Введение 3
Глава 1. Проблема экономической безопасности государства в современном мире 12
1.1. Понятие экономическая безопасность государства 12
1.2. Институты ФТС, ответственные за обеспечение экономической безопасности 20
Глава 2. Таможенные органы как субъекты правоохранительной деятельности 39
2.1. Основные направления правоохранительной деятельности ФТС в обеспечении
экономической безопасности государства: институциональные аспекты 39
2.2. Анализ правоохранительной деятельности ФТС в обеспечении экономической безопасности
государства 47
2.3. Противодействие теневой экономики и коррупции как фактор экономической безопасности 51
Глава 3. Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений 65
3.1. Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности как инструмент
обеспечения экономической безопасности страны 65
3.2. Способы увеличения дохода государственного бюджета на основе модернизации
институтов ФТС: на примере института ТКпВТ и в сравнении с зарубежным опытом 79
Заключение 98
Список использованных источников и литературы 105
Нормативно-правовые источники 105
Научные публикации 107
Аналитические источники 109
Внешнеторговые отношения являются одним из важнейших направлений международного сотрудничества для разных стран.
Регулирование внешнеэкономических отношений является неотъемлемой функцией любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность.
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни.
Межгосударственные экономические связи имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые
национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных
экономических отношений, - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.
Первоначальными целями государства в области внешнеторговых отношений являются: защита интересов национальных производителей, установление мер по обеспечению валютного регулирования, отслеживание
соблюдения правил осуществления ВЭД. Все эти задачи непосредственно влияют на уровень экономической безопасности государства, поддержание его экономического суверенитета.
Понятие экономической безопасности государства в современных условиях глобализации является очень многоплановым, не имеющим однозначного толкования. Вместе с этим в период быстрого развития производства и внешнеэкономических связей, приобретающих все большие масштабы и долговременный характер, в эпоху ускоренной интернационализации национальных хозяйств обеспечение экономической безопасности становится все более важной задачей, и требуются постоянные усилия по ее поддержанию не только внутри страны, но также на региональном и мировом уровнях.
Функционирование национальных экономик зависит от влияния внешних угроз в результате глобализации, но вместе с тем глобализация порождает новые возможности для участников мирового сообщества. Угрозы становятся более масштабными, трудно прогнозируемыми и, зачастую, принципиально неустранимы. Фактически речь идет о появлении новых глобализационных угроз, затрагивающих все мировое сообщество и одновременно каждую конкретную страну. Глобализационные угрозы носят уже не просто внешний, а системный характер, это угрозы для всей системы мирового хозяйства, которые не сводимы к традиционным внутренним и внешним угрозам.
В современных условиях обеспечение экономической безопасности государств невозможно без широкого международного сотрудничества на всех уровнях, поскольку значительная и растущая часть проблем не могут быть решены с использованием только национальных инструментов и механизмов. В настоящее время связь между понятиями «национальная экономическая безопасность» и «международная экономическая безопасность» многократно усилилась, и последняя все чаще выступает обязательным условием для эффективного обеспечения первой.
Сегодня, когда ряд угроз, чрезвычайно серьезных в 1990-х гг.(например, огромный государственный внешний долг), утратили свою остроту, появились новые риски для долговременного устойчивого экономического развития России, касающиеся безопасности транзита отечественных энергоносителей через территорию третьих стран, стремительного увеличения внешней задолженности частного сектора, повышения экологической нагрузки на экономику, проблем нелегальной трудовой иммиграции, расширения оборота контрафактной продукции, безопасности функционирования информационных систем и другое.
Одним из важнейших направлений совершенствования таможенного мониторинга параметров национальной безопасности на современном этапе стало формирование единого экономического пространства в рамках Таможенного союза и введением нового союзного законодательства. Внедрение новых форм документов и новых правил их заполнения позволило не только упростить ряд таможенных процедур, но и их формализовать,
установив единые регламенты их использования.
