Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррупционные правонарушения в сфере управления государственными закупками

Работа №111405

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Нормативно-правовые и социальные основы предупреждения коррупционных правонарушений в сфере управления государственными закупками 11
1.1 Коррупция как социальное явление 11
1.2 Нормативно-правовая база по предупреждению коррупционных правонарушений в сфере управления государственных закупок 16
Глава 2 Механизмы противодействия коррупционным правонарушениям в сфере управления государственными закупками 27
2.1 Причины и механизмы коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок 27
2.2 Правовые механизмы противодействия коррупции в сфере государственных закупок 37
2.3 Социальные и иные механизмы противодействия коррупции в сфере государственных закупок 49
Глава 3. Эффективность мер по предупреждению коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок 56
3.1 Понятие и критерии эффективности мер по предупреждению коррупции в сфере государственных закупок 56
3.2 Проблемы совершенствования мер по предупреждению коррупции в сфере государственных закупок 62
Заключение 69
Список используемой литературы и используемых источников 74

Актуальность исследования предопределена тем, что сфера управления государственными закупками, в настоящее время, признается одной из сильнейших причин воздействия на государственную экономику. В ходе последних 20 лет со дня одобрения первоначального законопроекта о государственных закупках в Российской Федерации и по настоящий день происходит развитие и улучшение контрактной системы. Совершенствование ее в данный момент представляет собой важнейшую задачу для органов управления. Основание к этому содержится в интересе государственной политики на сокращение коррупционных правонарушений, влекущих за собой минимизацию расходования бюджетных средств и поставке товаров, работ и услуг с наилучшими критериями и характеристиками по качеству, принимая во внимание, имеющиеся потребности заказчика и финансовый потенциал.
Формирование торгов в истории произошло, вследствие развития товарно-денежных отношений в обществе и связано с возникновением первоначальных видов капитала. В процессе поиска наиболее лучших соотношений на цену и качество товара либо услуги , которые приобретались путем обмена некоего товара на другой, в торговый процесс включалось несколько покупателей и продавцов, чтобы найти наиболее «подходящую» цену на товары и услуги, которые требуются покупателю. Если проанализировать опыт становления государственных закупок, исторически данный институт в России будет представлять собой фундаментальный способ научного исследования, будет являться весомой причиной, способствующей рассмотрению национальной специфики при создании рекомендаций, которые направлены на изменение законодательства в России по части государственных закупок и контрактной системы в целом.
Для развитых стран такой феномен, как госзакупки, уже давно изученный, усовершенствованный и повседневно успешно используемый. В России происходит длительный процесс формирования и развития сферы государственного заказа. Осознание того, что приобретение товара, услуги при применении конкурсной системы, более эффективно удовлетворяет потребности государства возникло в конце XVII века. В России в XVII веке уже зарождались принципы сегодняшних позиций по возможности приобретения различных товаров, чтобы снабдить ими государственные структуры. Главной проблемой госзаказа в то время, было противостояние нецелевой растрате государственных финансовых средств и снижение расходов на содержание царского двора, а также на самого царя. Одни из самых первых нормативных актов, которые способствовали реализации регулирования государственных закупок, возникли во время правления Петра I.
Во время петровских реформ, информацию о планируемых конкурсах развешивали на центральных воротах города, что схоже извещению о закупке, которое содержит информацию о торгах в открытом доступе в сети Интернет на специальных электронных площадках. Важнейшим стремлением системы конкурсных процедур при приобретении товаров, услуг или работ, является максимальное удовлетворение потребностей заказчика с наименьшими его затратами. Во время изучения вопроса о закупках товаров услуг или работ, целью которых выступает обеспечение государственных потребностей, в лице заказчика выступает государство, интересы которого первостепенны. Необходимость государства в приобретении товаров, работ и услуг считается эффективным инструментом, рациональное применение которого, позволяет решить определенные задачи, которые имеются у государства в настоящий промежуток времени. Решение таких задач могут осуществляться как на текущий момент времени, так и работать долгосрочную перспективу.
От того как рационально и эффективно будут совершаться закупки для государственных нужд, напрямую зависит прогрессирование большей части сфер народного хозяйства в период текущего времени. Одним из самых важных и ключевых законодательных актов, регулирующих всесторонние отношения в контрактной сфере, является Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере.
