Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рекомендательная библиография детской литературы (Алтайский государственный институт культуры)

Работа №111102

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

библиотечное дело

Объем работы29
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей рекомендательной библиографии для детей 6
1.1 Эволюция рекомендательной библиографии для детей 6
1.2 Понятие «рекомендательная библиография» для детей и ее виды 9
Выводы по первой главе 15
Глава 2 Обзор современного состояния рекомендательной библиографии для детей 17
2.1 Рекомендательная библиография для детей как культурный феномен 17
2.2 Обзор рекомендательной библиографии для детей в форме онлайн 20
Выводы по второй главе 24
Заключение 26
Список использованных источников 28


В библиографической науке в последние десятилетия распространено мнение о рекомендательной библиографии, как об отмирающем виде библиографии. Однако, как показывает практика, рекомендательные библиографические пособия до настоящего времени занимают важное место в составе справочно-библиографического аппарата детских и юношеских библиотек. Это обусловлено ярко выраженной педагогической функцией рекомендательной библиографической информации и ее нацеленностью на помощь в воспитании, образовании и самообразовании, популяризацию знаний. Всё это чрезвычайно важно для подрастающего поколения и руководителей детского и юношеского чтения. Самое главное, что всегда отличало рекомендательную библиографию для детей, – педагогический характер, забота о хорошем чтении ребёнка, способствующем духовно-нравственному развитию и воспитанию личности. Эта задача остаётся первостепенной, хотя решать её сегодня особенно трудно, поскольку не до конца осмыслена концепция работы с детьми и молодёжью в условиях современного общественного строя. Накопленный полуторавековой опыт рекомендательной библиографии детской литературы свидетельствует о её поступательном развитии – расширении и обогащении тематики и проблематики, появлении новых типов пособий, совершенствовании форм рекомендации литературы, организации, использования в работе с читателями, изучения эффективности. Всё это напоминает спиралевидный процесс, неоднократно фиксирующий в различные периоды начало, взлёт и падение, положительные и отрицательные моменты. Однако, библиографоведческое исследование этих процессов с целью выявления позитивных тенденций и определения дальнейших перспектив развития идёт сегодня слишком медленно.
Возрождение рекомендательной библиографии для детей необходимо. Работники детских библиотек понимают сложность ситуации с отбором книг для чтения детей в условиях рыночного общества. Для них ясна необходимость использования воспитательного потенциала лучших детских книг в работе с детьми. Они убеждены, что нельзя эффективно вести работу по формированию информационной культуры школьников, не опираясь на библиографические пособия. Спад интереса к чтению у детей и его односторонность, также свидетельствуют в пользу необходимости развития рекомендательной библиографии. Наконец, этого требует сама природа ребенка, его потенциальные и реальные познавательные потребности. Обратить взоры на рекомендательную библиографию заставляет нас сегодня ситуация с реформированием системы школьного образования.
Степень изученности проблемы. Проблема организации работы детских библиотек раскрыты в научных трудах Н.Л. Голубевой, А.А. Селюковой и др. Н.Б. Голубенко охарактеризована специфика обслуживания в библиотеках детей до 14 лет как читателей. В трудах Л.Ф. Бушковой, Е.Н. Гусевой проанализированы методы и формы работы с детьми до 14 лет в библиотеках. М.Е. Бабичева, Е.В. Жуковская и др. раскрывают значение рекомендательной библиографии для детей. В работах Л.Ф. Корнауховой, Г.А. Кисловской и др. описываются современные формы создания рекомендательной библиографии для детей, в том числе и Интернет-пространстве.