Ведущей функцией таможенных органов остается обеспечение экономической безопасности государства, несмотря на интересы союза в целом. Таможенные органы используют различные средства по обеспечению экономической безопасности. К ним относятся средства правового регулирования, методы правоохранительной деятельности и средства и методы экономического регулирования. Обе группы были рассмотрены при проведении данного научного исследования и представили собой основу для выделения глав.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена существующими проблемами в развитии российской экономики и обеспечении экономической безопасности государства. В связи с возрастанием роли и значения таможенных органов в пополнении доходной части государственного бюджета Российской Федерации и поддержании экономического суверенитета, возникают новые задачи, и потребности в этой сфере таможенного дела, что подчеркивает практическую обусловленность и новизну выбранной темы курсового исследования. Усиление
правоохранительной деятельности со стороны таможенных органов, противодействие теневой экономике и развитие новых институтов таможенных органов в целом направлено на обеспечение этой первоочередной задачи государства.
Прежде чем определит цель дипломной работы необходимо сформулировать проблему исследования. Проблема данного исследования заключается в чрезмерной роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны, основанной на ее фискальной функции.
Целью данной дипломной работы является определение места таможенных органов РФ в обеспечении экономической безопасности государства.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
1. изучить сущность понятия «экономическая безопасность»;
2. исследовать институты таможенной службы, отвечающие за
обеспечение экономической безопасности РФ;
3. проанализировать правоохранительную деятельность ФТС со
стороны защиты экономического суверенитета;
4. изучить влияние теневого сектора на состояние экономической
системы государства;
5. рассмотреть эффективность использования нетарифных мер для
защиты экономической безопасности государства;
6. выявить возможные способы повышения уровня экономической
безопасности на основе модернизации институтов ФТС;
7. изучить опыт создания института ТКпВТ (пост-таможенного аудита)
в Зарубежных странах и оценить возможность применения этого
опыта в Российской Федерации.
Объектом исследования является сфера экономической безопасности РФ.
Предметом данной дипломной работы является роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности РФ.
Структура работы состоит из введения, трех глав, каждая из которых поделена на разделы, заключения. Во введении осуществлены постановка проблемы, определена актуальность, сформулированы цели и задачи, даны определения использованных методов, необходимых для написания дипломной работы, выделены объект и предмет исследования.
Первая глава содержит теоретическую характеристику, включающую понятийного аппарата, применяемого в исследовании, а также общий анализ институтов ФТС, которые прямо воздействуют на состояние экономической безопасности РФ.
Вторая глава освещает правоохранительную функцию таможенных органов и содержит анализ правонарушений в сфере таможенного дела за определенный период. Также в ней рассмотрено такое явление, как теневой сектор экономики, наносящий весомый удар экономической системе РФ.
Третья глава раскрывает средства и методы (тарифные и нетарифные) используемые таможенными органами для обеспечения экономической безопасности государства. В качестве исследования рассмотрен процесс институционализации таможенных органов, образование и модификация института таможенного контроля после выпуска товаров, так как в соответствии со Стратегией развития таможенных органов до 2020 года, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года, акцент смещен именно на него. Также в ней исследованы методические основы таможенного контроля после выпуска в Российской Федерации и Зарубежных странах.
В заключении изложены основные выводы по результатам проведенного научного исследования.
При исследовании данной темы были использованы следующие общенаучные и специальные методы. Методологическая основа исследования состояла в применении общенаучного метода анализа. Данный метод необходим для разделения объекта на составные части с целью его всестороннего изучения. Также был использован метод описания, способствующий фиксации средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте, а именно - таможенных органах. Общенаучные методы были применены при выполнении всех поставленных задач.
Системный подход необходим, поскольку предмет данного исследования принадлежит к междисциплинарной области, находясь на пересечении экономики, юриспруденции и таможенного дела.
Кроме того, в работе применены специальные методы, такие как: формально-юридический (догматический) метод, который предусматривает исследование юридических фактов и юридических текстов, их толкование в
юридических терминов и конструкций. Этот метод помогает при формулировке категорий и понятий юриспруденции. Благодаря применению сравнительно правового метода становится возможным выявить общее, особенное и единичное в системах контроля разных стран.
