Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ

Работа №62581

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Место Лидии Чарской в литературном процессе.
Глава 2. Подросток и система: проблемы воспитания с позиций
воспитанника
2.1. Воспитание и семья
2.2. Воспитание и институт
2.3. Конфликты
Глава 3. Проблемы подростков в повестях Чарской через призму
романтических воззрений
Заключение
Библиография

Лидия Чарская - одна из наиболее популярных русских писательниц начала ХХ века, чье имя, бывшее в тени в годы советской власти, вновь привлекает внимание как читателей, так и литературоведов. Ее творчество - яркий пример массовой детской литературы начала прошлого столетия - оказало заметное влияние на дальнейшее развитие литературы для девочек и поэтому представляет интерес для филологического исследования. Тем не менее, оно до сих пор остается малоизученным.
Тема формирования личности девочки-подростка - одна из центральных в творчестве писательницы, адресованном юношеству, и именно этим обусловлено направление настоящего исследования. Кроме того, эта тема тесно связана со структурой повестей Чарской, так как каждая из ее героинь проходит на протяжении текста определенные испытания/ стадии взросления, и сюжеты испытаний сходны для разных повестей писательницы. «В основе сюжетной, шире - структурной, организации текстов Чарской угадывается универсальный посвятительный миф, а вместе с ним - сохранивший необходимые этапы ритуал инициации, воплотивший семантику обрядов перехода»», - пишет М.П.Абашева. Кроме того, тема взросления девочки-подростка интересна именно как нашедшая отражение в детской литературе.
Проблемы женского воспитания освещались и в литературе девятнадцатого и начала двадцатого веков - в повестях Е. Н. Водовозовой, Н. А. Лухмановой, К. В. Лукашевич, В. П. Жениховской, А. А. Вербицкой но про эти произведения можно сказать, что они устроены принципиально по-другому. Часть из них адресована кругу взрослых читателей, тогда как Чарская обращается непосредственно к детской аудитории (читательницы журнала «Задушевное слово» - девочки 10-15 лет); но главное отличие заключается в том, что героини Чарской - девочки-подростки, ровесницы ее читательниц, они изображены в момент между детством и юностью. Чарская «не дает» своим героиням вырасти. Опираясь на романтические представления, она создает свойственный мироощущению переходного возраста мир неповторимого «я», которое определяет и сюжет, и стилистику ее повестей.
Произведения Чарской отвечают требованиям ее аудитории - авантюрный сюжет, смертельно опасные ситуации, стремительные кульминации, сентиментальные развязки, сильный накал страстей, однако не меньшую роль играют убедительная детская психология, героини, в которых читательницы узнают себя, у которых видят проблемы, схожие со своими. Непонимание родителей, жестокость сверстниц, ссоры с близкими. Книги Чарской открывают мир ребенку - с позиций ребенка, давая объяснения поступкам взрослых, и этим сближая два мира.
На данный момент есть лишь не сколько работ, посвященных творчеству Чарской. Исследователи обращаются к стилистическому анализу ее сказок, анализу гендерных моделей в ее произведениях и к осмыслению нравственно-эстетического своеобразия ее произведений. Особое внимание исследователи уделяют Чарской в связи с феноменом так называемых институтских повестей - на эту тему существуют не только литературоведческие, но и социологические работы.
Один из наиболее освященных аспектов творчества Чарской - это особенности ее стиля. Исторически он оказался в центре критической полемики вокруг ее книг: и осуждая писательницу, и восхищаясь ею, в первую очередь говорили о ее стиле, который одни характеризуют как экзальтированный и истеричный, а другие - как чувствительный и проникновенный.
Наиболее полное научное осмысление стилистического своеобразия произведений Чарской, на наш взгляд, является работа А. С. Матвеевой. Исследовательница описывает стиль сказок Чарской как явление, генетически родственное культуре Серебряного века, «чертами которого являются и художественный синтез, и стилизация, и романтическое двоемирие, и жизнестроительность, и присутствие лирико-философского плана в произведении». Однако данные характерные особенности можно стиля характеризуют не только сказки, но и другие произведения писательницы, однако анализ стилистики автора не входит в задачи нашего исследования.
