необходимостью развития коммуникативной деятельности у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью методик диагностики и коррекции данного процесса;
- наличием программ по развитию коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с нормой развития и отсутствием этих программ для детей с общим недоразвитием речи.
В соответствии с противоречиями была сформулирова. проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития
коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной
деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
В основу проведённого исследования положена гипотеза, согласно которой, развитие коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
- организована поэтапная работа (эмоциональный, когнитивный, поведенческий этапы) по развитию коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- разработано содержание совместной деятельности педагога и детей, направленное на развитие коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- организована индивидуальная и подгрупповая работа с детьми 5-6 лет, направленная на развитие компонентов коммуникативной деятельности.
В соответствии с представленной целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований выявить и охарактеризовать коммуникативную деятельность детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития коммуникативной деятельности у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретической основой исследования являются:
- положения психологии общения (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов);
- исследования об особенностях коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Л.И. Лалаева, Ю.Б. Некрасова, О.С. Павлова, С.П. Смирных, Р.К. Терещук, Т.Б. Филичева);
- положения о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей (Л.А. Данилова, О.Е. Грибова, Н.А. Смирнова, Л.М. Шипицына и др.).
Методы исследования.
- методы теоретического исследования: анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования;
- методы эмпирического исследования: анализ документации, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования).
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад №128 «Гвоздичка» г.о. Тольятти. В эксперименте приняли участие дети 5-6 лет, групп компенсирующей направленности в количестве 24 человека.
Организация и этапы исследования. Исследование проводится в три этапа в период с 2017-2019 гг.
На первоначальном этапе (2017-2018 гг.) был сделан анализ психолого¬педагогических положений по проблематике исследования, определились цель, рабочая гипотеза, задачи исследования; разрабатывается программа исследования, проводится констатирующий этап эксперимента и анализ его результатов.
На втором этапе (2018-2019 гг.) проводился формирующий и контрольный этапы исследования; организованна разработка и апробация психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов, проверка и уточнение научно-методических выводов, полученных в ходе эксперимента;
На последнем этапе (2019 г.) осуществлялся анализ и обобщение полученных результатов экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены психолого-педагогические условия развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; разработан комплекс диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи уровня развития коммуникативной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, описаны и обоснованы психолого-педагогические условия развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги и педагоги-психологи могут использовать разработанный комплекс диагностических методик для выявления уровня развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; содержание совместной деятельности и индивидуальной программы по развитию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследований с опорой на теоретические положения психологии и педагогики; использованием и применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам исследования; количественным и качественным анализом;
экспериментальной проверкой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» в ТГУ» (10 апреля 2019г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативная деятельность определяется как совместные усилия взаимодействия людей, с целью установления отношений и достижения конечного результата, которые обеспечивают успешную социализацию.
2. Развитие коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: организацией поэтапной работы по развитию коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; разработкой содержания совместной деятельности педагога и детей направленного на развитие коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; организацией индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 5-6 лет, направленной на развитие компонентов коммуникативной деятельности.
3. Показателями развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи являются: умение детей правильно использовать в речи слова, обозначающие свойства окружающих предметов; умение выражать свои мысли; умение понимать и описывать эмоциональные состояния человека; умение использовать в речи коммуникативные средства; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими; умение правильно воспринимать и называть чувства человека; умение детей строить диалог.
Общение, как сложная и многогранная деятельность, основывается на специфических знаниях и умениях. Знаниями и умениями человек овладевает в процессе социализации, а также в результате скопленного прошлыми поколениями опыта. Для того чтобы человек адаптировался в обществе, необходимым условием выступает степень его коммуникабельности, что определяет важность процесса формирования коммуникации буквально с раннего возраста.
Общение рассматривается в современных исследованиях как основное условие формирования субъекта отношений, как существенный фактор развития личности. А также как один из основных видов деятельности человека.
A.B. Запорожцем, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым,
Д.Б. Элькониным, и др. учёными была обоснована и описана концепция деятельности.
М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность, основываясь на теории A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
М.И. Лисина трактует психологическую сущность данного процесса как взаимодействие людей, направленное на сотрудничество с целью создания взаимоотношений и достижения коллективного результата.
Речевая коммуникация, по определению А.А. Леонтьева - это такая форма общения, где психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее свойственном и наиболее доступном исследованию виде. Речевая деятельность, в связи с этим, рассматривается как использование этого инструмента для общения, как случай коммуникации.
Учёные определили, что уровень коммуникативной деятельности влияет на психическое развитие детей дошкольного возраста. (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская).
Сформированность коммуникативных умений наиболее выделяется при переходе ребенка к обучению в школе. В это время отсутствие простых коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что приводит к увеличению уровня тревожности и последующей дезадаптации.