Статистический метод используется для характеристики количественных данных, применяемых в анализе предмета исследования.
Информационная база исследования представлена в основном нормативно-правовыми документами. Научные публикации были применены для формирования категориального аппарата и в процессе анализа заявленной проблемы.
Основой дипломной работы является «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года от 28 декабря 2012 г. N 2575-р», так как ее положения направлены, прежде всего, на противодействие угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли. Изучение данного концептуального документа необходимо для формирования представления о целях, задачах и приоритетных направлениях развития таможенных органов. Документ определяет 8 ключевых направлений развития, в том числе таких, как:
- совершенствование таможенного регулирования;
- совершенствование реализации фискальной функции;
-совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;
- развитие правоохранительной деятельности;
- развитие интеграционных процессов и международного сотрудничества;
- совершенствование системы государственных услуг и контрольнонадзорных функций;
- образование в области таможенного дела;
- совершенствование таможенной инфраструктуры в соответствии с транспортно-логистической политикой и правоохранительными рисками.
Так как в качестве примера рассматриваемого процесса институционализации был выбран ТКпВТ, то необходимо было изучить «Концепцию развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года от 12.02.2013». Она представляет собой документ, поделенный на 9 разделов, каждый из которых регламентирует алгоритм решения конкретных задач, стоящих перед Службой в рамках «Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года» и реализации таможенной «Дорожной карты» Правительства России.
Одним из наиболее важных нормативно-правовых источников является «Распоряжения Правительства РФ от 29.06.2012 No 1125-р План мероприятий («дорожная карта») совершенствование таможенного администрирования». Анализ этого источника позволил определить планируемые мероприятия по усовершенствованию таможенных операций, определить цели применения «дорожной карты» таможенной службы.
В публикации В.К. Сенчагова «Экономическая безопасность России» анализируются проблемы обеспечения экономической безопасности и предлагаются их пути решения. В данном издании экономическая безопасность рассматривается как компонент национальной безопасности и рассматривается под различными углами зрения. Благодаря данной публикации сформировано представление о сфере экономической
безопасности, исследованы основные возможное угрозы, наносящие ей урон.
В диссертационном исследовании «Приоритетные сферы и механизмы обеспечения экономической безопасности государства в условиях
глобализации» Круглов А.А. рассматривает составные блоки понятия экономическая безопасность, приоритетные сферы и меры по обеспечению экономической безопасности в условиях глобализации, рассматривает данную сферу на национальном, региональном и мировом уровне. Данная научная работа помогла при выявлении особенностей применения понятия
экономическая безопасность государства отдельно и в рамках интеграционных объединений (Таможенного союза).
Учебный курс « Правоохранительные органы в Российской Федерации» под редакцией Беляковой И.М. необходимо было изучить для определения места Федеральной таможенной службой в правоохранительной системе РФ. Кроме того, учебно-методический комплекс описывает другие действующие органы в этой области, в частности Федеральную налоговую службу, Федеральную службы безопасности, что позволило проанализировать деятельность этих структур и выявить общее и различное в их работе.
Теневая экономика и оценка ее масштабов изучена на основе публикаций Авдийского В.И. «Теневая экономика и экономическая безопасность государства», Кийко М. «Оценка теневой экономики», Титаевой А.В. «Оффшоры (офшоры), обналичивание и таможенное оформление (таможенные брокеры) - о чем молчат продавцы услуг». Данные авторы рассматривают истоки зарождения и условия формирования теневой экономики, а также причины их широкой распространенности. Приведены основные схемы функционирования этого явления, например, такие как рейнвойсинг и вывод прибыли в оффшорные зоны.
Основными источниками, раскрывающими механизм нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, и его влияние на экономическую безопасность страны стали работы Баклакова П.А., Зыбиной Е.В., Степуры Н.А. «Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности», Летова В.А. «Нетарифные меры и ограничения в международной торговле: сущность и критерии», Трошкиной Т. Н. «Система мер нетарифного регулирования международной торговли: понятие и сущность». В данных публикациях изложены основные вопросы применения мер нетарифного регулирования, запретов и ограничений во внешнеторговых операциях, порядок взаимодействия таможенных органов с компетентными органами федеральной исполнительной власти при применении запретов и ограничений.
