В качестве одного из оснований социальной стратификации, Макс Вебер выделяет престиж, понимаемый как уважение, которым пользуется в обществе та или иная профессия, род занятий . В свою очередь, престижность профессии зависит от особенностей социальной системы.
Очевидно, что в любые времена и при любых общественно-политических режимах, профессиональная ориентация обязательно учитывает такой фактор, как престиж профессии. Это обстоятельство может носить как положительный, так и отрицательный характер, ведь перечень социальных характеристик любой профессии весьма обширен, но при этом такой показатель, как престиж, в большинстве случаев будет доминировать. Молодому человеку, стоящему перед выбором профессии, очень важно получить профессию, которая пользуется уважением в обществе, которая высокооплачиваема и перспективна. С другой стороны, выбор профессии по принципу престижности несёт в себе потенциальную опасность: через некоторое время её обладатель обязательно столкнётся с моральным выбором - следовать по избранному пути далее или же сменить профессию, сделав выбор в пользу своей предрасположенности к тому или иному виду деятельности .
Рассмотрим что такое престиж профессии юриста, из чего он складывается и проанализируем значение морального престижа профессии юриста.
Повышение требований к специалистам различных профессий, увеличивает конкуренцию на рынке труде. При всём при этом, многие молодые специалисты обесценивают саму профессию как таковую, а повышают ценность получения материальных выгод от получаемой (полученной) специальности. Отходят на периферию ценности, которые закладывались в основу многих профессий (учителя, медицинские и социальные работники, юристы и т. д.).
Многие учёные сегодня говорят о том, что проблему могла бы существенно снизить работа, построенная на основе научных исследований в различных областях психологии, которая была бы направленна на профессиональную ориентацию молодого, подрастающего поколения, в основе которой лежали бы представления о профессии не только как об источнике баснословного дохода, но и о том, что выбранная профессия ориентирована на общечеловеческие ценности. Именно такой подход позволил бы построить профориентационную таким образом, чтобы в систему профессионального самоопределения были включены такие важные компоненты развития и профессионального становления, как ценностные ориентации личности, которые являются теми важными аспектами развития психики личности, которые определяют формирование внешних и внутренних факторов её развития. Более того, ценностные ориентации включаются в систему формирования профессиональных ориентаций.
Значение морального престижа профессии юриста, именно морального, а не материального, заключается в его влиянии на формирование ценностных и профессиональных установок сначала студентов, будущих юристов, а потом уже формировать профессиональные качества юристов практиков с учетом следующих принципов.
Таким образом, моральный престиж профессии юриста направлен на формирование смыслового содержания личностных ценностей и ценностей профессиональной деятельности, на повышение субъективной значимости профессиональных ценностей, устраняющей внутренний конфликт «личность – профессионал.
Престижность профессии юриста должна восприниматься в свете профессионализма соответствующего специалиста, имеющего глубокие познания в данной сфере. Для многих «обезличенный» портрет юриста должен быть портретом, у которого должны быть определённые моральные и этические нормы.
1. Багдасарьян Н.Г., Король М.П. Наука как призвание и профессия: опыт современного прочтения М.Вебера // Вопросы философии. 2014. № 11. С. 174-180.
2. Данные инициативного всероссийского опроса «ВЦИОМ-Спутник», посвященного выбору идеальной профессии для детей (Москва, 30 марта 2017 г.). В опросе принимали участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1800 респондентов.
3. Ковальчук Н.А. Григоренко О.Н. Плюсы и минусы современного юридического образования // Colloquium-journal. 2021. № 31-2. С. 39-41.
4. Накохова, Р. Р. Результаты экспериментальной программы «Формирование ценностно-профессиональных ориентаций»: динамика изменений // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN122.pdf.
5. Стельмах А.А. Престиж профессии как один из элементов, формирующих систему координат ценностного отношения к профессии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 310-313.