Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАГИСТРАНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Работа №73007

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 10
ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Профессиональная идентичность как компонент социальной 10
идентичности личности
1.2. Содержание профессиональной идентичности 23
1.3. Психолого-педагогические исследования профессиональной 32
идентичности студентов
Выводы по главе 1 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 44
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАГИСТРАНТОВ
РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. Организация эмпирического исследования 44
2.2. Профессиональная идентичность магистрантов, обучающихся по 48
направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
2.3. Профессиональная идентичность магистрантов, обучающихся по 57
направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Промышленное и гражданское строительство
2.4. Сравнительный анализ профессиональной идентичности 67
магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки
Выводы по главе 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
ЛИТЕРАТУРА 83
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Исследование профессиональной идентичности занимает важное место в психологии и педагогике, о чем свидетельствует научный интерес к ней отечественных и зарубежных ученых, которые описывают данный феномен как критерий профессионального самоопределения и развития личности (Е.П. Ермолаева, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер и др.).
Наряду с научной исследование профессиональной идентичности имеет и социальную актуальность. В наше время человек стал более мобильным в освоении и выполнении профессиональной деятельности. В связи с этим проблема идентичности выходит за рамки только профессиональной сферы и становится частью социальной сферы жизни общества. Профессиональная идентичность не может существовать вне социальной сферы.
Актуальность нашего исследования обусловлена также изменениями в сфере высшего образования и в социальной структуре общества. На этапе обучения в магистратуре студенту необходимо получать знания и умения, способствующие его реализации как профессионала, умеющего ориентироваться в различных обстоятельствах, принимать ответственные решения. Проблема профессиональной идентичности магистрантов мало изучена исследователями, поэтому мы решили изучить данный феномен. Как правило, исследования профессиональной идентичности ограничиваются изучением профессиональной идентичности студентов колледжей (И.Н. Кулезнёва, Т.Ю. Скибо, Н.Г. Григорьева и др.), студентов бакалавриата и специалитета (А.А. Озерина, М.Ю. Кузьмин, Е.И. Миронова, О.А. Осипенок, Теняева О.В., Тоболевич О.А. и др.) или уже работающих (В.А. Кениг, М.С. Коданева, Л.Г. Матвеева и др.).
Цель исследования - выявить особенности профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Объект исследования - магистранты, обучающиеся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Предмет исследования - профессиональная идентичность магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Гипотезы исследования:
1. Существует различие в представленности профессиональной идентичности в самосознании магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
2. Существует различие в степени выраженности профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
3. Существует различие в статусах профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Задачи исследования:
Теоретические:
- Провести анализ психологической литературы по проблеме профессиональной идентичности.
- Провести анализ психологической и педагогической литературы по изучению профессиональной идентичности личности в период обучения в вузе.
Методические:
- Разработать программу эмпирического исследования студентов.
- Подобрать методы и методики эмпирического исследования.
Эмпирические:
- Исследовать профессиональную идентичность, ее
представленность и статус у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование.
- Исследовать профессиональную идентичность, ее
представленность и статус у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство.
- Сравнить профессиональную идентичность, ее представленность и статус у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Теоретико-методологическим основанием работы явились:
- Отечественные и зарубежные исследования идентичности личности в психологии (Т.Г. Стефаненко, И.С. Кон, Г.Г. Шпет, Г.М. Андреева, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Дж. Мид, И. Гоффман, Ю. Хабермас, X. Тэджфел, Д. Тернер и др.).
- Психологические исследования профессиональной идентичности (Е.П. Ермолаева, Н.Л. Иванова, Т.В. Мищенко, Е.Е. Трандина, Л.Б. Шнейдер, О.В.Денисова, А. Ватерман, Дж. Холланд, Д.Е. Сьюпер, В.Э. Монсон, М.Дж. Бибеу и др.).
- Современные психолого-педагогические исследования
профессиональной идентичности личности в период обучения в вузе (Г.В. Гарбузова, В.И. Андреев, С.И. Архангельский, А.А. Баталов, Е.П. Бочарова, Е.И. Горячева, В.В. Давыдов, И.Ф. Исаев, Л.Н. Макарова, Л.С. Подымова и В.А. Сластенин и др.).
