Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Работа №62437

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению
этнолингвистической политики 10
§1. Теоретико-методологические подходы к изучению этноса и нации...10 §2. Теоретико-методологические подходы к изучению этнолингвистической политики 23
Глава II. Этнолингвистическая политика Российской Федерации (на примере регионов Приволжского федерального округа) 37
§1. Этнолингвистическая политика Российской Федерации: общая характеристика 37
§2. Этнолингвистическая политика Республики Татарстан 48
§3. Этнолингвистическая политика Республики Башкортостан 61
§4. Этнолингвистическая политика Самарской области 69
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложение

Актуальность. В современном мире происходит переосмысление роли языка и осознание его влияния на политическую жизнь общества.
В настоящее время в российском обществе язык приобретает значение важного социально-политического компонента и не может оставаться вне политического процесса. С ростом этнического самосознания усилилось стремление народов к возрождению своих языков, к сохранению самобытных культур.
В пределах этнической общности язык является средством сохранения и передачи его исторического опыта и традиций каждому последующему поколению, выполняет коммуникативную функцию между носителями языка, служит основой этнической идентичности.
Особое значение для этнических общностей имеет право сохранять и пользоваться родным языком. Судьба родного для этнической общности языка - это судьба самой этнической общности, ее жизни и развития или исчезновения.
Очень важно, чтобы язык не становился источником межэтнических конфликтов, а, наоборот, служил консолидации, лучшему взаимопониманию народов. Нередко этнические конфликты характеризуются значительным присутствием в них языкового элемента.
Именно поэтому на современном этапе важная роль отводится языковому регулированию, этнолингвистической политике, способствующей оптимизации межэтнических отношений, предотвращению этнолингвистических конфликтов и сохранению культурно-языкового многообразия.
Этнолингвистическая политика определяет статус определенного языка, то, как он будет использоваться в государстве, уделяет внимание языковой подготовке граждан, в соответствии с потребностями государства, закрепляет групповые и индивидуальные права граждан, связанные с изучением, использованием и защитой тех или иных языков, регулирует использование государственного языка.
Примером этнолингвистической политики многонационального государства, учитывая многоязычие, пестрый национальный состав, роль отдельных языков и их носителей в общественной жизни, является Российская Федерация. Полиэтничность российского общества закреплена в преамбуле Конституции РФ: «Мы - многонациональный народ России». Этническое самосознание и характер российских этнических групп формировался на протяжении веков, взаимодействуя с русским национальным характером и мировоззрением.
Сегодня научная общественность обеспокоена тем, что за последние десятилетия на планете с небывалой скоростью происходит исчезновение отдельных языков. Мировая практика показывает, что наиболее существенных результатов в деле сохранения и развития языков достигают те государства, в которых реализуется планомерная, продуманная, научно обоснованная языковая политика.
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Самарской области остро стоит вопрос об эффективности и результативности проводимой государственной этнолингвистической политики. Именно этнолингвистическая политика данных регионов исследуется в данной работе. Выбор субъектов обоснован их территориальной близостью и принадлежностью к Приволжскому федеральному округу.
Мониторинг этнолингвистической ситуации регионов крайне важен как для решения научных задач, так и для оптимизации межнациональных отношений, для предупреждения этнолингвистических конфликтов и формирования толерантного общества. Кроме того, данное исследование обусловлено актуализацией языкового фактора конфликтными ситуациями в преподавании родных (национальных) языков и школьных предметов этнокультурного содержания в ряде регионов страны.
Все это требует научного, профессионального изучения и анализа состояния и динамики развития этнолингвистической политики в конкретном регионе, определения ее перспектив с учетом современных социально-политических условий и новых методологических подходов к ее формированию и реализации.
Степень научной разработанности. Внимание к проблематике языка и языковым отношениям возрастает, и он занимает все более заметное место на всех уровнях политического анализа - от теоретического обобщения до прикладного исследования.
Научных трудов по теме диссертации довольно много, и они сложны по своей структуре. К важным лингвистическим исследованиям можно отнести работы В.фон Гумбольдта1, Домашнева А.И.