В статье Селезнева В. "Доверяй и проверяй" говорится о результатах деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов в целях обеспечения выполнения прогнозного задания по перечислению таможенных и иных платежей в федеральный бюджет. Отмечается особая роль Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров обозначенная «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
При реализации сравнения опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации и Зарубежных стран были использованы англоязычные публикации, переведенные для дипломной работы. Такие как United Nations Economic Commission for Europe Trade Facilitation Implementation Guide « Post clearance audit» , Kazunari Igarashi (World Customs Organization) «Post-Clearance Audit», Report from the commission to the European Parliament and to the council/ Protection of the European Union's financial interests-Fight against fraud. Annual Report 2012. Кроме того, использован Регламент совета (ЕЭС) N 2913/92, учреждающий Таможенный кодекс Сообщества, Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур".
Данная дипломная работа посвящена исследованию проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности и роли таможенных органов в этом механизме. Основу системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Во многом стабильность экономической системы зависит от профессионализма государственных служащих. Поэтому в последнее время этому институту уделяется большое внимание, и вкладываются необходимые средства в его развитие.
В первой главе сформировано представление об экономической безопасности государства и институтах ФТС, ответственных за ее обеспечение. Так как для изучения темы необходимо понимать сущность терминов в первом разделе данной главы рассматривается терминология, касающаяся экономической безопасности. Выявлены внешние и внутренние угрозы, а также факторы оказывающие влияние на состояние и стабильность экономической системы государства. Кроме того, выделены особенности обеспечения экономической безопасности отдельно взятых государств и в рамках их участия в Таможенном союзе ЕАЭС.
После того, как были изучены основные категории в рамках выбранной темы дипломной работы, во втором разделе перешили непосредственно к рассмотрению институтов ФТС, направленных на противодействие угрозам экономической безопасности. К ним можно отнести систему управления рисками, систему электронного декларирования, институт таможенного контроля после выпуска товаров. Так как одним из направлений развития таможенных органов является сокращение таможенных формальностей и перенесение акцента с таможенного оформления на ТКпВТ, то особое внимание было уделено последнему. Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров является для российской таможенной службы одной из наиболее перспективных мер обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ и приоритетным направлением совершенствования таможенного администрирования.
Для обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов государства таможенные органы применяют определенные средства и методы, которые объединены понятием «таможенное администрирование» и входят в состав таможенной политики России. Были рассмотрены инструменты правового регулирования таможенного контроля после выпуска товаров, а именно - План мероприятий «дорожная карта», Стратегия развития таможенной службы до 2020 года, Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года.
Планом предлагается усовершенствовать таможенные операции, сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
В Стратегии развития таможенной службы до 2020 года прописаны необходимые правовые основы и методологическое обеспечение развития системы ТКпВТ.
Основной задачей определенной в Концепции является автоматизация процессов, обеспечивающая возможность проведения контроля как в процессе таможенного декларирования при помещении товаров под таможенную процедуру, так и после их выпуска. Концепция направлена на реализацию Плана мероприятий при совершенствовании таможенного администрирования.
Все вышеизложенные нормативно-правовые акты регламентируют параметры, благодаря которым удалось смягчить бюрократическое бремя при таможенном контроле. Цель смещения акцента на проведение проверочных мероприятий после выпуска товаров и упрощение таможенного контроля при декларировании товаров состоит в практической отработке мер, направленных на упрощение таможенных процедур, таких как сокращение времени таможенного декларирования товаров для законопослушного бизнеса и усиление таможенного контроля товаров, перемещаемых с низким уровнем соблюдения таможенного законодательства.
Вторая глава посвящена правоохранительной функции, возложенной на таможенные органы. После начала глобальных изменений в сфере международного сотрудничества и расширения внешнеэкономической сферы деятельности, возросли уровень экономических преступлений, в том числе и контрабандного перемещения грузов через границу. В большей мере бремя борьбы с ними возложено на таможенные органы. Сейчас первоочередной задачей таможенной службы является завершение процесса интегрирования в правоохранительную систему страны. Уже сформированы основные направления деятельности таможенных органов в укреплении экономической системы государства и регулирования внешнеэкономического оборота.
