Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Антитеррористическая деятельность государства: понятие и правовые основы борьбы с терроризмом

Работа №110171

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1377
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-правовой анализ антитеррористической деятельности государства 8
1.1 Понятие и признаки антитеррористической деятельности государства 8
1.2 Правовое регулирование антитеррористической деятельности 16
Глава 2 Содержание и основные направления антитеррористической деятельности государства 24
2.1 Содержание антитеррористической деятельности государства 24
2.2 Основные направления противодействия терроризму 36
Глава 3 Предупреждение (профилактика) и пресечение терроризма 44
3.1 Организационные основы противодействия терроризму 44
3.2 Меры, направленные на предупреждение (профилактику) и пресечение терроризма 52
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 64

Актуальность темы исследования. Терроризм как социально-правовое явление представляет глобальную угрозу безопасности для всего мира. Совершаемые во многих странах террористические акты, несущие в себе деструктивный потенциал, являются причиной возникновения военных конфликтов и глобальных катастроф в целом. Осуществляемая террористическая деятельность характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств, технической оснащенностью. Использование террористами новейших технологий позволяет им проводить операции, сопоставимые с военными, что позволяет относить терроризм к новому виду войны.
Исходящие от терроризма угрозы оказывают негативное воздействие не только на экономическую ситуацию в мире, но и подрывают государственную целостность отдельных стран, авторитет государственной власти, сея страх и панику среди граждан. Не является исключением и Российская Федерация. По данным глобального индекса терроризма, охватывающего 135 стран мира, на 2020 год Российская Федерация занимает 39 место с индексом 4,542. Более негативные индексы терроризма имеют Франция - 4,614, Украина - 4,692, Великобритания - 5,161, США - 5,260. Самый высокий индекс имеют Афганистан (9,592), Ирак (8,682) и Нигерия (8,314). У ряда стран глобальный индекс терроризма равен нулю (Беларусь, Куба, Хорватия и др.) [61].
Непосредственно в Российской Федерации, согласно официальным статистическим данным в период с 2010 года по 1 января 2021 года количество зарегистрированных преступлений террористической направленности увеличилось без малого в 4 раза с 581 (2010 г.) до 2136 преступлений за 2020 год [44].
Негативная тенденция постоянного роста преступлений террористической направленности послужила основанием для признания борьбы с терроризмом общенациональным делом всех институтов политической власти и российского общества. Предупреждение и пресечение террористической деятельности провозглашено в качестве одной из целей, обеспечения государственной и общественной безопасности в общенациональной Стратегии безопасности Российской Федерации [73]. В связи с чем, важное направление приобретает антитеррористическая деятельность государства, которая основывается на правовых и организационных началах. Однако несмотря на существующую нормативно-правовую базу антитеррористической деятельности, многие вопросы остаются не решенными. Прежде всего, следует отметить, что законодатель использует такие категории, как «борьба с терроризмом», «противодействие терроризму», «предупреждение терроризма», охватывающие одну из сторон антитеррористической деятельности, являющейся более широким понятием и не нашедшим отражение в действующем законодательстве. Все это отрицательно сказывается в целом на антитеррористической деятельности государства, не имеющей четкого нормативно-закрепленного ее содержания.
Таким образом, исследование антитеррористической деятельности государства является актуальным и важным как в научно-теоретическом, так и в правовом аспектах, позволяющее раскрыть содержательную составляющую данной деятельности, с целью предупреждения и борьбы с терроризмом.
Степень научной разработанности темы исследования. Антитеррористическая деятельность изучается учеными в социологическом (Н.А. Коваленко [19], А. В. Шевелев [100] и др.), политологическом (О.В. Репинская [63], Н.Л. Янковой [101] и др.) и психологических (И.В. Хвалько [97] ) аспектах. В юриспруденции антитеррористическая деятельность на монографическом уровне исследуется в организационно -правовом аспекте (А.В. Снеговой [70], А.А. Гапон [6] и др.). Предметом отдельных исследований являются: система противодействия терроризму (А.А. Хумигов [98] ), понятие антитеррористической деятельности и ее соотношение с другими категориями (Х.С. Сафаров [67]), содержание антитеррористической деятельности (Д.Н. Кобелев, А.А. Луцай [18]), правовое регулирование антитеррористической деятельности (С.Н. Мешалкин [37]).
