Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная политика в структуре государственной политики в современной России

Работа №110709

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Личные права и свободы человека и гражданина: конституционно- правовое регулирование, гарантии, защита 8
1.1 Понятие, юридическая природа и особенности личных прав и свобод 8
1.2 Становление и развитие личных прав и свобод человека и гражданина. Современное конституционно-правовое регулирование личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 16
Глава 2 Понятие и формирование социальной политики в Российской Федерации 26
2.1 Определение социальной политики и подходы в ее реализации 26
2.2 Направления, функции и методы социальной политики в структуре государственной политики современной России 30
Глава 3 Основные проблемы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 39
3.1 Место механизма защиты социальных прав граждан в правовой системе и государственном устройстве Российской Федерации 39
3.2 Предложения по совершенствованию механизма защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 47
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 65

Актуальность темы исследования заключается в том, что проблемы защиты прав граждан на социальное обеспечение имеют важное значение для функционирования российского государства как социального. В законодательстве Российской Федерации, особенно в сфере социального обеспечения, происходят постоянные изменения, которые порождают сложности при применении его норм и положений. Некоторые нормы неоднозначны для понимания или противоречат друг другу, что подрывает социальную систему в российском государстве. Так как права человека и гражданина на социальное обеспечение являются основой социальной политики, которая является основным элементом функционирования нашего государства, без реализации социальной деятельности государственности может грозить опасность, исходящая как изнутри самого государства, так и от внешних угроз. Успех и эффективность разрешения вопросов социальной политики как в практической деятельности, так и на законодательном уровне обеспечивает развитие государства и поддержание его безопасности.
На сегодняшний день Российская Федерация является социальным государством, основным направлением политики которого является обеспечение достойного уровня жизни человека, а также его свободное развитие. В Российской Федерации каждый человек имеет право на труд, на охрану здоровья, на минимальный размер оплаты труда, на государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, на поддержку социально незащищенных слоев населения и на обеспечение иных социальных мер.
По сей день в России происходит формирование и развитие системы социальных служб, устанавливаются новые государственные пособия, обеспечиваются государственные пенсии, а также иные гарантии социальной защиты. Все это необходимо для обеспечения достойного уровня жизни человека как члена общества.
Социальная политика государства призвана создать равные и справедливые условия для развития каждой личности. Именно обеспечение всех указанных элементов позволяет реализовать социальные функции государства, а также запустить механизмы социальной политики и обеспечить её нормативное и организационное исполнение.
Социальная политика российского государства направлена на закрепление конституционных положений в сфере социального обеспечения граждан. Основным элементом социальной политики выступает именно социальное обеспечение, которое рассматривается в качестве многообразного комплексного института, функционирование которого обеспечивается при помощи распределения материальных благ для удовлетворения потребностей человека как члена общества.
При этом общественные отношения, возникающие в связи с использованием материальных благ, образуют собой предмет права социального обеспечения.
Гражданин Российской Федерации на сегодняшний день остается социально защищенным гражданином при этом его защищенность обеспечивается на достаточно высоком уровне. Это описывает Россию как одну из высокоразвитых стран в плане социального обеспечения граждан и соблюдения социальных прав.
Хоть и социальная система в Российской Федерации на сегодняшний день достаточно развита, все же существуют некоторые проблемы, обуславливающие актуальность темы дипломного исследования.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, которые возникают в связи с реализацией защиты прав граждан в области социального обеспечения.
Предметом исследования выступает нормы отечественного законодательства в сфере социального обеспечения граждан и защиты их прав.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение механизма защиты прав граждан в области социального обеспечения. В связи с этим полагаем, что в рамках данной работы, опираясь на поставленную цель, необходимо достигнуть следующих задач:
• раскрыть понятие и правовую природу социальных прав граждан и их защиты;
• охарактеризовать правовую базу защиты прав граждан в области социального обеспечения в России;
• изучить судебные формы защиты прав, проанализировать иные виды и формы защиты прав граждан в области социального обеспечения;
• обозначить место механизма защиты социальных прав граждан в правовой системе и механизме государства Российской Федерации;
• внести предложения по совершенствованию механизма защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
Методологическая основа темы исследования представлена общенаучными и частно-научными методами познания. Среди общенаучных методов познания выделяются логический и диалектический методы познания. К частно-научным методам познания относятся сравнительно-правовой метод, системно-структурный, формально-юридический и иные методы.