Для эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и борьбы с контрабандой в рамках правоохранительного блока создана вертикальная система подразделений.
Кроме того в этой главе проанализирована структура правонарушений в сфере таможенного дела, так как таможенная служба осуществляет оперативно-розыскную деятельность, занимается возбуждением дел об административных правонарушениях.
Последний параграф второй главы посвящен изучению понятия теневой экономики. Особый интерес для данной дипломной работы представляет такая часть теневого сектора, как неофициальная экономика, приносящая наибольший ущерб экономической безопасности государства.
Для реализации цели было рассмотрено влияние одной из теневых схем, так называемого офшорного бизнеса, на состояние экономической безопасности Российской Федерации. Оффшор - это частичное или полное освобождение иностранного капитала от налогообложения в некоторых странах, по существу являются налоговыми убежищами.
Было исследовано несколько вариантов уклонения от таможенного и налогового законодательства в рамках офшорного бизнеса. Например, перераспределение прибыли при оформлении сделок через посредничество оффшорной компании с целью налоговой оптимизации. Механизм совершения данного вида сделок состоит в покупке предприятием-донором капитала товаров не у самого поставщика, а у собственной оффшорной структуры по завышенным ценам. Также рассмотрена схема реинвойсинга, которая состоит в занижение стоимости товара приобретаемого через оффшорного посредника с целью уменьшения таможенных пошлин. Оффшорная компания приобретает товар по минимальной цене и перепродает его конечному покупателю по мировой цене, оставляя себе разницу, которая не облагается налогами и не контролируется властями.
Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках контроля после выпуска товаров, является проверка достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и в иных документах, представленных для оформления контроля. В связи с этим, сокрытие бухгалтерской отчетности в оффшорных зонах наносит ущерб экономической системе Российской Федерации. Специфика ведения бухгалтерского учета в оффшорных компаниях состоит, как правило, в упрощении данной процедуры и сведения ее к минимуму.
Исследуя средства и методы регулирования внешнеторговых отношений необходимо было определить место нетарифных ограничений во влиянии на экономическую систему государства. Об этом идет речь в первом разделе третьей главы. Были рассмотрены стороны влияния нетарифных ограничений в регулировании внешней торговли Российской Федерации и их влияние на экономическую безопасность страны. Лицензирование, квотирование и другие нетарифные меры позволяют обеспечить ввоз товаров на территорию Российской Федерации соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям. Такие меры ограничения позволяют регулировать международную торговлю, не прибегая к изменению тарифного регулирования, позволяет вводить временные ограничения, тем самым варьировать ситуацию на мировом рынке и поддерживать стабильность национальной экономики. В работе приведены несколько примеров успешного применения квотирования, которые были введены в начале 2000-х годов и продолжают успешно выполнять свою роль в настоящее время.
Применение нетарифных мер ограничения внешнеторговой деятельности является отработанным и слаженным механизмом, который позволяет поддерживать российскую экономику и блокировать неблагоприятные последствия тарифных изменений. Присоединение России к ВТО налагает ряд определенных обязательств, а, именно, снижение использования нетарифных мер ограничения ВТД. Участие в ВТО предполагает ряд преимуществ в средне- и долгосрочной перспективе, но также чревата рядом угроз экономической безопасности страны, без упреждения и предотвращения которых экономика не способна, ускорено развиваться. С целью защиты экономической безопасности необходимо использовать более гибкие инструменты регулирования внешнеторговой деятельности, включая широкое применение защитных, компенсационных и антидемпинговых мер.
Множество факторов влияют на обеспечение экономической безопасности государства со стороны таможенных органов РФ и для исследования был взять самый динамично развивающий институт - таможенного контроля после выпуска товаров. Для решения этой задачи был проанализирован опыт проведения таможенного контроля после выпуска товаров в некоторых развитых зарубежных стран и стран - партнеров в рамках Таможенного Союза с представителями в лице стран - Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь.
