Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА С СУБЪЕКТИВНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ

Работа №111345

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме субъективного благополучия
1.1 Подходы к понятию субъективного благополучия 8
1.2 Факторы субъективного благополучия 15
1.3 Критерии субъективного благополучия 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Теоретические подходы к проблеме социальной идентичности
2.1 Подходы к понятию социальной идентичности 25
2.2 Социальная идентичность как результат процесса социализации 39
2.3 Социальная идентичность и субъективное благополучие 43
Выводы по второй главе 45
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного
благополучия и социальной идентичности студентов
3.1 Организация и методы исследования взаимосвязи субъективного
благополучия и социальной идентичности студентов 46
3.2 Результаты исследования особенностей субъективного благополучия и
социальной идентичности студентов 47
3.3 Результаты и анализ корреляционного исследования субъективного
благополучия и социальной идентичности студентов 56
Выводы по третьей главе 61
Заключение 63
Список используемой литературы 65


Актуальность данной темы связана с тем, что студенты, поступая в институт, переживают изменения в своей социальной жизни, происходит переоценка ценностей, себя самого, своей роли в социальном мире и в данной социальной группе, меняется модель социального поведения. Период обучения в ВУЗе - это та пора, в которой происходит становление личности студента, где он ассоциирует себя не только со стороны субъекта учебной деятельности, ну и как личности и будущего профессионала в целом. Актуальными потребностями студента в период студенческой жизни являются:
• социальные потребности, которые включают в себя: стремление принадлежать к какой-либо одной или нескольким социальным группам;
• занимать в этой группе удовлетворяющую социальную роль;
• потребность в осознании своего места в мире;
• потребность в приобретении новых знаний, связанных с партнерским общением и готовностью взять на себя ответственность за коллектив;
• потребность в поддержании внутренней гармонии;
• потребность в выстраивании межличностных отношений; формировании уверенности в себе.
Субъективное благополучие, как и социальная идентичность, развивается в процессе социализации, оно предполагает успешную адаптацию в обществе, где субъективно благополучный индивид легко решает свои возрастные проблемы, и возрастные задачи развития. Разные психологи трактуют термин субъективного благополучия по - разному, но с единым смыслом, что любое благополучие — это спокойное, счастливое, течение жизни, удачливость в делах, при субъективном благополучии человек добивается желаемого в жизни.
Субъективное благополучие особенно важно для индивида в период студенческой жизни, так как в это период происходит осуществление личностной самоактуализации, личностного и социального развития. Быть пассивным и благополучным - невозможно, поэтому основу термина благополучность составляет постоянная активность индивида. Если в этот период студент испытывает неблагополучие, болезнь, то, происходит затруднение с социальной ролью, происходят проблемы с личностной самореализацией. Изучение благополучности невозможно без обращения к ценностно-мотивационной сфере личности, в которой собраны приоритеты индивида, для достижения счастья. Субъективное благополучие в период студенческой жизни - обусловлено оценочной функцией психики, сюда относится «самооценка», «самоотношение» и другие оценочные функции самосознания.
Социальная идентичность — это тот фактор, который позволяет личности осознавать свое поведение в той или иной социальной группе, и в различных социальных условиях. С помощью этого процесса, индивиду дается возможность включения в систему социальных связей, отношений , происходит взаимодействие между личностью и обществом.
Встает вопрос о том, какое основание служит для внутреннего равновесия студента, из чего оно складывается, каким образом субъективное благополучие может влиять на поведение студента в новой социальной группе, каким образом может повлиять субъективное благополучие на социальную идентичность.
Значимость изучения связи социальной идентичность с субъективным благополучием студентов, объясняется тем, что высшее учебное заведение, предоставляет студентам возможность не только в получении профессии, но и в достижении той или иной социальной позиции в обществе, при удовлетворительной социальной идентичности, социальной роли, личность ощущает себя благополучной.
Целью исследования является: выявление связи между социальной идентичностью студента и его субъективным благополучием.
Объект исследования - субъективное благополучие студентов.
Предмет исследования - связь социальной идентичности с субъективным благополучием студентов.
Гипотеза исследования - студенты с социальным неблагополучием, испытывают трудности с социальной ролью.
Задачи исследования:
-изучить субъективное благополучие;
-изучить социальную идентичность;
-изучить связь социальной идентичности с субъективным благополучием;
-подобрать методики для исследования социальной идентичности;
-подобрать методики для исследования субъективного благополучия;
-провести эмпирические исследования по выявлению социальной идентичности и субъективного благополучия;
-проанализировать результаты исследования.
Теоретическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут поспособствуют расширению теоретических знаний по проблемам социальной идентичности и субъективного благополучия, а так же их взаимосвязи, в дальнейших исследованиях смогут составлять теоретико- методологическую основу.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования можно будет использовать при практической работе в области психопрофилактике и психокоррекции по выявлению и устранению субъективного неблагополучия.
Эмпирическая база исследования: Исследование взаимосвязи субъективного благополучия и социальной идентичности студентов проводилось на базе Тольяттинского государственного университета. В исследовании приняли участие 30 человек в возрасте от 19 до 22 лет - студенты 1-3 курсов (19 девушек, 11 юношей).
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и основные концепции, сформулированные как зарубежными, так и отечественными представителями психологии, по теории социальной идентичности ( Э. Эриксон, А. Ватерман, Дж. Марсиа, Ч. Кулли, Дж. Мид, Дж. Келли, Т. Лукман, П. Бергер, Т. Парсонс, Э. Дюргейм, А. Теджфел, Дж. Тернер, Э. Гидденс, С. Хатингтон, П. Бурдьё, Г.М. Андреева, Т.Г. Стефаненко), а также по теории субъективного благополучия (М. Аргайл, В. Динер, Н. Бредбёрн, К. Рифф, У. Ждеймс, М. Селигман, М.В. Соколова, Л.В. Куликов, Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова).
Методы исследования: в данной работе, мною были использованы теоретические, психодиагностические, интерпретационные методы психологической науки, методы тестирования, анализа и синтеза, интерпретация результатов исследования.
Методики исследования:
Для исследования социальной идентичности, мною была выбрана методика: «Личностная и социальная идентичность» (А.А. Урбанович).
Для исследования субъективного благополучия, мною были выбраны методики: «Шкала субъективного благополучия» (М.В. Соколова), «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф), «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев некоторые подходы к проблеме субъективного благополучия, можно сделать вывод о том, что субъективное благополучие представляет собой единство когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов личности, а так же включает в себя: физические, духовные, социальные, материальные и психологические элементы. Личность становится благополучной тогда, когда происходит удовлетворенность индивидом эффективного функционирования социальной сферы в целом, своей ролью в той или иной социальной группе, удовлетворенность уровнем благосостояния, хорошим физическим и психическим самочувствием, качеством жизни.
Рассмотрев некоторые подходы к проблеме социальной идентичности зарубежных и отечественных исследователй, можно сделать вывод о том, что социальная идентичность является результатом взаимодействия личности с социальной средой, в процессе которого усваивает определенный социальный опыт, формирует образы собственного Я, которые находятся на разных уровнях самокатегоризации. Для приобретения социальной идентичности, должны быть задействованы процессы самопознания, самооценивания, а также должно происходить накопление знаний, способов поведения, оценок, все это является составляющим идентичности.
Говоря о субъективном благополучии и социальной идентичности, можно обратиться к представителям гедонестического подхода, которыми было выявлено то, что человек достигает субъективное благополучие тогда, когда он успешно адаптируется к социальной среде, запросам социального окружения в котором человек находится. Таким образом, субъективное благополучие, достигается человеком тогда, когда он утверждается в определенном социальном обществе, имеет определенную социальную роль и самореализуется.
Результаты исследования особенностей взаимосвязи между субъективным благополучием и социальной идентичностью у студентов показали:
-большее значение имеет их социальное окружение;
-наиболее выраженными показателями психологического благополучия являются «автономия» и «самопринятие». Студенты характеризуются как относительно самостоятельные и независимые, способны противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом;
-при исследовании удовлетворенности жизнью, наибольшее количество студентов отметили полную неудовлетворенность жизнью;
-наибольшее количество взаимосвязей между показателями субъективного и психологического благополучия, и личностной и социальной идентичностью студентов было выявлено по параметрам связанными именно с социальной идентичностью.
Гипотеза, которая нами была выдвинута в данной работе, по исходу эмпирического исследования была подтверждена. Исследование показало, что в период студенчества большее значение для субъективного благополучия у студентов являются показатели, которые связаны непосредственно с социальной идентичностью: «отношения с окружающими», «мой внутренний мир», «моя работа», «я и общество, в котором я живу».



1. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. - СПб.: Питер, 2003. - 271с.
2. Адреенкова, Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенностью жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения [Текст] / Андреенкова Н.В. - 2010. - №5. - С.189-215.
3. Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М.Андреева.
- М.: Аспект-пресс, 2000. - 288с.
4. Абульханова - Славская, К.А. Социально-философская и психологическая проблема субъекта [Текст] / К.А. Абульханова - Славская // Мир психологии.
- 2013. - С. 262 - 275.
5. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии [Текст] / Н.В.Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 131 - 143.
6. Анохин, А.М. Социальная адаптация и проблема идентичности в глобализирующемся мире [Текст] / А.М.Анохин // Общество. Среда. Развитие. - 2007. - №4. - С.58-69.
7. Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Психология самосознания: хрестоматия [Текст] / Т.С.Баранова. - Самара: Бахрах-М, 2000. - С.35-46.
8. Бергер, П. Личностно-ориентированная социология [Текст] / П.Бергер. - М., 2004. - 608с.
9. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер., Т. Лукман // Московский философский фонд, 1995. - 322 с.
10. Белинская, Е.П., Стефаненко, Т.Г. Этническая социализация подростка
[Текст] / Е.П.Белинская, Т.Г. Стефаненко. - М.: Московский психолого¬
социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 208с.
11. Бурдьё, П. Идентичность и репрезентация: элементы критической рефлексии идеи «региона» [Текст] / П.Бурдьё. - 2002. - №3. - С.45-60.
12. Батурин, Н.А., Баштаков, С.А., Гафаров, Н.В. Теоретическая модель субъективного благополучия [Текст] / Н.А.Батурин, С.А.Баштаков, Н.В.Гафаров // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. - 2013. - №4. - С.4-13.
13. Бочарова, Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности [Текст] / Е.Е. Бочарова // Дис. канд. психол. наук. - Саратов, 2005. - 160с.
14. Балацкий, Е.В. Факторы удовлетворенности жизнью: измерение и интегральные показатели [Текст] / Е.В. Балацкий. // Мониторинг общественного мнения. - 2005. - №4(76). - С. 42-52.
15. Водяха, С.А. Предикторы субъективного благополучия студентов. Педагогическое образование в России [Текст] / С.А.Водяха. - 2013. - №1. - С.70-74.
16. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации [Текст] / Э. Гидденс. - М.: Академический проект, 2005. - 528с.
17. Джидарьян, И. А. Психология счастья и оптимизма [Текст] / И.А. Джидарьян. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
18. Данилова, Е.Н., Ядов, В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ [Текст] / Е.Н. Данилова, В.А. Ядов // СОЦИС. - 2004. - №10. - С.27-30.
19. Дудченко, О.Н., Мытиль, А.В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования [Текст] / О.Н. Дудченко, А.В. Мытиль. - 1995. - №6. - С.110-119.
20. Дюргейм, Э. О разделении общественного труда; Метод социологии [Текст] / Э. Дюргейм. - М.: Наука,1991. - 576с.
21. Джеймс, У. Психология [Текст] / У. Джеймс. - М.: Педагогика, 1991. - 368с.
22. Журавлев, А.Л., Юревич, А.В. Коллективные смыслы как предпосылка личностного [Текст] / А.Л. Журавлеа, А.В. Юревич // Психологический журнал. - 2014. - №1. - Т.35. - 5-15с.
23. Иванова, Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях [Текст] / Н.Л. Иванова // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 65-75.
24. Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества //http://www.politstudies.ni/fulltext/1997/4/2/htm (дата обращения 20.02.2018).
25. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенностью жизнью [Текст] / Л.В.Куликов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.
26. Куликов, Л.В. Здоровье и субъективное благополучие [Текст] / Л.В. Куликов // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2000. - С. 33-45.
27. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека [Текст] / Е.Ю.Коржова. - СПб., 2002. - 331с.
28. Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В., Загоруйко, Е.Н. Идентичность: развитие, перенасыщенность, бегство [Текст] / Ц.П Короленко, Н.В.Дмитриева, Е.Н.Загоруйко. - Новосибирск. Изд-во НГПУ, 2007. - С.33.
29. Кулик, А.А., Акимова, А.А. Субъективное благополучие молодежи (на примере студентов первых и выпускных курсов) [Текст] / А.А. Кулик, А.А.Акимова. - Ученые записки. Забайкальского гос. ун-та // Педагогическая психология. - 2016. - Т.11. - №2. - С. 170-177.
30. Кужильная, А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях [Текст] / А.В. Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - №1. - С. 83 - 86.
31. Кроник, А.А., Ахмеров, Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути [Текст] / А.А.Кроник, Р.А.Ахмеров. - М., 2011. - 461 с.
32. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст] / Ч.Х.Кули. - М.: Идея - Пресс, 2000. - 320с.
33. Келли, Д. Теория личности. Психология личностных конструктов [Текст] / Д. Келли. - СПб., 2000.
34. Лепешинский, Н.Н. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф [Текст] / Н.Н. Лепешинский // Психологический журнал. - 2007. - Т.28. - №3. - С. 24-37.
