Методические особенности формирования вычислительной культуры в 5-6 классах
|
Проведена опытно-экспериментальная работа.
Выборка: 40 учащихся 5-6-х классов – 20 учащихся 5-го класса, 20 учащихся 6-го класса.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и практические основы формирования вычислительной культуры в 5-6 классах 7
1.1 Понятие «вычислительная культура» в научно-методической литературе 7
1.2 Состояние практики формирования вычислительной культуры в 5-6 классах при обучении математики 12
1.3 Методы и приемы формирования вычислительной культуры в 5-6 классах 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию вычислительной культуры в 5-6 классах 30
2.1 Математические задания по формированию вычислительной культуры у учащихся 5-6 классов 30
2.2 Организация и методика исследования 44
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы апробации системы математические заданий по формированию вычислительной культуры у учащихся 5-6 классов на уроках математики 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Выборка: 40 учащихся 5-6-х классов – 20 учащихся 5-го класса, 20 учащихся 6-го класса.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и практические основы формирования вычислительной культуры в 5-6 классах 7
1.1 Понятие «вычислительная культура» в научно-методической литературе 7
1.2 Состояние практики формирования вычислительной культуры в 5-6 классах при обучении математики 12
1.3 Методы и приемы формирования вычислительной культуры в 5-6 классах 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию вычислительной культуры в 5-6 классах 30
2.1 Математические задания по формированию вычислительной культуры у учащихся 5-6 классов 30
2.2 Организация и методика исследования 44
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы апробации системы математические заданий по формированию вычислительной культуры у учащихся 5-6 классов на уроках математики 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Для формирования у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков, используют различные методические приемы и формы. Согласно мнению Ю.Н. Кашицыной, сформированность вычислительных умений и навыков считается таковой, если учащийся способен с достаточной беглостью выполнить устные и письменные математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, произвести тождественные преобразования различных числовых выражений и приближенные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убедить в правильности полученных результатов [21, с. 42]. Не имея прочных умений и навыков в области вычислений, дальнейшее изучение математики усложняется, поскольку ошибки в расчетах сбивают с пути, который намечен для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с расчетами. Недостаточно сформированные вычислительные умения и навыки отрицательно влияют на усвоение учащимися не только математики, но и отдельных разделов курса физики и химии.
Степень разработанности проблемы. Сущность вычислительной культуры раскрыто в трудах Ю.К. Бабанского, Ю.М. Колягина. Е.Е. Плехановой и др. Состояние вычислительной культуры у учащихся 5-6 классов проанализировано в работах О.С. Коротковской, С.Н. Крючковой, И.О. Осиповой и др. Методы и приемы формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах предложены Е.А. Пикавцовой, Т.Л. Разиновой, Н.Г. Турусовой и др.
Цель исследования – выявить методические особенности формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
Объект исследования – обучение математике в 5-6 классах.
Предмет исследования – условия формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
Гипотеза исследования: если на уроках математике в 5-6 классах подобрать систему упражнений для устных вычислений, которые будут способствовать формированию вычислительных умений и навыков, то можно повысить уровень сформированности вычислительной культуры у учащихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
2. Определить состояние практики формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
3. Охарактеризовать методы и приемы по формированию вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
4. Подобрать и апробировать систему методов и приемов по формированию вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по апробации подобранных методов и приемов по формированию вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос; опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
База исследования:
Выборка: 40 учащихся 5-6-х классов – 20 учащихся 5-го класса, 20 учащихся 6-го класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: подобран комплекс упражнений для формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Степень разработанности проблемы. Сущность вычислительной культуры раскрыто в трудах Ю.К. Бабанского, Ю.М. Колягина. Е.Е. Плехановой и др. Состояние вычислительной культуры у учащихся 5-6 классов проанализировано в работах О.С. Коротковской, С.Н. Крючковой, И.О. Осиповой и др. Методы и приемы формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах предложены Е.А. Пикавцовой, Т.Л. Разиновой, Н.Г. Турусовой и др.
Цель исследования – выявить методические особенности формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
Объект исследования – обучение математике в 5-6 классах.
Предмет исследования – условия формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
Гипотеза исследования: если на уроках математике в 5-6 классах подобрать систему упражнений для устных вычислений, которые будут способствовать формированию вычислительных умений и навыков, то можно повысить уровень сформированности вычислительной культуры у учащихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
2. Определить состояние практики формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
3. Охарактеризовать методы и приемы по формированию вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
4. Подобрать и апробировать систему методов и приемов по формированию вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по апробации подобранных методов и приемов по формированию вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос; опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
База исследования:
Выборка: 40 учащихся 5-6-х классов – 20 учащихся 5-го класса, 20 учащихся 6-го класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: подобран комплекс упражнений для формирования вычислительной культуры на уроках математики в 5-6 классах.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Одной из важнейших задач обучения математике в 5-6 классах является формирование их вычислительной способности, основой которой является осознанное и твердое усвоение устных и письменных вычислений. Вычислительная культура – это запас знаний и умений и навыков, широко используемых и лежащих в основе академических исследований по математике и другим дисциплинам.
Прочность и автоматизм нужных вычислительных навыков достигается в процессе длительных упражнений. Но поскольку однообразные задачи утомляют детей, их надо разнообразить. Повышение интереса учащихся к формированию вычислительных приемов происходит через выполнение различных интересных задач: стихотворные задачи, математические диктанты, логические задачи и задачи, интересные (магические) квадраты, упражнения на определение закономерностей, упражнения на восстановление математических знаков.
