Правовое регулирование договора поставки для государственных нужд
|
Введение 3
Глава 1 Договор поставки товаров для государственных нужд 9
История возникновения и развития договора поставки товаров для государственных нужд в России 9
1.2 Понятие и стороны договора поставки товаров для
государственных нужд 17
1.3 Содержание и правовая природа договора поставки
товаров для государственных нужд 28
Глава 2 Заключение и исполнение договора поставки товаров для государственных нужд 33
2.1 Правовое регулирование заключения и исполнения договора поставки товаров для государственных нужд 33
2.2 Ответственность сторон за неисполнение обязательств по договору поставки товаров для государственных нужд 46
Глава 3 Расторжение договора поставки товаров для
государственных нужд 52
3.1 Порядок расторжения договора поставки товаров для
государственных нужд 52
3.2 Некоторые особенности расторжения договора поставки
товаров для государственных нужд заказчиком 57
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 70
Глава 1 Договор поставки товаров для государственных нужд 9
История возникновения и развития договора поставки товаров для государственных нужд в России 9
1.2 Понятие и стороны договора поставки товаров для
государственных нужд 17
1.3 Содержание и правовая природа договора поставки
товаров для государственных нужд 28
Глава 2 Заключение и исполнение договора поставки товаров для государственных нужд 33
2.1 Правовое регулирование заключения и исполнения договора поставки товаров для государственных нужд 33
2.2 Ответственность сторон за неисполнение обязательств по договору поставки товаров для государственных нужд 46
Глава 3 Расторжение договора поставки товаров для
государственных нужд 52
3.1 Порядок расторжения договора поставки товаров для
государственных нужд 52
3.2 Некоторые особенности расторжения договора поставки
товаров для государственных нужд заказчиком 57
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 70
Значение договора поставки товаров для государственных нужд для экономики Российской федерации крайне велико, поскольку с его помощью удовлетворяются публичные потребности в товарах - договоры на поставку товаров для государственных нужд и связанные с ними государственные контракты играют роль инструмента, с помощью которого государство выполняет свою социально-экономическую функцию.
В настоящее время с полной уверенностью можно утверждать, что система государственных закупок «новейшего времени», то есть периода последнего десятилетия после, периода после принятия Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» прошел стадию становления и постепенно обретает жесткий конструкцию. В идеале система закупок для государственных нужд должна быть совокупностью четко регулируемых нормами закона процедур и действий государственного заказчика и участника закупки. Однако, в реальном процессе закупок товаров для публичных нужд, особенно при заключении, исполнении и расторжении договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд по объективным и субъективным причинам нередко возникают частные случаи, требующие незамедлительных решений от участников и выявляющие слабые места в законе. Здесь становится важным при систематическом обнаружении «белых пятен», недостатков и противоречий их осмысление и формирование законодателем регулирующего механизма для упорядочения и приведения каждого случая к общему законодательному знаменателю для формирования стройной, работающей системы.
Изучение правового регулирования договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд через призму реального правоприменения трудно переоценить. Актуальность настоящей работы заключается в назревшей необходимости анализа нормативных пробелов и противоречий, которые обнаруживаются в реальных обстоятельствах при заключении, исполнении и расторжении договора на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд.
Целью работы является изучение и анализ правовых норм, которые регулируют отношения, складывающиеся в результате реализации договора на поставку товаров для публичных нужд, практического их применения и теоретического анализа исследуемой проблемы.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели исследования следующие:
— проведение историко - правового анализа становления и развития договора поставки для государственных нужд для выявления исторических закономерностей формирования законодательства в этой области;
— исследование правовой природы государственного или муниципального контракта и договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд;
— выявление и определение квалифицирующих признаков договора на поставку товара для государственных и муниципальных нужд;
— исследование порядка заключения и исполнения договора на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд;
— определение мер ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение договора на поставку товара для публичных нужд и особенности их применения;
— определение порядка расторжения и изменения договора поставки товара для государственных и муниципальных нужд;
— выявление недостатков гражданско-правового регулирования отношений по расторжению договора на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд в одностороннем порядке заказчиком.