Интерес для исследования представляют работы, посвященные определению этнолингвистической политики, среди которых Алпатов В.М., А.Д. Швейцер и Никольский Л.Б. , Костомаров В.Г.
Вопросам теории и практики этнолингвистической политики в многонациональных обществах посвящены труды Дробижевой М.И. , Илишева И.Г.
Существует достаточно много исследований, посвященных этнолингвистическим процессам на постсоветском пространстве. Так, М.Н.
Губогло проводит анализ языковых конфликтов в СССР и на постсоветском пространстве. Постсоветский период развития языков в Российской Федерации рассматривает в своих исследованиях и H.M. Мухарямова .
Весомый вклад в исследование статуса языков этнических общностей внес М.Х. Фарукшин.
Необходимо отметить, что в своих работах исследователи преимущественно обращаются к какому-либо одному аспекту
этнолингвистической политики Российской Федерации: этнологическому (Мирский Э.А11., Исаев М.И. ) социолингвистическому (Алпатов В.М.), юридическому (Джафаркулиев М.А. , Пиголкин А.С. , Туманян ),
политическому (Тишков В.А. , Дьячков М.В. , Челышев Е.П. , Леонтьев
19 20 21 22
A. А. , Кушнир А. ) образовательному (Костомаров В.Г. , Сафонова В.В. , Арапов М.Н. 23, Миролюбов А. А.24).
Таким образом, этнолингвистическая политика Российской Федерации привлекает внимание многих ученых, и научный интерес к данной проблематике постоянно возрастает.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является этнолингвистическая политика современной России. Предмет исследования - особенности и проблемы реализации этнолингвистической политики России в современных условиях на примере этнолингвистической политики, реализуемой в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Самарской области.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является выявление специфики и определение перспектив этнолингвистической политики Российской Федерации. Для достижения поставленной цели определены следующие научные задачи:
1. Осуществить теоретический анализ понятия «этнолингвистическая политика»;
2. Сформулировать основные направления и содержание этнолингвистической политики;
3. Обосновать значимость этнолингвистической политики в современной России;
4. Определить перспективы развития языков этнических меньшинств в Российской Федерации и этнолингвистической политики в целом;
5. Изучить современную этнолингвистическую ситуацию в Российской Федерации на примере субъектов Приволжского федерального округа (Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Самарской области);
6. Выявить проблемы этнолингвистической политики в указанных регионах;
22 Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. 2014. №2. С. 123-133.
23 Арапов М.Н. Наш великий и могучий // Знамя. 2006. №2. С. 163-167.
24 Миролюбов А. А. Споры по основным вопросам российской методики // ИЯШ. 1993. №3. С.33-37.
7. Предложить пути решения данных проблем.
Методы исследования. При реализации поставленных задач автором использовались следующие методы исследования: анализ статистических данных применяется при изучении итогов Всероссийских переписей населения. Основным научным методом, применяемым для изучения этнолингвистической политики в отдельных регионах Российской Федерации, является метод «case¬study». Метод анализа документов используется при изучении Конституций и нормативно-правовой базы Российской Федерации, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Самарской области. Системный метод исследования позволяет рассматривать этнолингвистическую политику субъектов Приволжского федерального округа как неотъемлемую часть единой этнолингвистической политики Российской Федерации.
Научно-практическая значимость. В результате настоящей
диссертационной работы был дан анализ этнолингвистической политики
Российской Федерации на примере регионов Приволжского федерального округа, выявлены проблемы и даны рекомендации для дальнейшего развития. Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций для практической выработки управленческих решений в сфере этнолингвистической политики.
Новизна исследования. Определены основные компоненты этнолингвистической политики, выявлены сущностные особенности современной этнолингвистической ситуации в Российской Федерации на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Самарской области, определены перспективы развития этнолингвистической политики в полиэтническом социуме в современных условиях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Этнолингвистическая политика - это целенаправленное и сознательное воздействие государства на языки этнических групп. Данная политика определяет статус определенного языка, то, как он будет использоваться в государстве, уделяет внимание языковой подготовке граждан, в соответствии с потребностями государства, закрепляет групповые и индивидуальные права граждан, связанные с изучением, использованием и защитой тех или иных языков, регулирует использование государственного языка.