Теоретической основой исследования темы выпускной квалификационной работы послужили научные труды отечественных учёных, которые исследовали вопросы защиты прав граждан в области социального обеспечения.
Нормативной базой исследования послужили Всеобщая декларации прав человека, Конвенция о защите прав и основных свобод, Конституция Российской Федерации, а также федеральное законодательство и иные нормативно-правовые акты, устанавливающие социальные права и способы их защиты.
Степень разработанности. Проблемы защиты прав граждан в области социального обеспечения исследовались учёными как в советский период, так и исследуются по сей день. Отражение темы выпускной квалификационной работы мы можем найти в трудах Е.Е. Мачульской, М.С. Михайловой, Р.А. Позднер, М.П Рязанцевой, М.Б. Смоленского, Т.А. Сошниковой, С.В. Старцевой, М.Н. Степановой, Г.В. Сушеймановой, М.В. Филипповой, А.О. Хазиева, С.А. Шавель и других ученых.
Научная новизна. Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках данной выпускной квалификационной работы была сделана попытка комплексного изучения защиты прав граждан в области социального обеспечения, а также найдены проблемы реализации такой защиты и предложены некоторые решения проблем.
Практическая значимость работы заключается в том, что при рассмотрении проблем в сфере социальной политике в России, были выявлены проблемы законодательного определения объема права и сделаны предложения по решению этих проблем, что может быть использовано в последующих исследованиях, а также в правотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства.
Структуру выпускной квалификационной работы определяют предмет, объект, цель и задачи исследования. В содержание работы входят введение, три главы, включающие шесть параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе рассмотрения проблематики защиты прав граждан в области социального обеспечения был проанализирован большой перечень мнений ученых и правоприменителей, нормативно-правовых актов, которые позволили сделать самостоятельные выводы и вынести некоторые предложения по совершенствованию механизма социальной защиты.
Социальные права человека занимают одно из главенствующих мест в законодательной системе Российской Федерации.
Было отмечено, что социальное обеспечение обладает следующими функциями: политической, демографической, экономической, профилактической и реабилитационной. При этом реализация социальных прав невозможна без поддержки со стороны государства.
Было отмечено также, что социальное государство призвано не уравнять все социальные статусы, а обеспечить тот минимум, который необходим человеку для поддержания полноценной жизни. Ни одно из прав не должно быть преобладающим или, наоборот, иметь меньшее значение по сравнению с остальными. Отрицание социальных прав как разновидности субъективных прав нарушает принцип единства и системности всех прав человека. Поэтому социальные права являются разновидностью субъективных прав по своей сути.
Социальные права также проявляются и в таком явление как гуманизм, который является основой для построения современного российского государства. Однако связи с этим можно отметить, что российское государство до сих пор не пришло к окончательному завершению формирования системы социального обеспечения, а значит его механизм требует доработки как на внутригосударственном так и на международном уровне.
Несмотря на существующее теоретическое и практическое несовершенство, все же гражданин Российской Федерации на сегодняшний день остается социально защищенным, при этом его защищенность обеспечивается на достаточно высоком уровне, характеризуя Российскую Федерацию в качестве одной из высокоразвитых стран применительно к реализации социальной сферы жизни общества.
Среди нормативно-правовых актов, регулирующих защиту социальных прав в первую очередь необходимо отметить Конституцию РФ. Конституция РФ определяет саму суть социальных прав, устанавливает право на социальную защиту, а также провозглашает направления реализации такой социальной защиты.
Социальная защита населения помимо Конституции также обеспечивается Бюджетным и Гражданским кодексом Российской Федерации. Иные законодательные акты, а также Постановления Правительства РФ также относятся к актам, обеспечивающим социальные права человека.
Среди федеральных законов были отмечены следующие:
• Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который устанавливает прожиточный минимум для каждого гражданина, он, в свою очередь, исчисляется путём введения необходимого денежного довольствия для поддержания достойного уровня жизни человека;
• Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который является одним из основных федеральных законов, оказывающих социальную поддержку граждан и иные.
К настоящему времени сложился большой объем нормативно-правовых актов, которые регулируют сферу социальной защищенности граждан Российской Федерации. Если ещё в начале двухтысячных годов социальное обеспечение населения находилось на начальном уровне, то на сегодняшний день оно продвинулось далеко вперёд и каждый гражданин может быть уверен, что его жизнь будет защищена от негативных последствий путём социальной поддержки со стороны государства.
