ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 11
1.1 Особенности развития интеллектуальной готовности к школе детей
6-7 лет с задержкой психического развития 11
1.2 Психолого-педагогические условия и современные технологии
развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 33
2.1 Выявление уровня развития интеллектуальной готовности к школе
детей 6-7 лет с задержкой психического развития 33
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития
интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 43
2.3 Определение динамики уровня развития интеллектуальной
готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 54
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 11
1.1 Особенности развития интеллектуальной готовности к школе детей
6-7 лет с задержкой психического развития 11
1.2 Психолого-педагогические условия и современные технологии
развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 33
2.1 Выявление уровня развития интеллектуальной готовности к школе
детей 6-7 лет с задержкой психического развития 33
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития
интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 43
2.3 Определение динамики уровня развития интеллектуальной
готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 54
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что перед педагогическим коллективом остро встает задача дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательной деятельности с детьми 6¬7 лет, подготовки их к школьному обучению. Для эффективного решения поставленной задачи педагогическому коллективу необходимо умение определять уровень психического развития детей, своевременно выявлять его отклонения и на их основании планировать коррекционную работу.
Проблема готовности детей к обучению в школе была актуальна всегда. В наше время значимость проблемы обуславливается многочисленными условиями. Исследования современных педагогов и психологов показывают, что 30-40% выпускников детского сада не готовы к обучению в школе. По данным многочисленных исследований Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, У.В. Ульенковой, ребенок с задержкой психического развития программу, предусмотренную в начальной школе, усваивает не в полном объеме. К 6 годам у детей с задержкой психического развития обнаруживается несформированность компонента интеллектуальной готовности, а именно развитости восприятия, памяти, внимания и воображения, речевой и мыслительной готовности.
Проблемой диагностики и коррекции интеллектуальной готовности к школе занимались такие педагоги и психологи как: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, А. Керн, А.Р. Лурия, М.С. Пчелина, Е.Н. Ращикулина, Е.О. Смирнова и др.
Авторы раскрывают не только обзор требуемых знаний, навыков и умений ребенка при поступлении в школу, но и рассматриваются методики определения готовности ребенка к обучению, а также способы и методы коррекции недостатков и рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития и их родителями.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы выяснили, что для поступления ребенка с задержкой психического развития в школу и результативного дальнейшего обучения, необходимо развивать у него интеллектуальную готовность к школе. При поддержке педагогов и своевременной коррекции задержки психического развития, дети могут обучаться в массовых классах общеобразовательных учреждений.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить противоречия:
- между социальным заказом общества на развитие интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и существующим традиционным подходом в дошкольных организациях для достижения данного результата;
- между необходимостью развития интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы с детьми в дошкольных организациях;
- между наличием программ по развитию интеллектуальной готовности к школе у детей с нормой и недостаточной методической обеспеченностью данного процесса для работы с детьми с задержкой психического развития.
Поэтому проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Отталкиваясь от актуальности нашего исследования, нами была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
- определены показатели развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития - уровень развития произвольного внимания, мыслительных операций; произвольной памяти; воображения; речи (словарного запаса);
- организован комплекс псхокоррекционных занятий с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), направленный на развитие показателей интеллектуальной готовности;
- обеспечена подготовка субъектов образовательной организации к развитию интеллектуальной готовности детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
2) выявить уровень развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
3) разработать и апробировать психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
4) определить эффективность психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая основа исследования:
- положения общей концепции становления личности ребенка с задержкой психического развития, обоснованные в трудах отечественных ученых (Н.Л. Белопольская, Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович);
- положения личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с ребенком (Н.И. Непомнящая, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова);
- исследования интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер);
- исследования психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе у детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, В.С. Мухина, М.С. Певзнер).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
- эмпирические (наблюдение, беседы с детьми, тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В эксперименте принимали участие 12 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Организация и этапы исследования.
Исследования проводились в три этапа в период с 2017 - 2019 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2017 - 2018 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определение показателей и уровней интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
Второй этап - экспериментальный (2017-2019 гг.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Также был проведен контрольный этап эксперимента.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2019 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития в созданных психолого-педагогических условиях; определен комплекс диагностических методик по выявлению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития уровня интеллектуальной готовности к школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития, определены психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике педагогами-психологами дошкольных организаций апробированных материалов по диагностике интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития; комплекса псхокоррекционных занятий с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития, направленного на развитие показателей интеллектуальной готовности.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения специальной психологии и коррекционной педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования систематически докладывались, и обсуждались в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ, на научно-практических конференциях различного уровня (всероссийских, региональных, городских). Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интеллектуальная готовность к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития - это оптимальный уровень сформированности познавательной деятельности, психических процессов: способность ребенка наблюдать, находить взаимосвязи, классифицировать, сравнивать предметы, воспроизводить образ, произвольность и концентрация внимания, опосредованное запоминание, достаточный для возраста объем словарного запаса.
