ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ АГИТПЛАКАТОВ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет посредством агитационных плакатов 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей 6-7 лет 9
1.2 Агитационные плакаты как средство формирования представлений
о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет посредством агитационных плакатов 27
2.1 Изучение уровня сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей 6-7 лет 27
2.2 Содержание и методика работы по формированию у детей 6-7 лет
представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов 35
2.3 Выявление динамики сформированности представлений о здоровом
образе жизни посредством агитационных плакатов у детей 6-7 лет 44
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложения
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет посредством агитационных плакатов 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей 6-7 лет 9
1.2 Агитационные плакаты как средство формирования представлений
о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет посредством агитационных плакатов 27
2.1 Изучение уровня сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей 6-7 лет 27
2.2 Содержание и методика работы по формированию у детей 6-7 лет
представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов 35
2.3 Выявление динамики сформированности представлений о здоровом
образе жизни посредством агитационных плакатов у детей 6-7 лет 44
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложения
Известно, что в дошкольном возрасте закладываются основы физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие внутренних органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные психологические особенности, характер, отношение к себе и к окружающим. Поэтому очевидна значимость формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни - определенной базы знаний и практических навыков для сохранения собственного здоровья.
Проблема здоровья подрастающего поколения была актуальна во все времена, включая современность. Неблагоприятная экологическая обстановка, неправильное питание, пассивный образ жизни - спутники современных детей.
Здоровый образ жизни, как решение проблемы здоровьесбережения, - это активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Большая роль в данном контексте относится личному желанию индивида быть здоровым.
Для того, чтобы воспитать в дошкольнике личное желание быть здоровым, необходимо сформировать у него представления о здоровом образе жизни - осветить все сферы или элементы здорового образа жизни, такие как рациональное питание, режим дня, двигательная активность, закаливание, культурно-гигиенические навыки, психоэмоциональная регуляция, медицинская активность и профилактика. Формирование четких представлений о каждом элементе здорового образа жизни позволит дошкольнику грамотно осуществлять самостоятельную здоровьесберегающую деятельность.
Сохранением здоровья ребенка занимались многие исследователи (Ф.Н. Гоноболин, И.В. Журавлева, В.В. Колбанов, Ю.П.Лисицын). Теоретические исследования в области развития представлений о здоровом образе дошкольников представлены в работах В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, И.М. Новиковой, А.А. Ошкиной.
При формировании представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет целесообразно использовать наглядный материал, ведь мышление старшего дошкольника - наглядно-образное. Это позволяет дошкольнику оперировать образами предметов или ситуаций и сделать знание, которое скрыто, видным и очевидным. Принцип наглядности в работе с дошкольниками раскрыт в работах О.Н. Зеленовой, Т.С. Комаровой, Е.И. Пассова, Н.П. Сакулиной.
Одним из разновидностей изображений является агитационный плакат. Он способствует не только наглядному усвоению определенных знаний и практических навыков, но и формированию дошкольника неких внутренних убеждений и мотивов.
Однако, в современных условиях развития детей 6-7 лет агитационные плакаты используются довольно редко. В основном, плакаты адресованы школьникам и молодежи.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни и недостаточным использованием необходимого наглядного материала, в частности агитационных плакатов, соответствующего назначения в дошкольном образовании.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитплакатов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: агитационные плакаты как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни.
Гипотеза исследования: формирование представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет посредством агитационного плаката будет эффективно если:
- отобраны агитационные плакаты и тематика плакатов по каждому элементу здорового образа жизни (режим дня, рациональное питание, двигательная активность, закаливание, культурно-гигиенические навыки, медицинская активность и профилактика, психоэмоциональная регуляция);
- обеспечено освоение ребенком основных принципов составления агитационного плаката (призыв к действию, поэтичность, хорошая читаемость, доминирующее изображение, размер и расположение элементов, контрастность и яркость, негативное пространство);
- организована образовательная деятельность по накоплению у детей знаний об элементах здорового образа жизни и включению детей в разработку агитационных плакатов;
- обеспечено использование агитационных плакатов в развивающей предметно-пространственной среде группы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни;
2. Выявить уровень сформированное™ у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни;
3. Разработать и апробировать методику формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает
констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические исследования по вопросу сохранения здоровья дошкольников (Ф.Н. Гоноболин, И.В. Журавлева, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын);
- исследования в области формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников (В.А. Деркунская, Л.Г. Касьянова, И.М. Новикова, А.А. Ошкина);
- исследования наглядности в работе с дошкольниками (Т.С. Комарова, Е.И Пассов, Н.П. Сакулина).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования агитационных плакатов для формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснован процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов;
- разработана методика формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан примерный перспективно-тематический план по формированию представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов, который может быть использован педагогом-практиком в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 124 «Мотылек» АНО «Планета детства «Лада». В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 источника), приложения. Работа содержит 16 таблиц, включает в себя 4 приложения.