Методы и методики исследования:
- Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
- Методика «Кто я?» (М. Кун и Т. МакПартленд, а адаптации Т.В. Румянцевой).
- Методика «Определение статуса профессиональной
идентичности» (Дж. Марсиа, в модификации А.А. Азбель).
- Методика «Личный профессиональный план» (Е.А. Климов, в модификации Л.Б. Шнейдер).
- Математические методы статистической обработки:
описательные статистики, ф-критерий Фишера для оценки различия.
Математическая обработка проведена с использованием программы статистической обработки данных SPSS (версия 21.00).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры психологии образования АПП ЮФУ. Материалы исследования послужили основанием для выступления с докладами на конференциях «Молодежь - будущее России» (г. Омск, 16 октября 2019 г.) и «Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация» (г. Владимир, 25 марта 2020 г.).
По теме работы опубликованы 2 статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Представленность профессиональной идентичности в самосознании магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, различается. Эмоционально нейтральный тон ответов преобладает у магистрантов - будущих педагогов. В самоописаниях магистрантов - будущих педагогов преобладают имена существительные и имена прилагательные, в самоописаниях магистрантов - будущих строителей - имена существительные и глаголы. Перспективное профессиональное Я представлено только у магистрантов - будущих строителей.
2. У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, нет различий в выраженности профессиональной идентичности. У всех магистрантов преобладает средняя степень выраженности профессиональной идентичности.
3. Статусы профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, различаются. У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство, преобладает статус моратория (кризис выбора). У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, преобладает сформированная профессиональная идентичность. Навязанная профессиональная идентичность выявлена только у магистрантов - будущих строителей. Неопределенная профессиональная идентичность преобладает у магистрантов - будущих педагогов.
Новизна и практическая значимость исследования обусловлены, прежде всего, изучением феномена профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки, в рамках многоуровневой системы высшего профессионального образования. Выявлены особенности профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки. Так, у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование:
- самоописания профессиональной идентичности носят только констатирующий характер и являются эмоционально нейтральными;
- среди статусов профессиональной идентичности преобладает сформированная профессиональная идентичность, минимально выявлены мораторий и неопределенная профессиональная идентичность, полностью отсутствует навязанная профессиональная идентичность;
- по степени выраженности профессиональной идентичности у будущих педагогов преобладает средневыраженная и выраженная профессиональная идентичность (средний и высокий уровень профессиональной идентичности).
У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки
Строительство:
- самоописания профессиональной идентичности носят констатирующий характер и являются эмоционально нейтральными;
- среди статусов профессиональной идентичности преобладает мораторий профессиональной идентичности, минимально выявлены сформированная, навязанная и неопределенная профессиональная идентичность;
- среди уровней профессиональной идентичности у будущих строителей преобладает средний уровень профессиональной идентичности, незначительно выявлены невыраженная и выраженная активная степени профессиональной идентичности.
Новизна исследования заключается в том, что теоретически и эмпирически исследована профессиональная идентичность магистрантов. Установлены и описаны различия профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки. Выявлены основные особенности профессиональной идентичности магистрантов.
Практическая значимость исследования заключается в
возможности использования полученных результатов в вузах для повышения уровня эффективности процесса обучения, а именно, при профориентации академических групп студентов, при работе кураторов групп. Также полученные результаты будут полезны при работе в психологических службах вузов.
Использованные методики исследования профессиональной идентичности студентов могут применяться как в практике индивидуального психологического консультирования, так и в групповой работе в целях повышения эффективности учебного процесса.
Результаты теоретического анализа и эмпирического изучения профессиональной идентичности магистрантов могут быть использованы в качестве иллюстраций при чтении таких курсов как «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Психология служебной деятельности» и др.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе ЮФУ и ДГТУ.