Несмотря на обилие научных публикаций в части теоретико-правового осмысления антитеррористической деятельности, данный правовой институт нуждается в комплексном исследование его содержательных элементов в их взаимообусловленности и взаимодействии. Все это еще раз подчеркивает важность и насущность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере противодействия терроризму как глобальной угрозе национальной безопасности Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность норм международного и национального законодательства, регулирующих антитеррористическую деятельность государства, доктринальные источники в части определения понятия и сущности антитеррористической деятельности, а также материалы правоприменительной практики, позволяющие раскрыть тему исследования.
Цель исследования - комплексный научно-правовой анализ понятия и сущности антитеррористической деятельности и правовых основ борьбы с террористической угрозой.
Задачи исследования:
• определить понятие и признаки антитеррористической деятельности государства;
• рассмотреть правовое регулирование антитеррористической деятельности;
• выявить содержательные составляющие элементы антитеррористической деятельности государства;
• проанализировать основные направления противодействия терроризму;
• исследовать организационные основы противодействия терроризму;
• выявить и исследовать основные меры, направленные на предупреждение и пресечение терроризма.
Методология и методика исследования: системно-структурный метод исследования, а также методы сравнительно-правового исследования, статистический и социологический методы, методы синтеза и анализа.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: А.А. Гапон Г.Г. Гольдина, Е.П. Ильина, К.П. Индык, Д.Н. Кобелева, В.В. Кудинова, С.М. Малькова, С.Н. Мешалкина, О.В Репинской, ХС. Сафарова, Г.Ф. Сидненко, А.В. Шевелева, Н.Л. Янкового, О.Н. Ярошенко и др.
Нормативная база исследования представлена комплексом норм международного и отечественного законодательства, составляющие правовую базу антитеррористической деятельности.
Структура работы: введение, три главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы о проделанной работе и сформулировать предложения и практические рекомендации.
В первой главе были рассмотрены понятие и признаки антитеррористической деятельности государства. В виду того, что понятие антитеррористической деятельности не является легально определенным, в доктрине наблюдаются ряд разногласий. Проведенный краткий обзор существующих в настоящее время определений антитеррористической деятельности показал, что ученые данное понятие отождествляют с противодействием терроризму, считают его родовым понятием контртеррористической деятельности либо определяют его как собирательное понятие, включающее в себя противодействие терроризму, борьбу с терроризмом, контртеррористическую деятельность.
В работе было предложено контртеррористическую деятельность понимать как деятельность, осуществляемую с целью выявления, предотвращения и пресечения террористической деятельности, т.е. всех действий, перечисленных в п. 2 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ.
В широком смысле слова, антитеррористическая деятельность - это совокупность общественных отношений в сфере противодействия терроризму, осуществляемая посредством мер, направленных на предупреждение, нейтрализацию, минимизацию и ликвидацию последствий терроризма.
В узком смысле, антитеррористическую деятельность следует определить как комплекс предупредительных и наступательных правовых и организационных мер, направленных на предупреждение, выявление, предотвращение, расследование, пресечение и минимизацию последствий террористической деятельности.
Во второй главе было проведено исследование правового регулирования антитеррористической деятельности. Было показало, что международным нормам в исследуемой области общественных отношений принадлежит унифицирующая роль, а регулирующая - нормам национального законодательства. В Российской Федерации в настоящее время правовая основа антитеррористической деятельности представлена совокупность норм различных отраслей права, а также на уровне федерального, регионального, местного и в некоторых случаях ведомственного регулирования. В работе было обращено внимание на правовую регламентацию вопросов, связанных с антитеррористической защищенностью объектов. По данному вопросу Правительством РФ принято около 35 постановлений. Однако, урегулированные в данных документах требования к процедуре категорирования объектов изложены не по единым стандартам и отличаются между собой, с чем сложно согласиться.
В третьей главе было рассмотрено содержание антитеррористической деятельности. В качестве таких структурных элементов антитеррористической деятельности правильно выделять следующие:
• система нормативно-правовых актов, регламентирующих антитеррористическую деятельность;
• субъекты антитеррористической деятельности;
• объекты антитеррористической деятельности;
• формы и методы осуществления антитеррористической деятельности.
От взаимодействия данных элементов зависит эффективность антитеррористической деятельности в целом.
