Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

Работа №110147

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
245
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки 13
1.1 Особенности развития у детей 6-7 лет пространственной
ориентировки в психолого-педагогических исследованиях 13
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
у детей 6-7 лет пространственной ориентировки 24
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки 33
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет
пространственной ориентировки 33
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития у
детей 6-7 лет пространственной ориентировки 50
2.3 Определение динамики уровня развития у детей 6-7 лет
пространственной ориентировки 64
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение А Характеристика выборки исследования 82
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим методикам.. 83
Приложение В Сводная таблица результатов констатирующего этапа... 86
Приложение Г Конспекты непрерывной образовательной деятельности по реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие» 87
Приложение Д Материал для работы с родителями 98
Приложение Ж Сводная таблица результатов контрольного этапа 99


Представления о пространстве и пространственных отношениях являются наиболее сложными из всех, которыми овладевает ребенок в дошкольные годы. Без умения ориентироваться в пространстве неполноценной становится любая детская деятельность: игра,
конструирование, рисование; и напротив - точность пространственной ориентировки обеспечит ребенку успех во всех сферах: на занятиях по физической культуре, изобразительной деятельности, музыке, математике, письму.
Особую актуальность рассматриваемая проблема приобретает в связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который прямо указывает на необходимость развития личностного потенциала будущего школьника, его способности к восприятию и усвоению новых знаний. Принимая во внимание то, что важной предпосылкой к усвоению школьником элементарных учебных навыков, таких как счет, письмо, чтение, является достаточный уровень развития у него пространственной ориентировки, задача дошкольной организации - максимально обеспечить такое развитие.
Дошкольный возраст уникален и неповторим. Это важный сензитивный период в жизни ребенка, когда в полной мере проявляется онтогенетический потенциал к развитию; период овладения социальным пространством человеческих отношений, а также материальным пространством окружающей среды. В это время рамки маленькой семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны; ребенок встает перед необходимостью ориентироваться в этом мире, рождается его новая ролевая игра - самостоятельная деятельность, моделирующая жизнь взрослых.
Именно дошкольный возраст, по мнению многих ученых- исследователей, является лучшим периодом для развития у детей пространственной ориентировки. Эту важную тему не раз поднимали в своих трудах как отечественные, так и зарубежные исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Васильева, Л.А. Венгер, М.В. Вовчик-Блакитная, Р.К. Говорова, О.М. Дьяченко, А.М. Леушина, А.А., Люблинская, Т.А. Мусейибова, В.П. Новикова, Э.Я. Степаненкова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер, Ф.Н. Шемякин). Их исследования не только установили последовательность возрастных этапов развития пространственной ориентировки с характеристикой каждого из них, но и отразили особенности чувственной и словесной ориентировки в пространстве, описали видовое разнообразие систем отсчета, расширили диапазон вербальных средств для понимания и обозначения пространственных отношений.
Оценивая реальное бытие, становится понятным, что необходимость развития пространственной ориентировки продиктована самим существованием человека в этом мире. Пространственная ориентировка играет одну из ключевых ролей в деятельности любого человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью.
Неоспоримым является факт, что дальнейшие успехи ребёнка в школе напрямую зависят от уровня развития его пространственной ориентировки. Важно отметить, что формирование у дошкольников представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в микро и макропространстве, ознакомление с пространственным моделированием - все это возможно только при условии создания вокруг ребенка надлежащей обстановки, в рамках которой происходило бы его обучение и развитие.
Проблемой разработки психолого-педагогических условий развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста занимались и занимаются в настоящее время многие отечественные и зарубежные ученые, осознавая ее значимость и недостаточную освещенность, как в теоретическом, так и в практическом плане. Так, в работах отечественных ученых (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Т.А. Мусейибова, Д.Б. Эльконин) отмечено, что:
- развитие пространственной ориентировки ребенка происходит в присущей ему деятельности;
- лучшим способом развития пространственной ориентировки ребенка являются игры и игровые упражнения;
- необходимо создать такие условия, которые обеспечивали бы определенные меры воздействия на развитие личности субъектов (педагогов и воспитанников) педагогического процесса и влекущие, в свою очередь, повышение эффективности самого образовательного процесса.
