Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования взаимоотношений
младших школьников со сверстниками
1.1 Характеристика понятия взаимоотношения в психолого-педагогической литературе
1.2 Психолого-педагогические условия формирования
взаимоотношений младших школьников со сверстниками
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию взаимоотношений младших школьников со сверстниками
2.1 Выявление уровня развития взаимоотношений у младших
школьников
2.2 Работа по формированию взаимоотношений младших
школьников со сверстниками
2.3 Динамика развития взаимоотношений младших школьников со
сверстниками
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Результаты на констатирующем этапе исследования
Приложение Б Результаты на контрольном этапе исследования
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования предъявляются определённые требования к результативности воспитания и развития младших школьников, в частности личностных результатов, среди которых развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Такое требование связано с тем, что взаимоотношения со сверстниками - один из важнейших аспектов социализации и развития личности. В процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми, младший школьник познает этические, нравственные нормы, принятые в обществе, развивается речь и следственно мышление.
Непосредственно во взаимоотношениях с педагогом и сверстниками ребёнок вовлекается в педагогический процесс, что позволяет решать образовательные и воспитательные задачи. Для решения проблемы развития взаимоотношений у младших школьников со сверстниками, необходимо понимание теоретических и практических его аспектов. Проблема изучения взаимоотношений детей со сверстниками, таким образом, становится актуальной проблемой психолого-педагогических исследований.
Изучением данной проблемы занимались такие учёные, как Е.О. Смирнова [26], М.И. Лисина [23], С.Ю. Курганова [21], А.А. Люблинская [25] и др. Однако, в настоящее время отмечается рост конфликтности, агрессивности, буллинга (травли) в детской среде, что является свидетельством наличия проблем во взаимоотношениях младших школьников со сверстниками. Таким образом, наблюдается противоречие между требованиями государства, изложенными в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования [38] и реальным положением воспитательной практики, что требует пересмотра сложившейся методики воспитательной работы, в частности в области формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками. Исходя из данного противоречия была сформулирована следующая проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможности внеурочной деятельности в формировании взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
Объект исследования: процесс формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: условия формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование взаимоотношений младших школьников со сверстниками будет проходить эффективно, если:
- разработать и внедрить комплекс занятий во внеурочной деятельность;
- отобрать игры и упражнения, направленные на формирование взаимоотношений младших школьников и внедрить в процесс внеурочной деятельности;
- при отборе содержания занятий и игр, и упражнений учитывать возрастные особенности взаимоотношений младших школьников.
На основе цели исследования можно определить следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- подобрать педагогический инструментарий для практического изучения особенностей взаимоотношений младших школьников со сверстниками;
- проанализировать, обобщить полученные результаты исследования данные и представить в виде выводов;
- на основе полученных выводов разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
Методы исследования: теоретические: анализ литературы и показателей диагностики их сравнение и обобщение. Эмпирические: социометрический метод, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование.
База исследования государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Пискалы муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - ГБОУ СОШ с. Пискалы).
Новизна исследования заключается в том, что даны структурные характеристики понятию взаимоотношения младших школьников со сверстниками в системе психолого-педагогических категорий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе выделены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками, они могут быть использованы на практике учителями начальных классов.
Теоретическую основу составили:
- исследования Эрика Берна [3], Дж. Минда [27], Ш. и Ш. Левис [22] в области психологии взаимоотношений личности;
- исследования социализации личности и процесса коммуникации в работах Росс Л., Нисбетт Р [43];
- исследования возрастных особенностей формирования
взаимоотношений младших школьников в работах С.Ю. Курганова [21], А.А. Люблинской [25], И.А.Фурманова [42];
- методические основы формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками в работах Е.О. Смирновой [26], М.И. Лисиной [23], А.А. Люблинской [25].
Структура работы: состоит из введения, двух глав, содержащих параграфы, заключение, списка литературы и приложения и приложения.
Содержит таблицы, рисунки в виде диаграмм.
Роль межличностных отношений в жизни личности нельзя недооценить. Что касается младшего школьного возраста, хоть отношения и не являются ведущим видом деятельности у детей данного возраста, тем не менее, являются важным аспектом в формировании и развитии личности. Во взаимоотношении младших школьников со сверстниками возникают сложности, которые так или иначе сказываются на образовательном и воспитательном процессе в целом. Одной из основных проблем взаимоотношений младших школьников являются гендерные особенности. Известно, что дети 7-10ти лет предпочитают общение и взаимоотношения с детьми идентичного гендера. Кроме того, психологи отмечают рост тревожности у современных младших школьников, вызванный проблемами социализации в целом и взаимоотношений со сверстниками в частности. Младшие школьники всё чаще конфликтуют друг с другом, зачастую проявляя агрессию. Актуальные проблемы формирования взаимоотношений в детском коллективе изучаются рядом психологов, педагогов, однако по сей день не существует однозначной и чёткой методики их формирования.
Опираясь на результаты анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, были выделены критерии сформированности взаимоотношений младших школьников, включающие в себя инициативность в межличностном общении, развитие коммуникации со сверстниками, эмоциональности взаимоотношений и их характер. Подобрав диагностический инструментарий к данным критериям, было проведено практическое изучение уровня сформированности взаимоотношений младших школьников, результаты которого доказали необходимость проектирования и внедрения комплекса мер по формированию взаимоотношений младших школьников. В качестве таких мер были выделены этические беседы, игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и эмоционального дискомфорта учащихся в межличностном взаимодействии, создание условий для совместной деятельности (коллективное творческое дело), ученическое самоуправление, деловая игра и инсценирование. В рамках исследования был спроектирован и реализован комплекс занятий, направленных на формирование и развитие взаимоотношений младших школьников со сверстниками. Реализация данного комплекса во внеурочной и внеклассной работе с младшими школьниками по результатам повторной диагностики приводит к повышению уровня инициативности во взаимодействии младших школьников со сверстниками, повышению потребности в нём у детей, развитию уровня эмоциональности и коммуникации.