Особенности персонажного и сюжетного планов прозы Чарской освещались в работах А. С. Матвеевой, Н. С. Агафоновой и Е. О. Шацкого. Исследование Матевеевой ограничивается анализом сказок писательницы, тогда как наша работа затрагивает только несказочную прозу автора.
Н.С. Агафонова доказывает, что структура повестей Лидии Чарской подчиняется законам массовой литературы, а сами повести являются инвариантом женского романа. При анализе сюжета приключенческих повестей писательницы Агафонова обращается к схеме волшебной сказки, проводя аналогию между моделью Проппа и структурой повестей «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская» и других. Однако данный подход представляется не вполне убедительным, или, вернее, не исчерпывающим проблему.
С положением Агафоновой о четкой схеме повестей Чарской трудно не согласиться, так же как и с тем, что она обусловлена таким явлением, как каноны массовой литературы. Но при этом следует отметить, что диссертант оставляет без внимания несколько характерных для творчества Чарской сюжетов и мотивов, таких как примирение с противником, внезапное преображение злых людей, поиск родственной души, стремление вырваться из обыденного мира. Эти мотивы принадлежат не только массовой литературе, но литературе в целом. Проведя анализ произведений писательницы, мы хотим доказать, что Чарская использует эти мотивы в как отражение мировоззрения главных героинь ее произведений и выбранного ею адресата - девочки-подростка; их можно назвать определяющими. Сюжетная структура повестей Чарской объясняется сказочной моделью только частично; помимо этого в сюжете присутствует сложный комплекс романтических, христианских и сказочных мотивов, которые в конечном итоге и создают характерную для Чарской атмосферу. Аналогично можно оспорить утверждение о принадлежности прозы Чарской к жанру женского романа. На наш взгляд, возраст героинь не является второстепенной деталью в ее произведениях, а потому невозможно рассматривать повести Чарской как извод модели любовного романа, в котором личность возлюбленного замещена фигурой отца.
Диссертация Е. О. Шацкого ставит целью выявить нравственно-этическое своеобразие книг Чарской. Шацкий рассматривает все уровни произведений Чарской через призму их нравственного влияния на читателей, исходя из первостепенности воспитательного аспекта. Он полагает, что важнее «не то, какие идеи-образы использует автор, а то, ради чего он их использует» , и, как следствие, приходит к выводу, что «гендерное и возрастное своеобразие произведений Л. А. Чарской определяется художественно-эстетической концепцией творчества писательницы». Это положение представляется нам дискуссионным. Несказочные повести Чарской, безусловно, не лишены воспитательного посыла, однако, на наш взгляд, он не является определяющим. В нашей работе мы попытаемся доказать, что проблематика повестей Чарской, равно как и их художественное своеобразие, определяются в первую очередь предметом изображения - личностями героинь-подростков и их жизнью.
Ни один из исследователей не затрагивает психологический аспект книг Чарской, а именно проблему точки зрения - то, что писательница изображает мир с позиций подростка, тогда как это является ключевым для ее поэтики, так же как становление и поиск себя и своего места в окружающем мире является главной темой ее повестей. Полного исследования, посвященного тематическому своеобразию ее несказочных произведений, не существует. Этот пробел необходимо восполнить. Этим и определяется актуальность нашего исследования.
Предметом настоящего исследования является образная реализация процесса формирования личности девочки-подростка в произведениях Л.Чарской; объектом - повести Чарской для девочек, в которых писательница обращается к проблеме становления личности молодой девушки. В качестве материала исследования в работе будут использованы следующие повести: «Записки институтки» (1901), «Княжна Джаваха» (1903), «Люда Влассовская» (1904), «Вторая Нина» (1907), «Записки маленькой гимназистки» (1907), «Лесовичка» (1909), «Сибирочка» (1910). Среди выбранных произведений представлены и так называемые «институтские» повести, и повести, в которых Чарская изображает другие женские образовательные учреждения (гимназия, монастырский пансион).