Таким образом, опираясь на мнения известных ученых, можно констатировать, что специально созданные психолого-педагогические условия - это средство, обеспечивающее эффективное развитие пространственной ориентировки у дошкольников.
Актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. Учитывая прямую связь успешной учебы в школе с развитием когнитивных процессов детей, в том числе, с уровнем пространственного мышления, встает вопрос о необходимости создания в дошкольной организации психолого-педагогических условий для развития пространственной ориентировки.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в педагогической науке имеют место различные аспекты проблемы развития пространственной ориентировки, но, несмотря на это, недостаточно изученными остаются психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована тем, что в психолого-педагогической литературе некоторые аспекты развития пространственной ориентировки остаются малоразработанными, недостаточно исследований, отражающих психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки. Возможность развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста педагоги связывают с разработкой и поиском новых средств, форм и методов обучения.
Таким образом, анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам определить противоречия:
- между важностью проблемы математического развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработкой подходов, методов и форм работы в русле реализации современных требований (ФГОС ДО);
- между необходимостью подготовки к школе детей 6-7 лет и недостаточным уровнем развития пространственной ориентировки у выпускников дошкольных организаций, являющейся важной предпосылкой к усвоению школьником элементарных учебных навыков;
- между необходимостью развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы с детьми в дошкольных организациях.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие у детей 6-7 лет пространственной ориентировки?
Опираясь на актуальность нашего исследования, была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития у детей 6¬7 лет пространственной ориентировки».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие у детей 6-7 лет пространственной ориентировки.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие у детей 6-7 лет пространственной ориентировки возможно при создании и реализации следующих психолого-педагогических условий:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда соответствующими атрибутами для использования их в процессе развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет;
- подобран и включен в образовательный процесс комплекс дидактических и подвижных игр, в соответствии с показателями развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет;
- проведены совместные мероприятия для детей и родителей, с целью организации мотивирующего взаимодействия в процессе развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки.
В соответствии с целью и гипотезой мы определили задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы разработки психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки, определить понятийно-категориальное поле исследования;
2) выявить уровень развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки;
3) разработать и реализовать психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки;
4) оценить динамику уровня развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки.
Теоретическая основа исследования:
- теоретические положения о развитии познавательной деятельности в дошкольном детстве (О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, В.Г. Каменская, И.Э. Куликовская, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков);
- теоретические положения о развитии пространственной
ориентировки личности (А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, М. Монтессори, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Н.Я Семаго, А.А. Столяр, М. Фидлер, Е.И. Щербакова);
- исследования психологических аспектов восприятия пространства
(Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко);
- исследования особенностей развития у детей 6-7 лет
пространственной ориентировки (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик- Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шемякин);
- концепция построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций (Е.Н. Герасимова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова);
- исследования психолого-педагогических условий развития у детей 6¬7 лет пространственной ориентировки (В.И. Андреев, С.А. Дынина, М.В. Зверева, Б.В. Куприянов, А.Я Найн, Н.В. Яковлева).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение опыта педагогической деятельности);
- эмпирические (наблюдение, беседы с детьми; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: СПДС «Дружные ребята» ГБОУ СОШ № 7, г. Жигулевск. В исследовании приняли участие 20 детей из подготовительных групп в возрасте 6-7 лет.