В качестве вывода по параграфу можно сказать о том, что ФТС России работает в заданном международными стандартами направлении и осуществляет таможенную проверку по схожим направлениям аудита. Но стоит отметить, что сопоставление таможенного аудита в зарубежных странах и таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации не совсем правомерно, так как таможенный аудит в России имеет несколько иное значение. В связи с этим, в качестве рекомендаций были предложены технологии таможенного контроля после выпуска товаров применяемые в Республике Беларусь и Республике Казахстан.
Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров может быть осуществлено посредством применения результатов оказания взаимной административной помощи. Организационные и правовые основы для этого существуют, положительный опыт был наработан еще во время существования подразделений таможенной инспекции.
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что обеспечение государственной безопасности сводится, прежде всего, к применению экономических методов защиты. Существенный урон состоянию национальной безопасности наносит существование теневого сектора экономики, из-за которого, государственная казна не дополучает 4050% дохода. И по состоянию на сегодняшний день, таможенные органы РФ являются основным институтом, оказывающим противодействие этой сфере.
Постоянно возрастает роль ФТС, как ведомства активно участвующего в протекционистской политике государства. Сюда включается и образование новых институтов ФТС, и внедрение новых технологий, в том числе таможенного контроля и взимания платежей, организация их полного поступления. Несмотря на небольшое снижение процента поступлений в государственный бюджет страны, таможенные платежи остаются основным источником доходов. Фискальная функция является важнейшим из экономических рычагов таможенного регулирования. Из этого следует вывод, что я таможенные органы пока играют достаточно важную роль и уходить от этого нецелесообразно.
В качестве перспектив развития рассмотренной области деятельности в целях повышения уровня экономической безопасности, возможно:
1. совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования путем повышения эффективности таможенного тарифа, а за счет этого повышение доходности государственного бюджета;
2. достижение оптимального соотношения времени, затрачиваемого на проведение таможенного контроля, и его эффективность, что позволит уделять больше времени проблемным вопросам;
3. повышение уровня доверия сферы ВЭД и таможенных органов, а именно партнерский подход к отношениям между этими институтами позволит минимизировать рост теневого сектора экономики;
4. предотвращение коррупции в таможенных органах;
5. достижение качественно нового уровня информирования таможенных органов, что позволит оперативно реагировать на сигнальные индикаторы о возможных угрозах (например, создание интегрированной базы налоговых органов и таможенной службы.)
^Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) гл. 6 ст. 6.2 [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/
2. Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам от 15 апреля 1994 г (ст. VI, XVI ГАТТ-47)
3. Таможенный кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (действующая редакция от 10.10.2014) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/popular/custom_eaes/
4. Сборник основных документов Таможенного союза/ под общей редакцией С.Ю.Глазьева, М.:Проспект, 2012 г.2016 г.)
5. Указ президента РФ «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации» от 18 сентября 1993 г.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (посл. Ред. 21.07.2014 г.)
7. "Уголовно - процессуальный Кодекс Российской Федерации" (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (действующая редакция от 22.10.2014) , ст.151 , 157
8. Закон РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР"
9. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 г. (действующая редакция от 29 декабря 2014 г. N 481-ФЗ) [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/12180625/#ixzz3WWPZG4iX
10. Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18 июля 1999 г. N 183- ФЗ (посл.редакция 21 июля 2014 г.)[Электронный ресурс] http://base.garant.ru/12116419/1/#block_100#ixzz3W903U000
11. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативнорозыскной деятельности" посл. Редакция Федеральный закон от 21.12. 2013г. Ш69-ФЗ ст.6/ Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/10104229/#ixzz3IlrnGRoI
12. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" послед. Ред. 1 декабря 2014 г. [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/12164283/#ixzz3Xg5stT5R
13. Федеральный Закон от 08 декабря 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» ст.27
14. Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-I 9 (посл. Ред. 28.06.2014г.)
15. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 No 1125-р План мероприятий («дорожная карта») совершенствование таможенного администрирования [Электронный ресурс]
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165435
16. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года от 28 декабря 2012 г. N 2575-р [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161965/?frame=1
17. Проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов от 01.07.2015 г. [Электронный ресурс] http://minfin.ru/ru/document/?
id_4=64713&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz471wMuxf
v
18. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.02.1996 [Электронный ресурс] http://www.lawmix.ru/expertlaw/242968
19. Приказ ФТС России от 18.02.2014 N 271 "О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014 N 32317) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163424/
20. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960) посл. Ред. 28.10.2014г.)
21. Регламент совета (ЕЭС) N 2913/92, учреждающий Таможенный кодекс Сообщества (Принят в г. Люксембурге 12.10.1992 г.) [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=5791;dst=10015
22. Report from the commission to the European Parliament and to the council/ Protection of the European Union's financial interests-Fight against fraud. Annual Report 2012
23. United Nations Economic Commission for Europe Trade Facilitation Implementation Guide « Post clearance audit» [Электронный ресурс] http://tfig.unece.org/contents/post-clearance-audit.htm
Научные публикации
24. Авдийский В.И. «Теневая экономика и экономическая безопасность государства» 2-е изд., доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010 г. с.8
25. Агапова, А.В. Возможности применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров в России / А.В. Агапова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2014. - № 4(17). - С. 7-13
26. Бакаева, О. Ю. «Государственное регулирование ВЭД» - М.: Инфра-М, 2009. - 319 с.
27. Баклаков П.А., Зыбина Е.В., Степура Н.А. «Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности»-Изд. «Интермедия»- Санкт-Петербург 2013г.- 913 стр.
28. Белякова, И.М. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебный курс / И.М. Белякова. - М.: МИЭМиП, 2010. - 430 с.
29. Давиденко Л.Г.А, Руденко Е.С. «Таможенные платежи: значение и роль в формировании бюджета» Академический вестник №2(15) Ростовский филиал Российской таможенной академии - г. Ростов- на- Дону-2013 г.
30. Кийко, М. Оценка теневой экономики / М. Кийко // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 2. - С. 19-24
31. Круглов А.А. «Приоритетные сферы и механизмы обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации», Москва, 2013 г. (дата обращения- 11.05.2016 г.)
32. Летов В.А. «Нетарифные меры и ограничения в международной торговле: сущность и критерии» // Бизнес в законе. -2009.- № 5.
33. Лунева Е.П. Методические и организационные основы таможенного аудита экспортно-импортных операций участников внешнеэкономической деятельности: Монография / Под общей редакцией докт. экон. наук, профессора Л.А. Поповой. - М.: РИО РТА, 2013.
34. Панасенко, С. В. «Международные экономические отношения» - СПб.: Питер, 2007. - С. 217.
35. Российская академия наук (РАН) под ред. В. К. Сенчагова «Экономическая безопасность России»— 3-е изд., доп. и перераб. — Москва: Бином ЛЗ, 2010. С.472
36. Селезнев В. "Доверяй и проверяй" в журнале "Таможня" (выпуск № 20, октябрь 2015 года) [Электронный ресурс] http://www.customs.ru/index.php?
option=com_content&view=article&id=21867: q--q—qq—20—2015-
&catid=26:2011-01-24-14-45-21 &Itemid=1830
37. Суглобов А.Е., Хмелев С.А., Орлова Е.А. «Экономическая безопасность предприятия»- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013г. стр.3
38. Трошкина Т. Н. «Система мер нетарифного регулирования международной торговли: понятие и сущность» // Налоги. 2009. № 4.
