Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие библиотековедения с социологией

Работа №32505

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

библиотечное дело

Объем работы19
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
582
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Библиотековедение как научная дисциплина 5
1.1 Сущность библиотековедения как науки 5
1.2 Статус библиотековедения в общей системе научного знания 8
Глава 2 Библиотековедение и социология 11
2.1 Проявление взаимосвязей библиотековедения и социологии 11
2.2 Библиосоциология как результат взаимодействия библиотековедения и социологии 14
Заключение 17
Список литературы 19


Отечественное библиотековедение, начиная с 50-х годов XX века претерпело значительные трансформации, которых не было за всю его историю мировой науки. Это обусловлено тем, что российское библиотековедение, в отличие от его западных школ, в силу ряда как объективных, так и субъективных причин, отличается гораздо бóльшей традиционностью.
Поступательное развитие библиотековедения как науки свидетельствует о постепенном его проникновении практически во все сферы научного знания и укрепление, тем самым, связей денной науки с другими научными дисциплинами общественного, естественнонаучного и технического цикла.
Не стала исключением и социология, с которой у библиотековедения сформировались достаточно тесные взаимоотношения и плодотворное взаимодействие. Это укрепляет статус библиотековедения в системе научного знания.
Исследование взаимодействия библиотековедения с социологией актуально, поскольку имеет существенное познавательное значение. Если раньше библиотековедение понималось как изолированная независимая система знаний, то сегодня эта наука рассматривается как подсистема, выступающая неразрывным элементом сложнейшей системы научного зна-ния в целом.
Подобный аспект исследования библиотековедения даёт возможность более чётко установить место науки на обширном поле научных изысканий, определить его связи со смежной социологической наукой, выявить перспективные пути его развития.
Всё вышеизложенное обусловливается актуальность обращения к теме исследования взаимодействия библиотековедения с социологией.
Рассматривая степень научной разработанности данной темы, следует отметить, что различные аспекты библиотековедения как научной дисциплины, его статус в системе научного знания рассматривались в работах таких корифеев отечественного библиотековедения, как И. В. Лукашова, Н. А. Рубакин, Ю. Н. Столяров, Л. Б. Хавкина, О. С. Чубарьян и др. В работах этих авторов поднимались вопросы взаимодействия библиотековедения с науками общественного цикла и иными научными дисциплинами.
Объектом исследования в работе выступает библиотековедение как научная дисциплина.
Предмет исследования – взаимодействие библиотековедения с социо-логией.
Цель курсовой работы – проанализировать взаимодействие библиотековедения с социологией.
Данная цель решается в следующих задачах:
 изучить сущность библиотековедения как науки;
 охарактеризовать статус библиотековедения в общей системе науч-ного знания;
 проанализировать проявление взаимосвязей библиотековедения и социологии;
 рассмотреть библиосоциологию как результат взаимодействия библиотековедения и социологии.
Методологической основой исследования стал диалектический подход.
При написании курсовой работы применялись, в основном, общенаучные методы: анализ, классификация, систематизация, сравнение, обобщение, исторический и библиографический методы, контент-анализ и др.
Теоретической основой работы стали труды таких библиотековедов, как: З. Н. Амбарцумян, А. Н. Ванеев, Р. С. Гиляревский, М. Я. Дворкина, Б. П. Каневский, Ю. П. Мелентьева, А. А. Покровский, Н. А. Рубакин, В. Ф. Сахаров, О. И. Талалакина, Н. Я. Фридьева, А. Е. Шапошников и др.
Структура работы включает введение, две главы, которые объединяют 4 пункта, заключение и список литературы, состоящий из 22 наименований публикаций (монографий, научных и учебных пособий, статей из периодических изданий). Общий объём курсовой работы составляет 20 страниц. Работа содержит 3 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сущность библиотековедения состоит в том, что это документно-коммуникационная научная дисциплина общественного цикла, исследующая законы, концепции и теории, отражающие его предмет – обеспечиваемое библиотекарем взаимодействие читателей с информацией в форме публикаций, массовое по масштабам и индивидуальное по форме реализации.
Статус библиотековедения в общей системе научном знании означает его положение среди остальных наук, во всём комплексе социальных ценностей общества.
Библиотековедение относится к общественным наукам, что уже, есте-ственным образом, роднит её с другими общественными науками, в том числе и социологией.
Именно гуманистическая направленность библиотековедения, её ори-ентация на человека обусловливает тесная связь, постоянные взаимоотношения и взаимодействие библиотековедения с науками общест-венного цикла и, в первую очередь, с социологией.
В библиотековедении сложилась давняя традиция в применении методологии, методов и достижений социологии.
Методы и наработки социологии способствуют познанию объективных закономерностей библиотечных процессов и выступают эффективным инструментом для развития теории библиотечного дела и выработки практических рекомендаций для библиотечных работников.
В целях укрепления взаимодействия между библиотековедением и со-циологией необходимо укреплять связи между этими научными дисципли-нами.
В результате взаимодействия библиотековедения с социологией сформировалась и получает своё дальнейшее развитие новая научная подотрасль – библиосоциология (библиотечная социология).
Центральным объектом изучения библиосоциологии является библиотечный социальный институт ((БСИ), представляющий собой целостную устойчивую систему библиотечных отношений и структур в социуме. Это социальный институт, функционирование которого направлено на удовлетворение потребностей как всего общества, так и отдельной личности в библиотечных услугах.
БСИ включает в качестве своих составных компонентов практику (деятельность библиотек всех типов и видов), образование, науку, коммуникацию, управление, а также формальные и неформальные правила, по которым он функционирует и развивается.
Подводя итоги рассмотрения взаимодействия библиотековедения с социологией, можно сделать следующие выводы.
Разработка представлений и БСИ является важным сигналом о потребности комплексного развития всех его элементов. Только тогда можно говорить о возможности сбалансированного управления и модернизации библиотечной отрасли на базе научно обоснованной библиотечной политики.
Категория БСИ как результат взаимодействия библиотековедения и социологии предоставляет новые теоретические положения для конкретизации категориальной структуры библиотековедения посредством анализа объёма и содержания таких её ключевых категорий, как библиотека, библиотечная деятельность, библиотека как социальный институт. На основе институционального подхода возможно развитие теории библиотечных социальных институтов, которая даёт возможность расширить представления о различных аспектах библиотечной сферы – социально-культурных, социально-педагогических, социально-правовых и т.п.
Таким образом, взаимодействие библиотековедения с социологией даёт импульс для поиска новых решений различных проблемы библиотековедения.