Проблема здоровья подрастающего поколения была актуальна во все времена, включая современность. Неблагоприятная экологическая обстановка, неправильное питание, пассивный образ жизни - спутники современных детей.
Здоровый образ жизни, как решение проблемы здоровьесбережения, - это активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Большая роль в данном контексте относится личному желанию индивида быть здоровым.
Для того, чтобы воспитать в дошкольнике личное желание быть здоровым, необходимо сформировать у него представления о здоровом образе жизни - осветить все сферы или элементы здорового образа жизни, такие как рациональное питание, режим дня, двигательная активность, закаливание, культурно-гигиенические навыки, психоэмоциональная регуляция, медицинская активность и профилактика. Формирование четких представлений о каждом элементе здорового образа жизни позволит дошкольнику грамотно осуществлять самостоятельную здоровьесберегающую деятельность.
Сохранением здоровья ребенка занимались многие исследователи (Ф.Н. Гоноболин, И.В. Журавлева, В.В. Колбанов, Ю.П.Лисицын). Теоретические исследования в области развития представлений о здоровом образе дошкольников представлены в работах В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, И.М. Новиковой, А.А. Ошкиной.
При формировании представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет целесообразно использовать наглядный материал, ведь мышление старшего дошкольника - наглядно-образное. Это позволяет дошкольнику оперировать образами предметов или ситуаций и сделать знание, которое скрыто, видным и очевидным. Принцип наглядности в работе с дошкольниками раскрыт в работах О.Н. Зеленовой, Т.С. Комаровой, Е.И. Пассова, Н.П. Сакулиной.
Одним из разновидностей изображений является агитационный плакат. Он способствует не только наглядному усвоению определенных знаний и практических навыков, но и формированию дошкольника неких внутренних убеждений и мотивов.
Однако, в современных условиях развития детей 6-7 лет агитационные плакаты используются довольно редко. В основном, плакаты адресованы школьникам и молодежи.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни и недостаточным использованием необходимого наглядного материала, в частности агитационных плакатов, соответствующего назначения в дошкольном образовании.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитплакатов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: агитационные плакаты как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни.
Гипотеза исследования: формирование представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет посредством агитационного плаката будет эффективно если:
- отобраны агитационные плакаты и тематика плакатов по каждому элементу здорового образа жизни (режим дня, рациональное питание, двигательная активность, закаливание, культурно-гигиенические навыки, медицинская активность и профилактика, психоэмоциональная регуляция);
- обеспечено освоение ребенком основных принципов составления агитационного плаката (призыв к действию, поэтичность, хорошая читаемость, доминирующее изображение, размер и расположение элементов, контрастность и яркость, негативное пространство);
- организована образовательная деятельность по накоплению у детей знаний об элементах здорового образа жизни и включению детей в разработку агитационных плакатов;
- обеспечено использование агитационных плакатов в развивающей предметно-пространственной среде группы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни;
2. Выявить уровень сформированное™ у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни;
3. Разработать и апробировать методику формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает
констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические исследования по вопросу сохранения здоровья дошкольников (Ф.Н. Гоноболин, И.В. Журавлева, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын);
- исследования в области формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников (В.А. Деркунская, Л.Г. Касьянова, И.М. Новикова, А.А. Ошкина);
- исследования наглядности в работе с дошкольниками (Т.С. Комарова, Е.И Пассов, Н.П. Сакулина).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования агитационных плакатов для формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснован процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов;
- разработана методика формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан примерный перспективно-тематический план по формированию представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов, который может быть использован педагогом-практиком в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 124 «Мотылек» АНО «Планета детства «Лада». В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 источника), приложения. Работа содержит 16 таблиц, включает в себя 4 приложения.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов является актуальной в настоящее время.
Исследования И.В. Журавлевой, Ю.П. Лисицына, В.В. Колбанова и Ф.Н. Гоноболина показывают, что без формирования основ и представлений о здоровом образе жизни, здоровье детей можно оставаться под угрозой, что может препятствовать гармоничному развитию ребенка.