Положительные качественные и количественные результаты формирования межличностных взаимоотношений младших школьников свидетельствуют об эффективности предложенных в рамках исследования мер, что подчёркивает практическую значимость данного исследования. Таким образом, цель исследования: изучить сущность и специфику особенностей взаимоотношений младших школьников со сверстниками и выделить психолого-педагогические условия их формирования - достигнута.
Гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что формирование взаимоотношений младших школьников со сверстниками будет проходить эффективно. Хотелось бы заметить, что при этом должны соблюдаться условии: вовлечения младших школьников в совместную деятельность и ученическое самоуправление, реализации во внеурочной деятельности комплекса игр, упражнений, этических бесед и инсценирования, направленных на развитие инициативности и потребности во взаимоотношениях младших школьников со сверстниками. Гипотеза нашла в ходе исследования своё подтверждение.
1. Адреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. Редактор совместно с Я. Яноушенко - М.: Издательство МГУ, 1987. 32 с.
2. Аркадьева А.В. Нравственное развитие младших школьников. Начальная школа плюс до и после, 2011. №2. С. 41-42.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди : Психология человеч. взаимоотношений; Люди, которые играют в игры : Психология человеческой.судьбы : Пер. с англ. / Эрик Берн; Общ. ред. М. С.
Мацковского; - СПб. : Питер, 2019. 399 с.
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения нравственности. М. : Просвещение, 2010. 67-69 с.
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. М. : Просвещение, 2015. 254 с.
6. Головина С.Ю. Словари практического психолога. Издательство: Харвест 1998. 19 с.
7. Григорович Л. А. Педагогика и психология. М. : Просвещение, 2014. 136 с.
8. Данилюк В .Г. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 29 с.
9. Джиоева А.Р. Малиева З,К. и Фардзинова А.Р. Место нравственного воспитания в организации образовательного процесса начальной школы/ Эле. Научный журнал «Дневник науки»: 2020. 117 с.
10. Дмитриева Н. Г. Основа нравственного поведения. Начальная школа, 2014. №4 С. 47-50.
11. Жедек П.С. Методика обучения нравственности. М. : Просвещение,
2012. 87 с.
12.Зайцев А.А. Нравственное воспитание. М. : АРКТИ, 2002. 42 с.
13.Захарова И.А. Материалы для учителей начальных классов [электронный ресурс]: сайт URL:
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98696796
14. Ильин Е.П. Психология общения/ Евгений Павлович Ильин СПб: первое издание Питер 2011. 68 с.
15. Ильинская И.П. Поликультурное воспитание младших школьников в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности. Начальная школа, 2015. № 8. С. 56-59.
16. Ильиных Л.М. Формирование нравственности младших школьников. Начальная школа плюс до и после, 2012. №9. С. 19-22.
17. Калина Н.Ф. Психология личности . Академический проект, 2015. 214 c.
18. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПБ: Питер, издание первое, 2004. - 224 с.
19. Кон И. С. Словарь по этике. М.: Родина, 2017. 445 с.
20. Краковяк Г.М. Нравственные основы воспитания школьников. СПб. : Ленинград, 2015. 23 с.
21. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя.: Просвещение, 2009. 127 с.
22. Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс : [Пер. с англ.]. СПб. : Питер : Питер-пресс, 2017. 207 с.
23. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 276 с.
24. Лушина Е.А. Нравственность. Начальная школа, 2011. №8. С. 12.
25. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 2012. 213с.
26. Межличностные отношения от рождения до семи лет. М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 392с.
27. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2009. 290 с.
28. Моисеев А.И. Основы нравственности. М. : Просвещение, 2010. 74 с.
29. Образование [Электронный ресурс]: сайт.
URLhttp://www.grandars.ru/college/psihologiya/obrazovanie.html
30.Образовательные технологии [Электронный ресурс]: сайт. URL https://ru.wikipedia.org/wiki
31. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект)Миниярова В.М.- М.: Московский психол.-соц. инст.:Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.186 с.
32. Разумовская Л.И. Методика обучения нравственности в школе. М. :
Просвещение, 2010. 13 с.
33. Сандалова Н.Н, Формирование нравственных качеств младших школьников. Начальная школа, 2015. №6. С. 47-52.
34. Соловейчик М.С. Нравственное развитие в начальных классах. М. : Академия, 2012. 137 с.
35. Супрунова Л.Л, Педагогические технологии в инновационном образовании. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2011. 96 с.
36. Узнадзе Д.Н. Избранные педагогические сочинения в двух томах / под ред. А.И.Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. М.: «Педагогика», 2014. 41 с.
37. Ушинский К.Д. Методика обучения нравственных навыков. М.: Просвещение, 2010. 176 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 122357) [Электронный ресурс]
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. Начальная школа. М. : Просвещение, 2011. 35 с.
40. Фролова Л.А. Нравственное обучение для младших школьников. М. : Просвещение, 2009. 195 с.
41. Фролова Л.А. Нравственное обучение для младших школьников. М. : Просвещение, 2009. 195 с.
42. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 2012. 192 с.
43.Человек и ситуация: Уроки социальной психологии Л. Росс, Р Нисбетт. В.М. Сидоров. М.: Аспект Пресс, 2019. 401 с.
44.Чистякова Л.Н. Приёмы работы с нравственностью. М. : Просвещение, 2010. 124-125 с.
45.Шкуричева Н. А. Формирование межличностных отношений
первоклассников как условие успешности их адаптации в школе. М.
Академия, 2006. 208с.