Всего в исследовании прияли участие 81 магистрант, в возрасте от 21 года до 25 лет, из них:
- 40 магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование;
- 41 магистрант, обучающиеся по направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Промышленное и гражданское строительство.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое исследование проблемы профессиональной
идентичности личности в психологии и педагогики позволяет утверждать:
Профессиональная идентичность является одним из компонентов социальной идентичности. Профессиональная идентичность - это осознание своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу. В структуре профессиональной
идентичности выделяют функции, выраженность, статусы, компоненты, стадии. Профессиональная идентичность несет в себе свойства личной моральной и мотивационной связи с профессией. Источником и механизмом поддержания этой связи являются практики регулярного социального взаимодействия.
Исследования процесса формирования идентичности показывают неоднозначность и неравномерность динамики протекания этого процесса, сопровождающего преодолением психосоциальных кризисов и решением личностно значимых задач. В современном сложном и неопределенном мире происходит все более тесное взаимодействие между разными видами идентичности, и, как следствие этого, увеличивается неустойчивость всей системы представлений о себе при изменении внешних, социальных параметров.
Профессиональная идентичность студента - результат
целенаправленной активности субъекта в рамках учебно-профессиональной деятельности, характеризующий значимость для студента профессии как средства удовлетворения своих потребностей. Функции профессиональной идентичности студентов: идентификация себя с профессиональной группой, оцениваемой позитивно, и отчуждение относительно других профессиональных сообществ; раскрытие своего функционального потенциала, самоосуществление. Психологические особенности
профессиональной идентичности: носит деятельностный характер; носит вероятностный характер; развивается неравномерно; имеет индивидуальный характер развития; имеет гендерные особенности; возможность ее развития через механизмы идентификации и рефлексии.
Эмпирическое исследование профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки - 44.04.01 Педагогическое образование и 08.04.01 Строительство. Промышленное и гражданское строительство позволило получить следующие результаты:
У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, представлена профессиональная идентичность среди других компонентов идентичности личности, она является значимой и актуализированной в их самосознании. Самоописания профессиональной идентичности носят только констатирующий характер и являются эмоционально нейтральными. Среди статусов профессиональной идентичности преобладает сформированная профессиональная идентичность, минимально выявлены мораторий и неопределенная профессиональная идентичность, полностью отсутствует навязанная профессиональная идентичность. По степени выраженности профессиональной идентичности у будущих педагогов преобладает средневыраженная и выраженная профессиональная идентичность (средний и высокий уровень профессиональной идентичности).
У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство, представлена профессиональная идентичность среди других компонентов идентичности личности, она является значимой и актуализированной в их самосознании. Самоописания профессиональной идентичности носят констатирующий характер и являются эмоционально нейтральными. Среди статусов профессиональной идентичности преобладает мораторий профессиональной идентичности, минимально выявлены сформированная, навязанная и неопределенная профессиональная идентичность. Среди уровней профессиональной идентичности у будущих строителей преобладает средний уровень профессиональной идентичности, незначительно выявлены невыраженная и выраженная активная степени профессиональной идентичности.
Сравнительное исследование профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки, позволяет сделать следующие выводы:
Первая гипотеза о том, что существует различие в представленности профессиональной идентичности в самосознании магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, частично подтвердилась. Статистически значимые различия выявлены по таким показателям как эмоционально нейтральный тон ответов, психолингвистический аспект самоописаний. Кроме того, перспективное профессиональное Я представлено только у магистрантов - будущих строителей.
Вторая гипотеза о том, что существует различие в степени выраженности профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, не подтвердилась.
Третья гипотеза о том, что существует различие в статусах профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, подтвердилась. Навязанная профессиональная идентичность выявлена только у магистрантов - будущих строителей. Статистически значимые различия выявлены по двум статусам: кризис выбора (мораторий) - преобладает у магистрантов - будущих строителей; сформированная идентичность - преобладает у магистрантов - будущих педагогов.



1. Абдуллаева М.М. Особенности профессиональной
идентичности представителей творческих профессий // Вестник
Московского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 563. - С. 35-50.
2. Авдонина Н.С. К проблеме определения компонентов структуры профессиональной идентичности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2017.- № 3 (16). - С. 130-138.
3. Азбель А.А., Грецов А.Г. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2012. - 201 с.
4. Балич Н.Л. Социальная идентичность: теоретико¬
методологические основания социологического анализа // Социологический альманах. - 2013. - №4. - С. 214-220.