Что касается механизма защиты социальных прав, то судебная защита является самой распространённой формой защиты социальных прав граждан.
Если же гражданина не устраивает какое-либо решение, а также действие или, наоборот, бездействие органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, то он может обжаловать такие решения или действия в судебные органы.
Основаниями для обжалования могут стать такие ситуации, как неверное назначение каких-либо социальных выплат, некачественное оказание социальных услуг, отказ от предоставления социальных услуг, по иным основаниям, по которым гражданин может обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Особо подчеркнем, что на сегодняшний день необязательно соблюдать досудебный порядок урегулирования спора, как это было по ране действующему законодательству.
Также была отмечена важность решений Конституционного, Верховного и Европейского Суда по правам человека в сфере соблюдения социальных прав человека, так как они носят императивный характер и помогают корректировать и восполнять пробелы в действующем законодательстве.
В итоге можно отметить, что на сегодняшний день судебная защита социальных прав человека - это один из эффективных механизмов защиты прав граждан в социальной сфере.
Под внесудебными формами защиты социально-обеспечительных прав понимается установленная и урегулированная в самостоятельном порядке деятельность, которая направлена на восстановление нарушенных прав и которая осуществляется самим субъектом в одностороннем порядке либо по обоюдному соглашению со второй стороной.
Было отмечено, что процедуры самозащиты и защиты социальных прав при помощи общественных организаций, например, профессионального союза, несовершенны и не разработаны на сегодняшний день ввиду гораздо большей эффективности судебного способа защиты социальных прав.
Самозащита представляет собой любые действия лица, которое обладает субъективными правами, направленные на защиту такого права от его нарушения.
Также было отмечено, что механизм защиты прав человека со стороны общественных организаций недостаточно определён на сегодняшний день и довольно редко используется. Это связано с тем, что судебный порядок защиты социальных прав человека является наиболее эффективным, а норма, устанавливающая обязательную процедуру досудебного урегулирования спора, отсутствует. Поэтому гражданам предпочтительнее сразу обратиться в судебные органы за защитой нарушенных прав в сфере социального обеспечения. Следовательно, подчеркнем, что механизм самозащиты и защиты социальных прав со стороны организаций на сегодняшний день не совершенен.
Считаем, что повысить эффективность данных процедур поможет слаженная работа законодателя и органов, уполномоченных осуществлять контроль и разрешение споров, связанных с социальным обеспечением граждан. При этом также можно отметить, что разрешению данной проблемы будет способствовать расширение полномочий профессиональных союзов, в частности, по осуществлению контроля за соблюдением работодателями нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.
Социальные права нельзя назвать мнимыми или второстепенными. Хоть они и являются производными, все же они обеспечиваются и гарантируются наравне с гражданскими и политическими правами, ведь, как было показано, невозможно существование демократии, которая провозглашается российским государством, без осуществления социальных прав.
Социальные права являются особым стержнем всей системы прав человека. Также социальные права позволяют любому гражданину государства достойно существовать в обществе, способствовать его развитию и развитию государственности. В этой связи социальные права являются первичными в отношении иных прав человека. Социальные права находятся в тесной взаимосвязи между всеми элементами правовой системы российского государства, то есть существование социальных прав невозможно без существования гражданских и политических прав, и наоборот.
Рассматривая экономические проблемы России, мы указали, что экономика нашей страны представляется испытывающей определенного рода трудности. Это обуславливает то обстоятельство, что с каждым годом растёт количество граждан, которые находятся за черты прожиточного минимума, а пенсионеры не получают должную медицинскую помощь. В связи с этим российское общество недовольно государственной политикой в социальной сфере, особенно это обусловлено недавним повышением пенсионного возраста и введением новых налогов. Это служит основными предпосылками для внесения предложений по совершенствованию механизма защиты социальных прав.
Для того, чтобы повысить эффективность механизма социальной защиты населения необходимо выстраивать политику таким образом, чтобы выполнить следующие задачи:
• оптимизировать систему управления;
• улучшить кадровый потенциал органов управления;
• обеспечить надлежащий уровень квалификации специалистов, которые работают с населением;
• обеспечить взаимосвязь субъектов социальной защиты и распределить полномочия между ними;
• ввести социальную ответственность работодателей перед работниками, то есть мотивировать их к участию в разрешении социальных проблем;
• увеличить эффективность и качество работы органов социальной защиты при помощи улучшения условий труда;
• модернизировать информационное пространство и техническое оснащение системы социальной защиты населения.