2. Дети 6-7 лет с задержкой психического развития характеризуются следующими особенностями интеллектуальной готовности к школе: низкой произвольностью и концентрацией внимания (дети часто отвлекаются, им трудно сосредоточиться); недостаточным объемом произвольной, опосредованной памяти; недостаточным уровнем развития мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; преобладанием низкого уровня оригинальности воображения; бедностью словарного запаса.
3. Развитие у детей 6-7 с задержкой психического развития интеллектуальной готовности к школе обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: определены показатели развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития - уровень развития произвольного внимания, мыслительных операций; произвольной памяти; воображения; речи (словарного запаса); проведены групповые психокоррекционные занятия с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития, направленные на развитие показателей интеллектуальной готовности; обеспечена подготовка субъектов образовательной организации к развитию интеллектуальной готовности детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
4. Показатели развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития: 1. уровень развития произвольного внимания; 2. уровень развития мыслительных операций; 3. уровень развития произвольной памяти; 4. уровень развития воображения; 5. уровень развития словарного запаса.
Структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), 3 приложений. Текст иллюстрирован 2 рисунками, 21 таблицей.
Проблема готовности детей к обучению в школе была актуальна всегда. В наше время значимость проблемы обуславливается многочисленными условиями. Исследования современных педагогов и психологов показывают, что 30-40% выпускников детского сада не готовы к обучению в школе. По данным многочисленных исследований Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, У.В. Ульенковой, ребенок с задержкой психического развития программу, предусмотренную в начальной школе, усваивает не в полном объеме. К 6 годам у детей с задержкой психического развития обнаруживается несформированность компонента интеллектуальной готовности, а именно развитости восприятия, памяти, внимания и воображения, речевой и мыслительной готовности.
Проблемой диагностики и коррекции интеллектуальной готовности к школе занимались такие педагоги и психологи как: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, А. Керн, А.Р. Лурия, М.С. Пчелина, Е.Н. Ращикулина, Е.О. Смирнова и др.
Авторы раскрывают не только обзор требуемых знаний, навыков и умений ребенка при поступлении в школу, но и рассматриваются методики определения готовности ребенка к обучению, а также способы и методы коррекции недостатков и рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития и их родителями.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы выяснили, что для поступления ребенка с задержкой психического развития в школу и результативного дальнейшего обучения, необходимо развивать у него интеллектуальную готовность к школе. При поддержке педагогов и своевременной коррекции задержки психического развития, дети могут обучаться в массовых классах общеобразовательных учреждений.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить противоречия:
- между социальным заказом общества на развитие интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и существующим традиционным подходом в дошкольных организациях для достижения данного результата;
- между необходимостью развития интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы с детьми в дошкольных организациях;
- между наличием программ по развитию интеллектуальной готовности к школе у детей с нормой и недостаточной методической обеспеченностью данного процесса для работы с детьми с задержкой психического развития.
Поэтому проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Отталкиваясь от актуальности нашего исследования, нами была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
- определены показатели развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития - уровень развития произвольного внимания, мыслительных операций; произвольной памяти; воображения; речи (словарного запаса);
- организован комплекс псхокоррекционных занятий с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), направленный на развитие показателей интеллектуальной готовности;
- обеспечена подготовка субъектов образовательной организации к развитию интеллектуальной готовности детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
2) выявить уровень развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
3) разработать и апробировать психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
4) определить эффективность психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая основа исследования:
- положения общей концепции становления личности ребенка с задержкой психического развития, обоснованные в трудах отечественных ученых (Н.Л. Белопольская, Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович);
- положения личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с ребенком (Н.И. Непомнящая, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова);
- исследования интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер);
- исследования психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе у детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, В.С. Мухина, М.С. Певзнер).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
- эмпирические (наблюдение, беседы с детьми, тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В эксперименте принимали участие 12 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Организация и этапы исследования.
Исследования проводились в три этапа в период с 2017 - 2019 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2017 - 2018 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определение показателей и уровней интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
Второй этап - экспериментальный (2017-2019 гг.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Также был проведен контрольный этап эксперимента.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2019 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития в созданных психолого-педагогических условиях; определен комплекс диагностических методик по выявлению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития уровня интеллектуальной готовности к школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития, определены психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике педагогами-психологами дошкольных организаций апробированных материалов по диагностике интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития; комплекса псхокоррекционных занятий с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития, направленного на развитие показателей интеллектуальной готовности.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения специальной психологии и коррекционной педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования систематически докладывались, и обсуждались в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ, на научно-практических конференциях различного уровня (всероссийских, региональных, городских). Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интеллектуальная готовность к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития - это оптимальный уровень сформированности познавательной деятельности, психических процессов: способность ребенка наблюдать, находить взаимосвязи, классифицировать, сравнивать предметы, воспроизводить образ, произвольность и концентрация внимания, опосредованное запоминание, достаточный для возраста объем словарного запаса.