Новый этап в формировании и прогрессировании института государственного заказа возникает с принятием Закона 44- ФЗ.
Обозначим несколько первостепенных задач регулирования настоящего законодательства о закупках. К важнейшим, относятся задачи по предупреждению и противодействию коррупции в сфере управления государственных закупок. Также огромную значимость имеет стремление рационально и максимально эффективно расходовать средства бюджета, заключая государственные контракты с поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Конкурентный метод отбора наиболее подходящих поставщиков, подрядчиков и исполнителей по своим превосходящим над остальными характеристикам и показателям заказчику, предполагает одинаково равный доступ различных организаций к торгам. Основным намерением регулирования сферы государственных закупок служит развитие конкурентной области и экономики страны в целом.
Методологической и теоретической основой исследования будут являться положения и выводы научных трудов отечественных и зарубежных ученых в области противодействия коррупционным правонарушениям в сфере управления государственных закупок. Ввиду высокой степени актуальности в настоящий момент, обозначенная тема достаточно широко освещается. Однако, за счет своего короткого срока действия контрактная система в России еще не имеет широкой разработки своей практической стороны.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся по поводу противодействия коррупции в сфере государственных закупок.
Предметом исследования является: нормативно-правовые акты, материалы периодической печати, а также материалы судебной практики, способствующие формированию целостного представления о мерах противодействия коррупции в сфере государственных закупок.
Комплексный анализ коррупционных правонарушений в сфере управления государственными закупками в Российской Федерации и возможность по их предупреждению будет являться целью исследования.
Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:
• выделить основные этапы становления и развития института государственных закупок и функции контрактной сферы в России;
• выделить специфику формирования и реализации закупок товаров (работ, услуг) в Российской Федерации для государственных нужд;
• исследовать зарубежный опыт в области организации системы государственных закупок;
• проанализировать особенности и виды коррупционных правонарушений в сфере управления госзакупками в России;
• проанализировать основные методы предупреждения и противодействия коррупции в сфере государственных закупочных процедур в России в настоящее время;
• выделить основные нарушения, связанные с коррупцией в области закупок, для государственных нужд, а также способы противодействия им, на основе модели контрактной сферы США;
• подготовить и обозначить рекомендации, которые будут прогрессированию конкуренции, в качестве предупреждения коррупции в области государственного заказа.
Чтобы достичь поставленную цель, мной были выделены следующие задачи исследования:
• изучить и понять, что такое коррупция, раскрыть данное понятие как явление социальное в государственных закупках;
• изучить и представить перечень нормативных и правовых актов в России по предупреждению и противодействию и коррупции в сфере управления государственными закупками;
• провести анализ причин, которые способствуют сохранению коррупционных правонарушений в сфере управления государственными закупками;
• рассмотреть изученные выявленные проблемы, в механизмах коррупционных правонарушений в сфере управления государственными закупками и разработать предложения по их предотвращению;
• выявить условия, при которых возможно внедрить рекомендованные предложения и меры в сферу управления государственными закупками, по предотвращению коррупционных правонарушений, а также просчитать наибольшую эффективность от их внедрения.
Главной целью исследования будут являться борьба с коррупционными правонарушениями в сфере управления государственными закупками, выявление причин, которые способствуют сохранению этих правонарушений, совершенствование уже существующих механизмов, а также предложение новых решений по мерам противодействия коррупционных правонарушений.
Методологической базой настоящей исследовательской работы является совокупность научных способов познания. Первостепенными из них выделяются системный и исторический метод, способы сравнительного правоведения, а также статистический. В дополнение, в настоящей работе масштабно использован диалектический метод. Данный метод позволяет анализировались комплексно как объект так и предмет исследования, в динамике. Использованы прикладные исследования по данной проблеме, а также практический опыт коррупционных правонарушений в сфере управления государственными закупками в России и других странах.
Степень разработанности исследования вопросов коррупционных правонарушений в сфере управления государственными закупками представлена в работах Л.Н. Баховкина, А.И. Бастрыкина, М.И. Брагинского, В.А. Власова, П.М. Волкова, А.П. Гайдука, И.К. Дмитриева, Н.Д. Егорова, Н.П. Зверева, В.Д. Иванова, H.H. Мельник, Н.О. Нерсесова, О.В. Синчурина, Ю.В. Скосырской Ю.И. Соловьевой, Г.Ф. Шершеневича, Ш.М. Шурпаев и др.
