Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования личностной идентичности студентов-дизайнеров в контексте жизненной перспективы

Работа №117134

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы120
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 11
1.1. Психолого-философский анализ понятия «идентичность» 11
1.2. Личностная идентичность как психологический феномен 20
1.3. Особенности развития личностной идентичности студентов 27
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ КАК КОНТЕКСТА ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 35
2.1. Жизненная перспектива и личностная идентичность 35
2.2. Факторы формирования жизненной перспективы личности 41
2.3. Становление жизненной перспективы у студентов 46
Выводы по второй главе 52
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ 53
3.1. Концептуальная схема исследования личностной идентичности
студентов 53
3.2. Анализ особенностей личностной идентичности студентов-дизайнеров в
контексте жизненной перспективы 57
3.3. Рекомендации для профессорско-преподавательского состава,
работающего со студентами-дизайнерами 92
Выводы по третьей главе 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность темы исследования обусловлена практическими задачами, стоящими перед системой высшего образования. В современных условиях модернизации российской экономики возникает необходимость в профессионалах, обладающих высоким потенциалом самореализации и самоактуализации. Формирование целостной личности, открытой для роста и развития, - одна из задач образования. Разнополярность общества усложняет проблему поиска своего «Я». В этой связи высшие учебные заведения являются тем значимым социальным институтом, который обладает значительным потенциалом для формирования личностной идентичности молодежи. Становление профессионализма невозможно без стремления студентов прояснить собственную идентичность, понять себя как личность. Проблема их идентичности возникает в плане жизненной и профессиональной реализации.
Анализ научной литературы показывает, что у ученых, разрабатывающих проблему личностной идентичности, отсутствует единая точка зрения относительно понимания ее сущности. Феномен личностной идентичности связывается с проблемами свободы, прежде всего свободы выбора и самовыражения (Н.В. Антонова, А.Б. Орлов, С.Р. Пантилеев, Н.И. Сарджвеладзе, Ж. Лакан, К. Хорни), а также с проблемой формирования "Я- концепции" личности (У. Джемс, З. Фрейд, Э. Эриксон, И.С. Кон, А.А. Налчаджян, В.В. Столин, Р. Бернс, Т. Шибутани). Идентифицирование понимается как базовый процесс и механизм самопознания (Е.З. Басиной, Е.М. Дубовской, Р.Л. Кричевского, В.Г. Маралова, В.С. Мухиной, Е.Е. Насиновской, В.А. Петровского, Р. Адамека, М. Герберта, Е. Дейгера, А. Ребера и др.), а также как процесс усвоения ценностей, идеалов и нравственных качеств (А.Бандура, Д.Гевиртц и др.).
Отмечая плодотворность имеющихся исследований, следует признать, что проблема формирования личностной идентичности студентов, являющаяся актуальной возрастной задачей, в психологической науке до конца не осмыслена. Этим и определяется актуальность ее изучения.
Среди проблем, возникающих при изучении личностной идентичности, необходимо исследовать такие, которые связаны с обоснованием ее сущности, с особенностями студенческого возраста и определением специфики ее формирования на разных этапах обучения в вузе.
Проведенный нами анализ дал нам возможность выделить противоречия, которые и определили необходимость данного диссертационного исследования: между потребностью студента в личностной идентичности и задачами института высшего образования в формировании целостной личности; между осознанием необходимости выстраивания жизненных перспектив, связанных с жизненно важным выбором, и недостаточным развитием определенных навыков у студентов.
Стремление найти пути разрешения этих противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема определения специфики формирования личностной идентичности на разных этапах обучения; в практическом плане - выявление особенностей проявления личностной идентичности студентов-дизайнеров в ходе обучения в вузе.
Объект исследования - личностная идентичность студентов- дизайнеров.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования личностной идентичности студентов-дизайнеров в контексте их представлений о своей жизненной перспективе.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей формирования личностной идентичности студентов на каждом этапе обучения в вузе.
Гипотеза исследования. Личностная идентичность студентов- дизайнеров имеет характерные особенности в контексте их представлений о своей жизненной перспективе:
- личностная идентичность имеет свои специфические особенности на каждом этапе профессионального становления студентов - дизайнеров, отражая следующую динамику: сферы и объекты идентификации смещаются от ориентации на настоящее через осмысление настоящего и прошлого к ориентации на будущее;
- существуют приоритетные для студенческого возраста и специфичные для данного вида профессиональной деятельности сферы и способы личностной идентичности, которые находят отражение во взаимосвязи между личностной идентичностью и выстраиванием студентом-дизайнером жизненной перспективы.
