Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 10
1.1 Развитие коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет как
психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Характеристика и особенности развития детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи 17
1.3 Психолого-педагогические условия развития коммуникативной
деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 31
2.1 Выявление уровня развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 31
2.2. Апробация психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 49
2.3 Определение динамики развития коммуникативной деятельности у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 62
Выводы по второй главе 77
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Приложения
Человек в течение всей жизни нуждается в общении с людьми. Эта потребность постоянно развивается от необходимости в эмоциональном контакте, к личностному общению и сотрудничеству. Таким образом, определяется непрерывность общения как главное условие жизнедеятельности человека.
Общение, как сложная и многогранная деятельность, основывается на специфических знаниях и умениях. Знаниями и умениями человек овладевает в процессе социализации, а также в результате скопленного прошлыми поколениями опыта. Для того чтобы человек адаптировался в обществе, необходимым условием выступает степень его коммуникабельности, что определяет важность процесса формирования коммуникации буквально с раннего возраста.
Общение рассматривается в современных исследованиях как основное условие формирования субъекта отношений, как существенный фактор развития личности. А также как один из основных видов деятельности человека.
A.B. Запорожцем, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым,
Д.Б. Элькониным, и др. учёными была обоснована и описана концепция деятельности.
М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность, основываясь на теории A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
М.И. Лисина трактует психологическую сущность данного процесса как взаимодействие людей, направленное на сотрудничество с целью создания взаимоотношений и достижения коллективного результата.
Речевая коммуникация, по определению А.А. Леонтьева - это такая форма общения, где психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее свойственном и наиболее доступном исследованию виде. Речевая деятельность, в связи с этим, рассматривается как использование этого инструмента для общения, как случай коммуникации.
Учёные определили, что уровень коммуникативной деятельности влияет на психическое развитие детей дошкольного возраста. (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская).
Сформированность коммуникативных умений наиболее выделяется при переходе ребенка к обучению в школе. В это время отсутствие простых коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что приводит к увеличению уровня тревожности и последующей дезадаптации.
Необходимым условием успешности учебной деятельности является коммуникативное развитие, которое обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования.
В последнее время увеличивается количество детей, которые имеют недостатки речевого развития. Поэтому проблема развития коммуникативных навыков у таких детей очень актуальна.
Исследования детей 5-6 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи» показывают, что достаточно большое количество таких детей испытывают трудности в общении с другими детьми и им необходима психологическая помощь. Эти дети испытывают трудности в адаптации в незнакомых условиях, при установке контактов в группе и в совместной деятельности.
Л.Г. Соловьева отмечает взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений в результате игровой деятельности.
Особенности речевого развития детей препятствуют реализации полноценного общения. А это проявляется в понижении потребности в общении, неправильных формах коммуникации и в особенностях поведения.
Обусловливает социальную значимость исследования и то, что особенности развития ребенка могут отрицательно повлиять на личность человека. В процессе социализации детей 5-6 лет происходят качественные изменения в структуре коммуникативной деятельности. Она определяется как совместные усилия с целью установления отношений и достижения конечного результата. Ребенок 5-6 лет является участником коммуникативной деятельности и выступает как субъект этой деятельности.
На основании вышеизложенного были выявлены следующие
противоречия между:
- необходимостью развития коммуникативной деятельности у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса;
- необходимостью развития коммуникативной деятельности у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью методик диагностики и коррекции данного процесса;
- наличием программ по развитию коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с нормой развития и отсутствием этих программ для детей с общим недоразвитием речи.
В соответствии с противоречиями была сформулирова. проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития
коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной
деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
В основу проведённого исследования положена гипотеза, согласно которой, развитие коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
- организована поэтапная работа (эмоциональный, когнитивный, поведенческий этапы) по развитию коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- разработано содержание совместной деятельности педагога и детей, направленное на развитие коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- организована индивидуальная и подгрупповая работа с детьми 5-6 лет, направленная на развитие компонентов коммуникативной деятельности.
В соответствии с представленной целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований выявить и охарактеризовать коммуникативную деятельность детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития коммуникативной деятельности у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретической основой исследования являются:
- положения психологии общения (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов);
- исследования об особенностях коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Л.И. Лалаева, Ю.Б. Некрасова, О.С. Павлова, С.П. Смирных, Р.К. Терещук, Т.Б. Филичева);
- положения о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей (Л.А. Данилова, О.Е. Грибова, Н.А. Смирнова, Л.М. Шипицына и др.).
Методы исследования.
- методы теоретического исследования: анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования;
- методы эмпирического исследования: анализ документации, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования).
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад №128 «Гвоздичка» г.о. Тольятти. В эксперименте приняли участие дети 5-6 лет, групп компенсирующей направленности в количестве 24 человека.