Проанализировав статистику и мнения правоприменителей по поводу способов улучшения механизмов социальной защиты граждан, можно прийти к определенным выводам и выделить основные направления реализации социальной защиты, которые будут актуальны вплоть до 2030 года. Первое направление касается повышения эффективности социальной помощи посредством индивидуального подхода и внедрения современных технологий. Это может обеспечиваться модернизацией системы социальной поддержки, а также посредством изменения федерального законодательства и применения критерия индивидуальности.
Следующей мерой в рамках данного направления будет являться своевременное, качественное исполнение государственных полномочий в области социальной поддержки. Данная мера должна исполняться при помощи обеспечения нуждающихся граждан, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Такая поддержка должна обязательно гарантироваться и осуществляться со стороны государства и субъектом, где находится тот или иной гражданин, нуждающийся в оказании социальных услуг.
Также социальная политика должна быть направлена на повышение уровня и качества жизни маломобильных групп населения. Им должны быть доступны различные услуги и объекты, которые позволят осуществлять их жизнедеятельность наравне с иными гражданами.
Вторым направлением улучшения социальной политики государства является повышение качества и доступности предоставления социальных услуг нуждающимся категориям населения. В этой связи необходимо повысить качество услуг социального обслуживания, развивать различные методы социальной реабилитации, улучшать материально-техническую базу, систему социального обслуживания, привлекать волонтеров для разрешения социальных проблем населения.
Третьим направлением улучшения социальной политики является развитие активного диалога с гражданским обществом. Данное направление можно реализовать при помощи:
• установления индекса удовлетворённости населения качеством оказываемых услуг;
• проведением оценки качества работы учреждений социального обслуживания;
• повышением уровня взаимодействия со средствами массовой информации для детального разъяснения гражданам их социальных прав и гарантий, а также возможности их защиты;
• постоянной актуализации информации по поводу социальной защиты населения и механизмов защиты;
• укрепления социального партнёрства.
Можно прийти к выводу, что система социальной защиты Российской Федерации в данный период особо нуждается в модернизации и реструктуризации.
Авторитет со стороны собственных граждан государства и авторитет России на международной арене возможно достичь только путём удовлетворения социальных интересов российских граждан, так как развитие любого государства прямо зависит от уровня социальной защищенности населения.


1. Авдеев Д. А. Права человека в современной России: от конституционализации до реализации: научн. статья...канд. юрид. наук: 2010. 49 с.
2. Андриченко Л.В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. №9. С. 5 - 17.
3. Апелляционное определение Московского городского суда от 31 августа 2016 года по делу №33а-33922/2016. URL: https://base.garant.ru/143785017/ (дата обращения: 10.04.2021).
4. Афанасьева М.П. Равенство и равноправие как конституционно- правовые категории // Гражданское общество в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 11-14.
5. Бабай, А.Н., Тимошенко B.C. Роль общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России //Закон. 2016. № 11. С. 18-20.
6. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2007. 322 с.
7. Белик В. Н. Конституционные права личности и их защита: учебное пособие для вузов / В. Н. Белик. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. 158 с.
8. Бренёва М.О. Охрана здоровья и медицинская помощь как конституционное право граждан // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. № 2. С. 36-40.
9. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 05 апр.
10. Гараев И.Г. К вопросу о формах и способах защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений // Финансовое право. 2011. №9. С. 2-5.
11. Гончарова С.Г. Правовая защита человека как социальный инструмент становления и развития правового государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №8. С. 3-7.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32. Ст. 3301
13. Грачев В.С. Конституция Российской Федерации - основа элементов гражданского общества // Закон и право. 2019. № 2. С. 39-40.
14. Ефремов А.В. О правовых позициях конституционного правосудия в механизме защиты социальных прав граждан, уволенных с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2014. №9. С. 20-25.
15. Карташкин В.А. Права человека и принципы международного права в XXI веке: монография / В.А. Карташкин; Институт государства и права РАН. -М.: Норма: Инфра-М, 2019. 148 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