Необходимым условием успешности учебной деятельности является коммуникативное развитие, которое обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования.
В последнее время увеличивается количество детей, которые имеют недостатки речевого развития. Поэтому проблема развития коммуникативных навыков у таких детей очень актуальна.
Исследования детей 5-6 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи» показывают, что достаточно большое количество таких детей испытывают трудности в общении с другими детьми и им необходима психологическая помощь. Эти дети испытывают трудности в адаптации в незнакомых условиях, при установке контактов в группе и в совместной деятельности.
Л.Г. Соловьева отмечает взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений в результате игровой деятельности.
Особенности речевого развития детей препятствуют реализации полноценного общения. А это проявляется в понижении потребности в общении, неправильных формах коммуникации и в особенностях поведения.
Обусловливает социальную значимость исследования и то, что особенности развития ребенка могут отрицательно повлиять на личность человека. В процессе социализации детей 5-6 лет происходят качественные изменения в структуре коммуникативной деятельности. Она определяется как совместные усилия с целью установления отношений и достижения конечного результата. Ребенок 5-6 лет является участником коммуникативной деятельности и выступает как субъект этой деятельности.
На основании вышеизложенного были выявлены следующие
противоречия между:
- необходимостью развития коммуникативной деятельности у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса;
- необходимостью развития коммуникативной деятельности у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью методик диагностики и коррекции данного процесса;
- наличием программ по развитию коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с нормой развития и отсутствием этих программ для детей с общим недоразвитием речи.
В соответствии с противоречиями была сформулирова. проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития
коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной
деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
В основу проведённого исследования положена гипотеза, согласно которой, развитие коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
- организована поэтапная работа (эмоциональный, когнитивный, поведенческий этапы) по развитию коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- разработано содержание совместной деятельности педагога и детей, направленное на развитие коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- организована индивидуальная и подгрупповая работа с детьми 5-6 лет, направленная на развитие компонентов коммуникативной деятельности.
В соответствии с представленной целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований выявить и охарактеризовать коммуникативную деятельность детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития коммуникативной деятельности у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретической основой исследования являются:
- положения психологии общения (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов);
- исследования об особенностях коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Л.И. Лалаева, Ю.Б. Некрасова, О.С. Павлова, С.П. Смирных, Р.К. Терещук, Т.Б. Филичева);
- положения о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей (Л.А. Данилова, О.Е. Грибова, Н.А. Смирнова, Л.М. Шипицына и др.).
Методы исследования.
- методы теоретического исследования: анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования;
- методы эмпирического исследования: анализ документации, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования).
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад №128 «Гвоздичка» г.о. Тольятти. В эксперименте приняли участие дети 5-6 лет, групп компенсирующей направленности в количестве 24 человека.
Организация и этапы исследования. Исследование проводится в три этапа в период с 2017-2019 гг.
На первоначальном этапе (2017-2018 гг.) был сделан анализ психолого¬педагогических положений по проблематике исследования, определились цель, рабочая гипотеза, задачи исследования; разрабатывается программа исследования, проводится констатирующий этап эксперимента и анализ его результатов.
На втором этапе (2018-2019 гг.) проводился формирующий и контрольный этапы исследования; организованна разработка и апробация психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов, проверка и уточнение научно-методических выводов, полученных в ходе эксперимента;
На последнем этапе (2019 г.) осуществлялся анализ и обобщение полученных результатов экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены психолого-педагогические условия развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; разработан комплекс диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи уровня развития коммуникативной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, описаны и обоснованы психолого-педагогические условия развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги и педагоги-психологи могут использовать разработанный комплекс диагностических методик для выявления уровня развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; содержание совместной деятельности и индивидуальной программы по развитию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследований с опорой на теоретические положения психологии и педагогики; использованием и применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам исследования; количественным и качественным анализом;
экспериментальной проверкой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» в ТГУ» (10 апреля 2019г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативная деятельность определяется как совместные усилия взаимодействия людей, с целью установления отношений и достижения конечного результата, которые обеспечивают успешную социализацию.
2. Развитие коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: организацией поэтапной работы по развитию коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; разработкой содержания совместной деятельности педагога и детей направленного на развитие коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; организацией индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 5-6 лет, направленной на развитие компонентов коммуникативной деятельности.
3. Показателями развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи являются: умение детей правильно использовать в речи слова, обозначающие свойства окружающих предметов; умение выражать свои мысли; умение понимать и описывать эмоциональные состояния человека; умение использовать в речи коммуникативные средства; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими; умение правильно воспринимать и называть чувства человека; умение детей строить диалог.
Общение рассматривается в современных науках как основное условие формирования субъекта отношений, как существенный фактор развития личности. А также как один из основных видов деятельности человека. Проведенный анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы показал, что уровень развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи имеет свою специфику и значительно отличается от развития коммуникативной деятельности детей с нормальным речевым развитием.
