Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование влияния коррекционной методики на осанку детей школьного возраста

Работа №109922

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы55
Год сдачи2020
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ 8
1.1. Анатомо-биохимические особенности позвоночника 8
1.2. Причины нарушения осанки и основные виды заболевания позвоночника
у школьников 12
1.3. Современные взгляды на формирование правильной осанки у
школьников 18
Выводы по главе 21
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ .. 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 26
Выводы по главе 27
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 28
3.1. Описание коррекционной методики проведения занятий в
экспериментальной группе 28
3.2. Анализ результатов исследования 32
Выводы по главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность исследования. Здоровый позвоночник исправно выполняет множество важнейших функций - служит опорой, защищает спинной мозг от травм, ушибов, участвует в двигательном процессе. Но испытываемые им нагрузки делают его и весьма уязвимым - не так просто всю жизнь сохранять пластичность и гибкость позвоночного столба в первозданном виде.
По утверждению врачей, заболевания позвоночника - распространённое явление: с ними сталкиваются до 85% младших школьников.
В этой связи, как считают большинство специалистов, к формированию правильной осанки важно приступать с раннего детского возраста. Малоподвижный образ жизни, связанный с длительным учебным процессом и увлечением компьютерными играми, приводит к искривлению позвоночника.
Неправильная осанка, вызванная проблемами с позвоночным столбом, негативно повлияет и на здоровое развитие внутренних органов.
Регулярное выполнение лечебной физкультуры для детей - шанс избежать развития серьезных заболеваний или откорректировать уже имеющиеся проблемы со здоровьем. Именно это и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Теоретической базой исследования стали:
- концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются виды и причины нарушения осанки [Т.В.Гришин, 2010; И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев, 2011; В.А. Андрианов, В.В. Садофьева, 2012; И.А. Котешева, 2012; И.С. Красикова, 2012; Б.А. Медведев, 2014; О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева, 2017];
- исследования влияния средств и методов физической культуры на организм человека [М.В. Антропова, М.М. Кольцова, Н.Т. Терехова, 2005; С. Д. Антонюк, М. В. Хватова, А. В. Сычев, 2011; Н.А. Гукасова, 2011; Т. Э. Токаева, А. А. Наумов, 2013; М.И.Фонарев, 2013; Н.А. Козленко, 2018];
- технологии и методики, применяемые в физической реабилитации [Э.Н. Вайнер, 2009; В.С. Дмитриев, 2011; В.Ю. Соснина, 2011; П.И. Готовцев, 2012; В.И. Дубровский В.И., 2014; А. А. Акатова, Т. В. Абызова, 2015; В.П. Казначеев В.П., 2015; А.Ф. Каптелин, 2016; В. А. Епифанов, 2017];
- современные методики и научные работы в адаптивной физической культуре [Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин, 2012; В. И. Лубовской, 2014; Н. А. Бойко, В. Н. Бойко, 2016; С.П. Евсеев, 2016; А.Н. Налобина, Т. Н. Федорова 2019; Л.Н. Ростомашвили, 2020].
Объект исследования - процесс исправления нарушений осанки у детей младшего школьного возраста средствами и методами ЛФК.
Предмет исследования - влияние коррекционной методики, разработанной с использованием средств лечебной физической культуры, на состояние осанки младших школьников.
Цель исследования - определение эффективности средств и методов лечебной физической культуры, применяемых в коррекционных мероприятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения осанки.
Задачи исследования.
1. Исследовать особенности осанки и провести оценку физических качеств опорно-двигательного аппарата у младших школьников.
2. Подобрать методы для выявления нарушений осанки и оценки физических качеств опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать коррекционную методику, направленную на исправление нарушений осанки у детей младшего возраста.
4. Оценить эффективность влияния коррекционной методики состояние осанки у детей младшего возраста.
В исследовании применялись следующие методы:
1. Анализ специальной литературы по теме исследования.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Комплексное применение методов лечебной физической культуры при лечебно-восстановительных мероприятиях у детей с нарушениями ОДА корректирует осанку у младших школьников в более короткие сроки.
Практическая значимость. Разработанная нами коррекционная методика может быть рекомендована методистам лечебной физической культуры для использования в кабинетах и отделениях ЛФК поликлиник, профилакториев, санаториев и других оздоровительных учреждений; может применяться воспитателями в детских садах, учителями адаптивного физического воспитания в специальных медицинских группах; также может самостоятельно применяться в домашних условиях всеми заинтересованными лицами.
