Рекомендательная библиография детской литературы (Алтайский государственный институт культуры)
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей рекомендательной библиографии для детей 6
1.1 Эволюция рекомендательной библиографии для детей 6
1.2 Понятие «рекомендательная библиография» для детей и ее виды 9
Выводы по первой главе 15
Глава 2 Обзор современного состояния рекомендательной библиографии для детей 17
2.1 Рекомендательная библиография для детей как культурный феномен 17
2.2 Обзор рекомендательной библиографии для детей в форме онлайн 20
Выводы по второй главе 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей рекомендательной библиографии для детей 6
1.1 Эволюция рекомендательной библиографии для детей 6
1.2 Понятие «рекомендательная библиография» для детей и ее виды 9
Выводы по первой главе 15
Глава 2 Обзор современного состояния рекомендательной библиографии для детей 17
2.1 Рекомендательная библиография для детей как культурный феномен 17
2.2 Обзор рекомендательной библиографии для детей в форме онлайн 20
Выводы по второй главе 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
В библиографической науке в последние десятилетия распространено мнение о рекомендательной библиографии, как об отмирающем виде библиографии. Однако, как показывает практика, рекомендательные библиографические пособия до настоящего времени занимают важное место в составе справочно-библиографического аппарата детских и юношеских библиотек. Это обусловлено ярко выраженной педагогической функцией рекомендательной библиографической информации и ее нацеленностью на помощь в воспитании, образовании и самообразовании, популяризацию знаний. Всё это чрезвычайно важно для подрастающего поколения и руководителей детского и юношеского чтения. Самое главное, что всегда отличало рекомендательную библиографию для детей, – педагогический характер, забота о хорошем чтении ребёнка, способствующем духовно-нравственному развитию и воспитанию личности. Эта задача остаётся первостепенной, хотя решать её сегодня особенно трудно, поскольку не до конца осмыслена концепция работы с детьми и молодёжью в условиях современного общественного строя. Накопленный полуторавековой опыт рекомендательной библиографии детской литературы свидетельствует о её поступательном развитии – расширении и обогащении тематики и проблематики, появлении новых типов пособий, совершенствовании форм рекомендации литературы, организации, использования в работе с читателями, изучения эффективности. Всё это напоминает спиралевидный процесс, неоднократно фиксирующий в различные периоды начало, взлёт и падение, положительные и отрицательные моменты. Однако, библиографоведческое исследование этих процессов с целью выявления позитивных тенденций и определения дальнейших перспектив развития идёт сегодня слишком медленно.
Возрождение рекомендательной библиографии для детей необходимо. Работники детских библиотек понимают сложность ситуации с отбором книг для чтения детей в условиях рыночного общества. Для них ясна необходимость использования воспитательного потенциала лучших детских книг в работе с детьми. Они убеждены, что нельзя эффективно вести работу по формированию информационной культуры школьников, не опираясь на библиографические пособия. Спад интереса к чтению у детей и его односторонность, также свидетельствуют в пользу необходимости развития рекомендательной библиографии. Наконец, этого требует сама природа ребенка, его потенциальные и реальные познавательные потребности. Обратить взоры на рекомендательную библиографию заставляет нас сегодня ситуация с реформированием системы школьного образования.
Степень изученности проблемы. Проблема организации работы детских библиотек раскрыты в научных трудах Н.Л. Голубевой, А.А. Селюковой и др. Н.Б. Голубенко охарактеризована специфика обслуживания в библиотеках детей до 14 лет как читателей. В трудах Л.Ф. Бушковой, Е.Н. Гусевой проанализированы методы и формы работы с детьми до 14 лет в библиотеках. М.Е. Бабичева, Е.В. Жуковская и др. раскрывают значение рекомендательной библиографии для детей. В работах Л.Ф. Корнауховой, Г.А. Кисловской и др. описываются современные формы создания рекомендательной библиографии для детей, в том числе и Интернет-пространстве.
Объект исследования – рекомендательная библиография.
Предмет исследования – рекомендательная библиография для детей.
Цель исследования – изучить специфику рекомендательной библиографии для детей.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать эволюционное развитие рекомендательной библиографии для детей.
2. Определить понятие «рекомендательная библиография» и ее виды.
3. Проанализировать современные формы рекомендательной библиографии для детей.
Методы исследования: анализ научных источников по теме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников.
Возрождение рекомендательной библиографии для детей необходимо. Работники детских библиотек понимают сложность ситуации с отбором книг для чтения детей в условиях рыночного общества. Для них ясна необходимость использования воспитательного потенциала лучших детских книг в работе с детьми. Они убеждены, что нельзя эффективно вести работу по формированию информационной культуры школьников, не опираясь на библиографические пособия. Спад интереса к чтению у детей и его односторонность, также свидетельствуют в пользу необходимости развития рекомендательной библиографии. Наконец, этого требует сама природа ребенка, его потенциальные и реальные познавательные потребности. Обратить взоры на рекомендательную библиографию заставляет нас сегодня ситуация с реформированием системы школьного образования.
Степень изученности проблемы. Проблема организации работы детских библиотек раскрыты в научных трудах Н.Л. Голубевой, А.А. Селюковой и др. Н.Б. Голубенко охарактеризована специфика обслуживания в библиотеках детей до 14 лет как читателей. В трудах Л.Ф. Бушковой, Е.Н. Гусевой проанализированы методы и формы работы с детьми до 14 лет в библиотеках. М.Е. Бабичева, Е.В. Жуковская и др. раскрывают значение рекомендательной библиографии для детей. В работах Л.Ф. Корнауховой, Г.А. Кисловской и др. описываются современные формы создания рекомендательной библиографии для детей, в том числе и Интернет-пространстве.