Кроме того, рассматривая противодействие терроризму, было установлено, такое противодействие осуществляется в трех направлениях, что в совокупности образует модель правовой превенции или силового воздействия, характеризующаяся применением Вооруженных Сил РФ, введением правового режима контртеррористической операции и деятельностью Национального антитеррористического комитета. Несмотря на то, что сформировавшаяся в настоящее время модель противодействия террористической деятельности основана на современных тенденциях развития терроризма, факторов обуславливающих его распространение, социально-политических, межнациональных и конфессиональных противоречиях, она обладает рядом недостатков, в связи с чем были предложены пути ее оптимизации посредством следующих направлений:
• международное сотрудничество расширить за счет включения в него международного контроля за оборотом оружия, наркотических средств, радиоактивных веществ;
• дополнить основные направления противодействия террористической деятельности мерами, направленными на разобщение террористических организаций посредством идеологического обеспечения убеждения членов таких организаций в ложности цели существования организации, искажении мотивов, осуществляемой ими деятельности;
• борьба с транснациональной организованной преступностью и ликвидация каналов поставки оружия террористическим организациям;
• совершенствование идеологического обеспечения противодействия террористической деятельности посредством информационных и культурно-образовательных мер, разъясняя сущность и общественную опасность террористической деятельности, формируя неприятие идеологии насилия и пропагандируя социально-значимые ценности и создание условий для мирного разрешения межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
В целом, в настоящее время можно говорить о создании институциональной основы антитеррористической деятельности, которая не ограничивается силовой составляющей, а направлена на противодействие распространению терроризма. Субъектами борьбы с терроризмом являются различные государственные органы и должностные лица во главе с Президентом РФ.
Несмотря на урегулированность деятельности антитеррористических комиссий субъектов Федерации и муниципальных образований, была отмечено недостаточная квалификация сотрудников их аппарата, у которых отсутствует практический опыт реализации теоретических основ противодействия терроризму. Представляется, что совершенствование деятельности региональных антитеррористических комиссий необходимо проводить по трем направлениям. Прежде всего, необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование деятельности региональных и муниципальных комиссий, повышать профессиональный уровень сотрудников аппарата антитеррористических комиссий. Кроме того, повышение результативности административной практики таких комиссий возможно посредством обмена опытом.
В силу вышеизложенного, анализируя меры, направленные на предупреждение и пресечение терроризма, прежде всего были названы основные черты и тенденции развития современного терроризма, исходя из которых строится современная система профилактики данного негативного социально-правового явления.
В виду такой тенденции современного терроризма как его растущий профессионализм и интеллектуальная платформа, влиятельность идеологических материалов и обладание значительной социальной базой воспроизводства, ставится вопрос о совершенствовании научно-методологического и экспертно-аналитического обеспечения предупреждения и пресечения терроризма. В связи с чем, предложено сформировать экспертно - консультативную группу при Национальном антитеррористическом комитете.


1. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 22.08.2019 г. № 33-10975/2019 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
2. Апелляционное определение Самарского областного суда от 19.11.2019 г. по делу № 33-14134/2019. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
3. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 14.01.2019 г. по делу № 11-119/2019. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
4. В Самарской области полицейские и общественники провели профилактический урок «Мы - против терроризма и экстремизма!» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййрз://тольятти.63.мвд.рф/пе’№з/йеш/21311558 (дата обращения: 15.04.2022).
5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 05 апреля. № 67.
6. Гапон А.А. Министерство внутренних дел Российской Федерации как структурно-функциональный элемент механизма антитеррористической деятельности (теоретико-правовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. Санкт- Петербург, 2008. 194 с.
7. Гольдин Г.Г., Терновая Л.О. Социальная обусловленность права. М., 2019. 230 с.
8. Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (Подписан в г. Душанбе 05.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 24. Ст. 2940.
9. Долгополов П.С. Терроризм: понятие и противодействие // СПС КонсультантПлюс. 2022.
10. Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS № 90) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 27.01.1977) (с изм. от 15.05.2003) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 3. Ст. 202.
11. Зайцев Е.И. Вопрос-ответ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2022.
12. Ильин Е.П. Организация противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации. // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2014. № 1. С. 32-47.
13. Индык К.П. Антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации: деятельность, проблемы правового регулирования и пути совершенствования (на примере Санкт-Петербурга) // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2021. № 4 (92). С. 181-187.
14. Канунникова Н.Г. Административная ответственность за неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму: проблемы и перспективы развития // Административное право и процесс. 2021. № 6. С. 42 - 44.
15. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03.12.2020 г. № 88-25258/2020 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