Основным методом исследования стал диалектический метод, который позволяет рассматривать процессы и явления, происходящие в обществе в динамике, в развитии и взаимосвязи. Кроме того в работе применялись общенаучный и частноправовые методы познания:
сравнительно - правовой, историко - правовой, формально - юридический и другие методы научного познания.
Диалектический метод позволил рассматривать общественные явления и процессы в постоянном развитии и взаимосвязи, совокупность общенаучных и частноправовых методов познания: историко-правовой, сравнительно - правовой, формально-юридический и иные методы научного познания. Этот метод и стал методологической основой настоящего исследования.
Исследовать эволюцию правоотношений, возникающих при реализации договора на поставку для государственных нужд, помог историко-правовой метод. Изучить законодательство, регулирующее отношения по поставке товаров для публичных нужд позволил сравнительно-правовой метод. Благодаря формально- юридическому методу мы смогли сделать попытку оценки эффективности регулирования отношений возникающих при заключении, исполнении и расторжении договора поставки товара для государственных и муниципальных нужд.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором изучено и проанализировано правовое регулирование поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с точки зрения поставщика и выявления необходимости усовершенствования законодательства с целью реализации принципа равноправия сторон для исключения злоупотреблений со стороны заказчика.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что выводы, сделанные в результате исследования, могут стать исходным материалом для научных работ о проблематике правового регулирования договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Практическая значимость работы заключается в допустимости применения итогов исследования в правоприменительной деятельности сторон исследуемого договора (государственных заказчиков и поставщиков); в законотворческой деятельности для устранения имеющихся «белых пятен», недостатков и противоречий в действующей законодательной базе; при рассмотрении разногласий при ненадлежащем исполнении обязательств в судебном порядке, а также при составлении и исполнении договоров.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Некоторые теоретических выводы и практические рекомендации по результатам работы отражены в тезисах к конференции «Некоторые особенности расторжения контракта на поставку товаров для государственных нужд в одностороннем порядке заказчиком» [64].
Положения, выносимые на защиту:
1. Договор поставки для государственных нужд имеет давнюю историю возникновения и развития. Исторический экскурс позволяет исследовать закономерности развития и обобщить опыт правоприменения договора поставки для государственных нужд через динамику историко-правового развития.
2. Одной из сторон договора поставки для государственных нужд является государство, и стороны выступают равноправными участниками гражданско-правовых отношений. Вместе с тем государство участвует в данных правоотношениях в непосредственной форме, т.е. от имени государства стороной контракта являются определенные государственные заказчики, обладающие признаками юридических лиц и данный признак необходимо закрепить в ст. 526 ГК РФ.
3. На сегодняшний день время вопрос о правовой природе договора поставки для государственных нужд в части отнесения его к административному, гражданскому или смешанному договору однозначно не решен. Суды, решая спорные вопросы заключения, исполнения и расторжения договора поставки для государственных нужд придерживаются
принципа разумности - здесь суд выступает не только как правоприменитель, но и как правотолкователь, а в некоторых вопросах, при противоположных, но достаточно аргументированных мнениях инстанций, точку ставит лишь Верховный Суд РФ. Таким образом, в данном вопросе требуются глубокие исследования для выработки единой точки зрения и ее нормативного закрепления.
4. Договор поставки сложный многогранный институт, который в настоящее время обрел достаточно устойчивую конструкцию и нормативную базу. Однако практическое правоприменение обнаруживает недостатки и противоречия в действующем законодательстве, которые требуют решения.
5. Для исключения злоупотреблений со стороны заказчика необходимо
усовершенствовать механизм защиты от произвольного, неправомерного и необоснованного использования ограничений при принятии решения о отказа от договора поставки для государственных и муниципальных нужд заказчиком в одностороннем порядке. Безусловно, необходимость
исследования в данной области с учетом решений арбитражных судов конкретных дел соответствующей категории должны предоставить основу законодателю для более детального нормативного регулирования с учетом баланса интересов сторон механизма расторжения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд со стороны заказчика в одностороннем порядке.