Организация и этапы исследования. Исследование проводится в три этапа в период с 2017-2019 гг.
На первоначальном этапе (2017-2018 гг.) был сделан анализ психолого¬педагогических положений по проблематике исследования, определились цель, рабочая гипотеза, задачи исследования; разрабатывается программа исследования, проводится констатирующий этап эксперимента и анализ его результатов.
На втором этапе (2018-2019 гг.) проводился формирующий и контрольный этапы исследования; организованна разработка и апробация психолого-педагогических условий развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов, проверка и уточнение научно-методических выводов, полученных в ходе эксперимента;
На последнем этапе (2019 г.) осуществлялся анализ и обобщение полученных результатов экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены психолого-педагогические условия развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; разработан комплекс диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи уровня развития коммуникативной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, описаны и обоснованы психолого-педагогические условия развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги и педагоги-психологи могут использовать разработанный комплекс диагностических методик для выявления уровня развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; содержание совместной деятельности и индивидуальной программы по развитию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследований с опорой на теоретические положения психологии и педагогики; использованием и применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам исследования; количественным и качественным анализом;
экспериментальной проверкой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» в ТГУ» (10 апреля 2019г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативная деятельность определяется как совместные усилия взаимодействия людей, с целью установления отношений и достижения конечного результата, которые обеспечивают успешную социализацию.
2. Развитие коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: организацией поэтапной работы по развитию коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; разработкой содержания совместной деятельности педагога и детей направленного на развитие коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; организацией индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 5-6 лет, направленной на развитие компонентов коммуникативной деятельности.
3. Показателями развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи являются: умение детей правильно использовать в речи слова, обозначающие свойства окружающих предметов; умение выражать свои мысли; умение понимать и описывать эмоциональные состояния человека; умение использовать в речи коммуникативные средства; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими; умение правильно воспринимать и называть чувства человека; умение детей строить диалог.
Общение рассматривается в современных науках как основное условие формирования субъекта отношений, как существенный фактор развития личности. А также как один из основных видов деятельности человека. Проведенный анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы показал, что уровень развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи имеет свою специфику и значительно отличается от развития коммуникативной деятельности детей с нормальным речевым развитием.
Речевая коммуникация, по определению А.А. Леонтьева - это такая форма общения, где психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее свойственном и наиболее доступном виде. Речевая деятельность, в связи с этим, рассматривается как инструмент для общения, как случай коммуникации.
В результате теоретического исследования были определены следующие показатели развития коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет: умение детей правильно использовать в речи слова, обозначающие свойства окружающих предметов; умение выражать свои мысли; умение понимать и описывать эмоциональные состояния человека; умение использовать в речи коммуникативные средства; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими; умение правильно воспринимать и называть чувства человека; умение детей строить диалог.
Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали, что у 3 дошкольников экспериментальной группы или 25% выявлен низкий уровень развития коммуникативной деятельности. Этим детям постоянно нужна была помощь взрослого, так как задания вызывали у них затруднение, и они с неохотой выполняли задания, допуская ошибки.
У 7 детей был показан стабильный средний уровень (58%) развития коммуникативной деятельности. Дети выполнили задания, но при этом допускали ошибки. Высокий уровень развития коммуникативной деятельности был отмечен у 2 детей (17%). Ребёнок с удовольствием выполнил все задания.
Было выявлено, что у большинства детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе не совсем развиты такие показатели как использование различных средств выразительности, правильность обозначения предметов, проявление недостаточного взаимодействия с окружающими.
В формирующей части экспериментального исследования работа с детьми была разбита на три этапа, каждый из которых преследовал достижение определенных целей. В рамках каждого этапа с детьми проводилось от трех до пяти занятий, на развитие коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
В результате были созданы следующие психолого-педагогические условия: организована поэтапная работа (эмоциональный, когнитивный, поведенческий этапы) по развитию коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; разработано содержание совместной деятельности педагога и детей, направленное на развитие коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; организована индивидуальная и подгрупповая работа с детьми 5-6 лет, направленная на развитие компонентов коммуникативной деятельности.
Анализируя данные исследования, которые были получены после окончания коррекционной работы, можно отметить рост всех показателей. Согласно полученным данным уменьшилось количество детей с низким уровнем развития коммуникативной деятельности на 17%, уменьшилось количество детей со средним уровнем развития коммуникативной деятельности на 8%, повысилось количество детей с высоким уровнем развития коммуникативной деятельности на 25%.
Цель работы достигнута. Задачи исследования решены.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников [Текст] /
М.М. Алексеева, В.И Яшина. - М. : Просвещение, 2012. - 400 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников [Текст] /
М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Просвещение, 2006. - 302 с.
3. Алексеева, М.М.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Просвещение 2009. - 246 с.
4. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. [Текст] / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. М. : Просвещение, 2013. - 291 с.
5. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] / Д.И. Бойков. - М. : Наука, 2005.¬288 с.
6. Башмакова, С.Б. Психология нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи [Текст]: учебное пособие / С.Б. Башмакова. - Киров: Издательство Вят ГГУ, 2007. - 102 с.
7. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] / Д.И. Бойков. - М. : Наука, 2005.¬288 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей c общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М. : Просвещение, 2011. - 144 с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М. : Просвещение, 2004. - 345 с.
10. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. - 2005. - № 6. - С. 7-15.
11. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Под ред. Т.А. Репиной. - М. : Просвещение, 2016. - 300 с.
12. Дмитриева, Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с ОНР [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Шестилетние дети. Проблемы и исследования. - Н. Новгород: НГПУ, 1993. - С. 73-82.
13. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2003. - 300 с.
14. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1988. - 180 с.
15. Карабанова, О.С. Игра в коррекции психологического развития ребенка [Текст] / О.С. Карбанова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 191 с.
16. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002. - С. 6-7.
17. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у старших дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 2009. - 160 с.
18. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды [Текст] / Р.Е. Левина. - М. : Аркти, 2005. - 222 с.
19. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1979. - 210 с.
20. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза и общения [Текст] / М.И. Лисина М. : Педагогика, 2010.- 260 с.
21. Лисина, М.И. Специфика восприятия и общения у старших дошкольников [Текст] / М.И. Лисина, Х.А. Шерьязданова. - М. : Просвещение, 2005. - 342 с.
22. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб. : Питер, 2010. - 334 с.
23. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2012. - 680 с.
24. Локтева, Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Локтева. - Нижний новгород, 207 // Режим доступа: http://
www.dissercat.com (дата обращения 03.02.2019).
25. Маркова, Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Л.С. Маркова. - М. : Аркти, 2002. - 187 с.
26. Общение детей в детской саду и семье [Текст] / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М. : Владос, 2008 - 346 с.
27. Павлова, О.С. Коммуникативная деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О.С Павлова. - М. : МОСУ, 2015. - 97 с.
28. Петровская, Л.А. Обратная связь в межличностном общении [Текст] / Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. - № 5. - С. 14-18.
29. Подъячева, И.П. Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / И.П. Подъячева. - М. : Просвещение, 2001. - 169 с.
30. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М. : Пресс, 2009. - 440 с.
31. Развитие общения у дошкольников. [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М. : Просвещение, 2004. - 269 с.
32. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Развитие речи у детей. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2010. - 720 с.
33. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников с ровесниками [Текст] / А.Г. Рузская. - СПб. : Питер, 2008. - 315 с.
34. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [Текст] / А.Л. Сиртюк. - М. : Сфера, 2001. - 48 с.
35. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков [текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
36. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. - М. : Просвещение, 2000. - 290 с.
37. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова. - М. : Владос, 2003. - 320 с.
38. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст]: / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М. Издательство «Владос», 2015. - 119 с.
39. Смирнова, Е.О. Общения дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст]: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Мозаика-Синтез», 2012. - 192 с.
40. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: учебник / Е.О. Смирнова. - М. : Пресс, 2007. - 384 с.
41. Современные пятилетние дети: особенности психического развития. [Текст] / Е.А. Смирнова, О.А. Гударева // Дошкольное воспитание, 2013 - №10. - С. 45-48.
42. Трошин, О.В. Логопсихология [Текст] / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
43. Уханова, А.В. Программа развития эмоционально-волевой и
коммуникативной сферы дошкольников [Текст] / А.В. Уханова. - М. : Педагогика, 2001. - 128 с.
44. Филичева, Т.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / Т.В. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.т: Профессиональное образование, - 2013. - 232 с.
45. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.А. Зернова, И.С. Зимина: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия»,2003. - 240 с.
46. Якобсон, С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 23-29.
47. Bunker, B. Managing conflict through large-group methods, The handbook of conflict resolution [Text] : Theory and practice / В. Bunker, D. Morton, P. Coleman, E. Marcus. - San Francisco: Wiley Imprint, 2006. - 780 p.
48. Frydenberg, E. Coping Competencies [Text] / Е. Frydenberg. - N.Y. : Currency/Doubleday, 2004. - 204 p.
49. Habermas, J. Toward a theory of communicative competence [Text] / J. Habermas. - N.Y. : Macmillan, 2007. - 148 p.
50. Hassel, T. Communication apprehension in UK and Spanish students [Text] / T. Hassel, J. Joyce . - N.Y. : Education + Training, 2000. - 36 p.
51. Hymes, D. On communicative competence, Sociolinguistics [Text] : Selected Readings. / D. Hymes. - Harmondsworth: Penguin, 2008. - 167 p.