Сбалансированная этнолингвистическая политика позитивно влияет на формирование этнического и гражданского самосознания, способствует утверждению неконфликтных моделей поведения в обществе.
Этнолингвистическая политика в современной России имеет свои особенности. Многонациональность российского общества ставит перед государством сложную задачу выработки единой стратегии в сфере этнонациональной и этнолингвистической политики. Принципы этнолингвистической политики изложены в Законе «О языках народов Российской Федерации» и соответствующих законах республик - субъектов РФ. И устанавливают право народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.
Русский язык как государственный функционирует на всей территории российского государства, республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые действуют в пределах соответствующих республик. Задача государства заключается в том, как разумно сочетать эти языки, не сталкивая их между собой.
Как и любая многонациональная страна, Российская Федерация имеет свои проблемы в сфере национальных языков. В условиях всеобъемлющей глобализации и традиционного доминирования русского языка постепенно сокращается число языков народов Российской Федерации. И задача этнолингвистической политики государства защитить их, не допустить их полного исчезновения. Нужна систематическая поддержка средств массовой информации на национальных языках регионального и местного значения, этнических общественных организаций, мероприятий этнокультурной направленности и др.
Наличие государственности у языка какой-либо этнической группы является серьезным фактором его развития и сохранения, определенной гарантией живучести этого языка. Так, на примере Республики Татарстан и Республики Башкортостан можно наблюдать, как, несмотря на проблемы в этнолингвистической политике, им удалось замедлить сужение сферы функционирования национальных языков.
В не национальных регионах, в частности в Самарской области, этнолингвистическая политика реализуется посредством национальных объединений области и национально-культурных автономий. С целью их дальнейшего развития, необходимо сохранить существующую практику поддержки деятельности национально-культурных организаций, развивать сложившуюся систему общеобразовательных и воскресных школ, поощрять использование технологий этнокультурного воспитания и образования учреждениями среднего общего, среднего специального и высшего образования.
Чрезвычайно важным для сохранения, функционирования и развития национальных языков является их изучение и обучение на данных языках. Наличие этнокультурного компонента в образовании содействует всестороннему развитию личности, формирует интерес к другим культурам и языкам, повышает уровень гражданской зрелости учащихся, воспитывает понимание и уважение к другим культурам. Разрушаются негативные этнические стереотипы, снижается межэтническая напряженность. И наоборот, сокращение или отсутствие этнокультурного образования может привести к негативным последствиям, межэтническим конфликтам и социальному недовольству.
Чтобы этого не произошло, необходимо обеспечить сбалансированное функционирование этнических языков при сохранении статуса и объема преподавания русского языка и культуры как основных и объединяющих для граждан России. Следует обратить серьезное внимание на проблему реализации обучения на родном языке и получения на нем образования, сдачу экзаменов не только на русском языке.
Общей чертой развития этнолингвистической политики в рассмотренных регионах является наличие национальных средств массовой информации. В частности к ним относится издание этнически ориентированных газет на национальных языках, статей в областных журналах, теле- и радиопередач на региональных каналах, создание интернет-сайтов. В Татарстане, Башкортостане, Самарской области поддерживается деятельность национальных творческих коллективов, проводятся национальные праздники и фестивали культур, осуществляется научно-исследовательская деятельность, направленная на изучение региональной культуры и истории, осуществляются мониторинговые мероприятия и социологические исследования.
Необходимо обеспечить весь комплекс мер по сохранению тех языков, которые еще возможно сохранить, потому что даже самый малый язык - это неповторимый феномен многонациональной культуры Российской Федерации.



1. Закон РТ от 22 июля 2013 года №68-ЗРТ «Об образовании». URL: http://docs.cntd.ru/document/463304037 (дата обращения: 20.04.2017).
2. Закон РТ от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» Глава II. Статья 9. URL: http: //base. garant. ru/8102506/ (дата обращения: 20.04.2017).
3. Закон от 15 февраля 1999 года № 216-з «О языках народов Республики
Башкортостан». URL: http://docs.cntd.ru/document/935103425 (дата
обращения: 28.04.2017).
4. Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014.) «О языках народов
Российской Федерации». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 15524/ (дата обращения: 13.04.2017).
5. Конституция Республики Саха (Якутия). URL:
http://constitution. garant.ru/region/cons saha/chapter/3/ (дата обращения:
05.04.2017).
6. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. URL:
http://constitution. garant.ru/region/cons tatar/chapter/1/ (дата обращения:
18.04.2017).
7. Конституция Российской Федерации, статья 68, часть 1-2. URL: http: //www. constitution. ru/ (дата обращения: 03.04.2017).
8. Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" URL: http://base.garant.ru/11900262/ (дата обращения: 16.04.2017).
9. Постановление Правительства Самарской области от 24 декабря 2013 года № 803 Об утверждении государственной программы Самарской области
«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области (2014-2020 годы)». URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW256&n=56011&req= doc#0 (дата обращения: 02.05.2017).
10. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 36927/ (дата обращения: 06.04.2017).
11. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от
01.06.2005. №53-ФЗ. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 53749/ (дата обращения: 13.04.2017).
Монографии, учебники
1. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология / Р.Г. Абдулатипов. СПб.: Питер, 2004. 315 с.
2. Аюпова Л.Л. Языковая ситуация: социолингвистический аспект / Л.Л. Аюпова. Уфа: Восточный университет, 2000. 155 с.
3. Гаязов А.С. Поддержка и развитие языков народов Башкортостана как фактор устойчивого развития региона. Всероссийский семинар-совещание: «Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности». Сборник материалов. М.: НФ «Международных интеграционных технологий», 2015. 223 с.
4. Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации / М.Н. Губогло. М.: Школа, 1998. 816 с.
5. Гумбольдт В., фон. Характер языка и характер народа. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт. М.: Прогресс, 1985. 452 с.
6. Джафаркулиев М.А. Проблемы национального языка в судопроизводстве / М.А. Джафаркулиев. Баку: Азерб. гос. изд-во, 1989. 207 с.
7. Дэвис Г., Хэммонд Ф., Низамова Л.Р. Медиа, языковая политика и культурные изменения в Татарстане: исторические versus прагматические требования государственности / Г. Девис, Ф. Хэммонд, Л.Р. Низамова // Постсоветская культурная трансформация: медиа и этничность в Татарстане 1990 -х гг. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. 292 с.
8. Козлов В.И. Динамика численности народов: Методология исследования и основные факторы / В.И. Козлов. М.: Наука, 1969. 408 с.
9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / ред. коллегия: Л.А. Окуньков, М.Я. Булошников, Б.С. Крылов, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, А.Е. Постников. М.: Норма, 2002. 664 с.
10. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / под ред. Акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. 716 с.
11. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. Институт языкознания АН СССР. М.: Сов. энцикл., 1990. 682 с.
12. Межэтнические и конфессиональные отношения в Приволжском федеральном округе. Экспертный доклад / Степанов В.В., Амелин В.В., Бойко И.И. и др. под ред. Тишкова В.А. Москва - Ижевск - Оренбург: Университет, 2015. - 118 с.
13. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах России / под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. Москва: ИЭА РАН, 2016. 297 с.
14. Пивоев В.М. Этнос и нации: проблемы идентификации. / В.М. Пивоев. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. 109 с.
15. Пиголкин А.С. Теория государства и права / А.С. Пиголкин. М.: Городец, 2006. 613 с.
16. Сергеев С.А. Этнополитология: конспект лекций / С.А. Сергеев. Казань, 2014. 128 с.
17. Салагаев А.Л., Сергеев С.А., Лучшева Л.В. Новые проблемы и противоречия социокультурного развития Республики Татарстан / А.Л. Салагаев, С.А. Сергеев, Л.В. Лучшева. Казань: КНИТУ, 2011. 252 с.
18. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков М.; Наука, 2003. 544 с.
19. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности: учебник для вузов / В.А. Тишков, Ю.П. Шабаев. М.: Изд-во МГУ, 2011. 376 с.