35. Леонтьев, Д.А. Психология смысла [Текст] / Д.А.Леонтьев. - М., 2003. 284 с.
36. Микляева, А.В. Социальная идентичность личности: содержание,
структура, механизмы формирования [электронный ресурс] [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. Режим доступа: http://www.humanpsy.ru/miklyaeva/soc_ident_02 (дата
обращения 15.01.2018).
37. Мид, Дж. Интернализованные другие и самость [Текст] / Дж. Мид. - Американская социологическая мысль / Р.Мертон и др., сост. Е.И.Кравченко; под общ.ред. В.И.Добренькова. - 1996. - 224с.
38. Парсонс, Т. Система современных обществ [Текст] / Т.Парсонс. - М.: Аспект - пресс, 1998. - 270с.
39. Пахоль, Б.Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы [Текст] / Б.Е. Пахоль // Укр. психолог. журнал. - 2017. - №1. - С. 80-104.
40. Соколова, М.В. Шкала субъективного благополучия [Текст] / М.В.Соколова. - Ярославль. 1996. - С.11.
41. Созонов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблемы психологического благополучия [Текст] / А.Е. Созонов. - Вопросы психологии. - 2006. - №4. - С. 105-114.
42. Селигман, М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни [Текст] / М.Селигман. - М.: Из-во «София», 2006. - 23 с.
43. Селигман, М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия [Текст] / М. Селигман. - М., 2013. - 440с.
44. Сушков, И.Р. Социально-психологическая теория Дж.Тернера [Текст] / И.Р. Сушков // Психологический журнал. - 1993. - №3.
45. Тарасова, Л.Е. Самоотношение как детерминант субъективного благополучия личности [Текст] / Л.Е.Тарасова // Известия Саратовского гос. Ун-та. - Сер. философия. Психолог Педагог. - 2013. - Т.13. - №3. - С. 86 - 89.
46. Тарасова, Л.Е. Мировоззренческие проблемы в авторефератах духовной культуры разных этносов // Современные проблемы науки и образования [Текст] / Л.Е.Тарасова. - 2014. - №4. URL: www.science-education.ru/118-14346 (дата обращения: 18.02.2018).
47. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 467 - 470с.
48. Хатингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности [Текст] / С. Хатингтон / Пер. с англ. А.Башкирова. - М.: АСТ, Транзиткнига. 2004. - 635с.
49. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы [Текст] / Р.М. Шамионов. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2008. - 296с.
50. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия: к разработке интегративной концепции [Текст] / Р.М. Шамионов // Мир психологии. - 2002. - №2. - С. 143 - 148.
51. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. - Ростов-на- Дону: Феникс, 1998. - 544с.
52. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э.Эриксон. - М., 2006. - 352с.
53. Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности [Текст] / В.А. Ядов. - Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. - 589 - 601с.
54. Яремчук, С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы [Текст] / С.В. Яремчук // Психологический журнал. - 2013.
- Т.34. - №5. - 85 - 95с.
55. Lyubomirsky S.,King L.,Diener E. The benefits of frequent positive affect: Does happiness lead succes [Текст] / S.Lyubomirsky, L. King, E. Diener. - Psyhological Bulletin. 2005.Vol 131.№6.P.803 - 855.
56. Ryan R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: Areviveo of research on hedonic and eudaimonic well-being [Текст] / R.M. Ryan, E.L. Deci. - Annual/ Rewiew Psychology. 2001. Vol.52. P.141 - 166.
57. Bradburn N. The structure of psychological well-being [Текст] / N.Bradburn. - Description Chicago, Aldine Pub. Co. 1969 .
58. Diner E. Subjective well-being: Threee decades of progress. [Текст] / E. Diner.
- Psychological Bulletin. 1999. P.276 - 301.
59. Ryff C., Singer B. Know thyself and become what you are: Aeudamonic aprouch to psychological / well - being [Текст] / C. Ryff, B. Singer. - Journal of happiness studies. 2008. Vol 9(1). P.13 - 39.
60. Kim Y.H., Cai H., Gilliland M. Standing in the glory or shadow of the past self: cultures differ in how much the past self affects current subjective wellbeing//Emotion [Текст] / Y.H. Kim, H. Cai, M. Gilliland. - 2012. Vol.12, №5. P.1111 - 1118.
61. Marcia J.E. Identy in adolescence [Текст] / J.E. Marcia. - Handbook of adolescent psychology. - 1980.
62. Tajfel H., Turner J.C. The social identy theory of intergroup behavior [Текст] / H. Tajfel, J.C. Turner. - Chicago. 1986. 7 - 24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