Формирование лингвокультурологической компетенции старшеклассников с углубленным изучением иностранного языка (на базе элективного курса по домашнему чтению)
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы лингвокультурологической компетенции и углубленного изучения иностранного языка 7
1.1 Понятие лингвокультурологической компетенции 7
1.2 Формирование лингвокультурологической компетенции на занятиях по домашнему чтению 13
1.3 Особенности углубленного обучения иностранному языку в старшей школе 18
Глава 2 Разработка элективного курса по домашнему чтению для учащихся старшей школы с углубленным изучением языка на основе романа С. Кинга «Сияние» 23
2.1 Лингвокультурологические особенности и языковое наполнение романа С. Кинга «Сияние» 23
2.2 Разработка авторского элективного курса по домашнему чтению 29
2.3 Методические рекомендации по организации работы в рамках авторского курса 37
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Программа элективного курса 48
Приложение Б Календарно-тематический план эдективного курса 54
Приложение В Визитка онлайн-квеста 56
Приложение Г Введение онлайн-квеста 57
Приложение Д Задания онлайн-квеста 58
Приложение Е Ключи к заданиям онлайн-квеста 69
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованиям в области лингвокультурологической компетенции, одного из наиболее важных аспектов при изучении иностранного языка. В настоящее время английский язык является одним из самых популярных языков в мире, а интерес к его изучению онлайн растет с каждым днем в соответствии с развитием инновационных технологий обучения. Одним из аспектов современного обучения английскому языку является формирование у учащихся лингвокультурологической компетенции. Исследованиями и разработками в сфере формирования данной компетенции занимались такие ученые, как Дж. Эббит, Дж. Дудней и Н. Хоукли.
Актуальность работы заключается в том, что наше исследование направлено конкретно на выявление особенностей формирования данной компетенции у учащихся старшей школы при помощи литературных произведений, а также на создание аутентичного элективного курса для конкретного оригинального произведения, подходящего по возрасту и уровню владения английским языком старшеклассников.
Объектом исследования является процесс формирования лингвокультурологической компетенций на уроках английского языка у старшеклассников.
Предмет исследования - элективный курс по домашнему чтению для учащихся старших классов с углубленным изучением иностранного языка как способ формирования лингвокультурологической компетенции.
Целью данной выпускной квалификационной работы является повышение эффективности формирования лингвокультурологической компетенции у учащихся старших классов с углубленным изучением иностранного языка в ходе элективного курса по домашнему чтению.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие лингвокультурологической компетенции и особенности ее формирования на занятиях по иностранному языку;
2) рассмотреть особенности углубленного изучения старшеклассниками иностранного языка;
3) разработать элективный курс по домашнему чтению на основе произведения Стивена Кинга «Сияние» и методические рекомендации к курсу.
При выполнении данной курсовой работы нами были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические:
• изучение и сопоставительный анализ научной литературы;
2) практические:
• наблюдение;
• описание;
• моделирование условий и результатов обучения.
Методологическими основами исследования послужили работы таких авторов, как Б Додж, Дж. Эббит, Л.А. Коняева, В.Ф. Аитов, М.С. Бирюкова.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности дальнейшего использования его результатов в преподавании домашнего чтения в школах и вузах.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и 5 приложений. Во введении устанавливается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи выпускной квалификационной работы, выделяются объект и предмет исследования. В заключении приводятся результаты проведенного исследования. Приложение содержит задания, визитку, календарно-тематический план элективного курса и ключи к заданиям.
В ходе исследования мы выявили, что лингвокультурологическая компетенция определяется как совокупность знаний о культуре страны изучаемого языка, направленная не только на воспитание языковой личности, но также и на воспитание культурной личности. Данная компетенция состоит из когнитивно-формирующих, аналитико-рефлексивных и креативно- моделирующих умений, которые необходимы при работе с текстами (особенно литературными), где основной целью является выявления определенных языковых единиц, характерных для культуры изучаемого языка. Кроме этого, мы выявили, что одним из способов формирования лингвокультурологической компетенции у старшеклассников являются занятия по домашнему чтению.
В качестве особенностей углубленного изучения у учащихся старших классов нами были выделены высокие требования к умственной активности учащихся, повышение уровня самостоятельности, а также высокий уровень обобщающего и понятийного мышления.