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 11 таблиц, 6 рисунков; список используемой литературы включает 92 источников. Основной текст работы изложен на 55 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Нарушение осанки - это устойчивое отклонение тела от нормального положения. Нарушения осанки у детей младшего школьного возраста чаще всего связаны с проблемами развития опорно-двигательного аппарата.
2. По итогам проведенного педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы:
По результатам первичной диагностики осанки было выявлено, что нормальное состояние осанки не было отмечено ни у одного из школьников:
• в экспериментальной группе у 6 детей (60%) были выявлены некоторые отклонения в осанке, а у 4х детей (40%) - значительные нарушения осанки;
• в контрольной группе у 5 детей (50%) были выявлены некоторые отклонения в осанке и у 5 детей (50%) - значительные нарушения осанки.
После первичной диагностики подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц-разгибателей спины и брюшного пресса в контрольной и экспериментальной группах были получены следующие результаты:
В экспериментальной группе:
• подвижность позвоночника назад в норме была у 2х школьников (20%), у 8 школьников (80%) были отмечены ограничения;
• силовая выносливость мышц-разгибателей спины в норме отмечена у 2х человек (20%), у 80% были выявлены отклонения;
• силовая выносливость мышц брюшного пресса была отмечена в норме у 2х человек (20%), у 80% были выявлены отклонения.
В контрольной группе:
• подвижность позвоночника назад в норме выявлена у 4х школьников (40%), у 6 школьников (60%) были отмечены ограничения;
• силовая выносливость мышц-разгибателей спины в норме выявлена у 3х человек (30%), у 70% были отмечены отклонения;
• силовая выносливость мышц брюшного пресса была отмечена в норме у 2х человек (20%), у 80% были установлены отклонения.
Далее, дети экспериментальной группы занимались по коррекционной методике, разработанной с использованием средств лечебной физической культуры.
3. После реализации коррекционной методики, в период с сентября по декабрь 2019 года, была проведена повторная оценка состояния осанки и мышечного корсета позвоночника у участников исследования.
Анализируя итоговые показатели, можно отметить, что результаты улучшились. После коррекции мы получили следующие данные: у 60% детей экспериментальной группы осанка стала в норме, и лишь 40% были отмечены нарушения осанки.
На основании полученных данных можно сделать выводы, что экспериментальная методика с использованием средств ЛФК эффективна и может быть рекомендована для коррекции нарушений осанки у детей.
4. Лечебная физкультура играет огромную роль в коррекции нарушений осанки. Систематические занятия лечебной физкультурой просто необходимы, чтобы предотвратить прогрессивное развитие болезни и, по возможности, исправить имеющиеся дефекты. Кроме того, физические упражнения способствуют обновлению организма, его функциональному совершенствованию.
По результатам исследования, несомненно, можно заявить о правильности выдвинутой гипотезы. Цель данной работы достигнута, задачи исследования решены.



1. Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учебно- методическое пособие/ составители Н. А. Бойко, В. Н. Бойко. - Сургут: Сургутский гос. пед. университет, 2016. - 116с.
2. Акатова А. А. Врачебный контроль в лечебной физической культуре и адаптивной физической культуре: учебное пособие/ А. А. Акатова, Т. В. Абызова. - Пермь: Пермск. гос. гум-пед.универ., 2015. - 102с.
3. Андрианов В.А., Садофьева В.В. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков. - М.: Медицина, 2012. - 256с.
4. Антонюк С. Д. Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья / С. Д. Антонюк, М. В. Хватова, А. В. Сычев // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2011. - № 4. - С. 56-57.
5. Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников.- М.: Физкультура и спорт, 2004.- 236с.
6. Антропова М. В., Кольцова М. М., Терехова Н.Т. Влияние двигательной активности на развитие ребенка.- М.: Физкультура и спорт, 2005.¬188с.
7. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми: метод. пособие - М: Астрель, 2003. - 206с.
8. Вайнбаум Я.С. Гигиена физических упражнений: учебное пособие для вузов, 3-е изд.стреотипн. - М.: Академия, 2015. - 240с.
9. Вайнер Э. Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура [Электронный ресурс] / Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. - 2¬е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 144с.
10. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Флинта, 2008. - 381с.
11. Васильев В.Е. Лечебная физическая культура. - М.: Академия, 2005.-398с.
12. Восстановительная медицина: учебник/ Под ред. В. А. Епифанова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 304с.
13. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.:
Медицина, 2002. -150с.
14. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учебное пособие. - М.: Медицина, 2016. -156с.
15. Грачев О.К. Физическая культура: Учебное пособие, 2-е изд. - М.: ИКЦ "МарТ", 2015. - 481 с.
16. Готовцев П.И. Лечебная физическая культура и массаж: учебник для учащихся мед. училищ. - М.: Медицина, 2012. - 281 с.
17. Гришин Т.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах//Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2010. - № 3. - С. 38-42.
18. Гукасова Н.А. Реабилитация детей со сколиозом: учеб. пособие. - М.: Медицина, 2011. - 110 с.
19. Дмитриев В. С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию: моногр. - М.: ВНИИФК, 2011. - 240 с.
20. Дубровский В.И. Спортивная физиология: Учебник для средних и высш. учеб. зав. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2015 - 462с.
21. Дубровский В.И. Лечебная физкультура: учебник для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 624с.
22. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза/ Под ред. В. В. Никитина. - Уфа: БГМУ, 1999. - 195с.
23. Железняк Ю.Д., Петров П.К.. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: АСА0ЕМ1А, 2009. - 272с.
24. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, 4-е из. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - С.78-84.
25. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 49.03.02 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). - М.: Спорт, 2016. -614с.
26. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 382с.
27. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - М.: Академия, 2013. - 209 с.
28. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура.- 2-е изд. - М.: «Гэотар- мед», 2012. - 329с.
29. Евсеева О. Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / Под редакцией С. П. Евсеев. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - 384с.
30. Евсеев С. П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учеб. пособие/ С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, В. Г. Сусляев; под ред. С. П. Евсеева. - М.: Сов. спорт, 2000. - 152с.
31. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение (ЛФК, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. - М.: Медицина, 2014. - 404с.
32. Коротаева Л.В. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно - развитой личности. Дис... канд. пед. наук. - Казань, 2017. - 183с.
33. Коваленко Е.А., Туровский Н.Н. Гипокинезия - М.: Медицина, 2007 - 320с.
34. Козленко Н. А. Физическое воспитание в системе коррекционно-
воспитательной работы вспомогательной школы// Дефектология. - 2018. - №2 -
50
С. 33-36.
35. Комплексная (примерная) программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. - М.: ВЛАДОС, 2011.¬105с.
36. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б. П. Пузанова. - 3-е изд. - М.: Академия, 2012. - 478с.
37. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии/ Под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 156с.
38. Котешева И.А. Сколиоз позвоночника: лечение и профилактика. - М.: Эксмо, 2012. - 272с.
39. Красикова И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение. - СПб.: Корона. Век, 2011. - 192с.
40. Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия. - М.: Корона-Век, 2012. - 320c.
41. Курдыбайло С. Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: учеб. пособие/ С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В. Герасимова; под ред. С. Ф. Курдыбайло. -М.: Сов. спорт, 2004. - 184с.
42. Казначеев В.П. Аспекты воспитания здорового образа жизни у младших школьников // Валеология. - 2015. - № 2 (22). - С. 20-29.
43. Левченко И. Ю. Технология обучения и воспитания детей c нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед./ И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько - М.: Академия, 2001. - 192с.
44. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник для студентов мед. институтов / под ред. В.А. Епифанова, Г.А. Апанасенко. - М.: Медицина, 2012. - 256с.
45. Лечебная физкультура/ Под общей редакцией В.Е. Васильевой. учебник для ИФК. - М.: Физкультура и спорт. - 2011. - 220с.
46. Лечебная физическая культура: учебное пособие/ Под ред. В. А. Епифанова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 568с.
47. Лечебная физическая культура: Учебник/ Под ред. Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 424с.
48. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей. - М.: Медицина, 2011. - 144с.
49. Лукаш А. Сколиоз излечим. Профилактика и лечение ортопедических проблем у детей. - СПб.: Наука и техника, 2013. - 272с.
50. Матвеева М. В. Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие/ М. В. Матвеева, Т. В. Коршунова. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2016. - 176с.
51. Медведев Б.А. Сколиоз и остеохондроз: профилактика и лечение. Серия «Медицина для вас»-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-192с.