Теоретическая база настоящего исследования - труды ученых- цивилистов Агаркова М.М., Братусь С.И., Варшавского K.M., Иоффе О.С., Ландкоф С.Н., Пушкина A.A., Семеусова В.А., Шкундина З.И., Алексеева С.С. Д.И. Мейер, Г.Ф. Шершеневич, К.П Победоносцаев, В.И. Красик, А.В Синайского, М.М. Сперанского и др.
Так же изучались труды современных исследователей - Е.И. Акулич, В. А. Горбунцов, В. П. Гринев, Т. А. Гусева, Р. В. Дадаев, С. А. Дятлов, О. Н. Комплексный подход в работе обусловлен трудами Е. В Блинковой, В. П. Гусева, С. Ю. Зеленцова, С. Е. Катасоновой, Б. Е. Кошелюк и других.
Теоретическое обоснование практических вопросов помогли осуществить работы В. А. Вайпан, О. С. Белокрыловой, М. В. Бесманова, М. В. Бородина, Н. Баранова, А. В. Галанович, В. П. Гринева, А. Н. Кайль, В. И. Кузнецова, А. Г. Костюченко, Веденеев Г. М., Гончаров Е. Ю., Кобзева Г. Н.
Эмпирическая база исследования - это практика Арбитражных судов всех уровней, материалы работы Федеральных антимонопольных органов в области государственных закупок, результаты анализа заключения, исполнения, расторжения государственных контрактов на электронном портале Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг (www.zakupki.gov.ru)
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [32] и иные акты имеющие место в сфере поставки товаров для государственных нужд, включая акты министерств и ведомств.
Структура исследования определяется её целью и поставленными задачами, состоит из введения, 3-х глав из 7 параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников
В настоящее время с полной уверенностью можно утверждать, что система государственных закупок «новейшего времени», то есть периода последнего десятилетия после, периода после принятия Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» прошел стадию становления и постепенно обретает жесткий конструкцию. В идеале система закупок для государственных нужд должна быть совокупностью четко регулируемых нормами закона процедур и действий государственного заказчика и участника закупки. Однако, в реальном процессе закупок товаров для публичных нужд, особенно при заключении, исполнении и расторжении договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд по объективным и субъективным причинам нередко возникают частные случаи, требующие незамедлительных решений от участников и выявляющие слабые места в законе. Здесь становится важным при систематическом обнаружении «белых пятен», недостатков и противоречий их осмысление и формирование законодателем регулирующего механизма для упорядочения и приведения каждого случая к общему законодательному знаменателю для формирования стройной, работающей системы.
Изучение правового регулирования договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд через призму реального правоприменения трудно переоценить. Актуальность настоящей работы заключается в назревшей необходимости анализа нормативных пробелов и противоречий, которые обнаруживаются в реальных обстоятельствах при заключении, исполнении и расторжении договора на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд.
Целью работы является изучение и анализ правовых норм, которые регулируют отношения, складывающиеся в результате реализации договора на поставку товаров для публичных нужд, практического их применения и теоретического анализа исследуемой проблемы.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели исследования следующие:
— проведение историко - правового анализа становления и развития договора поставки для государственных нужд для выявления исторических закономерностей формирования законодательства в этой области;
— исследование правовой природы государственного или муниципального контракта и договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд;
— выявление и определение квалифицирующих признаков договора на поставку товара для государственных и муниципальных нужд;
— исследование порядка заключения и исполнения договора на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд;
— определение мер ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение договора на поставку товара для публичных нужд и особенности их применения;
— определение порядка расторжения и изменения договора поставки товара для государственных и муниципальных нужд;
— выявление недостатков гражданско-правового регулирования отношений по расторжению договора на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд в одностороннем порядке заказчиком.