Объект исследования – рекомендательная библиография.
Предмет исследования – рекомендательная библиография для детей.
Цель исследования – изучить специфику рекомендательной библиографии для детей.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать эволюционное развитие рекомендательной библиографии для детей.
2. Определить понятие «рекомендательная библиография» и ее виды.
3. Проанализировать современные формы рекомендательной библиографии для детей.
Методы исследования: анализ научных источников по теме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников.
Одна из важных функций рекомендательной библиографии – воспитание культуры чтения как необходимого компонента общей культуры личности. Являясь частью массовой информации, рекомендательная библиографическая информация общедоступна и отвечает всеобщим интересам членов общества, что обусловливает её популяризаторский, образовательно-воспитательный и пропагандистский характер. Рекомендательная библиография обслуживает также запросы читателей, которые профессионально или в общественном плане заняты пропагандистской и учебно-воспитательной работой: учителей, лекторов, пропагандистов, агитаторов и др. Особое значение имеет рекомендательная библиография для библиотекарей, являясь основой всех форм пропаганды книги, руководства чтением и самообразованием. По традиции, к рекомендательно-библиографической относят также библиографическую информацию, не отвечающую всеобщим интересам, а направленную на удовлетворение только производственных потребностей читателей, осваивающих профессию, повышающих квалификацию и т.д.
Рекомендательная библиография детской литературы прошла интересный путь становления и развития. Сейчас существует социальная потребность в ней, что диктуется и состоянием книжного рынка, и плохим комплектованием детских библиотек, и постоянно меняющимся содержанием школьного образования. Думается, что, по крайней мере, в ближайшее время сохранится социальная потребность в ней. Рекомендательная библиография, конечно, будет развиваться и приобретать новые формы вместе с идущими вперед информационными технологиями. Возможно, ее задачи будут связаны с какими-то эффективными проектами. Так, например, на одной из конференций детских библиотекарей рассматривался вариант прямой отправки информации о книгах прямо на мобильный телефон читателя (в рамках договора с читателем). Все эти проекты будут направлены на достижение глобальной цели – на сплочение нации посредством книги.
Подводя итог выше изложенному, можно констатировать следующее:
- очевидными становятся такие направления и задачи рекомендательной библиотеки литературы для детей и юношества как:
- создание круга чтения для каждой возрастной группы юных читателей в целях содействия обучению учащихся и гуманизации личности, ее самореализации, развитию творческих способностей;
- разработка критериев системы рекомендательных библиографических пособий для читателей – детей, подростков, юношества и руководителей их чтения;
- определение с помощью маркетинга приоритетных проблем, тем, вопросов, по которым необходима рекомендательная библиографическая информация читателям – школьникам разных возрастных групп и руководителям их чтения;
- развитие педагогических функций рекомендательной библиографии литературы для детей и юношества;
- изучение библиографических потребностей читателей – учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, образовательных учреждений нового типа: школ-лицеев, гимназий, колледжей, православных гимназий, воскресных школ, крупных частных образовательных учреждений и т.д.;
- координация научно-исследовательской работы и практической рекомендательно-библиографической деятельности в области детской и юношеской литературы.
- оснащение всех процессов рекомендательно-библиографической деятельности детских и юношеских библиотек автоматизированными технологиями.
Рекомендательная библиография детской литературы прошла интересный путь становления и развития. Сейчас существует социальная потребность в ней, что диктуется и состоянием книжного рынка, и плохим комплектованием детских библиотек, и постоянно меняющимся содержанием школьного образования. Думается, что, по крайней мере, в ближайшее время сохранится социальная потребность в ней. Рекомендательная библиография, конечно, будет развиваться и приобретать новые формы вместе с идущими вперед информационными технологиями. Возможно, ее задачи будут связаны с какими-то эффективными проектами. Так, например, на одной из конференций детских библиотекарей рассматривался вариант прямой отправки информации о книгах прямо на мобильный телефон читателя (в рамках договора с читателем). Все эти проекты будут направлены на достижение глобальной цели – на сплочение нации посредством книги.
Подводя итог выше изложенному, можно констатировать следующее:
- очевидными становятся такие направления и задачи рекомендательной библиотеки литературы для детей и юношества как:
- создание круга чтения для каждой возрастной группы юных читателей в целях содействия обучению учащихся и гуманизации личности, ее самореализации, развитию творческих способностей;
- разработка критериев системы рекомендательных библиографических пособий для читателей – детей, подростков, юношества и руководителей их чтения;
- определение с помощью маркетинга приоритетных проблем, тем, вопросов, по которым необходима рекомендательная библиографическая информация читателям – школьникам разных возрастных групп и руководителям их чтения;
- развитие педагогических функций рекомендательной библиографии литературы для детей и юношества;
- изучение библиографических потребностей читателей – учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, образовательных учреждений нового типа: школ-лицеев, гимназий, колледжей, православных гимназий, воскресных школ, крупных частных образовательных учреждений и т.д.;
- координация научно-исследовательской работы и практической рекомендательно-библиографической деятельности в области детской и юношеской литературы.
- оснащение всех процессов рекомендательно-библиографической деятельности детских и юношеских библиотек автоматизированными технологиями.