Объект исследования – рекомендательная библиография.
Предмет исследования – рекомендательная библиография для детей.
Цель исследования – изучить специфику рекомендательной библиографии для детей.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать эволюционное развитие рекомендательной библиографии для детей.
2. Определить понятие «рекомендательная библиография» и ее виды.
3. Проанализировать современные формы рекомендательной библиографии для детей.
Методы исследования: анализ научных источников по теме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одна из важных функций рекомендательной библиографии – воспитание культуры чтения как необходимого компонента общей культуры личности. Являясь частью массовой информации, рекомендательная библиографическая информация общедоступна и отвечает всеобщим интересам членов общества, что обусловливает её популяризаторский, образовательно-воспитательный и пропагандистский характер. Рекомендательная библиография обслуживает также запросы читателей, которые профессионально или в общественном плане заняты пропагандистской и учебно-воспитательной работой: учителей, лекторов, пропагандистов, агитаторов и др. Особое значение имеет рекомендательная библиография для библиотекарей, являясь основой всех форм пропаганды книги, руководства чтением и самообразованием. По традиции, к рекомендательно-библиографической относят также библиографическую информацию, не отвечающую всеобщим интересам, а направленную на удовлетворение только производственных потребностей читателей, осваивающих профессию, повышающих квалификацию и т.д.
Рекомендательная библиография детской литературы прошла интересный путь становления и развития. Сейчас существует социальная потребность в ней, что диктуется и состоянием книжного рынка, и плохим комплектованием детских библиотек, и постоянно меняющимся содержанием школьного образования. Думается, что, по крайней мере, в ближайшее время сохранится социальная потребность в ней. Рекомендательная библиография, конечно, будет развиваться и приобретать новые формы вместе с идущими вперед информационными технологиями. Возможно, ее задачи будут связаны с какими-то эффективными проектами. Так, например, на одной из конференций детских библиотекарей рассматривался вариант прямой отправки информации о книгах прямо на мобильный телефон читателя (в рамках договора с читателем). Все эти проекты будут направлены на достижение глобальной цели – на сплочение нации посредством книги.
Подводя итог выше изложенному, можно констатировать следующее:
- очевидными становятся такие направления и задачи рекомендательной библиотеки литературы для детей и юношества как:
- создание круга чтения для каждой возрастной группы юных читателей в целях содействия обучению учащихся и гуманизации личности, ее самореализации, развитию творческих способностей;
- разработка критериев системы рекомендательных библиографических пособий для читателей – детей, подростков, юношества и руководителей их чтения;
- определение с помощью маркетинга приоритетных проблем, тем, вопросов, по которым необходима рекомендательная библио­графическая информация читателям – школьникам разных возрастных групп и руководителям их чтения;
- развитие педагогических функций рекомендательной библиографии литературы для детей и юношества;
- изучение библиографических потребностей читателей – учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, образовательных учреждений нового типа: школ-лицеев, гимназий, колледжей, православных гимназий, воскресных школ, крупных частных образовательных учреждений и т.д.;
- координация научно-исследовательской работы и практической рекомендательно-библиографической деятельности в области детской и юношеской литературы.
- оснащение всех процессов рекомендательно-библиографической деятельности детских и юношеских библиотек автоматизированными технологиями.