Основным методом исследования стал диалектический метод, который позволяет рассматривать процессы и явления, происходящие в обществе в динамике, в развитии и взаимосвязи. Кроме того в работе применялись общенаучный и частноправовые методы познания:
сравнительно - правовой, историко - правовой, формально - юридический и другие методы научного познания.
Диалектический метод позволил рассматривать общественные явления и процессы в постоянном развитии и взаимосвязи, совокупность общенаучных и частноправовых методов познания: историко-правовой, сравнительно - правовой, формально-юридический и иные методы научного познания. Этот метод и стал методологической основой настоящего исследования.
Исследовать эволюцию правоотношений, возникающих при реализации договора на поставку для государственных нужд, помог историко-правовой метод. Изучить законодательство, регулирующее отношения по поставке товаров для публичных нужд позволил сравнительно-правовой метод. Благодаря формально- юридическому методу мы смогли сделать попытку оценки эффективности регулирования отношений возникающих при заключении, исполнении и расторжении договора поставки товара для государственных и муниципальных нужд.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором изучено и проанализировано правовое регулирование поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с точки зрения поставщика и выявления необходимости усовершенствования законодательства с целью реализации принципа равноправия сторон для исключения злоупотреблений со стороны заказчика.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что выводы, сделанные в результате исследования, могут стать исходным материалом для научных работ о проблематике правового регулирования договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Практическая значимость работы заключается в допустимости применения итогов исследования в правоприменительной деятельности сторон исследуемого договора (государственных заказчиков и поставщиков); в законотворческой деятельности для устранения имеющихся «белых пятен», недостатков и противоречий в действующей законодательной базе; при рассмотрении разногласий при ненадлежащем исполнении обязательств в судебном порядке, а также при составлении и исполнении договоров.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Некоторые теоретических выводы и практические рекомендации по результатам работы отражены в тезисах к конференции «Некоторые особенности расторжения контракта на поставку товаров для государственных нужд в одностороннем порядке заказчиком» [64].
Положения, выносимые на защиту:
1. Договор поставки для государственных нужд имеет давнюю историю возникновения и развития. Исторический экскурс позволяет исследовать закономерности развития и обобщить опыт правоприменения договора поставки для государственных нужд через динамику историко-правового развития.
2. Одной из сторон договора поставки для государственных нужд является государство, и стороны выступают равноправными участниками гражданско-правовых отношений. Вместе с тем государство участвует в данных правоотношениях в непосредственной форме, т.е. от имени государства стороной контракта являются определенные государственные заказчики, обладающие признаками юридических лиц и данный признак необходимо закрепить в ст. 526 ГК РФ.
3. На сегодняшний день время вопрос о правовой природе договора поставки для государственных нужд в части отнесения его к административному, гражданскому или смешанному договору однозначно не решен. Суды, решая спорные вопросы заключения, исполнения и расторжения договора поставки для государственных нужд придерживаются
принципа разумности - здесь суд выступает не только как правоприменитель, но и как правотолкователь, а в некоторых вопросах, при противоположных, но достаточно аргументированных мнениях инстанций, точку ставит лишь Верховный Суд РФ. Таким образом, в данном вопросе требуются глубокие исследования для выработки единой точки зрения и ее нормативного закрепления.
4. Договор поставки сложный многогранный институт, который в настоящее время обрел достаточно устойчивую конструкцию и нормативную базу. Однако практическое правоприменение обнаруживает недостатки и противоречия в действующем законодательстве, которые требуют решения.
5. Для исключения злоупотреблений со стороны заказчика необходимо
усовершенствовать механизм защиты от произвольного, неправомерного и необоснованного использования ограничений при принятии решения о отказа от договора поставки для государственных и муниципальных нужд заказчиком в одностороннем порядке. Безусловно, необходимость
исследования в данной области с учетом решений арбитражных судов конкретных дел соответствующей категории должны предоставить основу законодателю для более детального нормативного регулирования с учетом баланса интересов сторон механизма расторжения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд со стороны заказчика в одностороннем порядке.