Обобщив изученный материал, мы пришли к выводу, что формированию лингвокультурологической компетенции у учащихся старшей школы при углубленном изучении английского языка способствуют ключевые аспекты ментальности носителей языка, изучить которые можно при помощи оригинальных художественных произведений в рамках элективного курса. Данный вид курса поможет учащимся восполнить пробелы в знаниях на базовом уровне, а также углубить знания и приобрести новые, что, в свою очередь, и способствует развитию лингвокультурологической компетенции. На основе данных выводов нами был создан элективный курс по домашнему чтению по произведению Стивена Кинга «Сияние». Данный курс включал в себя чтении романа, обсуждении произведения и выполнение лексико-грамматических заданий по произведению в форме прохождении онлайн-квеста.
Для нашего онлайн-квеста, после анализа возможных вариантов, мы выбрали такие платформы, как Google Classroom, WordWall и LearningApps. Мы разработали 14 заданий, основанных на сформулированных задачах и разных видах деятельности. Также общее число заданий было структурировано и разделено на 5 частей, согласно количеству частей в самом романе «Сияние».
Целью нашего элективного курса является повышение эффективности формирования лингвокультурологической компетенции у учащихся старших классов с углубленным изучением иностранного языка в ходе элективного курса по домашнему чтению. Согласно данной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
а) изучить бытовую лексику, грамматические структуры и сленг, присутствующие в произведении;
б) рассмотреть исторические и культурные особенности происходящих в романе событий;
в) изучить особенности оригинального языка произведения;
г) рассмотреть структуру отеля и быт носителей языка.
Нами были разработаны программа элективного курса и методические рекомендации к его организации. Таким образом, мы создали элективный курс по домашнему чтению для учащихся старшей школы (с уровнем владения языком В1-В2) с углубленным изучением языка на основе романа С. Кинга «Сияние».
Так как нами были решены все поставленные задачи исследования, ранее обозначенная цель выпускной квалификационной работы - повышение эффективности формирования лингвокультурологической компетенции у учащихся старших классов с углубленным изучением иностранного языка в ходе элективного курса по домашнему чтению - была достигнута. Дальнейшие перспективы нашего исследования мы видим в изучении возможностей использования учебных квестов при разработке различных элективных курсов по английскому языку.
1. Аитов В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: автореф. дис. д -ра пед. наук. СПб, 2006. 36 с.
2. Баграмова Н.В. Компетентностный подход в практике обучения иностранным языкам. М.: Феникс, 2005. 315 с.
3. Батурина Д.И. Формирование лингвокультурологической компетенции иностранных студентов-филологов при обучении русским паремиям: дис. канд. пед. наук. СПб., 2005. 242 с.
4. Беннер К.С. Рабочая программа по английскому языку (элективный курс "Домашнее чтение"). URL: https://videouroki.net/razrabotki/rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku- eliektivnyi-kurs-domashnieie-chtieni.html (дата обращения: 14.03.2022).
5. Бердичевский А.Л. Современный тенденции в обучении иностранному языку в Европе // Русский язык за рубежом. 2002. № 2. С. 6065.
6. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. 2004. № 6. С. 8-14.
7. Бирюкова М.С. Лингвокультурологическая компетенция: содержание и теоретические основы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskaya-kompetentsiya- soderzhanie-i-teoreticheskie-osnovy (дата обращения: 03.03.2022).
8. Вайсгербер Й.Л. Язык и философия. Вопросы языкознания. 1993. № 2. С. 114-124.
9. Воробьев В.В. Лингвокультурология: (Теория и методы). М.: РУДН, 1997. 331 с.
10. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология. М.: Педагогика 1984. 132с.
11. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 320 с.
12. Дортман С.Р. Обучение лингвокультурологической компетенции учащихся средних профессиональных образовательных учреждений Текст: дис. канд. пед. наук. Пятигорск, 2012. 180 с.
13. Елизарова Г.В. Культурологическая лингвистика: опыт исследования понятия в методических целях. СПб.: Бельведер, 2009. 138 с.
14. Зализняк А.А. Языковая картина мира. // Энциклопедия «Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ YAZIKOVAYA_KARTINA_MIRA.html (дата обращения: 13.03.2022).
15. Исследование электронной библиотеки MyBook. URL: https ://mybook.ru/ sets/10317-shkolnaya-programma-po-literature-chego-ne- hvataet/ (дата обращения: 1.04.2022).
...