Задачи исследования:
1. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «личностная идентичность» с обоснованием механизмов ее формирования и выделением составляющих.
2. Выявить особенности личностной идентичности студентов - дизайнеров на каждом этапе профессионального становления.
3. Обосновать наличие взаимосвязи между личностной идентичностью студентов и выстраиванием ими жизненной перспективы.
4. Разработать рекомендации для профессорско-преподавательского состава, работающего со студентами-дизайнерами, по формированию определенных характеристик личностной идентичности студентов в контексте выстраивания жизненной перспективы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проблема личностной идентичности возникает в плане реализации жизненной идеологии и становления профессионализма человека. Личностная идентичность - это самовосприятие себя как личности, способное изменяться с течением времени, отождествление себя с собой - прошлым и видением себя-будущего. Составляющими личностной идентичности являются целевая, ценностная, смысловая, эмоциональная, морально-волевая.
2. Временная перспектива студентов-дизайнеров имеет свои специфические особенности на каждом этапе профессионального становления (для первого общеразвивающего этапа (1 курс обучения) характерно гедонистическое восприятие настоящего, для второго общепрофессионального этапа (2 и 3 курсы) - позитивная ориентация на прошлое, для третьего профессионально-познавательного этапа (4 курс) - позитивное принятие прошлого и ориентация на будущее, для четвертого специализированного этапа (5 курс) - наиболее явное восприятие будущего).
3. Личностная идентичность студентов-дизайнеров, рассматриваемая во взаимосвязи с восприятием временной перспективы, имеет характерные особенности. Наиболее значимы в структуре идентичности «отношения с окружающими» и «работа». Шкала идентичности «отношения с окружающими» является системообразующей в идентичности студентов-дизайнеров. Корреляции шкалы «работа» со шкалами «фаталистическое настоящее», «негативное прошлое» и «позитивное прошлое» интерпретируется как стремление следовать установкам и инструкциям извне, избегать риска и не стремиться к достижениям, не проявлять самостоятельности, быть незаметными.
4. По результатам проведенного исследования разработаны практические рекомендации для профессорско-преподавательского состава, работающего со студентами-дизайнерами для основных этапов профессионального становления: общеразвивающего, общепрофессионального, профессионально-познавательный и специализированного.
Результаты, полученные соискателем, и их научная новизна:
- конкретизировано научное представление о содержании понятия «личностная идентичность» (личностная идентичность - это самовосприятие себя как личности, способное изменяться с течением времени, отождествление себя с собой-прошлым и видением себя-будущего);
- выявлены составляющие личностной идентичности (целевая, ценностная, смысловая, эмоциональная, морально-волевая);
- определены особенности личностной идентичности студентов- дизайнеров в контексте жизненной перспективы (для первого общеразвивающего этапа (1 курс обучения) характерно гедонистическое настоящее, для второго общепрофессионального этапа (2 и 3 курсы) - позитивное прошлое, для третьего профессионально-познавательного этапа (4 курс) - позитивное прошлое и будущее, для четвертого специализированного этапа (5 курс) - будущее);
- установлены взаимосвязи между параметрами личностной идентичности и особенностями жизненной перспективой студентов- дизайнеров;
- разработаны практические рекомендации для преподавателей по работе со студентами-дизайнерами.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют углубить представление о феномене личностной идентичности и ее структуре. Доказано наличие особенностей формирования личностной идентичности студентов-дизайнеров и их жизненной перспективы на разных этапах обучения в вузе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть направлены на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в вузе с целью формирования личностной идентичности студентов- дизайнеров в контексте жизненной перспективы. Разработаны практические рекомендации для профессорско-преподавательского состава по работе со студентами. Результаты исследования включены в содержание курса «Психология личности».
Методологическую основу исследования составляют отечественные и зарубежные концепции личностной идентичности.
Источниками исследования являются:
- концепция личности как субъекта жизни (К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн),
- исследования феномена идентичности и личностной идентичности (Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Роджерс, Д. Мид, Д. Тернер, Д. Тэджфел, Н.В. Антонова, А.А. Таганова, Ю.Э. Макаревская, Л.Б. Шнейдер и др.),
- исследования феномена жизненной (временной) перспективы личности (Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо, К. Левин, К.А. Абульханова, К.К. Платонов и др.),
- теоретические и прикладные аспекты развития и формирования личностной идентичности студентов (Э. Эриксон, Н.В. Антонова, А.А. Таганова, Ю.Э. Макаревская, Т.В. Румянцева и др.).