Теоретическая база настоящего исследования - труды ученых- цивилистов Агаркова М.М., Братусь С.И., Варшавского K.M., Иоффе О.С., Ландкоф С.Н., Пушкина A.A., Семеусова В.А., Шкундина З.И., Алексеева С.С. Д.И. Мейер, Г.Ф. Шершеневич, К.П Победоносцаев, В.И. Красик, А.В Синайского, М.М. Сперанского и др.
Так же изучались труды современных исследователей - Е.И. Акулич, В. А. Горбунцов, В. П. Гринев, Т. А. Гусева, Р. В. Дадаев, С. А. Дятлов, О. Н. Комплексный подход в работе обусловлен трудами Е. В Блинковой, В. П. Гусева, С. Ю. Зеленцова, С. Е. Катасоновой, Б. Е. Кошелюк и других.
Теоретическое обоснование практических вопросов помогли осуществить работы В. А. Вайпан, О. С. Белокрыловой, М. В. Бесманова, М. В. Бородина, Н. Баранова, А. В. Галанович, В. П. Гринева, А. Н. Кайль, В. И. Кузнецова, А. Г. Костюченко, Веденеев Г. М., Гончаров Е. Ю., Кобзева Г. Н.
Эмпирическая база исследования - это практика Арбитражных судов всех уровней, материалы работы Федеральных антимонопольных органов в области государственных закупок, результаты анализа заключения, исполнения, расторжения государственных контрактов на электронном портале Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг (www.zakupki.gov.ru)
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [32] и иные акты имеющие место в сфере поставки товаров для государственных нужд, включая акты министерств и ведомств.
Структура исследования определяется её целью и поставленными задачами, состоит из введения, 3-х глав из 7 параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников
По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы:
1. Роль договора поставки для государственных и муниципальных нужд в современной экономике Российской Федерации достаточно велика. Важное значение необходимости выстраивания правовых отношений при заключении, исполнении и расторжении договора на поставку товара для государственных и муниципальных нужд определена особенностью целевой направленности. Договор поставки заключается с целью удовлетворения потребностей государства, создания условий для нормального функционирования и пополнения ресурса для исполнения обязательств перед обществом. От степени эффективности исполнения договора поставки сторонами зависит уровень обеспечения общественных потребностей.
2. Рассматривая историю становления договора поставки для государственных нужд обнаружено, что во всех документах и актах разных эпох, относящихся к государственным закупкам, особое внимание уделено гласности, ответственности и эффективность закупок. Необходимость в новых подходах к государственным закупкам, потребность в договоре на поставку для государственных нужд возникла в период перехода страны на рыночные отношения в 90-х годах 20 века. Законодатель опирался на разработанные положения цивилистов дореволюционного периода с учетом современных тенденций, что указывает на продолжение гражданско- правовых традиций. Следует отметить, что независимо от позиции ученых по вопросу самостоятельности поставок для государственных нужд благодаря историческому экскурсу можно сделать вывод, что главная цель нормотворчества в этой сфере - реализация государственного интереса.
3. Анализ научных точек зрения и действующего законодательства в сфере государственных закупок позволяет судить об институте поставки товаров для государственных нужд как о межотраслевом институте. В данном институте преобладает гражданско-правовое регулирование, но с включением норм административного и бюджетного права.
4. Правовое регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд осуществляется совокупностью нормативных правовых актов, в том числе, ГК РФ, Законом № 44-ФЗ, Законом № 223-ФЗ, специальными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.
6. Одной из сторон государственного контракта выступает государство, и стороны в договоре поставки товаров для государственных нужд являются равноправными участниками гражданско-правовых отношений. Вместе с тем государство участвует в данных правоотношениях в непосредственной форме, т.е. от имени государства стороной контракта являются определенные государственные заказчики.