20. Толстой Н.И., Толстая С.М. Славянская этнолингвистика / Н.И. Толстой, С.М. Толстая М.: Институт славяноведения РАН, 2013. 240 с.
21. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность / Ж.Т. Тощенко. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. 432 с.
22. Туманян Э.Г. Законы о языках и возможность их реализации: язык в контексте общественного развития / Э.Г. Туманян. М.: Наука, 1994. 345 с.
23. Фарукшин М.Х. Этнополитология. Учебник для студентов и аспирантов отделений и факультетов политологии / М.Х. Фарукшин. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. 280 с.
24. Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации, статья 70. Конституции зарубежных стран / М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2003. 301 с.
25. Шабаев Ю.П., Садохин А.П. Этнополитология / Ю.П. Шабаев, А.П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 319 с.
26. Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику / А.Д. Швейцер, Л.Б. Никольский. М.: Высшая школа, 1978, 215 с.
27. Smith A.D. Nations and History. Understanding Nationalism / A.D. Smith. Cambridge. U.K.: Polity Press, 2001. P. 19.
Статьи
1. Алпатов В.М. Что такое языковая политика? // Мир русского слова. 2003. №2. С. 20-24.
2. Алпатов В.М. Языковая политика в современном мире. // Научный диалог. 2013. - №5(17): Филология. С. 13.
3. Арапов М.Н. Наш великий и могучий // Знамя. 2006. №2. С. 163-167.
4. Ахиезер А. Культурные основы этнических конфликтов // Общественные науки и современность. 1994. №4. С. 121.
5. Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. 2006. №3. С. 5-8.
6. Гарипов Я.З. Языковое развитие полиэтнического региона // Социологические исследования. 2012. №4. С. 67-68.
7. Домашнев А.И. К проблеме языка объединения в Европе // Вопросы языкознания. 1994. №5. С.3-18.
8. Доровских Е. М. К вопросу о разграничении понятий «государственный язык» и «официальный язык» // Журнал российского права. 2007. №12 (132). С. 8.
9. Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе: этнополитика и современные практики в Российской Федерации // Мир России. 2001. №2. С. 167-180.
10. Дьячков М.В. О национально-территориальной, национально¬
государственной и национально-культурной автономии // Социологические исследования. 1993. №11. С. 100.
11. Дьячков М.В. Языковая политика в современной России // Социс. 1993. №9. С.99-102.
12. Дятленко П. Языковая политика и языковые реформы в государственно-национальном строительстве. Аналитический обзор // Социологическое обозрение. 2007. №3. С. 52-53.
13. Исаев М.И. Этнолингвистические проблемы в СССР и на постсоветском пространстве // Вопросы языкознания. 2002. №6. С.101-117.
14. Искужина Н.Г. Языковая ситуация в Республике Башкортостан на современном этапе // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16 (307). С 62.
15. Клюяшкина И.Н., Ерошкина Т.П. Духовное единство в условиях культурного многообразия (на примере народов, традиционно проживающих в Самарской области) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. № 1-5. С. 1210.
16. Костомаров В.Г. В диалоге современных культур // Народное образование. 1998. №5. С. 21-25.
17. Костомаров В.Г. Языковая политика в школе на пороге XXI века // Русская речь. 2000. №4. С. 39-44.
18. Кушнир А. Русский язык и национальная безопасность // Народное образование. 2001. №2. С.5-13.
19. Леонтьев А. А. Языковые права человека и межнациональные отношения // Мир психологии и психология в мире. 1995. №1. С.23-28.
20. Магомедханов М.М., Ибрагимов М.-Р.А. Языковое и этнокультурное многообразие народов: специфика Дагестана // Социологические исследования. 2009. №6. С. 45-46.
21. Миролюбов А. А. Споры по основным вопросам российской методики // ИЯШ. 1993. №3. С.33-37.
22. Мирский Э. А. Национальная идеология и язык // Высшее образование в России. 1999. №3. С. 105-109.
23. Мукомель В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики. // Мир России. Социология. Этнология. 2011. №1. С. 40.
24. Мухарямова JI.M. Российская Федерация: язык и политика в условиях постсоветского развития // Государственная служба, 2004. №2. С. 17-27.