5. Батышева С.Я., Новикова А.М.. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Изд-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.
6. Бохан Т.Г., Алексеева Л.Ф., Шабаловская М.В., Морева С.А. Профессиональная идентичность в структуре индивидуальной и социальной идентичности студентов-медиков // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 375. - С. 135-140.
7. Гарбузова Г.В., Куцебо Г.И. Профессиональная идентичность
студентов как объект психолого-педагогического анализа // Сборник научных статей: Личность в профессионально-образовательном
пространстве. - Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». - 2015. - С.15-22.
8. Гарбузова Г.В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007.- № 5. - С.340-344.
9. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения:
Автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. Р. Гинзбург.- М., 1996. - 60 с.
10. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. - СПб., Питер, 2006. - С. 143-155.
11. Джанерьян С.Т. Типы профессиональных Я-концепций // Известия Высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - 2004. - №12.- С. 79-85.
12. Ермолаева Е.П. Оценка реализации профессионала в системе «человек-профессия-общество». - М.: Ин-т психологии РАН, 2011. - 176 с.
13. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) /Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. -Т. 22. - № 4. - С. 51-59.
14. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение. - 1998. - №2.- С. 81-86.
15. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. - 336 с.
16. Зоткина Е.А. Структура и содержание профессиональной идентичности телекоммуникаторов: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - Москва, 2012 г. - 23 с.
17. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. - М.: Изд-во СГУ, 2009. - 453 с.
18. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность и
профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 148-156.
19. Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - С. 65-75.
20. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования: Монография. - Ярославль: Изд-во ЯГГТУ, 2001. — 228 с.
21. Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. -2004. - Т.25. -№1. - С. 52-60.
22. Иванова Н.Л, Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности: Монография. - Ярославль, 2003. — 132 с.
23. Исаева Д.А. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Вестник СПбГУ. - Сер. 12. 2013. - Вып. 2. - №4. - С. 78-85.
24. Калашников А.И., Минюрова С.А. Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов // Психологическая наука и образование. -2017. - Т. 22. - № 5. - C. 5-13.
25. Кениг В.А. Становление профессиональной идентичности студентов, работающих по специальности. Научные исследования в образовании. -2007. - № 6. - С.8-13.
26. Кениг В.А. Становление профессиональной идентичности студентов, работающих по специальности // Профессиональное образование. Столица. Новые педагогические исследования. - 2007. - № 6. - С. 64-74.
27. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Институт
практической психологии, 1996. - 400 с.
28. Кручинина Н.Ю. Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в процессе обучения. Перспективы науки и образования. - 2013. -№2. - С.135-137.
29. Кулезнёва И.Н. Развитие профессиональной идентичности студентов в условиях среднего профессионального образования: Дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2008. -216 с.
30. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Ч.Х. Кули. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. -
309 с.
31. Кун М., Макпартлэнд Т. Кто Я? // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2000. - 672 с.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения в 2-х томах. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983. - 391с.
33. Малютина Т.В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты // Омский научный вестник. - 2014. - №8. - С.149-150.
34. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.
35. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 478с.
36. Мид Д.Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. - 1994. - №3. - С. 217-218.
37. Мид Дж. Я и субъективное /Дж. Мид/ Разум. Я и общество// Избранное: Сб. переводов/РАН ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2009. - 322 с.
38. Мищенко Т.В. Определение содержания понятия
«профессиональная идентичность» // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества: Сборник научных трудов. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. - С. 168-176.
39. Нор-Аревян О.А., Шаповалова А.М. Факторы формирования профессиональной идентичности // Гуманитарий Юга России. - 2016. - Т. 21. - Вып. 5. - №3.- С. 102-113.
40. Озерина А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Волгоград. 2012. - 22 с.
41. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 270 с.
42. Перинская Н.А. Профессиональная идентичность // Знание. Понимание. Умение. - 2018. - Вып. 2. - №2 - С.209-211. 

профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
44. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального
становления личности. - Саратов: Саратовский гос. социально¬
экономический ун-т, 2013. - 322 с.
45. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика
профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология.