7. Поставлять товар по государственному контракту (стать поставщиком) может быть любой участник гражданского оборота с учетом выполнения всех требований и ограничений, установленных законом, приобретший возможность или обязанный заключить государственный контракт и связанный с ним договор на поставку для государственных нужд.
8. Существенными условиями договора на поставку для государственных нужд являются:
- предмет договора;
- условия, которые прямо названы существенными в Законе № 44-ФЗ;
-цена и срок исполнения договора;
- условия, которые названы необходимыми в Законе № 44-ФЗ, а именно: о порядке и сроках приемки, оплаты, сроках возврата обеспечения исполнения договора, ответственность сторон.
9. Договор на поставку для государственных нужд невозможно заключить минуя конкурентные процедуры и действия до заключения договора, как заказчика, так и поставщика, противоречащие требованиям закона приводят к таким неблагоприятным последствиям как, например, отмена закупки, признание поставщика уклонившимся от заключение договора и т.д., которые не позволят заключить контракт и связанный с ним договор и реализовать права сторон.
10. Права и обязанности сторон договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд определяются субъектами свободно, по собственному усмотрению, так как отношения между сторонами носят частноправовой характер. Однако при исследовании обнаружились необходимость императивных норм. Потребность в особом контроле аргументируются важностью публичного интереса и предотвращения, как злоупотреблений чиновников, так и недобросовестных действий поставщиков.
11. В параграфе 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержится специальных норм относительно порядка и условий расторжения договора поставки, заключенного для удовлетворения государственных нужд, к рассматриваемым отношениям подлежат применению общие правила о порядке расторжения договора, установленные ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации.
12. Заказчик не имеет правовых основ для расторжения контракта в одностороннем порядке в следующих случаях:
1) заказчик условиями контракта не закрепил возможность
одностороннего расторжения;
2) нарушения контракта, допущенные поставщиком, не связаны с нарушением сроков поставки и/или качества товара и не являются существенными;
3) нарушение контракта произошло вследствие просрочки заказчика (п.3 ст.405 и ст.406 ГК РФ), а не по вине поставщика;
4) процедура отказа от исполнения контракта, предусмотренная ч.ч.12 и 13 ст.95 Закона №44-ФЗ не была соблюдена заказчиком;
5) поставщик устранил нарушение в 10-дневный срок с даты его надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ), а также компенсировал последнему затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона №44-ФЗ.
На основе анализа материалов судебной практики, теоретических и практических рекомендаций, данных в юридической литературе, автором предлагается ряд мероприятий, способствующих совершенствованию регулирования сферы заключения, исполнения и расторжения договора поставки для государственных и муниципальных нужд:
— Установить правовой статус государства в гражданских правоотношениях, касающихся закупок для нужд общества. Разрешение этого вопроса позволит уменьшить произвол государства, определить условия, гарантирующие привлечение государства к ответственности, обеспечить конституционный принцип равенства всех перед законом и судом. Одной из сторон договора поставки для государственных нужд является государство, и стороны выступают равноправными участниками гражданско-правовых отношений. Вместе с тем государство участвует в данных правоотношениях в непосредственной форме, т.е. от имени государства стороной контракта являются определенные государственные заказчики, обладающие признаками юридических лиц и данный признак необходимо закрепить в ст. 526 ГК РФ.
— Внести изменения в действующее законодательство, ограничив право заказчика на отказ от договора поставки для государственных нужд детальным обоснованием правомерности и целесообразности реализации права на односторонний отказ от исполнения договора на поставку товара для государственных нужд. С учетом сказанного автор полагает возможным ввести ч.12.1 в ст.95 Закона №44-ФЗ «Решение заказчика об одностороннем отказе от контракта должно содержать описательную часть, быть мотивированным и обоснованным, наличие оснований для отказа от исполнения контракта должно подтверждаться надлежащими доказательствами».
