ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6
лет представлений о комнатных растениях 8
1.2 Характеристика наблюдений как средства формирования у
детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях 12
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений 16
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о комнатных растениях 16
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений. 31
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6
лет представлений о комнатных растениях 39
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 54
Приложение Б Паспорт комнатных растений 55
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6
лет представлений о комнатных растениях 8
1.2 Характеристика наблюдений как средства формирования у
детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях 12
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений 16
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о комнатных растениях 16
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений. 31
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6
лет представлений о комнатных растениях 39
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 54
Приложение Б Паспорт комнатных растений 55
Растительный мир является одним из главных элементов, составляющих нашу планету. В век современной науки, культуры и технического прогресса, все вопросы, связанные с охраной и защитой природы и ее ресурсов, тесно взаимосвязаны.
Вопросам эстетики растительного мира уделяется особое внимание, особенно комнатным растениям. Широка среда произрастания комнатных растений: пустыни и тропики, горные леса и альпийские луга.
В наше время люди научились «искусственно» создавать среду для комнатных растений, пригодную для процветания. Таким образом, для формирования экологических понятий у дошкольников актуально использование комнатных растений. Мир комнатных растений безграничен и разнообразен. Некоторые из них являются лекарственными, другие ядовитыми.
Данные факты необходимо использовать в процессе ознакомления дошкольников с ролью растений в жизни человека и животных.
Ещё Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг подчеркивали педагогическую ценность воспитания ребенка средствами природы. Так, при общении с растениями обогащается кругозор детей. Вместе с этим происходит развитие интереса детей к природному миру, расширяется словарный запас, любознательность и наблюдательность.
Детский сад является базовой начальной ступенью образования. Именно в этот период происходит формирование представлений и понятий детей, который обеспечивает его успешное умственное развитие.
Дошкольники в процессе ознакомления с миром комнатных растений могут наглядно понять тесную взаимосвязь растений и окружающей среды. У детей формируется эстетический вкус в процессе восприятия красок и запахов, разнообразия форм в процессе понимания и оценивания красоты природы.
С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений - необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
Теоретический анализ проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях и недостаточным использованием потенциала наблюдений в работе с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности наблюдений в формировании у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Предмет исследования: наблюдения, как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений будет возможен, если:
- отобраны комнатные растения для наблюдений в соответствии с критериями отбора;
- разработано и включено содержание наблюдений за комнатными растениями в совместную деятельность педагога и детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова);
- национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеев, С.А. Степанов, Б. Шарье);
- теория развития познавательной деятельности (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности использования наблюдений в формировании у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 52 «Золотой улей». В исследовании приняли 26 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (24 источника), 2 приложения. Работа иллюстрирована 24 рисунками и 1 таблицей.
Вопросам эстетики растительного мира уделяется особое внимание, особенно комнатным растениям. Широка среда произрастания комнатных растений: пустыни и тропики, горные леса и альпийские луга.
В наше время люди научились «искусственно» создавать среду для комнатных растений, пригодную для процветания. Таким образом, для формирования экологических понятий у дошкольников актуально использование комнатных растений. Мир комнатных растений безграничен и разнообразен. Некоторые из них являются лекарственными, другие ядовитыми.
Данные факты необходимо использовать в процессе ознакомления дошкольников с ролью растений в жизни человека и животных.
Ещё Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг подчеркивали педагогическую ценность воспитания ребенка средствами природы. Так, при общении с растениями обогащается кругозор детей. Вместе с этим происходит развитие интереса детей к природному миру, расширяется словарный запас, любознательность и наблюдательность.
Детский сад является базовой начальной ступенью образования. Именно в этот период происходит формирование представлений и понятий детей, который обеспечивает его успешное умственное развитие.
Дошкольники в процессе ознакомления с миром комнатных растений могут наглядно понять тесную взаимосвязь растений и окружающей среды. У детей формируется эстетический вкус в процессе восприятия красок и запахов, разнообразия форм в процессе понимания и оценивания красоты природы.