2. Дети 6-7 лет с задержкой психического развития характеризуются следующими особенностями интеллектуальной готовности к школе: низкой произвольностью и концентрацией внимания (дети часто отвлекаются, им трудно сосредоточиться); недостаточным объемом произвольной, опосредованной памяти; недостаточным уровнем развития мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; преобладанием низкого уровня оригинальности воображения; бедностью словарного запаса.
3. Развитие у детей 6-7 с задержкой психического развития интеллектуальной готовности к школе обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: определены показатели развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития - уровень развития произвольного внимания, мыслительных операций; произвольной памяти; воображения; речи (словарного запаса); проведены групповые психокоррекционные занятия с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития, направленные на развитие показателей интеллектуальной готовности; обеспечена подготовка субъектов образовательной организации к развитию интеллектуальной готовности детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
4. Показатели развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития: 1. уровень развития произвольного внимания; 2. уровень развития мыслительных операций; 3. уровень развития произвольной памяти; 4. уровень развития воображения; 5. уровень развития словарного запаса.
Структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), 3 приложений. Текст иллюстрирован 2 рисунками, 21 таблицей.
В результате теоретического исследования было выявлено, что проблема изучения психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР является актуальной. Нами были изучены различные подходы к определению понятия «интеллектуальная готовность». В нашем исследовании интеллектуальная готовность рассматривается как «соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов, а именно: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь. Характеристикой интеллектуальной (умственной) готовности детей к школьному обучению - является умение будущего ученика к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация.
У ребенка с задержкой психического развития сформированность компонентов интеллектуальной готовности, а именно развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, речевой и познавательной готовности значительно ниже, чем у ребенка с нормативным развитием.
На констатирующем этапе для выявления уровня развития интеллектуальной готовности к школе, нами была проведена диагностика. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР. Высокий уровень развития интеллектуальной готовности к школе условно выявлен у 2 детей, что составило 15%. Средний уровень развития интеллектуальной готовности к школе выявлен у 4 детей, что составило 35%. Низкий уровень развития интеллектуальной готовности к школе у 6 детей, что составило 50%.
В процессе формирующего эксперимента мы реализовывали психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР, а именно:
- определены показатели развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития - уровень развития произвольного внимания, мыслительных операций; памяти; воображения; речи (словарного запаса);
- организован комплекс псхокоррекционных занятий с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), направленный на развитие показателей интеллектуальной готовности;
- обеспечена подготовка субъектов образовательной организации к развитию интеллектуальной готовности детей 6-7 лет с задержкой психического развития: проведены семинары для родителей, посвященные особенностям детей с задержкой психического развития и формирующие представление о методах развития интеллектуальной готовности; организованно психопросвещение воспитателей ДОУ в вопросах интеллектуального развития детей 6-7 лет с ЗПР.
На этапе контрольного эксперимента после проведенной нами работы по развитию интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР у детей произошли качественные изменения. Количество детей с высоким уровнем развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР увеличилось на 20%. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 15%. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 35%.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
У ребенка с задержкой психического развития сформированность компонентов интеллектуальной готовности, а именно развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, речевой и познавательной готовности значительно ниже, чем у ребенка с нормативным развитием.
На констатирующем этапе для выявления уровня развития интеллектуальной готовности к школе, нами была проведена диагностика. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР. Высокий уровень развития интеллектуальной готовности к школе условно выявлен у 2 детей, что составило 15%. Средний уровень развития интеллектуальной готовности к школе выявлен у 4 детей, что составило 35%. Низкий уровень развития интеллектуальной готовности к школе у 6 детей, что составило 50%.
В процессе формирующего эксперимента мы реализовывали психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР, а именно:
- определены показатели развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития - уровень развития произвольного внимания, мыслительных операций; памяти; воображения; речи (словарного запаса);
- организован комплекс псхокоррекционных занятий с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), направленный на развитие показателей интеллектуальной готовности;
- обеспечена подготовка субъектов образовательной организации к развитию интеллектуальной готовности детей 6-7 лет с задержкой психического развития: проведены семинары для родителей, посвященные особенностям детей с задержкой психического развития и формирующие представление о методах развития интеллектуальной готовности; организованно психопросвещение воспитателей ДОУ в вопросах интеллектуального развития детей 6-7 лет с ЗПР.
На этапе контрольного эксперимента после проведенной нами работы по развитию интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР у детей произошли качественные изменения. Количество детей с высоким уровнем развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР увеличилось на 20%. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 15%. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 35%.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.