В настоящее время законодательство, регулирующее вопросы заключения, исполнения и расторжения договора поставки товаров для государственных нужд меняется достаточно интенсивно. Законодатель учитывает запросы, поступающие как от государственного заказчика, так и от поставщиков по государственным контрактам и вносит соответствующие поправки, изменения и дополнения. Однако колоссальный объем госзаказа, разнообразие потребностей государства и многообразие форм реализации оставляют массу белых пятен, и данный раздел законодательства будет приводиться в соответствие еще достаточно долго.
В свою очередь, мы считаем, что изменения законодательства, предложенные в настоящей работе, решат некоторые вопросы, стоящие перед поставщиком и государственным заказчиком, и в частности обеспечат равноправное положение сторон договора на поставку для государственных нужд, что является основополагающим принципом гражданского права.
1. Роль договора поставки для государственных и муниципальных нужд в современной экономике Российской Федерации достаточно велика. Важное значение необходимости выстраивания правовых отношений при заключении, исполнении и расторжении договора на поставку товара для государственных и муниципальных нужд определена особенностью целевой направленности. Договор поставки заключается с целью удовлетворения потребностей государства, создания условий для нормального функционирования и пополнения ресурса для исполнения обязательств перед обществом. От степени эффективности исполнения договора поставки сторонами зависит уровень обеспечения общественных потребностей.
2. Рассматривая историю становления договора поставки для государственных нужд обнаружено, что во всех документах и актах разных эпох, относящихся к государственным закупкам, особое внимание уделено гласности, ответственности и эффективность закупок. Необходимость в новых подходах к государственным закупкам, потребность в договоре на поставку для государственных нужд возникла в период перехода страны на рыночные отношения в 90-х годах 20 века. Законодатель опирался на разработанные положения цивилистов дореволюционного периода с учетом современных тенденций, что указывает на продолжение гражданско- правовых традиций. Следует отметить, что независимо от позиции ученых по вопросу самостоятельности поставок для государственных нужд благодаря историческому экскурсу можно сделать вывод, что главная цель нормотворчества в этой сфере - реализация государственного интереса.
3. Анализ научных точек зрения и действующего законодательства в сфере государственных закупок позволяет судить об институте поставки товаров для государственных нужд как о межотраслевом институте. В данном институте преобладает гражданско-правовое регулирование, но с включением норм административного и бюджетного права.
4. Правовое регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд осуществляется совокупностью нормативных правовых актов, в том числе, ГК РФ, Законом № 44-ФЗ, Законом № 223-ФЗ, специальными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.
6. Одной из сторон государственного контракта выступает государство, и стороны в договоре поставки товаров для государственных нужд являются равноправными участниками гражданско-правовых отношений. Вместе с тем государство участвует в данных правоотношениях в непосредственной форме, т.е. от имени государства стороной контракта являются определенные государственные заказчики.
7. Поставлять товар по государственному контракту (стать поставщиком) может быть любой участник гражданского оборота с учетом выполнения всех требований и ограничений, установленных законом, приобретший возможность или обязанный заключить государственный контракт и связанный с ним договор на поставку для государственных нужд.
8. Существенными условиями договора на поставку для государственных нужд являются:
- предмет договора;
- условия, которые прямо названы существенными в Законе № 44-ФЗ;
-цена и срок исполнения договора;
- условия, которые названы необходимыми в Законе № 44-ФЗ, а именно: о порядке и сроках приемки, оплаты, сроках возврата обеспечения исполнения договора, ответственность сторон.
9. Договор на поставку для государственных нужд невозможно заключить минуя конкурентные процедуры и действия до заключения договора, как заказчика, так и поставщика, противоречащие требованиям закона приводят к таким неблагоприятным последствиям как, например, отмена закупки, признание поставщика уклонившимся от заключение договора и т.д., которые не позволят заключить контракт и связанный с ним договор и реализовать права сторон.
10. Права и обязанности сторон договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд определяются субъектами свободно, по собственному усмотрению, так как отношения между сторонами носят частноправовой характер. Однако при исследовании обнаружились необходимость императивных норм. Потребность в особом контроле аргументируются важностью публичного интереса и предотвращения, как злоупотреблений чиновников, так и недобросовестных действий поставщиков.
