Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города посредством проектной деятельности
1.1Проблема формирования у детей 6-7 лет представлений о
профессиях родного города в психолого-педагогических исследованиях
1.2Проектная деятельность в формировании у детей 6-7 лет
представлений о профессиях родного города
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города
2.1Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений
о профессиях родного города
2.2Реализация работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города посредством проектной деятельности
2.3Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений
о профессиях родного города
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Согласно задачам ФГОС ДО, в образовательной области «Познавательное развитие» у дошкольников должны быть сформированы первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
Область «Социально-коммуникативное развитие» подразумевает социализацию детей дошкольного возраста, знакомство их с социокультурными нормами, традициями семьи, общества и государства; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Важным направлением в образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» это патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий изучалась отечественными педагогами (Н.Н. Бурмистровой, Т.С. Гусевой, Н.Н. Захаровым, И.В. Заболотной, М.В. Королёвой, Н.П. Кубайчук, Т.В. Пасечниковой, И.В. Савиной, Т.А. Шорыгиной и др.). Но и в современных социально - экономических и социокультурных реалиях остаётся актуальной и приобретает новые смысловые аспекты.
В дошкольных образовательных организациях формирование детских представлений о мире труда и профессий зачастую осуществляется недостаточно целенаправленно, бессистемно, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Однако профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, что позволяет рассматривать дошкольный возраст как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
В современном мире возросла проблема поиска эффективных путей формирования представлений о мире профессий у дошкольников. Сложнее предстает вопрос о прогнозировании педагогами востребованных профессий будущего, что, несомненно, связано со стремительным темпом научнотехнического прогресса и постоянными преобразованиями социокультурного пространства.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Накоплению ярких эмоциональных впечатлений способствуют целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, чтение детской художественной литературы, энциклопедий.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий - это необходимый процесс, который, несомненно, координирует педагог, используя в своей деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников.
Организация целенаправленной, системной работы в области ознакомления дошкольников с миром профессий и формирования ценностного отношения к труду представляется актуальным и перспективным направлением научно-педагогического поиска.
Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями такими как повар, продавец, парикмахер, врач, почтальон и т.д. не вызывают у детей активного познавательного интереса.
Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях родного города и недостаточным использованием проектной деятельности как средства.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности
проектной деятельности как средства формирования у детей 6-7 лет представления о профессиях родного города?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность проектной деятельности в формировании у детей 6-7 лет представления о профессиях родного города.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города посредством проектной деятельности.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование представлений о профессиях родного города посредством проектной деятельности возможно, если:
-определены представления детей о профессиях родного города (нефтяной промышленности) с учетом возрастных особенностей детей;
-разработан и апробирован проект «Город нефтяников, в котором я живу» по формированию у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города;
-разработать и включить в совместную деятельность комплекс занятий по формированию у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города.
2.Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города.
3.Разработать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города посредством проектной деятельности.
4.Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города посредством проектной деятельности.
Теоретические основы исследования:
-идеи о формировании у детей представлений об окружающем мире (Г.Н. Аквилева, О.В. Дыбина, В.В. Ильин, А.Г. Маклаков, Е.С. Рапацевич и др.);
-концепции общеобразовательной программы дошкольного образования (под ред. Н.Е. Вираксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
-теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
-эмпирические (беседы с детьми); констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможностей проектной деятельности в формировании у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы формы работы по формированию представлений о профессиях родного города, выделены критерии и показатели сформированности представлений о профессиях нефтяной промышленности, символах и достопримечательностях города, связанных с данными профессиями у детей 6-7 лет, охарактеризованы уровни.
Практическая значимость исследования заключатся в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для воспитателей дошкольных образовательных организаций при построении системы работы по формированию представлений о профессиях родного города у дошкольников.
Экспериментальная база исследования: СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» детский сад № 16 г.о. Отрадный Самарской области. В исследовании принимали участие 24 ребёнка 6-7 лет экспериментальной и контрольной групп (по 12 детей).
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 наименования), 7 приложений. Текст иллюстрирован 6 рисунками, 11 таблицами.
В данной работе были исследованы особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города посредством проектной деятельности.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 6-7 лет данных представлений посредством проектной деятельности с детьми является актуальной в наше время.
Исследователи проблемы патриотического воспитания (С.А. Козлова, Т.А. Куликова, М.И. Богомолова и др.), а также исследователи по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (Д.Б. Эльконин, С.П. Крягжде, Н.С. Пряжников, В.Л. Ященко, В.И. Логинова, П.А. Шавир, В.И. Тютюнник, Л.А. Мишарина, В.Н. Парамзин) отмечают, что у детей дошкольного возраста развитие патриотических чувств необходимо начинать с приобщения к ценностям своей семьи, группового и культурнорегионального сообщества, результатам труда и уважению к труженикам.
Формирование представлений о профессиях родного города становится необходимым условием не только трудового, но и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Выявление уровня представлений о профессиях родного города и исторических особенностях города, связанных с профессиями нефтяной промышленности, показало, что более 40% детей имеют низкий уровень представлений о данной теме. Это связано с тем, что у детей недостаточно сформированы представления и знания о профессиях, которые сыграли важную роль в становлении родного города. В наше время, родители уделяют данному аспекту мало времени, не акцентируют внимание детей на важности своей трудовой деятельности.
Формирование у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города посредством проектной деятельности возможно, если:
-если составить перспективный план по формированию представлений о профессиях родного города с учётом возрастных возможностей детей;
-разработать методику организации и проведения проектной деятельности с детьми 6-7 лет в условиях ДОО;
-включить проектную деятельность по ознакомлению с профессиями родного города, историческую роль профессий в появлении города на карте области в образовательный процесс подготовительной группы.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики использования проектной деятельности, а также положительную динамику в формировании представлений о профессиях родного города.
После проведенного формирующего этапа, анализ результатов показал, что низкий уровень понизился на 15% и в экспериментальной группе контрольного среза составляет 14%; средний уровень также понизился на 10% и составил 40% в экспериментальной группе контрольного среза; высокий уровень сделал значительный скачок вверх, повысившись на 25% и составил 46% в экспериментальной группе контрольного среза.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности разработанной методики формирования у детей 6-7 лет представлений о профессиях родного города посредством проектной деятельности.
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. : Издательство «Мозаика-Синтез». - 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-
content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244.
3.Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты и разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е.Ю. Александрова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 203 с.
4.Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Алёшина. - М. : ЦГЛ, 2007. - 156 с.
5.Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [Текст] / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2003. - 168 с.
6.Белякина, И.А. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования [Текст] / И.А. Белякина // Интерактивное образование. - 2017. - №69. - С. 1-2.
7.Берн, Э.Л. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э.Л. Берн. - СПб. : АСТ, 1996. - 399 с.
8.Буре, Р.С., Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Р.С. Буре, Г.Н. Година. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.
9.Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. [Текст] /под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 112 с.
10. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах: учебнометодическое пособие [Текст] / В.В. Воронов. - Москва : Педагогическое общество России, 2002. - 192 с.
11.Воспитание дошкольника в труде [Текст] / под ред. В.Г. Нечаевой. - М. : Просвещение, 1974. - 192 с.
12.Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014. - 300 с.
13.Евдокимова, Е.С. Теория проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования [Текст] / Е.С. Евдокимова. - Волгоград : Перемена, 2001. - 83 с.
14.Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: учебник [Текст] /
Б.В. Емельянов. - Москва : Советский спорт, 2010. - 185 с.
Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Д. Жариков. - М. : Просвещение, 1980. - 192 с...