Большинство выбранных произведений имеет схожую (как правило, двухчастную) структуру, противопоставляющую жизнь героинь в семье и в учебном заведении. Таким образом, мы имеем возможность проанализировать то, как Чарская художественно осмысляет проблему взросления и каким образом реализует в своих повестях для девочек сюжет инициации.
Цель исследования - рассмотреть, как Лидия Чарская изображает в своих повестях процесс формирования личности девочки-подростка на примере героинь ее повестей для юношества и выявить значение, которое имеет данная проблема в контексте ее творчества.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить, как в повестях показан внутренний мир девочек, и рассмотреть значение возрастного и гендерного аспектов в повестях Чарской на фоне существующей традиции детской литературы, проведя параллели с другими произведениями для девочек того времени и соотнеся проблематику повестей Чарской для юношества с педагогическими тенденциями начала века;
2. проанализировать, как изображаются контакты героинь с окружающим миром - в семье и в институте, с отдельными личностями и с коллективом, со взрослыми и с ровесниками, определить роль героя- взрослого в повестях Чарской, а также рассмотреть, как писательница изображает модели воспитания в произведениях, адресованных кругу юных читателей;
3. выявить творческое своеобразие и новаторство Чарской в изображении становления личности девочки-подростка и установить связь между приемами, которые использует писательница, и канонами романтической литературы.
В связи с обозначенными задачами представляется возможным разделить работу на три главы:
В первой главе мы рассмотрим творчество Чарской в контексте литературы для девочек XIX-XX веков и проанализируем специфику повестей писательницы на фоне существующей традиции, чтобы на этом фоне выявить своеобразие освещения проблемы формирования личности девочки-подростка в ее несказочных произведениях.
Вторая глава будет посвящена системе, в рамках которой существуют героини Чарской, отношениям в оппозициях семья-институт, взрослые- ровесники, отдельные личности - коллектив, а также вопросу о роли героя- взрослого в повестях Чарской для девочек.
В третьей главе мы исследуем проблему вопрос о форме, которую использует Чарская для передачи сюжета инициации в своих повестях, и попытаемся доказать, что испытания, которые проходят героини в ходе повествования, характеры личностные качества героинь, помогающие им в нахождении себя, а также мир, их окружающий, построены согласно канонам романтизма.
В работе будут неоднократно упоминаться такие понятия, как «ребенок», «подросток», «девочка», «девушка», поэтому представляется необходимым прояснить, в каком именно значении они будут использованы. Понятия «ребенок» и «дети» берутся исходя из оппозиций дети-взрослые / ребенок-взрослый, т.е. «ребенок» - невзрослый человек. «Подросток» - «мальчик или девочка в отроческом возрасте». «Девочка» - «ребенок женского пола, находящийся в детском или отроческом возрасте»11, «девушка» - «лицо женского пола в возрасте, переходном от отрочества к юности».
В ходе работы будут использованы культурно-исторический и сравнительно-типологический методы. Методологической базой диссертации являются работы по истории детской литературы И. Н. Арзамасцевой, А.П. Бабушкиной, С. А. Николаевой, С. Б. Борисова, Е. Е. Зубаревой, Е. О. Путиловой; истории педагогики и психологии - А. И. Пискунова, М. А. Мазаловой, А. Н. Позднякова, М. Ф. Шабаевой, И. А. Соколова, а также общетеоретические работы Ю. М. Лотмана, Ю. В. Манна, В. А. Осанкиной, В. Д. Черняк.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного анализа можно прийти к следующим выводам:
Одной из ключевых проблем детской несказочной прозы Лидии Чарской является проблема формирования личности девочки-подростка; писательница обращается к изображению внутреннего мира и психологии девочек, и в этой области ее можно назвать новатором.
В первую очередь, в своих книгах Чарская акцентирует внимание на личности главной героини; выбирая форму изложения от первого лица, она сближает читательскую точку зрения с персонажной, таким образом подчеркивая ценность обостренно - субъективного взгляда на мир, свойственного переходному возрасту.