Методы исследования. В исследовании был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету: теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; эмпирические методы (тестирование, контент-анализ), математико-статистические методы обработки экспериментальных данных (корреляционный анализ, критерий Пирсона, критерий Спирмена). В состав психодиагностического инструментарии вошли следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Д.А. Леонтьев) - адаптированная версия теста «Цель в жизни» Л. Крамбо и Л. Махолика; тест «Личностная и социальная идентичность» В. Урбанович; методика «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда в адаптации Т.В. Румянцевой; тест временной перспективы Ф. Зимбардо; тест Торренса; тест для изучения стрессоустойчивости С.И. Иванова.
Работа выполнялась на базе ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса». Участниками проводимого в несколько этапов исследования явились 132 человека: 110 студентов и 22 дизайнера-молодых специалистов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. этап (2014-2015 г.г.) - поисково-аналитический: анализ степени
разработанности проблемы на основе изучения отечественных и зарубежных работ, определение цели, задач, гипотезы, методологических и методических основ исследования.
2. этап (2015-2016 г.г.) - эмпирический: экспериментальное
исследование психолого-педагогических условий формирования личностной идентичности студентов-дизайнеров.
3. этап (2016-2017г.г.) - аналитический: систематизация и обобщение результатов исследования, а также их последующая апробация на различных конференциях.
Достоверность результатов исследования обеспечена комплексным подходом к анализу проблемы и обоснованностью методологии исследования, применением комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели, гипотезе, репрезентативностью выборки, использованием математического анализа для обоснования статистической значимости полученных данных, сочетанием количественного и качественного анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на Международных научно-практических конференциях «Социальное партнерство в деятельности психолога: теория и практика» (Тольятти, 2015), «Психология сознания: этно-национальные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты» (Самара, 2015); Всероссийских научно-практических конференциях «Экономика и общество: перспективы развития» (Сызрань,2014), «Образование в современном мире: стратегические инициативы» (Самара, 2017); Региональных научно-практических конференциях «Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях» (Тольятти, 2015), «Организация в современных социально-экономических условиях: психологическая теория и практика» (Тольятти,2016), «Человек в современном мире: возможности личностной и профессиональной реализации в изменяющихся условиях» (Тольятти, 2017).
В 2016 году автор с научной работой «Формирование личностной идентичности студентов-дизайнеров» стал победителем областного конкурса Министерства образования и науки Самарской области «Молодой ученый - 2016» в номинации «Аспирант».
Материалы как теоретического, так и эмпирического исследования личностной идентичности используются в курсе «Психология личности» для магистрантов Тольяттинского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, три главы, выводы, заключение, библиографию, приложение. Библиография содержит 95 источников. В диссертационной работе - 12 таблиц, 17 рисунков, 1 приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решение проблемы личностной идентичности студентов-дизайнеров в контексте жизненной перспективы чрезвычайно актуально. Особенности становления идентичности в студенческом возрасте таковы, что именно в этот период имеются все возможности для окончательного формирования сложных признаков личностной идентичности. Задачей вуза является помощь в осознании молодыми людьми единства и целостности бытия.
В теоретическом плане данная работа представляет собой психолого-философский анализ понятия «идентичность», исследование понятия «личностная идентичность» как психологического феномена; рассмотрение особенностей развития личностной идентичности студентов. Во второй главе раскрыто понятие жизненной перспективы; представлены факторы ее формирования и особенности становления жизненной перспективы у студентов.
Выявлено, что понятие «личностная идентичность» не имеет завершенного гносеологического поля. На наш взгляд, личностная идентичность - это самовосприятие себя как личности, способное изменяться с течением времени, отождествление себя с собой-прошлым и видением себя-будущего. Нами представлена структура личностной идентичности, которая включает в себя целевую, ценностную, смысловую, эмоциональную и морально-волевую составляющие.
В ходе исследования студентов-дизайнеров и студентов-психологов было выявлено, что конкретные специальности имеют свои особенности личностной идентичности, что определяет в дальнейшем круг проблем, с которыми нужно работать.