39. Титаева А.В. «Оффшоры (офшоры), обналичивание и таможенное оформление (таможенные брокеры) - о чем молчат продавцы услуг» [Электронный ресурс] http://www.logistics-forum.ru/novosti/offshory- obnalichivanie_i_tamozhennoe_oformlenie-o.pdf
40. Щебарова Н. «Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма» // МЭ и МО. - 2005. - №3
Аналитические источники
41. Виртуальная таможня - таможенно-логистический портал «Балтийская таможня: смещение акцентов на постконтроль» [Электронный ресурс] http://www.tks.ru/news/nearby/2016/02/15/0001
42. Виртуальная таможня - таможенно-логистический портал «Результаты постконтроля в 2015 году» от 28.01.2016 г. [Электронный ресурс]http://vch.ru/event/view.html?alias=rezultaty_postkontrolya_v_2015_godu
43. Информационное агентство Лента «Цена на нефть Brent упала ниже 30
долларов» от 26.01.2016г. [Электронный ресурс]
https://lenta.ru/news/2016/01/26/oilfall/
44. Материалы встречи статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России Т.Н. Голендеевой и должностных лиц ФТС России с представителями иностранных объединений от 05.12.2014 г. [Электронный ресурс] http://www.customs.ru/index.php?
option=com_content&view=article&id=20269: 05—2014-
&catid=102:deyat-otd-dop-cat
45. Новости Mail.Ru «На что влияет цена на нефть» от 20 марта 2015г. [Электронный ресурс] https://news.mail.ru/reference/47775/
46. Официальное издание ФТС «Таможня - информационно-аналитическое обозрение» №3 [362] февраль 2015 г. с.28
47. Официальное издание ФТС «Таможня-информационно-аналитическое обозрение» №16 [351] август 2014 г. «Контроль остается, ответственность увеличивается» с.15-16
48. Публикация «Инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД» от 13. 10.2010 г. // Центр по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования
49. "РК-Аудит" «Схема импорта-экспорта с участием оффшорной компании»
от 19.06.2012 г. [Электронный ресурс]
http://www.offshory.ru/informatsiya/offshory-dlya-optimizatsii-nds
50. Российская газета «Из-под земли достали» статья от 01.04.2014 года / http://www.rg.ru/2014/04/01/truboprovod.html
51. Сведения о деятельности ФТС РФ «О перечислении средств в федеральный бюджет» [Электронный ресурс] http://customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=22531:2016-02-02-09-03- 59&catid=185:2011-05-15-14-11-59&Itemid=1830&Itemid=2099
52. Справочное и практическое руководство по содержанию публикации Всемирного банка «Модернизации управления границами»
53. Таможенный союз независимое обозрение, Организации-ФТС// http://www.customsunion.ru/orgprint/92.html
54. Тасс информационное агентство России «Минфин оценивает потери бюджета в 2015 году в 1 трлн. руб.» [Электронный ресурс] http://tass.ru/ekonomika/1603265
55. ФТС России утвердила Концепцию развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года от 12.02.2013 [Электронный ресурс] http://www.customs.ru/index.php?catid=40:2011-01-24-15-02-
45&id=17077: 2016-&Itemid=1835&option=com_content&view=article
56. ФТС России собрала 4,91 триллиона в федеральный бюджет [Электронный ресурс] http://customs.ru/index.php?
option=com_content&view=article&id=22388: -491 -&catid=40:2011-01 -24-15-0245
57. ФТС России в 2014 году: события и факты от 13.01.2015 г. [Электронный
ресурс] http://www.customs.ru/index.php?
option=com_content&view=article&id=20346:—2014—&catid=40:2011-01 -24- 15-02-45&Itemid=2055
58. ФТС Северо-Западное таможенное управление, В результате
таможенного контроля после выпуска товара выявлена недоплата
[Электронный ресурс] http://sztu.customs.ru/index.php?
option=com_content&view=article&id=18690:2013-04-08-10-43- 23&catid=55:pravoohr&Itemid=93
59. ФТС Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 9 месяцев 2015 года по линии административного производства от 26.10.2015 г. [Электронный ресурс] http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21891:- 9-2015-&catid=55:2011-01-24- 16-40-26&Itemid=1958
60. ФТС Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по производству неотложных следственных действий и предварительному расследованию в форме дознания за 9 месяцев 2015 года от 26.10.2015 г. [Электронный ресурс]
http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21891:- 9-2015-&catid=55:2011-01-24- 16-40-26&Itemid=1958
61. Юридический словарь 2009-2013г. [Электронный ресурс] http://enc-dic.com/legal/Pravoohranitelnaj a-Dej atelnost- 15504.html