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа в период 2018-2020 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2018-2019 гг.). На этом этапе проводилось определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета исследования, его цели, задач, понятийного аппарата; часть процесса занял анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; для диагностики были определены показатели и уровни развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки. Параллельно с проводимой работой осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
Второй этап - экспериментальный (2019-2020 гг.). В это время проводилась разработка и апробация психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки. На данном этапе был проведен контрольный этап эксперимента. Осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2020 г.). Этап включал обработку, анализ и интерпретацию результатов проведенного эксперимента; описывались выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки в созданных психолого-педагогических условиях; определен комплекс диагностических методик по выявлению уровня развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки, определены психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, апробированные диагностические материалы; а также комплекс дидактических и подвижных игр могут быть применены педагогами дошкольной образовательной организации в процессе развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения педагогики и психологии; комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении показателей и разработке методики выявления уровня развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки; в определении и апробации психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования регулярно и систематически докладывались, обсуждались в отчетах научно-исследовательской работы в рамках каждого семестра, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в периоды проведения Дней науки ТГУ, в рамках дошкольной образовательной организации - на педагогических советах, мастер-классах и семинарах. Весь путь исследования отражен в четырех публикациях в специализированных сборниках.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Пространственная ориентировка детей 6-7 лет - это совокупность навыков и способностей, отвечающих за ориентировку во времени, пространстве и окружающих объектах, в том числе, понимание и использование словесных обозначений пространства и пространственных отношений.
2. Дети 6-7 лет характеризуются следующими особенностями пространственной ориентировки: имеют средний и высокий уровень ориентировки на собственном теле - могут без труда назвать местоположение частей тела, их количество, но правая и левая стороны все еще не освоены большинством детей; ориентировка в горизонтальном и вертикальном направлениях характеризуется у детей пониманием простейших инструкций (над, под, в), вызывает трудности определение местоположения предмета по отношению к другому объекту («где находится игрушка по отношению к альбому»); самостоятельное высказывание с использованием предлогов, обозначающих пространство и время, а также названий направлений для многих детей 6-7 лет является затруднительным; наибольшие трудности вызывает у детей ориентировка в «схеме человека», стоящего напротив; задания, связанные с описанием объектов по отношению друг к другу, вызывают затруднение у многих детей 6-7 лет (трудности с зеркальным отображением, когда ребенку трудно определить отношения между предметами, изображенными напротив него); преобладает низкий и средний уровень представлений о микро и макропространстве, что может привести к трудностям формирования навыков письма и элементарного черчения.
3. Развитие у детей 6-7 лет пространственной ориентировки
обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: обогащение развивающей предметно-пространственной среды соответствующими дидактическими играми, произведениями художественной литературы, музыкально-ритмическими композициями, описывающими пространственные отношения, атрибутами (макетами, картами-схемами, указателями) для использования их в процессе развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет; включение комплекса дидактических и подвижных игр в непрерывную образовательную деятельность детей и в совместную деятельность педагога и детей режимных моментах для развития показателей пространственной ориентировки; проведение совместных мероприятий для детей и родителей с целью организации мотивирующего взаимодействия в процессе развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет.
4. Показатели развития у детей 6-7 лет пространственной ориентировки: 1) ориентировка «на себе»; 2) ориентировка в горизонтальном и вертикальном направлениях; 3) понимание вербальных средств, обозначающих пространство и время; 4) ориентировка в «схеме человека», стоящего напротив; 5) способность пользоваться словесными обозначениями пространства и пространственных отношений; 6) способность ориентироваться на микроплоскости и в микропространстве, использовать схемы
Структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (52 источников), 6 приложений. Текст иллюстрирован 3 рисунками и 15 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Пространственная ориентировка относится к базовым составляющим познавательной деятельности человека. Умение ориентироваться в пространстве - одно из важных условий для деятельности человека практически в любой области. Являясь одним из главных свойств человеческой психики, пространственная ориентировка захватывает практически все грани взаимодействия человека с действительностью.
Вопросами развития пространственной ориентировки в разное время занимались отечественные и зарубежные ученые-исследователи, такие как Б.Г. Ананьев, А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.А. Венгер, М.В. Вовчик- Блакитная, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д. Луцковская, А.А. Люблинская, М. Монтессори, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр, М. Фидлер, Ф.Н. Шемякин, Е.И. Щербакова.
Как показал анализ работ авторов, развитие пространственной ориентировки начинается уже с первых недель жизни ребенка; продолжается и активно развивается в период его дошкольного детства, а полностью завершается уже в школьном возрасте.