1. 100 лучших новых книг для детей и подростков – 2018. – Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара : – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gaidarovka.ru/100-luchshikh-novykh-knig-dlya-deteji-podrostkov/book/16/1 (Дата обращения: 17.04.2023 г.)
2. Андрюшина, С. Художественные произведения периода первой мировой / С. Андрюшина // Библиотека. – 2015. – № 5. – С. 25-30.
3. Бабичева, М. Е. Рекомендательно-библиографическая деятельность как функция библиотеки / М. Е. Бабичева // Библиография. – 2007. – № 5. – С. 23-25.
4. Библиографическая запись : Состояние, методика и задачи рекомендательной библиографии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://myfilology.ru//193/sostoyanie-metodika-i-zadachi-rekomendatelnoj-bibliografii/ (Дата обращения: 17.04.2023 г.)
5. Бушкова, Л. Ф. Проекты и акции по продвижению чтения в детской библиотеке / Л. Ф. Бушкова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. – 2015. – № 1 (54). – С. 162–166.
6. Голубева, Н. Л. Детская библиотека : современные проблемы развития / Н. Л. Голубева. – Москва : Литера, 2009. – 160 с.
7. Голубева, Н. Л. Концепция развития детской библиотеки в современном обществе / Н. Л. Голубева // Культурная жизнь Юга России. – 2016. – № 42. – С. 58–59.
8. Голубенко, Н. Б. Введение в библиотечное дело / Н. Б. Голубенко. – Москва : ИНТУИТ, 2016. – 170 c.
9. Гусева, Е. Н. Управление инновациями в библиотечной сфере. Особенности, факторы, условия / Е. Н. Гусева // Информационный Бюллетень РБА. – 2015. – № 53. – С. 7–9.
10. Детская рекомендательная библиография : прошлое, настоящее, будущее. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cherlib.ru/colleagues/professional-total/28 (Дата обращения: 17.04.2023 г.)
11. Елькина, М. В. Российский подросток – читатель XXI века / М. В. Елькина // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. – 2017. – № 6. – С. 198–203.
12. Жуковская, Е. В. Навигация в современной детской литературе / Е. В. Жуковская. – Калуга, 2019. – 11 с.
13. Кисловская Г. А. Дети ждать не могут : об особенностях обслуживания юных читателей / Г. А. Кисловская, Н. В. Бубекина // Библиотечное дело. – 2016. – № 16. – С. 2-6.
14. Корнаухова, Л. Ф. Рекомендательная библиография для детей : традиции и инновации / Л. Ф. Карнаухова // Библиография. – 2010. – № 6. – С. 64-69.
15. Макаренков, С. Все богатство книжного репертуара : о поиске пути к читателю / С. Макаренков // Книжное дело. – 2016. – №10. – С. 33-35
16. Особенности рекомендательной библиографии для детей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://studentopedia.ru/pedagogika/osobennosti-rekomendatelnoj-bibliografii-dlya-detej---osobennosti-bibliograficheskogo-obsluzhivaniya.html (Дата обращения: 17.04.2023 г.)
17. Официальный сайт РГДБ «Детям и о детях». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://rgdb.ru/home/news/594-detyam-i-o-detyakh-soc-buttons (Дата обращения: 17.04.2023 г.)
18. Писатели нашего детства : 100 имен : Биогр. слов. : [В 3-х ч.]. – Москва : Либерия, 1998. – 24 с.
19. Протопопова, Е. Э. Рекомендательная библиография в веб-среде / Е. Э. Протопопова // Современная библиотека. –2015. – № 1. – С. 30-33.
20. Протопопова, Е. Э. Конструируем…будущее / Е. Э. Протопопова, К. Морозова // Библиотека. – 2015. – №4. – С. 63-66.
21. Рекомендательная библиография. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://redkayakniga.ru/knigovedenie/item/f00/s01/e0001729/index.shtml (Дата обращения: 17.04.2023 г.)
22. Селюкова, А. А. Инновации в культурно-досуговой деятельности библиотеки в процессе работы со школьниками / А. А. Селюкова, Н. А. Туранина // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 1. – С. 33–36.
23. Селюкова, А. А. Инновационная деятельность в работе библиотек / А. А. Селюкова // Культурные тренды современной России : от национальных истоков к культурным инновациям : сб. докл. / отв. ред. С. Н. Борисов, И. Е. Белогорцева, В. С. Игнатова, Е. В. Бронникова. – Белгород, 2017. – С. 335–337.
24. СПб ГБУК «Центральная городская детская библиотека – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pushkinlib.spb.ru (Дата обращения: 17.04.2023 г.)
25. Томашева, Е. Н. Рекомендательная библиография детской литературы в России сегодня / Е. Н. Томашева // Библиография. – 2011. – № 3. – С. 64-70.
26. Тюшина, Е. Писатели нашего детства / Е. Тюшина // Библиотека. – 2015. – № 2. – С. 31-41.
27. Фонд «Русский мир» и Русская школьная библиотечная ассоциация. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://https://textarchive.ru/c-1365616.html (Дата обращения: 17.04.2023 г.)
28. Чудакова, М. Не для взрослых. Время читать! – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://magbook.net/read/11125 (Дата обращения: 17.04.2023 г.)
29. Цыганкова, Л. М. Инновационные технологии в детских библиотеках / Л. М. Цыганкова // Макушинские чтения. – 2016. – № 8. – С. 353–356.
30. Шмелёва, Л. А. Библиотечные инновации : теория и практика / Л. А. Шмелёва, Ю. А. Перминова // Прикладные экономические исследования. – 2015. – № 6. – С. 27–33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