25. Осипов А.Г. Концептуальные подходы к этнической политике и перспективы противодействия дискриминации // Вестник публичного права. 2003. №3. С. 4.
26. Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. 2014. №2. С. 123-133.
27. Туманян Э.Г. Понятие «языковая норма» с позиций социальной лингвистики // Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М.: Наука, 1994. №3. С.13.
28. Фарукшин М.Х. Предметное поле этнополитологии // Ученые записки Казанского университета. 2014. №1. Том 156. С. 237.
29. Фарукшин М.Х. Статус языков этнических меньшинств в Российской Федерации // Soviet and Post-Soviet Review. 2014. № 41. С. 6-7.
30. Фарукшин М.Х. Швейцарский федерализм и защита прав меньшинств // Ученые записки Казанского университета. 2005. №1. Том 147. С.83.
31. Фарукшин М.Х. Этническая идентичность: концепт и практика // Ученые записки Казанского университета. 2010. №1. Том 152. С. 248-249.
32. Челышев Е.П. Русский язык обретает государственную поддержку // Вестник РАН. 1997. С. 596-601.
33. Шепелёв А.Н. Роль языковой политики в современной России // Вестник ТГУ. 2015. Т. 20. Вып. 10. С. 168.
34. Шульгина Н.П., Бугаенко Н.П. Языковая политика как отражение ценностей многонационального общества // Известия ЮЗГУ. 2014. №2. С.8.
35. Fleiner Th. Switzerland: constitution of the federal state and the cantons // Federalism and Decentralization: Perspectives for the Transformation Process in the Eastern and Central Europe. - Hamburg: Lit, 2002. P. 34.
Электронные публикации
1. В Казани открывают школу для детей с татарскими фамилиями. URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/v-kazani-otkryvayut-shkolu-dlya-detey-s- tatarskimi-familiyami.html (дата обращения: 29.05.2017).
2. Владение языками населением многочисленных национальностей по
субъектам Российской Федерации URL:
http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04- 07.pdf (дата обращения: 18.04.2017).
3. Комментарий к статье 68 Конституции РФ. URL: http://constrf.ru/razdel- 1/glava-3/st-68-krf (дата обращения: 15.04.2017).
4. Концепция развития национального образования в Республике Татарстан на
2015-2030 годы Казань, 2015. URL:
https://edu.tatar.ru/upload/images/files/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86 %D0%B5%D0%BF%D 1%86%D0%B8%D 1 %8F%D0%B3%20%D 1%80%D0 %B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D 1%82%D0%B8%D 1%8F%20%D0%BD %D0%B0%202015-2030.pdf (дата обращения: 20.04.2017).
5. Нельзя допустить образования этнических анклавов в РФ. URL:
http: //www. rbc. ru/rbcfreenews/20131005153507. shtml (дата обращения:
20.03.2017).
6. Письмо Минобрнауки РФ от 10.10.2006 № 03-1978 "Об изучении башкирского языка детьми других национальностей" URL: http://docs.cntd.ru/document/902018849 (дата обращения: 30.04.2017).
7. Протокол встречи с представителями Общества русской культуры
Республики Татарстан 7.07.2011 г. № ИХ-12-215. URL:
http: //ruskultura. narod. ru/prot.htm (дата обращения: 22/04/2017).
8. Результаты ЕГЭ по русскому и математике по сравнению с прошлым годом улучшились.
URL: http: //www. e ge. edu. ru/ru/news/News/? id 4=22336&q=%D 1 %82%D0%B0 %D 1%82%D0%B0%D 1%80%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%BD+%D 1 %80 %D0%B5%D0%B7%D 1%83%D0%BB%D 1 %8C%D 1%82%D0%B0%D 1%82 %D 1 %8B+%D 1%80%D 1%83%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9 +%D 1 %8F%D0%B7%D 1 %8B%D0%BA&match=0 (дата обращения:
21.04.2017).
9. UNESCO. Atlas of the World's Languages in Danger. URL: http://www.unesco.org/languages-atlas/index.php (дата обращения: 16.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