Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ

Работа №110499

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6
лет представлений о комнатных растениях 8
1.2 Характеристика наблюдений как средства формирования у
детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях 12
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений 16
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о комнатных растениях 16
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений. 31
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6
лет представлений о комнатных растениях 39
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 54
Приложение Б Паспорт комнатных растений 55


Растительный мир является одним из главных элементов, составляющих нашу планету. В век современной науки, культуры и технического прогресса, все вопросы, связанные с охраной и защитой природы и ее ресурсов, тесно взаимосвязаны.
Вопросам эстетики растительного мира уделяется особое внимание, особенно комнатным растениям. Широка среда произрастания комнатных растений: пустыни и тропики, горные леса и альпийские луга.
В наше время люди научились «искусственно» создавать среду для комнатных растений, пригодную для процветания. Таким образом, для формирования экологических понятий у дошкольников актуально использование комнатных растений. Мир комнатных растений безграничен и разнообразен. Некоторые из них являются лекарственными, другие ядовитыми.
Данные факты необходимо использовать в процессе ознакомления дошкольников с ролью растений в жизни человека и животных.
Ещё Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг подчеркивали педагогическую ценность воспитания ребенка средствами природы. Так, при общении с растениями обогащается кругозор детей. Вместе с этим происходит развитие интереса детей к природному миру, расширяется словарный запас, любознательность и наблюдательность.
Детский сад является базовой начальной ступенью образования. Именно в этот период происходит формирование представлений и понятий детей, который обеспечивает его успешное умственное развитие.
Дошкольники в процессе ознакомления с миром комнатных растений могут наглядно понять тесную взаимосвязь растений и окружающей среды. У детей формируется эстетический вкус в процессе восприятия красок и запахов, разнообразия форм в процессе понимания и оценивания красоты природы.
С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений - необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
Теоретический анализ проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях и недостаточным использованием потенциала наблюдений в работе с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности наблюдений в формировании у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Предмет исследования: наблюдения, как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений будет возможен, если:
- отобраны комнатные растения для наблюдений в соответствии с критериями отбора;
- разработано и включено содержание наблюдений за комнатными растениями в совместную деятельность педагога и детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова);
- национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеев, С.А. Степанов, Б. Шарье);
- теория развития познавательной деятельности (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности использования наблюдений в формировании у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 52 «Золотой улей». В исследовании приняли 26 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (24 источника), 2 приложения. Работа иллюстрирована 24 рисунками и 1 таблицей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Экологическое образование детей дошкольного возраста основано на экологическом подходе, при котором образовательный процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Цель экологического образования дошкольников: становление у них практически-деятельностного, эмоционально-нравственного, научно-познавательного отношения к природе.
Многие авторы занимались разработкой трудов, касающихся методики ознакомления дошкольников с природой. Это С.А. Веретенникова, Э.И. Залкинд, Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, В.И. Логинова.
В ходе проведения констатирующего эксперимента, были определены критерии, показатели, уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях, проведены диагностические задания.
Обобщенные результаты диагностирования на констатирующем этапе показали, что у большинства детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе средний и низкий уровень сформированности представлений о комнатных растениях. Данный факт предполагает большие резервы для более интенсивной работы в данном направлении.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание и организовать работу по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
Мы предположили, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений будет возможен, если:
- отобраны комнатные растения для наблюдений в соответствии с критериями отбора;
- разработано и включено содержание наблюдений за комнатными растениями в совместную деятельность педагога и детей.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Было выявлено, что в экспериментальной группе низким уровнем сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях обладает 0% детей, средним 38%, высоким уровнем 62%.
В контрольной группе выявлено, что 8% детей обладает низким уровнем, у 46% детей был выявлен средний уровень и у 46% выявлен высокий уровень.
Это подтвердили результаты, полученные на этапе контрольного среза. Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда и ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
2. Алексеев С. В. Формирование системы экологических знаний на разных этапах непрерывного образования // Экология и культура. Красноярск, 1991. С. 42-44.
3. Бобышева Л. А., Дупленко О. М. О программах экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. № 2. 2008.
4. Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования. // Педагогика. 2007. № 6.
5. Веретникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М. 2004. 252 с.
6. Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное воспитание. № 5.1981.
7. Выготский Л. С. Развитие эмоционального поведения //
Педагогическая психология. М. 1991.
8. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 128 с.
9. Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. М. : Время,. 2017. 2 т. 130 с.
10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
11. Деряба С. Д., Левин В А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону. : Феникс, 2006. 480 с.
12. Дуброва В. Обучение старших дошкольников уходу за комнатными растениями. // Дошкольное воспитание. 2005. № 9. с. 47.
13. Захаревич Л. Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. кан.пед. наук. М. 1970. 21 с.
14. Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание. № 7. 2003.
15. Каменский П. П. Труды по истории изобразительного искусства: художественная критика. Санкт-Петербург. БАН, 2017. 215 с.
16. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М. : Просвещение, 2004. с. 128.
17. Николаева С. Н., Лункевич Н. В. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2008. 621 с.
18. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : словарь. М. : Мир и Образование., 2015. 736 с.
19. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003. 211 с.
20. Прус Я. И. Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Мозырь : ООО ИД Белый Ветер, 2015. 94 с.
21. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов: учеб. пособие для вузов. М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. 347 с.
23. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2005. 104 с.
24. Филоненко Е. Воспитание ребенка от 3 до 6 лет: перезагрузка. Ростов-на Дону : Феникс, 2015. 300 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