С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений - необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
Теоретический анализ проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях и недостаточным использованием потенциала наблюдений в работе с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности наблюдений в формировании у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Предмет исследования: наблюдения, как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений будет возможен, если:
- отобраны комнатные растения для наблюдений в соответствии с критериями отбора;
- разработано и включено содержание наблюдений за комнатными растениями в совместную деятельность педагога и детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова);
- национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеев, С.А. Степанов, Б. Шарье);
- теория развития познавательной деятельности (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности использования наблюдений в формировании у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 52 «Золотой улей». В исследовании приняли 26 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (24 источника), 2 приложения. Работа иллюстрирована 24 рисунками и 1 таблицей.
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Экологическое образование детей дошкольного возраста основано на экологическом подходе, при котором образовательный процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Цель экологического образования дошкольников: становление у них практически-деятельностного, эмоционально-нравственного, научно-познавательного отношения к природе.
Многие авторы занимались разработкой трудов, касающихся методики ознакомления дошкольников с природой. Это С.А. Веретенникова, Э.И. Залкинд, Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, В.И. Логинова.
В ходе проведения констатирующего эксперимента, были определены критерии, показатели, уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях, проведены диагностические задания.
Обобщенные результаты диагностирования на констатирующем этапе показали, что у большинства детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе средний и низкий уровень сформированности представлений о комнатных растениях. Данный факт предполагает большие резервы для более интенсивной работы в данном направлении.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание и организовать работу по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
Мы предположили, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений будет возможен, если:
- отобраны комнатные растения для наблюдений в соответствии с критериями отбора;
- разработано и включено содержание наблюдений за комнатными растениями в совместную деятельность педагога и детей.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Было выявлено, что в экспериментальной группе низким уровнем сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях обладает 0% детей, средним 38%, высоким уровнем 62%.
В контрольной группе выявлено, что 8% детей обладает низким уровнем, у 46% детей был выявлен средний уровень и у 46% выявлен высокий уровень.
Это подтвердили результаты, полученные на этапе контрольного среза. Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
Экологическое образование детей дошкольного возраста основано на экологическом подходе, при котором образовательный процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Цель экологического образования дошкольников: становление у них практически-деятельностного, эмоционально-нравственного, научно-познавательного отношения к природе.
Многие авторы занимались разработкой трудов, касающихся методики ознакомления дошкольников с природой. Это С.А. Веретенникова, Э.И. Залкинд, Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, В.И. Логинова.
В ходе проведения констатирующего эксперимента, были определены критерии, показатели, уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях, проведены диагностические задания.
Обобщенные результаты диагностирования на констатирующем этапе показали, что у большинства детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе средний и низкий уровень сформированности представлений о комнатных растениях. Данный факт предполагает большие резервы для более интенсивной работы в данном направлении.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание и организовать работу по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений.
Мы предположили, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений будет возможен, если:
- отобраны комнатные растения для наблюдений в соответствии с критериями отбора;
- разработано и включено содержание наблюдений за комнатными растениями в совместную деятельность педагога и детей.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях.
Было выявлено, что в экспериментальной группе низким уровнем сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях обладает 0% детей, средним 38%, высоким уровнем 62%.
В контрольной группе выявлено, что 8% детей обладает низким уровнем, у 46% детей был выявлен средний уровень и у 46% выявлен высокий уровень.
Это подтвердили результаты, полученные на этапе контрольного среза. Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ РАСПОЗНАЮЩИХ НАБЛЮДЕНИЙ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Формирование представлений о комнатных растениях у детей 5-6 лет посредством наблюдений
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование ценностного отношения к природе у детей 5-6 лет в процессе
слушания музыкальных произведений
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-СМЫСЛОВЫХ КОНТЕКСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ
ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологического мировоззрения дошкольников посредством использования интерактивных методов
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



