Проведена опытно-экспериментальная работа.
Выборка: 40 учащихся 5-6-х классов – 20 учащихся 5-го класса, 20 учащихся 6-го класса.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и практические основы формирования вычислительной культуры в 5-6 классах 7
1.1 Понятие «вычислительная культура» в научно-методической литературе 7
1.2 Состояние практики формирования вычислительной культуры в 5-6 классах при обучении математики 12
1.3 Методы и приемы формирования вычислительной культуры в 5-6 классах 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию вычислительной культуры в 5-6 классах 30
2.1 Математические задания по формированию вычислительной культуры у учащихся 5-6 классов 30
2.2 Организация и методика исследования 44
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы апробации системы математические заданий по формированию вычислительной культуры у учащихся 5-6 классов на уроках математики 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Для формирования у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков, используют различные методические приемы и формы. Согласно мнению Ю.Н. Кашицыной, сформированность вычислительных умений и навыков считается таковой, если учащийся способен с достаточной беглостью выполнить устные и письменные математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, произвести тождественные преобразования различных числовых выражений и приближенные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убедить в правильности полученных результатов [21, с. 42]. Не имея прочных умений и навыков в области вычислений, дальнейшее изучение математики усложняется, поскольку ошибки в расчетах сбивают с пути, который намечен для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с расчетами. Недостаточно сформированные вычислительные умения и навыки отрицательно влияют на усвоение учащимися не только математики, но и отдельных разделов курса физики и химии.
Степень разработанности проблемы. Сущность вычислительной культуры раскрыто в трудах Ю.К. Бабанского, Ю.М. Колягина. Е.Е. Плехановой и др. Состояние вычислительной культуры у учащихся 5-6 классов проанализировано в работах О.С. Коротковской, С.Н. Крючковой, И.О. Осиповой и др. Методы и приемы формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах предложены Е.А. Пикавцовой, Т.Л. Разиновой, Н.Г. Турусовой и др.
Цель исследования – выявить методические особенности формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
Объект исследования – обучение математике в 5-6 классах.
Предмет исследования – условия формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
Гипотеза исследования: если на уроках математике в 5-6 классах подобрать систему упражнений для устных вычислений, которые будут способствовать формированию вычислительных умений и навыков, то можно повысить уровень сформированности вычислительной культуры у учащихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
2. Определить состояние практики формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
3. Охарактеризовать методы и приемы по формированию вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
4. Подобрать и апробировать систему методов и приемов по формированию вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по апробации подобранных методов и приемов по формированию вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос; опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
База исследования:
Выборка: 40 учащихся 5-6-х классов – 20 учащихся 5-го класса, 20 учащихся 6-го класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: подобран комплекс упражнений для формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Одной из важнейших задач обучения математике в 5-6 классах является формирование их вычислительной способности, основой которой является осознанное и твердое усвоение устных и письменных вычислений. Вычислительная культура – это запас знаний и умений и навыков, широко используемых и лежащих в основе академических исследований по математике и другим дисциплинам.
Прочность и автоматизм нужных вычислительных навыков достигается в процессе длительных упражнений. Но поскольку однообразные задачи утомляют детей, их надо разнообразить. Повышение интереса учащихся к формированию вычислительных приемов происходит через выполнение различных интересных задач: стихотворные задачи, математические диктанты, логические задачи и задачи, интересные (магические) квадраты, упражнения на определение закономерностей, упражнения на восстановление математических знаков.
С целью апробации на уроках математики заданий для формирования вычислительной культуры учащихся 5-6 класса был подобран комплекс заданий дл устных вычислений, которые предлагались учащимся для выполнения в качестве дополнительного материала. Все задания соответствовали теме урока.
Для определения эффективности применения комплекса заданий для формирования вычислительной культуры учащихся 5-6 классов на уроках математики была организована и проведена опытно-экспериментальная работа, предусматривающая три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Результаты констатирующего этапа позволили заключить, что у учащихся 5-6 классов по методике «Уровень вычислительной культуры» Н.Н. Бондаревой вычислительная культура сформирована в основном на среднем уровне (11 учащихся – 55% 5 класса, и 13 учащихся – 65% 6 класса) и низком уровне (4 учащихся – 20% 5 класса, и 2 учащихся – 10% 6 класса). Результаты контрольной работы следующие: оценку «5» получили 4 (20%) учащихся 5 класса и 3 (15%) учащихся 6 класса; оценку «4» получили 6 (30%) учащихся 5 класса и 7 (35%) учащихся 6 класса; оценку «3» получили 8 (40%) учащихся 5 класса и 7 (35%) учащихся 6 класса; оценку «2» получили 2 (10%) учащихся 5 класса и 3 (15%) учащихся 6 класса.