С целью апробации на уроках математики заданий для формирования вычислительной культуры учащихся 5-6 класса был подобран комплекс заданий дл устных вычислений, которые предлагались учащимся для выполнения в качестве дополнительного материала. Все задания соответствовали теме урока.
Для определения эффективности применения комплекса заданий для формирования вычислительной культуры учащихся 5-6 классов на уроках математики была организована и проведена опытно-экспериментальная работа, предусматривающая три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Результаты констатирующего этапа позволили заключить, что у учащихся 5-6 классов по методике «Уровень вычислительной культуры» Н.Н. Бондаревой вычислительная культура сформирована в основном на среднем уровне (11 учащихся – 55% 5 класса, и 13 учащихся – 65% 6 класса) и низком уровне (4 учащихся – 20% 5 класса, и 2 учащихся – 10% 6 класса). Результаты контрольной работы следующие: оценку «5» получили 4 (20%) учащихся 5 класса и 3 (15%) учащихся 6 класса; оценку «4» получили 6 (30%) учащихся 5 класса и 7 (35%) учащихся 6 класса; оценку «3» получили 8 (40%) учащихся 5 класса и 7 (35%) учащихся 6 класса; оценку «2» получили 2 (10%) учащихся 5 класса и 3 (15%) учащихся 6 класса.
Результаты контрольного этапа следующие:
- по методике «Уровень вычислительной культуры» Н.Н. Бондаревой на контрольном этапе увеличилось на 20% учащихся 5 класса с высоким уровнем сформированности вычислительной культуры, на 15% учащихся уменьшилось с низким уровнем сформированности вычислительной культуры; на контрольном этапе увеличилось на 15% учащихся 6 класса с высоким уровнем сформированности вычислительной культуры, с низким уровнем сформированности вычислительной культуры учащихся не выявлено, на констатирующем этапе таких учащихся было 2 (10%);
- результаты выполнения контрольной работы следующие: на контрольном этапе увеличилось на 10% учащихся 5 класса, получивших оценку «5», на 10% учащихся, получивших оценку «4». Нет учащихся 5 класса, которые бы не справились с контрольной работой; увеличилось на 10% учащихся 6 класса, получивших оценку «5», на 15% учащихся 6 класса, получивших оценку «4». Нет учащихся 6 класс, которые бы не справились с контрольной работой.
Таким образом, в ходе исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Прочность и автоматизм нужных вычислительных навыков достигается в процессе длительных упражнений. Но поскольку однообразные задачи утомляют детей, их надо разнообразить. Повышение интереса учащихся к формированию вычислительных приемов происходит через выполнение различных интересных задач: стихотворные задачи, математические диктанты, логические задачи и задачи, интересные (магические) квадраты, упражнения на определение закономерностей, упражнения на восстановление математических знаков.
С целью апробации на уроках математики заданий для формирования вычислительной культуры учащихся 5-6 класса был подобран комплекс заданий дл устных вычислений, которые предлагались учащимся для выполнения в качестве дополнительного материала. Все задания соответствовали теме урока.
Для определения эффективности применения комплекса заданий для формирования вычислительной культуры учащихся 5-6 классов на уроках математики была организована и проведена опытно-экспериментальная работа, предусматривающая три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Результаты констатирующего этапа позволили заключить, что у учащихся 5-6 классов по методике «Уровень вычислительной культуры» Н.Н. Бондаревой вычислительная культура сформирована в основном на среднем уровне (11 учащихся – 55% 5 класса, и 13 учащихся – 65% 6 класса) и низком уровне (4 учащихся – 20% 5 класса, и 2 учащихся – 10% 6 класса). Результаты контрольной работы следующие: оценку «5» получили 4 (20%) учащихся 5 класса и 3 (15%) учащихся 6 класса; оценку «4» получили 6 (30%) учащихся 5 класса и 7 (35%) учащихся 6 класса; оценку «3» получили 8 (40%) учащихся 5 класса и 7 (35%) учащихся 6 класса; оценку «2» получили 2 (10%) учащихся 5 класса и 3 (15%) учащихся 6 класса.
Результаты контрольного этапа следующие:
- по методике «Уровень вычислительной культуры» Н.Н. Бондаревой на контрольном этапе увеличилось на 20% учащихся 5 класса с высоким уровнем сформированности вычислительной культуры, на 15% учащихся уменьшилось с низким уровнем сформированности вычислительной культуры; на контрольном этапе увеличилось на 15% учащихся 6 класса с высоким уровнем сформированности вычислительной культуры, с низким уровнем сформированности вычислительной культуры учащихся не выявлено, на констатирующем этапе таких учащихся было 2 (10%);
- результаты выполнения контрольной работы следующие: на контрольном этапе увеличилось на 10% учащихся 5 класса, получивших оценку «5», на 10% учащихся, получивших оценку «4». Нет учащихся 5 класса, которые бы не справились с контрольной работой; увеличилось на 10% учащихся 6 класса, получивших оценку «5», на 15% учащихся 6 класса, получивших оценку «4». Нет учащихся 6 класс, которые бы не справились с контрольной работой.
Таким образом, в ходе исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Формирование информационной культуры учащихся на уроках математики средствами информационно-коммуникативных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование вычислительных навыков обучающихся 5-6 классов посредством организации и проведения устного счета на уроках математики (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМОВ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности формирования вычислительных навыков в системе развивающегося обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности формирования вычислительных навыков в системе развивающегося обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование информационной культуры старшеклассников в школьном интернет-клубе как воспитательной организации
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006