Чарская показывает формирование личности девочки-подростка внутри системы, в рамках которой она должна вступать в борьбу за право быть собой, отстоять собственные взгляды. Можно сказать, что характер девочки- подростка в поэтике Чарской формируется в противопоставлении себя существующему миру, а собственная позиция выражается через протест.
Кроме того, Чарская в своих повестях изображает воспитание с позиций воспитанника. Отказываясь от прямого поучения, автор рассматривает взаимоотношения детей и взрослых как процесс, в котором обе стороны способны научить друг друга. Показывая взрослого как человека, играющего значимую роль в формировании характера подростка, Чарская в то же время делает упор на то, что позиции ребенка и взрослого должны быть уравнены, и взрослый не должен навязывать ребенку какую бы то ни было систему, но, напротив, дать свободу развиваться, направляя и помогая выбрать правильный путь.
Чтобы в полной мере раскрыть в детских повестях мировоззрение подростка как формирующейся личности, пытающейся найти свое место в этом мире, утвердить свою индивидуальность, Чарская обращается к романтизму. Использовав черты романтической поэтики для передачи психологии переходного возраста, Лидия Чарская создает канон детской массовой литературы, и в этом выступает как новатор, сыгравший значимую роль в истории русской детско-юношеской литературы.
Книги Л.А.Чарской, воспринимаемые несколькими поколениями критиков как «поверхностные» и «мещанские» на самом деле обращаются к проблеме психологии ребенка и ставят в детской литературе вопросы, к которым было не принято обращаться раньше, - такие, как вопрос воспитании, степени свободы ребенка или вопрос о телесных наказаниях.
На современном этапе творчество Чарской все еще остается малоизученным, но ее произведения, несомненно, представляют интерес для исследователей как заложившие основы русской массовой детской литературы.



1. Чарская Л.А. Вторая Нина. - СПб., М., 1909. - 309 с.
2. Чарская Л.А. Записки институтки. - СПб., М., 1908. - 286 с.
3. Чарская Л.А. Записки маленькой гимназистки. - СПб., М., 1914. - 168 с.
4. Чарская Л.А. Княжна Джаваха. - Л., 1991. - 319 с.
5. Чарская Л.А. Лесовичка. - СПб., М., 1907. - 336 с.
6. Чарская Л.А. Люда Влассовская. - СПб., М., 1914. - 452 с.
7. Чарская Л.А. Сибирочка. - СПб., М., 1912. - 236 с.
8. Чарская Л.А. Профанация стыда. - СПб., М., 1909. - 15 с.
9. Водовозова Е.Н. На заре жизни. - СПб, 1911. - 608 с.
10. Желиховская В. П. Подруги. - СПб, 190-?. - 266 с.
11. Лукашевич К.В. Сиротская доля. - М., 1909. - 127 с.
12. Лухманова Н.А. Девочки. Воспоминания из институт. жизни. - СПб, 1899. - 208 с.
13. Тур Е. Княжна Дубровина. - М., 1909. - 320 с.
14. ЦветаеваМ.М. Памяти Нины Джаваха. // Цветаева М. И. Собр. соч. : В 7 т. - Т. 1. - М., 1994. - С. 55-56.
Научная и критическая литература
15. Абашева М.П. Семиотика девичьей инициации: от институтской повести к советской детской прозе // «Убить Чарскую...»: парадоксы советской литературы для детей. - СПб, 2013. - С. 77-87.
16. Агафонова Н. С. Проза А. Вербицкой и Л. Чарской как явление массовой литературы: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филол. наук. - Иваново, 2005. - 20 с.
17. Амфитеатров А. Женщина в общественных движениях России. - Женева, 1905. - 56 с.
18. Антипова И. А. Чарская Лидия Алексеевна // Очерки о детских писателях. - М., 1999. - 240 с.
19. Арзамасцева И. Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900-1930-х годов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филол. наук. - М., 2006. - 44 с.