Результаты контрольного этапа следующие:
- по методике «Уровень вычислительной культуры» Н.Н. Бондаревой на контрольном этапе увеличилось на 20% учащихся 5 класса с высоким уровнем сформированности вычислительной культуры, на 15% учащихся уменьшилось с низким уровнем сформированности вычислительной культуры; на контрольном этапе увеличилось на 15% учащихся 6 класса с высоким уровнем сформированности вычислительной культуры, с низким уровнем сформированности вычислительной культуры учащихся не выявлено, на констатирующем этапе таких учащихся было 2 (10%);
- результаты выполнения контрольной работы следующие: на контрольном этапе увеличилось на 10% учащихся 5 класса, получивших оценку «5», на 10% учащихся, получивших оценку «4». Нет учащихся 5 класса, которые бы не справились с контрольной работой; увеличилось на 10% учащихся 6 класса, получивших оценку «5», на 15% учащихся 6 класса, получивших оценку «4». Нет учащихся 6 класс, которые бы не справились с контрольной работой.
Таким образом, в ходе исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Альмяшкина, И. И. Применение инновационных технологий на уроках математики / И. И. Альмяшкина // В сборнике: Математическое образование в современном мире: теория и практика. Сборник статей. Под ред. О. В. Юсуповой, А. И. Жданова. – Самара, 2018. – С. 8-14.
2. Альгереева, Э. С. Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики / Э. С. Альгереева // В сборнике: Формирование и развитие новой парадигмы науки в условиях постиндустриального общества. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 78-80.
3. Аналитический отчет по Алтайскому краю. ВПР. 2021 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://educrub.edu22.info/attachments/article/546/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%92%D0%9F%D0%A0%202021.pdf (Дата обращения: 04.01.2022 г.)
4. Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю. К. Бабанский // Знание. – 2008. – №3. – С. 28-30.
5. Безрукова, Г. В. Формирование вычислительных умений и навыков на уроках математики / Г. В. Безрукова // Вестник научных конференций. – 2022. – № 10-5 (86). – С. 33-35.
6. Бондарева, Н. Н. Роль устных вычислительных навыков на уроках математики В V-VI классах / Н. Н. Бондарева // Вопросы педагогики. – 2020. – № 1-2. – С. 29-33.
7. Виленкин, Н. Я. Математика. 5 класс. Ч. 1 / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков. – Москва : Мнемозина, 2019. – 368 с.
8. Виленкин, Н. Я. Математика. 5 класс. Ч. 2 / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков. – Москва : Мнемозина, 2019. – 205 с.
9. Виленкин, Н. Я. Математика. 6 класс. Ч. 1 / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков. – Москва : Мнемозина, 2017. – 161 с.
10. Виленкин, Н. Я. Математика. 6 класс. Ч. 2 / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков. – Москва : Мнемозина, 2017. – 145 с.
11. Галямова, Э. Х. Методика обучения математике в условиях внедрения новых стандартов / Э. Х. Галямова. – Набережные Челны : Набережночелнинский гос. пед. ун-т, 2016. – 116 c.
12. Гареева, Н. Н. Формирование регулятивных умений на уроках математики в основной школе / Н. Н. Гареева // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4 (29). – С. 41-44.
13. Глушко, М. В. Игровые приемы и средства на уроках математики в процессе формирования вычислительных навыков / М. В. Глушко // Вопросы педагогики. – 2022. – № 4-2. – С. 68-74.
14. Горбачев, Н. С. Значение вычислительных навыков учащихся в обучении математике в основной школе / Н. С. Горбачев // Студенческий. – 2022. – № 28-2 (198). – С. 32-33.
15. Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике : психолого-педагогические основы / В. А. Гусев. – 3-е изд. – Москва : Лаборатория знаний, 2017. – 456 c
16. Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода : кн. для учителя / О. Б. Епишева. – Москва : Просвещение, 2018. – 223 с.
17. Зубарева, И. И., Мордкович А.Г. Математика. 5 класс / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – Москва : Мнемозина, 2009. – 271 с.
18. Зубарева, И. И., Мордкович А.Г. Математика. 6 класс / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – Москва : Мнемозина, 2009. – 284 с.