Речевая коммуникация, по определению А.А. Леонтьева - это такая форма общения, где психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее свойственном и наиболее доступном виде. Речевая деятельность, в связи с этим, рассматривается как инструмент для общения, как случай коммуникации.
В результате теоретического исследования были определены следующие показатели развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет: умение детей правильно использовать в речи слова, обозначающие свойства окружающих предметов; умение выражать свои мысли; умение понимать и описывать эмоциональные состояния человека; умение использовать в речи коммуникативные средства; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими; умение правильно воспринимать и называть чувства человека; умение детей строить диалог.
Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали, что у 3 дошкольников экспериментальной группы или 25% выявлен низкий уровень развития коммуникативной деятельности. Этим детям постоянно нужна была помощь взрослого, так как задания вызывали у них затруднение, и они с неохотой выполняли задания, допуская ошибки.
У 7 детей был показан стабильный средний уровень (58%) развития коммуникативной деятельности. Дети выполнили задания, но при этом допускали ошибки. Высокий уровень развития коммуникативной деятельности был отмечен у 2 детей (17%). Ребёнок с удовольствием выполнил все задания.
Было выявлено, что у большинства детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе не совсем развиты такие показатели как использование различных средств выразительности, правильность обозначения предметов, проявление недостаточного взаимодействия с окружающими.
В формирующей части экспериментального исследования работа с детьми была разбита на три этапа, каждый из которых преследовал достижение определенных целей. В рамках каждого этапа с детьми проводилось от трех до пяти занятий, на развитие коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
В результате были созданы следующие психолого-педагогические условия: организована поэтапная работа (эмоциональный, когнитивный, поведенческий этапы) по развитию коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; разработано содержание совместной деятельности педагога и детей, направленное на развитие коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; организована индивидуальная и подгрупповая работа с детьми 5-6 лет, направленная на развитие компонентов коммуникативной деятельности.
Анализируя данные исследования, которые были получены после окончания коррекционной работы, можно отметить рост всех показателей. Согласно полученным данным уменьшилось количество детей с низким уровнем развития коммуникативной деятельности на 17%, уменьшилось количество детей со средним уровнем развития коммуникативной деятельности на 8%, повысилось количество детей с высоким уровнем развития коммуникативной деятельности на 25%.
Цель работы достигнута. Задачи исследования решены.
Речевая коммуникация, по определению А.А. Леонтьева - это такая форма общения, где психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее свойственном и наиболее доступном виде. Речевая деятельность, в связи с этим, рассматривается как инструмент для общения, как случай коммуникации.
В результате теоретического исследования были определены следующие показатели развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет: умение детей правильно использовать в речи слова, обозначающие свойства окружающих предметов; умение выражать свои мысли; умение понимать и описывать эмоциональные состояния человека; умение использовать в речи коммуникативные средства; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими; умение правильно воспринимать и называть чувства человека; умение детей строить диалог.
Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали, что у 3 дошкольников экспериментальной группы или 25% выявлен низкий уровень развития коммуникативной деятельности. Этим детям постоянно нужна была помощь взрослого, так как задания вызывали у них затруднение, и они с неохотой выполняли задания, допуская ошибки.
У 7 детей был показан стабильный средний уровень (58%) развития коммуникативной деятельности. Дети выполнили задания, но при этом допускали ошибки. Высокий уровень развития коммуникативной деятельности был отмечен у 2 детей (17%). Ребёнок с удовольствием выполнил все задания.
Было выявлено, что у большинства детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе не совсем развиты такие показатели как использование различных средств выразительности, правильность обозначения предметов, проявление недостаточного взаимодействия с окружающими.
В формирующей части экспериментального исследования работа с детьми была разбита на три этапа, каждый из которых преследовал достижение определенных целей. В рамках каждого этапа с детьми проводилось от трех до пяти занятий, на развитие коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
В результате были созданы следующие психолого-педагогические условия: организована поэтапная работа (эмоциональный, когнитивный, поведенческий этапы) по развитию коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; разработано содержание совместной деятельности педагога и детей, направленное на развитие коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; организована индивидуальная и подгрупповая работа с детьми 5-6 лет, направленная на развитие компонентов коммуникативной деятельности.
Анализируя данные исследования, которые были получены после окончания коррекционной работы, можно отметить рост всех показателей. Согласно полученным данным уменьшилось количество детей с низким уровнем развития коммуникативной деятельности на 17%, уменьшилось количество детей со средним уровнем развития коммуникативной деятельности на 8%, повысилось количество детей с высоким уровнем развития коммуникативной деятельности на 25%.
Цель работы достигнута. Задачи исследования решены.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИМАГОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Активизация синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе составления загадок
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК - КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020