1. Акилина, М. И. Библиотечная наука сегодня: некоторые размышления о проблемах и перспективах библиотечной теории / М. И. Акилина // Вестн. Библ. ассамблеи Евразии. – 2014. – № 1. – С. 36–40.
2. Ванеев, А. Н. Когда в России библиотековедение стало наукой? / А. Н. Ванеев // Библиосфера. – 2016. – № 3. – С. 75–79.
3. Варганова, Г. В. Научные исследования в библиотечно-информационной сфере: отечественные и зарубежные практики : монография / Г. В. Варганова ; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры. – СПб. : С.-Петерб. гос. ин-т культуры, 2018. – 208 с.
4. Григорьев, В. Е. Социология науки : учебник / В. Е. Григорьев. – М. : Проспект, 2018. – 383 с.
5. Дворкина, М. Я. Библиотековедение на рубеже веков: теория, методология, история / М. Я. Дворкина // Библиосфера. – 2015. – № 3. – С. 99–101.
6. Ефремова, М. А. Современные концепции библиотеки в отечественном библиотековедении: структурно-функциональный подход / М. А. Ефремова // Культурные тренды современной России: от националь-ных истоков к культурным инновациям : сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. В. Бараниченко [и др.]. – Белгород : БГИИК, 2019. – С. 11–14.
7. Леонов, В. П. Библиотековедение как наука / В. П. Леонов // Вестн. РАН. – 2018. – Т. 70, № 1. – С. 45–49.
8. Лопатина, Н. В. Библиотековедение и социология: к вопросу о междисциплинарной методологической коммуникации / Н. В. Лопатина // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. – 2015. – № 6. – С. 6-8.
9. Лопатина, Н. В. Современные методологические подходы и теоретические инструменты библиотековедения / Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика. – 2018. – № 3 (24). – С. 3–7.
10. Макеева, О. В. Социологические методы изучения пользователей: история и современное состояние / О. В. Макеева // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2016. – № 10. – С. 272–281.
11. Матлина, С. Г. Библиотечная социология: обсуждаем проблемное поле : круглый стол / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. – 2015. – № 13 (247). – С. 34–36.
12. Мотульский, Р. С. Библиотека как социальный институт / Р. С. Мотульский. – Мн., 2012. – 374 с.
13. Общее библиотековедение : учебник / науч. ред. М. Я. Дворкина, Л. И. Сальникова. – М. : МГИК, 2015. – 280 с.
14. Плахутина, Е. Н. Библиотековедение : курс лекций / Е. Н. Плахутина. – Уфа : Колледж БГПУ им. М. Акмуллы, 2018. – 91 с.
15. Плешкевич, Е. А. Взаимосвязи библиотековедения с другими науками / Е. А. Плешкевич // Общее библиотековедение : учебник / науч. ред. : М. Я. Дворкина, Л. И. Сальникова ; Московский государственный институт культуры. – М., 2015. – С. 71–87.
16. Плешкевич, Е. А. К вопросу о генезисе отечественного библиотековедения и его науковедческого статуса / Е. А. Плешкевич // Биб-лиосфера. – 2016. – № 3. – С. 80–86.
17. Сальникова, Л. И. Общее библиотековедение в структуре биб-лиотечной науки / Л. И. Сальникова // Культурно-образовательная деятельность библиотек и музеев в региональных измерениях : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Смоленск, 2015. – С. 105–110.
18. Стельмах, В. Д. Социология и библиотековедение / В. Д. Стельмах // Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги : Опыт монограф. исслед. / А. Н. Ванеев [и др.]. – М. : Фаир-Пресс, 2013. – С. 207–223.
19. Столяров, Ю. Н. Рассмотрение библиотековедения, библиогра-фоведения и книговедения в контексте социологии: историческая ретроспектива / Ю. Н. Столяров // Вестник Челябинской гос. академии культуры и искусств. – 2016. – № 2 (10). – С. 4–9.
20. Трофимова, Р. А. Библиосоциология: научный статус, методология и методика : монография / Р. А. Трофимова. – Барнаул, 2012. – 162 с.
21. Трофимова, Р. А. Основные направления социологических исследований отечественного библиотечного дела: к постановке вопроса о библиосоциологии / Р. А. Трофимова // Библиосфера. – 2015. – № 2. – С. 71–75.
22. Туранина, И. А. Имидж библиотеки как социокультурный феномен в отечественном и зарубежном библиотековедении / Н. А. Туранина, И. В. Колганов // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 4 (77). – С. 78–80.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