19. Иванова, К. А. Устный счет, как средство формирования вычислительного навыка / К. А. Иванова // Вестник магистратуры. – 2020. – № 3-2 (102). – С. 74-76.
20. Капкаева, Л. С. Теория и методика обучения математике : частная методика в 2 ч. Ч. 2: учебное пособие для вузов / Л. С. Капкаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 191 с.
21. Кашицына, Ю. Н. Методика формирования вычислительных навыков с использованием информационных технологий / Ю. Н. Кашицына // Профильная школа. – 2021. – Т. 9. – № 6. – С. 42-47.
22. Колягин, Ю. М. Формирование вычислительных навыков у школьников среднего звена / Ю. М. Колягин // Народное образование. – 1998. – №3. – С. 85-88.
23. Коротковская, О. С. Проблемы формирования вычислительных навыков на уроках математики / О. С. Коротковская // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики обучения математике, информатике и физике в современном образовательном пространстве. Сборник статей III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Отв. редактор В.Н. Фрундин. – 2019. – С. 141-143.
24. Крючкова, С. Н. Устный счёт как средство наработки вычислительных навыков обучающихся / С. Н. Крючкова // Евразийский научный журнал. – 2016. – № 11. – С. 196-197.
25. Молокова, К. П. Проблема определения понятия «вычислительный навык» / К. П. Молокова // Актуальные вопросы науки. – 2019. – № 51. – С. 52-54.
26. Никольский, С.М. Математика. 5 класс. Учебник / С. М. Никольский, М.К. Потапов и др. – М.: Просвещение, 2015. – 272 с.
27. Никольский, С.М. Математика. 6 класс. Учебник / С. М. Никольский, М.К. Потапов и др. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
28. Осипова, И. О. Формирование вычислительных умений и навыков на уроках математики В V-VI классах / И. О. Осипова // Трибуна ученого. – 2020. – № 10. – С. 505-509.
29. Пикавцова, Е. А. Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики / Е. А. Пикавцова // Интернаука. – 2021. – № 23-1 (199). – С. 48-50.
30. Плеханова, Е. Е. Формирование устных вычислительных навыков / Е. Е. Плеханова // В сборнике: Развитие современной науки : теоретические и прикладные аспекты. сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. – Пермь, 2017. – С. 10-11.
31. Примерная рабочая программа основного общего образования. Математика. Базовый уровень (для 5-9 классов). – Москва Просвещение, 2021. – 95 с.
32. Разинова, Т. Л. Развитие устных вычислительных навыков на уроках математики в 5,6 классах / Т. Л. Разинова // Вестник научных конференций. –2020. – № 11-3 (63). – С. 111-112.
33. Темербекова, А. А. Методика обучения математике : Учебное пособие / А. А. Темербекова, И. В. Чугунова, И. В. Байгонакова – Санкт-Петербург : Издательство «Лань», 2015. – 512 с.
34. Турусова, Н. Г. Роль вычислительных навыков в успешной подготовке к ОГЭ (из опыта работы) / Н. Г. Турусова // Молодой ученый. – 2017. – № 32 (166). – С. 1-4.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный реурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#review (Дата обращения: 06.12.2022 г.).
36. Фридман, Л. М. Теоретические основы методики обучения математике : Пособие для учителей, методистов и пед. высш. учеб. заведений / Л. М. Фридман; Академия пед. и соц. наук; Моск. психол. – соц. ин-т. – М.: Моск. психол. – соц. ин-т: Флинта, 1998. – 217 с.
37. Широкова, Т. А. Формирование вычислительных навыков на уроках математики / Т. А. Широкова // Педагогический форум. – 2020. – № 2 (6). – С. 28-29.
38. Чебакова, Г. В. Развитие вычислительных навыков учащихся на уроках математики / Г. В. Чебакова // В сборнике: Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 183-185.
39. Чекин, А. Л. Обучение математике в основной школе: алгоритмическая содержательная линия / А. Л. Чекин // Школа будущего. – 2015. – №2. – С. 154-159.
40. Хомякова, М. Н. Особенности развития вычислительных навыков учащихся 5-6 классов посредством занимательных заданий / М. Н. Хомякова // В сборнике: Научные достижения высшей школы 2019. сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. – 2019. – С. 43-47.
41. Храмова, Н. А. Использование интерактивных методов обучения на уроках математики / Н. А. Храмова // Учебный эксперимент в образовании. –2021. – № 3 (99). – С. 70-78.