Идентификационные характеристики студентов-дизайнеров позволили нам «нарисовать» некий портрет среднего студента-дизайнера: девушка (парень), студентка (студент), дочь (сын), дорожит семьей, мало интересуется религией и политикой. Это член студенческой группы, воспринимаемой положительно. Не заостряет внимание на материальном аспекте жизни, также нет проблем с «физическим Я». Человек творческий, активный, эмоциональный. Высокий уровень креативности обуславливает низкий уровень стрессоустойчивости личности. Связывает свою будущую жизнь с выбранной профессией. Живет здесь и теперь.
Временная перспектива студентов-дизайнеров имеет свои специфические особенности на каждом этапе профессионального становления. Для первого, общеразвивающего этапа (1 курс обучения), характерно гедонистическое восприятие настоящего. Для второго, общепрофессионального этапа (2 и 3 курсы) - позитивная ориентация на прошлое. Для третьего, профессионально-познавательного этапа (4 курс) - позитивное принятие прошлого и ориентация на будущее. Для четвертого, специализированного этапа (5 курс) - наиболее явное восприятие будущего. На каждом этапе мы видим свои особенности личностной идентичности студентов.
В ходе работы было выявлено наличие взаимосвязи между личностной идентичностью и жизненной перспективой студентов-дизайнеров. Полученные данные позволяют утверждать, что наиболее значимы «отношения с окружающими» и «работа». Максимальный структурный вес имеет шкала идентичности «отношения с окружающими», что свидетельствует о том, что эта сфера является системообразующей в идентичности студентов-дизайнеров. Идентичность студентов-дизайнеров главным образом обусловлена их включением в группу близких по духу сокурсников и характером обучения в данной специальности. Отношения со значимыми окружающими - это главный фактор личностной идентичности будущих дизайнеров. Отрицательная связь «будущего» и «гедонистического настоящего» и «отношений с окружающими» может объясняться общей неудовлетворенностью настоящим и грядущим будущим.
Большой структурный вес шкалы «работа» говорит о значимости этого аспекта личностной идентичности. Шкала «работа» в значительной связи коррелирует со шкалами «фаталистическое настоящее», «негативное прошлое» и «позитивное прошлое». Данные взаимосвязи можно интерпретировать как стремление следовать установкам и инструкциям извне, избегать риска и не стремиться к достижениям, не проявлять самостоятельности, быть незаметными. Данный факт заставляет задуматься и предложить пути решения.
Теоретический анализ и экспериментальное исследование проблемы позволили нам сформулировать рекомендации для профессорско- преподавательского состава, работающего со студентами-дизайнерами, а также условия, необходимые для формирования личностной идентичности студентов в контексте выстраивания жизненной перспективы.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы, но открывает перспективы для дальнейшего ее изучения.



1. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 301 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения в психологии [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1981. - С. 218-241.
3. Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.
4. Антонова, Н. В. Личностная идентичность педагога и особенности его
общения: Автореф. дисс. канд. псих.наук: 19.00.07 [Текст] /
Н.В.Антонова. - М., 1995. - 21 с.
5. Антонова, Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии [Текст] / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - с. 131-143.
6. Антонова, Н. В. Идентичность как основа индивидуального имиджа и бренда [Текст] / Н.А. Антонова // Психология индивидуальности: материалы 3-ей Всерос. науч. конф., Москва, 1-3 декабря 2010: в 2 ч. -
Ч.1.
7. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. - СПб.: Питер, 2003. - 272 с.
8. Арестова, О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности [Текст] / О.Н. Арестова // Вопросы психологии. - 2000. - № 4.
9. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования: учебное пособие [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1984. - 105 с.
10. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
11. Баленко, Б. В. Математическая статистика [Текст] / Б.В. Баленко. - Тольятти: ТГУ, 2005. - 108 с.
12. Белинская, Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности [Текст] / Е.П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - №3. - С. 140-147.
13. Белинская, Е. П. Идентичность личности в условиях социальных изменений: дис. ...докт. псих. наук: 19.00.05 [Текст] / Е.П. Белинская. - М., 2007. - 479 с.
14. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект- пресс, 2001. - 299 с.
15. Бердяев, Н. А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. - М., 1989. - 153 с.
16. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. - М., 1989. - 339 с.
17. Березина, Т. С. Экспериментальное исследование формирования динамики профессиональной идентичности педагогов в ситуации обучения в вузе [Текст] / Т.С. Березина // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». - М.: Ид-во МГОУ, 2008. - 178 с.
18. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М., 1986. - 261с.
19. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб., 1999. - 528 с.
20. Бобкова, Т. С. Проблемы половой идентификации подростков, оставшихся без попечения родителей: монография [Текст] / Т.С. Бобкова. - Сызрань, 2011. - 191 с.
21. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение личности: автореф. дис.филос.наук: 09.00.09 [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев, 1989. - 32 с.
22. Головаха, Е. И., Кроник, А. А. Психологическое время личности [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев: Наукова думка, 1984. - 208 с.
23. Гончаров, С. З. Поиск идентичности в координатах отечественных и западнических ориентаций [Текст] / С.З. Гончаров // Воспитание духовности: ценностные основы идентичности личности. Материалы
Всерос. науч.-практ. конф., 19-20 декабря 2007. - Екатеринбург: РГППУ,
2007. - 396 с.
24. Горностай, П. П. Творчество как форма освоения и переживания времени личности [Текст] / П.П. Горностай // Психология личности и время жизни человека. - Черновцы: ЧГУ, 1991. - С. 24-32.
25. Гунгер, Н. Н. Психологические средства коррекции идентичности в период нормативного возрастного кризиса: автореф.дис...канд. псих. наук [Текст] / Н.Н. Гунгер. - Новосибирск, 2006. - 24 с.
26. Данилова, Е. Н., Ядов, В. А. Контуры социально-групповых идентификаций личности в современном российском обществе [Текст] / Е.Н. Данилова, В.А. Ядов // Социальная идентификация личности. - М.: Институт социологии РАН, 1993.
27. Деревянко, Ю. П. Особенности переживания времени в студенческом возрасте: дис.канд. псих. наук: 19.00.13 [Текст] / Ю.П. Деревянко. - Белгород, 2011. - 178 с.
28. Дмитриева, Н. В., Дроздова, С. А. Рефлексивная идентичность [Текст] / Н.В. Дмитриева, С.А. Дроздова // Личность и общество: проблемы современной психологии. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: ЭНСК, 2010.- Ч.1. - с. 88-96.
29. Джемс, У. Психология [Текст] / У. Джемс.- М.: Педагогика, 1991. - 367 с.
30. Заворотная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты [Текст] / М.В. Заворотная. - Ростов-наДону: СКНЦВШ, 1999. - 26 с.
31. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся мире: учеб.-метод. пособие [Текст] / О.В. Захарова. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2010. - 95 с.
32. Зимбардо, Ф., Бойд, Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь (Пер. с англ. О. Гатановой) [Текст] / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
33. Евтешина, Н. В. Социально-психологические особенности профессиональной идентичности психологов в различных сферах (сопоставительный анализ): автореф. дис. ...канд. псих. наук: 19.00.05 [Текст] / Н. В. Евтешина. - М., 2008. - 24 с.
34. Иванова, Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности: дис. ...докт. псих. наук: 13.00.05 [Текст] / Н.Л. Иванова. - Ярославль,
2008.
35. Идентичность: Хрестоматия [Текст] / Сост. Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. - 272 с.
36. Канаева, Н. А. Идентичность как предмет психологического исследования [Текст] / Н.А. Канаева // Молодой ученый. - №12(23). - 2010. - С.50-52.
37. Квасова, О. Г. Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации: дис.канд. псих. наук: 19.00.01 [Текст] /О.Г. Квасова. - М., 2013. - 216с.
38. Ковалев, В. И. Время деятельности личности как психологическая проблема [Текст] / В.И. Ковалев // Время деятельности личности: психологические исследования. - ЧГУ, 1991. - С. 98.
39. Ковдра, А. С. Временная перспектива как предиспозиция психологической безопасности личности: дис.канд. псих. наук: 19.00.01 [Текст] / А.С.Ковдра. - Пятигорск, 2012. - 224 с.
40. Козлова, О. Н. Взаимосвязь личностной и социальной идентичности в структуре Я-концепции будущих специалистов: дис.канд. псих. наук: 19.00.01 [Текст] / О.Н.Козлова. - М., 2012. - 206 с.
41. Козлова, Т. З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?» [Текст] / Т.З. Козлова // Социальная идентификация личности. - М.: Институт социологии РАН, 1994. - С.137-138.