Проведенное диссертационное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие выводы, выносимые автором на защиту:
1. Эффективность мер по предупреждению коррупции в сфере государственных закупок - характер и степень защищенности личности, общества и государства в процессе реализации идеологических, организационных, правовых мер при использовании материальных, финансовых, трудовых, общественных и иных ресурсов с целью противодействия коррупционным факторам в сфере государственных закупок.
2. На сегодняшний день имеется необходимость введения запрета на участие в государственных закупках фирм, которые осуществляют свою деятельность короткий промежуток времени. Отдельно стоит рассмотреть возможность создания рейтинговой системы, при которой фирмы, участвующие в государственных закупках будут получать оценки от контролирующих органов по результатам выполненных работ или поставленных товаров. Рейтинг, определяемый средним арифметическим всей совокупности оценок, позволит отсеивать недобросовестных контрагентов, а также создаст механизм независимого принятия решения при прочих равных условиях, предлагаемых потенциальными исполнителями или поставщиками.
3. На сегодняшний день имеют место быть предпосылки создания единого органа антикоррупционного контроля в сфере государственных закупок, который будет иметь свои региональные подразделения.
При изучении данной области, использовались следующие указы и законы: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» ; Федеральный закон «О противодействии коррупции»; Федеральный закон «О защите конкуренции»; Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы».
Практическая значимость настоящего исследования проявляется в том, что данная проблема интересна и привлекает внимание ученых и специалистов экономической науки, занимающихся анализом коррупции, которая представляет из себя явление- экономически значимое.
Объектом исследования в моей работе будет являться - коррупция в государственных закупках, а в частности коррупционные правонарушения в сфере управления государственными закупками.
Структура исследования содержит в себе: введение, тремя главами, заключением и списком используемой литературы и используемых источников.
В 1 главе будут рассмотрены вопросы теоретического характера, понятие и признаки коррупции, раскрытие социальности данного явления и его вредоносный характер.
Во 2 главе проанализирована Конституция и ФЗ РФ «О противодействии коррупции», а также специализированные законы и иные нормативные правовые акты. Раскроются социальные и специальные причины противодействия коррупции, а также механизмы (схемы) совершаемых коррупционных правонарушений в сфере управления государственными закупками. Будет рассмотрена ответственность за коррупционные правонарушения в исследуемой сфере.
В 3 главе будут изучены понятие и критерии эффективности мер по предупреждению коррупции в сфере государственных закупок, а также будут рассмотрены проблемы совершенствования мер по предупреждению коррупции и условия их внедрения с максимальной эффективностью.
Научная значимость настоящего исследования состоит в том, что будут разработаны теоретические положения, рекомендации о соотношения правовых норм, противодействующие коррупционным правонарушениям в сфере управления государственными закупками.
Практическая весомость настоящего исследования несет в себе возможность использования полученных в ней рекомендаций и мер в процессе усовершенствования бюджетного законодательства в части финансово правовой корректировки и стабилизации устройства противодействия коррупционным правонарушениям в сфере управления государственными закупками.
Теоретические выводы практические рекомендации, возможно будут использованы, в правоприменительной деятельности, в процессе будущих научных исследований и преподавания учебных курсов, в разбираемой области.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Перед Российской Федерацией стоит множество проблем, требующих скорейшего принятия мер по их решению. Одной из таких проблем является коррупция, наносящая значительный ущерб развитию нашей страны. Негативные проявления коррупции находят своё отражение в различных сферах деятельности, так например, губительному воздействию подвергнуты экономическое развитие страны, механизмы защиты прав и законных интересов граждан, развитие институтов гражданского общества, процессы эффективного распределения и расходования государственных ресурсов, а иные сферы деятельности. Причины возникновения и развития коррупции в сфере государственных закупок обусловлены различными факторами, в частности, нами были отмечены: низкий уровень правовой культуры, отсутствие необходимого уровня прозрачности государственных закупок, рамочная регламентированность положений о государственных закупках, недостаточный профессионализм государственных служащих, несоразмерность оплаты труда государственных служащих возложенным на них обязанностей, сформировавшаяся коррупционная модель поведения, которая оказывает негативное влияние на вновь поступивших на службу лиц, а также отсутствие должного контроля за осуществлением государственных закупок.