11. В параграфе 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержится специальных норм относительно порядка и условий расторжения договора поставки, заключенного для удовлетворения государственных нужд, к рассматриваемым отношениям подлежат применению общие правила о порядке расторжения договора, установленные ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации.
12. Заказчик не имеет правовых основ для расторжения контракта в одностороннем порядке в следующих случаях:
1) заказчик условиями контракта не закрепил возможность
одностороннего расторжения;
2) нарушения контракта, допущенные поставщиком, не связаны с нарушением сроков поставки и/или качества товара и не являются существенными;
3) нарушение контракта произошло вследствие просрочки заказчика (п.3 ст.405 и ст.406 ГК РФ), а не по вине поставщика;
4) процедура отказа от исполнения контракта, предусмотренная ч.ч.12 и 13 ст.95 Закона №44-ФЗ не была соблюдена заказчиком;
5) поставщик устранил нарушение в 10-дневный срок с даты его надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ), а также компенсировал последнему затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона №44-ФЗ.
На основе анализа материалов судебной практики, теоретических и практических рекомендаций, данных в юридической литературе, автором предлагается ряд мероприятий, способствующих совершенствованию регулирования сферы заключения, исполнения и расторжения договора поставки для государственных и муниципальных нужд:
— Установить правовой статус государства в гражданских правоотношениях, касающихся закупок для нужд общества. Разрешение этого вопроса позволит уменьшить произвол государства, определить условия, гарантирующие привлечение государства к ответственности, обеспечить конституционный принцип равенства всех перед законом и судом. Одной из сторон договора поставки для государственных нужд является государство, и стороны выступают равноправными участниками гражданско-правовых отношений. Вместе с тем государство участвует в данных правоотношениях в непосредственной форме, т.е. от имени государства стороной контракта являются определенные государственные заказчики, обладающие признаками юридических лиц и данный признак необходимо закрепить в ст. 526 ГК РФ.
— Внести изменения в действующее законодательство, ограничив право заказчика на отказ от договора поставки для государственных нужд детальным обоснованием правомерности и целесообразности реализации права на односторонний отказ от исполнения договора на поставку товара для государственных нужд. С учетом сказанного автор полагает возможным ввести ч.12.1 в ст.95 Закона №44-ФЗ «Решение заказчика об одностороннем отказе от контракта должно содержать описательную часть, быть мотивированным и обоснованным, наличие оснований для отказа от исполнения контракта должно подтверждаться надлежащими доказательствами».
В настоящее время законодательство, регулирующее вопросы заключения, исполнения и расторжения договора поставки товаров для государственных нужд меняется достаточно интенсивно. Законодатель учитывает запросы, поступающие как от государственного заказчика, так и от поставщиков по государственным контрактам и вносит соответствующие поправки, изменения и дополнения. Однако колоссальный объем госзаказа, разнообразие потребностей государства и многообразие форм реализации оставляют массу белых пятен, и данный раздел законодательства будет приводиться в соответствие еще достаточно долго.
В свою очередь, мы считаем, что изменения законодательства, предложенные в настоящей работе, решат некоторые вопросы, стоящие перед поставщиком и государственным заказчиком, и в частности обеспечат равноправное положение сторон договора на поставку для государственных нужд, что является основополагающим принципом гражданского права.
Подобные работы
- Договор поставки для государственных и муниципальных нужд
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - «Гражданско- правовое регулирование договора поставки для
государственных и муниципальных нужд»
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Поставка для государственных и муниципальных нужд (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - Особенности гражданско-правового регулирования выполнения подрядных работ для государственных нужд
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование поставок товаров для государственных нужд
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Гражданско-правовые способы обеспечения государственных нужд
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Регулирование закупок товаров для государственных нужд
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОР ПОСТАВКИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