20. Арзамасцева И. Н., Кузнецова Н. И. Чарская Лидия Алексеевна // Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. Детские писатели. -М., 1995. - С. 154-155.
21. Арзамасцева И. Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2005. - 574 с.
22. Арзамасц ева И. Н. Чарская Лидия Алексеевна // Детские писатели. - М., 1995. - С. 154-155.
23. Бабушкина А. П. История русской детской литературы. - М., 1948. - 480 с.
24. Безелянский Ю. Н. 99 имен серебряного века. - М., 2007. - 637 с.
25. Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. О детской литературе. - М., 1983. - 430 с.
26. Белоусов А. Ф. Записки институтки // «Точка, распространяющаяся на все.» К 90-летию проф. Ю.Н. Чумакова: сборник научных трудов. - Новосибирск, 2012. - С. 425-431.
27. Белоусов А. Ф. Институтка // Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. - М., 2001. - С. 5-32.
28. Борисов С. Б. Энциклопедический словарь русского детства: В 2 т. - Т.
2. - Шадринск, 2008. - 520 с.
29. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999. - 222 с.
30. Гнедина Е. Поэт детских чувств: О творчестве Л. А. Чарской // Библиотечная газета. - 2007. - № 16. - С. 12.
31. Данько Е. Я. О читателях Чарской // Звезда. - 1934. - №3. - С. 124-140.
32. Детская литература конца XIX века: Политическая реакция в России на развитие официальной детской литературы, А. Н. Анненская, П. В. Засодимский, А. П. Чехов // История русской детской литературы / под ред. А. П. Бабушкиной. - М., 1948. - С. 398-444.
33. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 431 с.
34. Долженко Л. В., Савина Л. Н. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века. - Волгоград, 2001. - 97 с.
35. Елачич Е. Место морали в детской книге: [Электронный ресурс]. - URL:http://www.narniacenter.ru/go/elachich.html(Дата обращения: 14.05.2017)
36. Ерёмина Е. Послесловие // Чарская Л. Три слезинки королевы. - М., 1993. - С. 65.
37. Исарова Л. Всегда ли нужна «возрастная специфика» // Вопросы литературы. - М., 2010. - № 9. - 119 с.
38. Исмагулова Т. Реальная и мифологическая биография Лидии Чарской // Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства. - М., 2003. - С. 201-210.
39. История библиографии детской литературы (1900 - октябрь 1917 гг.). Учеб. пособие для студентов фак. универс. б-к / под сост. Н. А. Кужелева - Л., 1976. - 149 с.
40. Калинина А. С. Мастер - о творчестве Лидии Чарской // Мировая словесность для детей и о детях. - М., 2001. - С. 39-40.
41. Кацалова Н. Ф. Из истории женского образования в России. Смольный институт - первое женское учебное заведение // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. - Уфа,
2011. - С. 44-47.
42. Коваленко С. Феномен Лидии Чарской // Чарская Л.А. Записки институтки. - М., 1993. - С. 372-379.
43. Колесова Л. Н. Читая и перечитывая. // Проблемы детской литературы. - Петрозаводск, 1981. - С. 133-140.
44. Либрович С. Ф. За что дети любят Чарскую? - М., СПб, 1913. - 40 с.
45. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856): В 4 т. - СПб, 1899.
46. Мазалова М. А., Уракова Т В. История педагогики и образования. Пособие для сдачи экзамена. - М., 2006. - 192 с.
47. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995. - 380 с.
48. Маршак С. Я. О большой литературе для маленьких // Маршак С. Я. Собр. соч.: В 8 т. - Т. 6. - М., 1971. - С. 236-251.
49. Масловская И. Наши дети и наши педагоги в произведениях Чарской // Русская школа. - 1911. - №9. - С. 102-125.
50. Матвеева А. С. Стиль сказочной прозы Лидии Чарской: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. - М., 2004. - 16 с.
51. Минералова И. Г. Детская литература: учебное пособие для вузов. - М., 2002. - 176 с.