Ювенология. Социокинетика». - 2014. - № 3. - С. 9 - 17.
46. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск: КРОСТ, 1991. - 130 с.
47. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика
профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю. П. Поваренков // Сборник научных трудов. - Ярославль: ЯГПУ, 2003. - С. 154-163.
48. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и
профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения:10.07.2019).
49. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и
профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Ч. 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2011. - № 2. - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.07.2019).
50. Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. М.: Изд-во Владос - Пресс, 2003. -336 с.
51. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. М. М. Исениной. М.: Прогресс. Универс,1994. - 479 с.
52. Родыгина У.С. Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 40-46.
53. Родыгина У.С. Особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. -С. 39-48.
54. Родыгина У.С. Психологические особенности студентов с различным уровнем профессиональной идентичности // Вестник Костромского государственного университета. - 2007. - № 1. - С. 95-98.
55. Руденко С.В. Проблемы обучения психологии студентов вуза в период нестабильности в контексте формирования идентичности // Гуманитарный вестник. - 2017. - № 5. - С. 106-116.
56. Руднева Е.Н. и др. Профессиональная идентичность личности студента в процессе обучения в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Психолого-педагогические науки. - 2006. - № 47. - С. 150-154.
57. Руднева Е.Н., Костянов В.В. Профессиональное сообщество как
фактор формирования профессиональной идентичности студентов на этапе профессиональной вузовской подготовки // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого¬
педагогические науки. - 2010. - № 6 (14). - С.145 -149.
58. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование:
диагностика отношений в паре: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
59. Сайко Э.В. Идентификация как способ социального бытия и идентичность как форма субъектного самоосуществления // Мир психологии. - 2004. - № 2(38). - С. 3-11.
60. Скрипко З.А. Формирование жизненных ценностей молодёжи в процессе образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2005. - № 2. - С. 153-158.
61. Скуднова Т.Д. Психолого-педагогическая поддержка развития профессиональной субъектности студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. - Сер.3. - Вып.3.- 2015. - №9. - С. 157-163.
62. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М., - 1995.
63. Соболь Т.В. Проблема формирования социальной идентичности в условиях глобальных общественных изменений. Философия и космология., 2012. - С. 218-219.
64. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. - 284с.
65. Сухова Е.Н. Социальная ценность профессиональной идентичности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». - 2010. - № 4 (20). - С. 104-108.
66. Тернер Д. и др. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. - 1993. - № 1. - С. 8-17.
67. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: АСТ, 2002. — 557 с.
68. Трандина Е.Е. Профессиональная идентичность как показатель профессиональной пригодности личности // Вестник КГУ имени Н. А. Некрасова. Акмеология образования. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2006. - Т. 12. - № 4. - С. 219-221.
69. Федотова Л.М. Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2011. - 10 с.
70. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. -144 с.
71. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. - М.:
Университетская книга, 2010. - 320 с.
72. Шестаков В.В., Ермолаева М.В. Социальная психология: вопросы теории и практики // Материалы IV Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева. - Москва - Издательство Московского государственного психолого-педагогического университета, 2019. - Вып. 5. - С. 350-353.
73. Шипилина В.В. Тренинг профессиональной идентичности как инструмент педагогической поддержки профессионального развития студентов вуза // Реализация образовательных программ профессионального образования в условиях стандартизации: проблемы, поиски, решения: Сборник материалов IV Всероссийского профессионально - образовательного форума. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. - Вып. 2. - С. 148¬154.
74. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория,
эксперимент, тренинг: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та, 2004. - 600 с.
75. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.
76. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория,
эксперимент, тренинг. - М.: МПСИ, 2005. - 353 с.
77. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. - М.: МОСУ, 2001. - 272 с.
78. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Структура, генезис и условия становления. Автореф. дис. ... док. психол. наук. - Москва, 2001 г. - 327 с.
79. Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности. - М.: ООО “Принт”, 2000 г. - 128 с.
80. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. - М., 2004. - 600 с.
81. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции // Мир психологии. - 2001. - №1. - С.64-78.
82. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. - 2-е изд. / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.
83. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. - 1995. - №3-4. - С. 158-181.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