42. Кон, И. О. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И.О. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
43. Левин, К. Определение понятия «поле в данный момент» [Текст] / Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. - М., 1980.
44. Леонтьев, А. Н. Деятельность и личность [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1974. - № 4.
45. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» [Текст] / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
46. Леонтьев, Д. А., Калашников, М. О., Калашникова, О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев, М.О. Калашников, О.Э. Калашникова // Психологический журнал. - 1993. -Т.14. - № 1. - С.150-155.
47. Леонтьев, Д. А., Шелобанова, Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С.57-65.
48. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
49. Лескова, И. В. Социокультурная идентичность: теоретические и прикладные аспекты [Текст] / И.В. Лескова // Социальная политика и социология. - 2007. - №3. - С. 203-213.
50. Макаревская, Ю. Э. Влияние продолжительного неуспеха в учебно-профессиональной деятельности на личностную идентичность студентов [Текст] / Ю.Э.Макаревская // Электронный журнал «Исследовано в России». - 2006. - С. 1658-1672.
51. Макарова, С. Н. Профессиональные перспективы в представлениях студентов как аспект личностного и профессионального самоопределения: автореф. дис.канд.соц.наук [Текст] / С.Н. Макарова. - М., 2001. - 19 с.
52. Малахов, В. С. Неудобства с идентичностью [Текст] / В.С. Малахов // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С.43-53.
53. Мандрикова, Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности [Текст] / Е.Ю. Мандриова // Психологический журнал. - 2008. - Т.29. - № 4. - С. 54-65.
54. Межерицкая, Л. Д. Психологические средства стабилизации личностной идентичности студентов: автореф. дис.канд.псих. наук: 19.00.01 [Текст] / Л.Д. Межерицкая. - Новосибирск, 2009.
55. Мид, Дж. Американская социологическая мысль [Текст] / Дж. Мид. - М., 1994. - С.122-128.
56. Микляева, А. В., Румянцева, П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: монография [Текст] /А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
57. Митина, О. В. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо:
результаты психометрического анализа русскоязычной версии [Текст] / О.В. Митина // Вестник Московского университета. - Серия 14. -
Психология. - 2008. - №4. - С.67-90.
58. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Под ред. Д.А. Леонтьева / Ж. Нюттен. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.
59. Орлов, А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека [Текст] / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1995. - № 2.
60. Павленко, В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии [Текст] / В.Н. Павленко // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.135-141.
61. Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения [Текст] / К.К. Платонов. - М., 1982.
62. Ральникова, И. А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания [Текст] / И.А.Ральникова // Известия АГУ. - 2011. - №2-1(70). - С.53-60.
63. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб., 1998. - 198 с.
64. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы
становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
65. Рубцова, Т. Ю. Формирование жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза: дис.канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Т.Ю. Рубцова.
- Кемерово, 2014. - 236 с.
66. Румянцева, П. В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях: автореф.дис.канд. псих. наук: 19.00.05[Текст] / П.В.Румянцева. - Ярославль, 2005. - 26 с.
67. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2007. - 705 с.
68. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. - М., 1973. - С.305.
69. Сапожникова, Р. Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания [Текст] / Р.Б. Сапожникова // Вестник ТГПУ. - 2005. - Выпуск 1 (45). - С.13-17.
70. Серый, А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов [Текст] / А.В. Серый. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 186 с.
71. Симонова, О. А. К формированию социологии идентичности [Текст] / О.А. Симонова // Социологический журнал. - 2008. - №3. - С.45-61.
72. Скибо, Т. Ю. Педагогические условия становления профессиональной и личностной идентичности студентов колледжа: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Т. Ю. Скибо. - Воронеж, 2004. - 25 с.
73. Смолякова, Т. В. Особенности профессиональной идентичности студентов творческих вузов [Текст] / Т.В. Смолякова // Психологические исследования. - 2012. - № 1(21).
74. Сочивко, Д. В., Якунин, В. А. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Д.В. Сочивко, В.А.Якунин. - Ленинград: ЛГУ, 1988. - 68 с.
75. Стародубец, О. Д. Феномен и динамика личностной идентификации студентов вуза: дис ... канд. псих.наук: 19.00.13 [Текст] / О.Д. Стародубец. - СПб., 2007. - 184 с.
76. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: МГУ,
1989. - 284 с.
77. Сушков, И. Р. Социально-психологическая теория Дрона Тёрнера [Текст] / И.Р. Сушков // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 3. - с. 115¬125.