52. Нарксвич А. О сочинениях Лидии Чарской // Детская литература. - 1939. - №7. - С. 63-74.
53. Невинская И. Чарская (псевдоним, наст. фамилия - Чурилова) Лидия Алексеевна // Русские детские писатели XX века. - М., 1997. - С. 481-484.
54. Никоненко С. Волшебные сказки Лидии Чарской // Чарская Л. Волшебная сказка. Повести. - М., 1994. - С. 5-10.
55. Нуйкин А. Еще раз о том, что детская литература - это литература / СПб: Детская литература, 2006. - №8. - 94 с.
56. Ожегов С.И. Словарь русского языка : Ок. 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., - 1987. - 795 с.
57. Пантелеев Л. Как я стал детским писателем // Пантелеев Л. Собр. соч.: в 4 т. - Т. 3. - Л., 1984. - С. 316-327.
58. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России. Учебное пособие. - Саратов, 2009. - 143 с.
59. Покровская М. Новые женские типы в произведениях русских писательниц // Женский вестник. - 1907. - № 11. - С. 270-272.
60. Полонская Е. Та самая Чарская // Нева. - 1996. - № 12. - С. 231-235.
61. Приходько В. Скачи, мой конь, во весь опор. // Чарская Л. Смелая жизнь. - М., 1991. - С. 5-10.
62. Приходько В. Магия Чарской // Дошкольное воспитание. - 2000. - №
12. - С. 76-83.
63. Путилова Е. О. О феномене Л. Чарской // Детское чтение - для сердца и разума. Очерки по истории детской литературы. - СПб, 2005. - С. 76-92.
64. Путилова Е. О. Ф. Сологуб и Л. Чарская: конец биографии // Детское чтение - для сердца и разума. Очерки по истории детской литературы. - СПб, 2005. - С. 92-106.
65. Путилова Е. О. Лидия Чарская и её книги // Чарская Л. Повести. - Л., 1991. - С. 5-18.
66. Путилова Е. О. О забытых именах, или о феномене Л. Чарской // О литературе для детей. Вып. 32. - Л., 1982. - С. 73-88.
67. Путилова Е. О. Чарская Лидия Алексеевна // Русские писатели. XX век. Библиогр. слов.: В 2 ч. Ч. 2. М-Я / Под ред. Н.Н. Скатова. - М.,1998.- С. 537-540.
68. Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь / Под ред Г. А. Черной, И. Г. Минераловой и др. - М., 1997. - 503 с.
69. Стрелкова И. Тайна Лидии Чарской // Чарская Л. Сибирочка. - М.,2004.- 330 с.
70. Толковый словарь русских существительных: [Электронный ресурс]. - URL: http://noun ru.academic.ru/(Дата обращения: 14.05.2017)
71. Трофимова Е. «Гордая и смелая мечта» Лидии Воронской // Чарская Л.А. На всю жизнь: Юность Лиды Воронской. — М., 2008. — С. 5-16.
72. Трубицын Н. Общественная роль женщины в изображении новейшей русской литературы. М., 1907. - 108 с.
73. Хвостов В. М. Женщина накануне новой эпохи. - М., 1905. - 101 с.
74. Чехов Н. В. Введение в изучение детской литературы: изложение лекций народным учителям на летних курсах по вопросам детской литературы и детского чтения. - М., 1915. - 80 с.
75. Чудакова М. Сквозь звезды к терниям. Смена литературных циклов // Новый мир. - 1990. - №4. - С. 242 - 262.
76. Чуковский К. И. Лидия Чарская // Чуковский К. И. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 6. - М., 1969. - С. 150-162.
77. Чуковский К. И. Матерям о детских журналах. - СПб, 1911. - 103 с.
78. Шацкий Е. О. Нравственно-эстетическое своеобразие и актуальность творчества Лидии Алексеевны Чарской : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филол. наук. М., 2010. - 20 с.
79. Щепкина Е. Из истории женской личности в России. - Тверь, 2004. - 295 с.
49 Чарская Л.А. Профанация стыда. - СПб, М., 1909. - С. 14-15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