Подходы в формировании представлений о здоровом образе жизни представлены в работах В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, И.М. Новиковой и А.А. Ошкиной. Данные исследователи говорят о важности не только дать детям дошкольного возраста знания, но и сформировать у них инициативность в ведении ЗОЖ, положительное отношение к нему и самостоятельность реализации элементов ЗОЖ.
Опираясь на психолого-педагогические исследования И.М. Новиковой и А.А. Ошкиной, был проведен констатирующий эксперимент на выявление уровня сформированности представлений детей 6-7 лет о здоровом образе жизни.
Диагностика показала, что 45% детей имеют низкий уровень представлений о ЗОЖ. Это связано с тем, что у детей не сформированы представления о конкретных элементах ЗОЖ, а именно: отсутствие целостных знаний и понимания причинно-следственных связей влияния элемента ЗОЖ на здоровье, отсутствие заинтересованности и положительного отношения к элементам ЗОЖ, а также низкий уровень инициативности и самостоятельности в реализации элементов ЗОЖ.
На основании теоретических исследований и для повышения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет нами была выдвинута следующая гипотеза:
Формирование представлений о ЗОЖ посредством агитационного плаката будет эффективно если:
- отобраны агитационные плакаты и тематика плакатов по каждому элементу ЗОЖ (режим дня, рациональное питание, двигательная активность, закаливание, культурно-гигиенические навыки, медицинская активность и профилактика, психоэмоциональная регуляция);
- обеспечено освоение ребенком основных принципов составления агитационного плаката (призыв к действию, поэтичность, хорошая читаемость, доминирующее изображение, размер и расположение элементов, контрастность и яркость, негативное пространство);
- организована образовательная деятельность по накоплению у детей знаний об элементах здорового образа жизни и включению детей в разработку агитационных плакатов;
- обеспечено использование агитационных плакатов в предметно-пространственной среде группы.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием агитационных плакатов у детей 6-7 лет. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем (30 %) по всем показателям представлений о ЗОЖ, детей с низким уровнем сформированности представлений о здоровом образе жизни стало меньше на 30%.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о эффективности разработанной методики формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов является актуальной в настоящее время.
Исследования И.В. Журавлевой, Ю.П. Лисицына, В.В. Колбанова и Ф.Н. Гоноболина показывают, что без формирования основ и представлений о здоровом образе жизни, здоровье детей можно оставаться под угрозой, что может препятствовать гармоничному развитию ребенка.
Подходы в формировании представлений о здоровом образе жизни представлены в работах В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, И.М. Новиковой и А.А. Ошкиной. Данные исследователи говорят о важности не только дать детям дошкольного возраста знания, но и сформировать у них инициативность в ведении ЗОЖ, положительное отношение к нему и самостоятельность реализации элементов ЗОЖ.
Опираясь на психолого-педагогические исследования И.М. Новиковой и А.А. Ошкиной, был проведен констатирующий эксперимент на выявление уровня сформированности представлений детей 6-7 лет о здоровом образе жизни.
Диагностика показала, что 45% детей имеют низкий уровень представлений о ЗОЖ. Это связано с тем, что у детей не сформированы представления о конкретных элементах ЗОЖ, а именно: отсутствие целостных знаний и понимания причинно-следственных связей влияния элемента ЗОЖ на здоровье, отсутствие заинтересованности и положительного отношения к элементам ЗОЖ, а также низкий уровень инициативности и самостоятельности в реализации элементов ЗОЖ.
На основании теоретических исследований и для повышения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет нами была выдвинута следующая гипотеза:
Формирование представлений о ЗОЖ посредством агитационного плаката будет эффективно если:
- отобраны агитационные плакаты и тематика плакатов по каждому элементу ЗОЖ (режим дня, рациональное питание, двигательная активность, закаливание, культурно-гигиенические навыки, медицинская активность и профилактика, психоэмоциональная регуляция);
- обеспечено освоение ребенком основных принципов составления агитационного плаката (призыв к действию, поэтичность, хорошая читаемость, доминирующее изображение, размер и расположение элементов, контрастность и яркость, негативное пространство);
- организована образовательная деятельность по накоплению у детей знаний об элементах здорового образа жизни и включению детей в разработку агитационных плакатов;
- обеспечено использование агитационных плакатов в предметно-пространственной среде группы.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием агитационных плакатов у детей 6-7 лет. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем (30 %) по всем показателям представлений о ЗОЖ, детей с низким уровнем сформированности представлений о здоровом образе жизни стало меньше на 30%.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о эффективности разработанной методики формирования у детей 6-7 лет представлений о здоровом образе жизни посредством агитационных плакатов.