Развитие пространственной ориентировки происходит поэтапно, от простого к сложному. Сначала ребенок научается ориентироваться на собственном теле, затем осваивает основные пространственные направления, позже в его речи начинают появляться предлоги и наречия, что позволяет вербализировать передвижение в пространстве или описывать пространственные отношения между объектами. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает ориентировку в микро и макропространстве, совершенствуется его словарный запас пространственной терминологии; в это же время ребенку становятся подвластны карты-схемы, лабиринты и ориентировка на вербальном уровне, то есть без фактической опоры на ориентиры.
Педагоги-практики утверждают, что слабая пространственная ориентировка у детей 6-7 лет определяет низкую социализацию ребенка - дошкольника, уменьшает качество его взаимодействия с окружающим миром, является причиной неусваиваемости ребенком программы начальной и средней школы. От уровня умения ориентироваться в пространстве, определять взаиморасположение объектов в нем, будет зависеть успех овладения им основных видов учебной деятельности: математики, письма, чтения.
На констатирующем этапе для выявления уровня пространственной ориентировки у детей 6-7 лет, нами было проведено диагностическое обследование. В эксперименте участвовали две группы детей 6-7 лет: экспериментальная, куда вошли 12 человек и контрольная, в нее вошли 8 человек. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень развития пространственной ориентировки у большинства обследуемых детей 6-7 лет.
В процессе формирующего этапа эксперимента мы реализовали психолого-педагогические условия развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет, а именно:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда соответствующими дидактическими играми, произведениями художественной литературы, музыкально-ритмическими композициями, описывающими пространственные отношения, атрибутами (макетами, картами-схемами, указателями) для использования их в процессе развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет;
- подобран и включен в образовательный процесс комплекс дидактических и подвижных игр, в соответствии с показателями развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет;
- разработаны и проведены совместные мероприятия для детей и родителей с целью организации мотивирующего взаимодействия в процессе развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет.
С целью последующего сравнительного анализа, данные условия были реализованы только в экспериментальной группе; условия в контрольной группе остались прежними.
На контрольном этапе эксперимента, в результате проведенной работы по развитию пространственной ориентировки у детей 6-7 лет, у воспитанников из экспериментальной группы произошли качественные изменения. Количество детей с низким уровнем снизилось на 25%, со средним уровнем показатель снизился на 17%, детей с высоким уровнем пространственной ориентировки стало на 42% больше. Результаты повторной диагностики детей из контрольной группы отличались незначительной динамикой.
Таким образом, полученные нами результаты экспериментального исследования свидетельствуют об успешности проведенной работы по развитию пространственной ориентировки у детей 6-7 лет.
Можно заключить, что цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования получила свое экспериментальное подтверждение.



1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей : учебное пособие для студентов педвузов. М. : Просвещение, 2004. 190 с.
2. Балашова Е. Ю. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. М. : Генезис, 2010. 250 с.
3. Белякова Е. Г. Психолого-педагогический мониторинг : Учебное пособие для вузов. Тюменский государственный университет, 2019. 243 с.
4. Большой психологический словарь / под редакцией Б. Г. Мещерякова. М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
5. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1976. 349 с.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1991. 160 с.
7. Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 2. С. 60-64.
8. Васильева М. В. Программа воспитания и обучения в детском саду М. : Мозаика-Синтез, 2005. 208 с.
9. Вовчик-Блакитная М. В. Развитие пространственного различения в
дошкольном возрасте: проблемы восприятия пространства и
пространственных представлений. М. : Просвещение, 1961. 200 с.
10. Волков Б. С. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностики. М. : «Ось-89», 2004. 192 с.
11. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М. : Просвещение, 1988. 144 с.
12. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. 135 с.
13. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
14. Говорова Р. И. Игры и упражнения по развитию умственныхспособностей у детей дошкольного возраста. М. : Сфера, 1989. 127 с.
15. Говорова Р. И. Формирование пространственной ориентировки у детей // Дошкольное воспитание. М. 1975. № 9. С. 55-58
16. Гогоберидзе А. Г., Атарова А. Н., Новиков М. С., Новицкая В. А., Яфизова Р. И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта // Современное дошкольное образование. 2018. № 5 (87). С. 16-25.