Стоит отметить, что на сегодняшний день для противодействия коррупции, как в общем, так и в сфере государственных закупок, практически не задействован общественный потенциал. Именно вовлечение независимых лиц, которых сложно задействовать в коррупционных схемах, позволит увеличить эффективность механизмов контроля над государственными закупками.
Касательно вопроса повышения профессионализма служащих, контролирующих государственные закупки, нам видится возможным проведение мероприятий, направленных на актуализацию знаний и навыков лиц, задействованных в сфере контроля, например: проведение семинарских занятий по вопросам реализуемых коррупционных схем при осуществлении государственных закупок. Мы придерживаемся точки зрения, что строгая конкретизация критериев к лицам, претендующим на должности в сфере осуществления государственных закупок, совместно с механизмом непредвзятого отбора позволит существенно улучшить качество деятельности государственных служащих, а также исключит возможность попадания на государственную службу лиц с низким уровнем правовой культуры и деформированным правосознанием, которые наиболее подвержены коррупционному влиянию.
Сфере государственных закупок характерен широкий перечень различных схем, которые отличаются механизмом реализации и, соответственно, уголовно-правовой квалификацией. На сегодняшний день основные коррупционные схемы в сфере государственных закупок и их основные признаки хорошо известны, что позволяет добросовестным контрагентам избегать сомнительные аукционы. Однако даже при столь явной коррупционной составляющей латентность таких преступлений остается чрезвычайно высокой, что в очередной раз подтверждает необходимость повышения прозрачности механизма государственных закупок, а также усиления государственного и общественного контроля в данной сфере.
В целях совершенствования механизма противодействия коррупции в сфере государственных закупок нами были разработаны следующие положения.
Во-первых, на сегодняшний день имеют место быть предпосылки создания единого органа антикоррупционного контроля в сфере государственных закупок, который будет иметь свои региональные подразделения.
Во-вторых, мы считаем возможным введение запрета на участие в государственных закупках фирм, которые осуществляют свою деятельность короткий промежуток времени (такой период времени может составлять, например, год). Отдельно стоит рассмотреть возможность создания рейтинговой системы, при которой фирмы, участвующие в государственных закупках будут получать оценки от контролирующих органов по результатам выполненных работ или поставленных товаров. Рейтинг, определяемый средним арифметическим всей совокупности оценок, позволит отсеивать недобросовестных контрагентов, а также создаст механизм независимого принятия решения при прочих равных условиях, предлагаемых потенциальными исполнителями или поставщиками.
В-третьих, мы считаем возможным ограничить срок пребывания на должности, связанной с осуществлением государственных закупках, с целью снижения вероятности сговора с недобросовестными поставщиками и участия в коррупционных схемах. По результатам проделанной работы государственные служащие могут быть отправлены в качестве поощрения на повышение или вовсе уволены со службы, если результаты их работы будут признаны неудовлетворительными. Кроме того, мы считаем, что на сегодняшний день в процессе антикоррупционного контроля в сфере государственных закупок недостаточно задействован общественный потенциал. В частности мы считаем возможным привлечь участников объединений малого и среднего предпринимательства в Совет при Президенте по противодействию коррупции. Также нами было обращено внимание на необходимость разъяснения гражданам значение противодействия коррупции в сфере государственных закупок в вопросе улучшения качества жизни общества. Следует разъяснить гражданам наиболее типичные признаки коррупционных схем, а также способы обращения в контролирующие органы при их выявлении. Особое значение для решения рассматриваемого вопроса имеет привлечение лиц, обладающих профессиональными знаниями (в основном юридическими и экономическими). Например, нам видится перспективным задействовать студентов-юристов в контрольных мероприятиях в сфере осуществления государственных закупок в рамках прохождения производственной практики, а также курсов «государственные и муниципальные закупки», «коррупционные правонарушения» и иных непосредственно связанных с данным вопросом учебных дисциплин.