78. Сырцова, А. Возрастная динамика временной перспективы личности: дис.канд. псих. наук: 19.00.13 [Текст] / А. Сырцова. - М., 2008. - 317с.
79. Сырцова, А., Соколова, Е. Т., Митина, О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе [Текст] / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологическая диагностика. - 2007. - №1. - С.101-109.
80. Таганова, А. А. Личностная идентичность и понимание значимых Других. Дис.канд.псих.наук [Текст] / А.А. Таганова. - Краснодар, 2004. - 168 с.
81. Труфанова, Е. О. Человек в лабиринте идентичностей [Текст] / Е.О. Труфанова // Вопросы философии. - 2010. - № 2. - С.13-22.
82. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Прогресс,
1990. - 203 с.
83. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - М., 1994. - 221с. - № 4. - С. 44.
84. Хабермас, Ю. Модерн - незавершенный проект [Текст] / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1992. - № 3.
85. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности [Текст] / В. Хесле // Вопросы философии. - 1994. - №10. - С.112-123.
86. Ходаковская, О. В. Социальная и личностная идентичность в юности. Дис.канд. псих. наук. [Текст] / О.В. Ходаковская. - СПб., 2006. - 187с.
87. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова. - М., 1977. - 144 с.
88. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.И. Шевандрин. - 2¬е изд. - М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2001. - 512 с.
89. Шеина, И. М. Личная идентичность в межкультурной коммуникации [Текст] / И.М. Шеина // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №7. - С.27.
90. Ширяева, О. С., Навроцкая, Е. А. Временная перспектива личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности [Текст] / О.С. Ширяева, Е.А. Навроцкая // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2011. - №2.- С. 108-118.
91. Шляков, Д. В. Социально-профессиональная идентификация учителя: социологический анализ: автореф. дис.канд. соц. наук [Текст] / Д.В. Шляков. - Ростов-на-Дону, 2008. - 23 с.
92. Шнейдер, Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2007.
93. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф.дис. ... док. псих. наук: 19.00.13 [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001.
94. Штомпель, Л. А. Смыслы времени [Текст] / Л.А. Штомпель. - Ростов-на- Дону, 2001. - 201с.
95. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон/
Общ.ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
96. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности [Текст] / В.А. Ядов // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Бахрах, 2003.
97. Adams, G.R., Marshall S. Developmental social psychology of identity: Understanding the person in context / G. R. Adams, S. Marshall // Journal of Adolescence. 1996. Vol. 19. P. 1-14.
98. Aguiar, F. Personal identity and social identity: Beyond rational choice theory?/ 2010.http://www.isasociology.org/congress2010/rc/rc45.htm
99. Baumeister, R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self / R. Baumeister. - N.Y., Oxford, 1986.
100. Breakwell, G.M. Coping with threatened identities/ G.M. Breakwell - L.- N.Y.: Mithuen, 1986.
101. Fogelson R.D. Person, self and identity. Some anthropological retrospects, circumspects and prospects // B.Lee (Ed.). Psychosocial theories of the self. New York; London: Plenum Press, 1982. P. 115-132.
102. Freud S. The Future of the illusion / S. Freud.- N.Y., 1961.
103. Gordon, C. Development of Role Identities/C.Gordon// Annual Review of Sociology. - 1976. V 2.
104. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life / E. Goffman.- N.Y. 1959.
105. Habermas U. Identitat. // Zur Reconstructiondes Historishen Materialismus. Frankfurt, 1976.
106. Marcia J. Development and Validation of ego-identity status // Journal of Personality and Social Psychology. 3, 551-558.
107. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago: Dorsey Press, 1976.
108. Personal Identity and Ethics/ Stanford Encyclopedia of Philosophy. Published Tue Dec 20, 2005; substantive revision Mon Feb 13, 2012. http://plato .stanford.edu/entries/identity-ethics.
109. Philips, C. Criticisms of Social Identity Theory/ College & Higher Education 2015 http://www.ehow.com/info_10068023_criticisms-social- identity-theory.html.
110. Schirmacher, W. Mask, role and identity. The search for the inner person.
Philosophy & Technology Studies Center Polytechnic University, New York (Paper presented at the International Symposium
onPhenomenology,Cambridge,Mass.).2014http://www.egs.edu/faculty/wolfgan g-schirmacher/articles/mask-role-and-identity.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