17. Дружинина Л. А., Андрющенко Е. В., Шалагина Г. А., Шильдяева Л. Г. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения». Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. 144 с.
18. Давыдова О., Майер А. Детский сад и семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. 2011. № 5. С. 17.
19. Душков Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. М. : Деловая книга, 2005. 214 с.
20. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М. : АПН, 1960. 430 с.
21. Иншакова О. Б. Пространственно-временные представления : Учебно-методическое пособие. М. : Секачев В. Ю, 2006. 80 с.
22. Каразану, В. И. Ориентирование в пространстве // Дошкольное воспитание. 1980. № 5. 40 с.
23. Корнев А. Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать. Спб. : Паритет, 2001. 48 с.
24. Кулеш У. В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста на основе геометрического материала // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: материалы всер.научно-практ.конф. преподавателей и студентов. 2013. С. 25-27.
25. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М. : Изд-во МГУ, 1969. 431 с.
26. Люблинская А. А. Детская психология : Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М. : Просвещение, 1971. 410 с.
27. Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений. М. : Известия АПИ РСФСР, 1956. 223 с.
28. Мусейибова Т. А. Формирование пространственных представлений. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. М. : «Речь». 1994. С. 16-21.
29. Мусейибова Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам. СПб. : «Речь», 1994. С. 33-36.
30. Мусейибова Т. А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников : Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. Спб., 1994. 235 с.
31. Павлов И. П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности: моногр. М. : Просвещение, 1976. 264 с.
32. Парамонова Л. И. Развитие математических представлений у современного дошкольника // Воспитатель ДОУ. 2013. №10. С. 85.
33. Плаксина Л. И. Роль зрительного восприятия в становлении психики ребенка // непрерывное образование : Материалы междунар. Научно-практич. Конференции. М. : Диона, 2017. С. 127-143.
34. Попова А. Спортивное ориентирование в ДОУ // Воспитатель ДОУ. 2011. №10. С. 15.
35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Учебное пособие. Спб. : Издательство «Питер», 2000. 720 с.
36. Сверлов В. С. Пространственная ориентировка слепых. М. : Учпедгиз, 1951. 152 с.
37. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб. : Феникс, 2005. 384 с.
38. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов: Диагностический комплекс. М. : Айрис-пресс, 2005. 46 с.
39. Смирнова Е. О. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Психолог в детском саду. 2003 № 4. С. 102-108.
40. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие для студентов вузов. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
41. Степаненкова Э. Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 6-7 лет в подвижных играх и упражнениях. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. СПб., 1994. 378 с.
42. Тумашова Т. А. К вопросу о диагностике уровня развития
пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста // Дошкольник на современном этапе: материалы студенческой научно¬практической конференции, 1-12 апреля 2019 г. Выпуск Х11 / Сост.
О. В. Дыбина, Е. В. Некрасова, Е. А. Сидякина, В. В. Щетинина. Тольятти, 2019. С. 190-194.
43. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.05.2020).
44. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский. М. : Инфра-М, 2006. 574 с.
45. Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М. : Просвещение, 1959. С. 140-192.
46. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 176 с.
47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.
48. Lord F. E. A study of spatial orientation of children //The Journal of Educational Research. 1941. Т. 34. №. 7. С. 481-505.
49. Cheng Y. L., Mix K. S. Spatial training improves children's mathematics ability //Journal of Cognition and Development. 2014. Т. 15. №. 1. С. 2-11.
50. Chapman S. S. IntjducingYoug Children to Real Problems of Today and Tomorrow // Eiffed Child Today (GCT). 1991 Vol. 14.
51. Guay R. B., McDaniel E. D. The relationship between mathematics achievement and spatial abilities among elementary school children //Journal for Research in Mathematics Education. 1977. С. 211-215.
52. Tracy D. M. Toys, spatial ability, and science and mathematics achievement: Are they related? // Sex roles. 1987. Т. 17. №. 3-4. С. 115-138.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