Эффективность мер по предупреждению коррупции в сфере государственных закупок - характер и степень защищенности личности, общества и государства в процессе реализации идеологических, организационных, правовых мер при использовании материальных, финансовых, трудовых, общественных и иных ресурсов с целью противодействия коррупционным факторам в сфере государственных закупок. Критерии эффективности содержатся в «Методике оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений» и делятся на пять основных групп. Отдельно стоит обратить внимание, что наличие горячей линии на данном этапе развития правового сознания общества не следует относить к критериям эффективности антикоррупционных мер.
Стоит отметить, сам по себе онлайн опрос является очень ненадежным инструментом определения реальной эффективности противодействия коррупции. На сегодняшний день имеется множество способов «накрутить» необходимый вариант ответа, чтобы создать необходимую видимость. Для решения указанной проблемы видится верным проводить такие опросы исключительно на сайте государственных услуг, где пользователи могут голосовать только после подтверждения своей личности. Недопустимо при передаче информации гражданам сосредотачивать все внимание исключительно на онлайн пространстве. При оценке эффективности необходимо принимать во внимание удобство получения информации и скорость рассмотрения обращений в оффлайн формате.
Мы видим перспективным создание форума госзаказа, состоящего из экспертов в различных областях и специалистов в сфере госзакупок, на каждом уровне позволит проводить независимую оценку условий и минимизировать коррупционный фактор. Основанием для привлечения к ответственности могут служить те случаи, когда форум высказал мнение о необходимости заключить контракт с другим потенциальным контрагентом, но представитель заказчика не принял рекомендации во внимание, в результате чего бюджету был причинен ущерб вследствие неисполнения или некачественного исполнения возложенных обязанностей поставщиком (подрядчиком).
Мы положительно оцениваем разработку и внедрение мер психологического отбора с целью выявления лиц, склонных к совершению коррупционных правонарушений. При разработке таких мер, необходимо четко определить, какие результаты являются допустимыми, а какие препятствуют допущению на должность в сфере государственных закупок в связи с наличием психологической предрасположенностью к совершению коррупционных правонарушений. Критерии допуска должны быть максимально конкретизированы, иначе мера не возымеет эффекта, поскольку тогда склонные к совершению коррупционных правонарушений лица при определенных обстоятельствах могут быть допущены к бюджетным средствам.


1. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Стратегические направления противодействия коррупции в РФ // Российская юстиция. 2019. № 7. С. 19-21.
2. Альбицкий П.К. Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам несостоявшихся закупок // Публичные закупки: проблемы правоприменения. 2017. №1. С. 5-14.
3. Баланцев Е.В. Критерии и порядок оценки заявок при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ // Прогосзаказ.рф. 2018. № 9. С. 48-60.
4. Буенкова М.О. Коррупция в сфере государственных закупок: проблемы и пути решения // Устойчивое развитие в России: вызовы, риски, стратегии. 2016. №1. С. 139-142.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145- ФЗ (ред. от 28.06.2022) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823.
6. Вифлеемский А.Б. Анатомия отката // Народное образование. 2014. №10 (1443). С. 49-58.
7. Владимиров В.В., Гетц Р.Н. Общественный контроль как фактор результативности закупки в государственном секторе: региональный уровень // Экономика и управление. 2019. №5(103). С. 14-18.
8. Воронин С.А. Причины и условия коррупционных преступлений сотрудников правоохранительных органов // БГЖ. 2016. №2 (15). С. 211-213.
9. Геляхова Л.А., Тенгизова Ж.А. Детерминанты коррупционных преступлений и необходимость совершенствования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за их совершение // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №5. С. 150-152.
10. Горшенков Г.Н. Эффективность антикоррупционной политики // Russian Journal of Economics and Law. 2016. №1 (37). С. 5-16.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
12. Григорьев И.В., Крипак М.В. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения // Административное и муниципальное право. №5(125). 2018. С. 1-10.
13. Гуцелюк Е.Ф. Определение признаков наличия коррупционных рисков в извещении и документации о закупках для государственных и муниципальных нужд // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. №2. С. 122-127.
14. Долгова А.А. Проблема коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации // Лучшая научно-исследовательская работа 2022. 2022. №1. С. 175-180.
15. Дроздов В.Ю. Должностные коррупционные преступления в сфере закупок и их классификация // Государственная служба и кадры. 2020. №4. С. 121-126.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