52. Милюкова И.В. Лечебная физкультура: новейший справочник. - М.: Эксмо, 2013. - 198с.
53. Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие/ Авт.-сост. Т. Э. Токаева, А. А. Наумов; Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: ПГГПУ, 2013. - 345с.
54. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Е. М. Мастюкова, А. Г. Москвина; под ред. В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 408с.
55. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 2007. - 95с.
56. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543с.
57. Могендович М.Р. Гипокинезия как фактор патологии внутренних органов// Экспериментальные исследования по физиологии. - Пермь: Информ- М, 2008. - С. 9-26.
58. Машков А.В. Основы лечебной физической культуры. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. - 569с.
59. Миронов С.П. Спортивная медицина: национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. -184с.
60. Налобина А. Н. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта. Реабилитация и профилактика патологий: учебное пособие для СПО/ А. Н. Налобина, Т. Н. Федорова. - Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 507с.
61. Николайчук Л.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие/ Л.В. Николайчук, Э.В. Николайчук. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 320с.
62. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие/ Е.С.Богомолова, А.В.Леонов, Ю.Г. Кузмичев, Н.А.Матвеева и др. - Н.Новгород: Издательское агентство Типограф, 2006. - 260с.
63. Освоение дыхательных упражнений/ Под ред. Кацудзо Ниши, 2-е изд.
- М.: Просвещение, 2019. - С. 133 - 147.
64. Постникова В.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. - М.: Физкультура и спорт, 2017.- 394с.
65. Попов С.Н. Физическая реабилитация. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 600с.
66. Прибылов К.Н. Лечебная физкультура// Здоровье. - №7. - 2004. - С.6-12.
67. Рейзман А.М. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах. - М.: Медгиз, 2014. - 140с.
68. Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учебное пособие.
- 2-е изд. - М.: Издательство «Спорт», 2020. - 164с.
69. Рыжова С. П. Оздоровительная гимнастика для детей с нарушением осанки с использованием гимнастических мечей, разработанных Джоан Познер- Мейер. - М.: Советский спорт, 2004. - 501с.
70. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека. - М.:
Просвещение, 2002. - 544с.
71. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков. - 2-е изд. - М.: Академия, 2012. - 456с.
72. Соснина В.Ю. Корригирующая ритмическая гимнастика при нарушениях осанки. - Киев: Радян. школа, 2011. - 225с.
73. Справочник по детской лечебной физической культуре, 2-е изд./ Под. ред. М.И.Фонарева. - СПб.: Медицина, 2013.- 514с.
74. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Медицина, 2001. - 520с.
75. Специальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд. испр. - М.: Академия, 2014. - 2-е изд. - 512с.
76. Сухарев А. Г. Образовательная среда и здоровье учащихся: научно-методическое пособие. - М.: МИОО, 2009. - 256с.
77. Тихвинский С. Б., Хрущев С. В. Детская спортивная медицина.- М.: Медицина, 1991.- 342с.
78. Тихвинский С.Б., Аулик И.В. Определение, методы и оценка физической работоспособности детей и подростков/ Детская спортивная медицина. - М.: Медицина, 2006.- С. 171-189.
79. Травматология и ортопедия/ Под ред. Корнилова Н.В. - М.: Медицина, 2011. -317с.
80. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры/ Под общей ред. Проф. С.Н.Попова. - Ростов/нД: Ростиздат, 2008.-608с.
81. Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания.- М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232с.
82. Фонарев М.И. Справочник по детской ЛФК - М.: Медицина, 2017. - 418с.
83. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре: учебное пособие/ О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева - Иркутск: ИГМУ, 2017. - 24с.
84. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 478с.
85. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена - М.: Просвещение, 1990.- 319с.
86. Хрипкова А. Г., Колисов Д. В. Гигиена и здоровье. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 188с.
87. Хрущев С. В. Детская спортивная медицина. - 2-е изд. - М.: Медицина, 2010.- 378с.
88. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Сов. спорт, 2003. - 463с.
89. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии.- М.: Советский спорт, 2002.-212с.
90. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания. - М.:
Просвещение, 3-е изд.стереотипн., 2016.- С.44-56.
91. Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии /Методическое пособие для педагогов и воспитателей спецучреждений и родителей. - М.: ВЛАДОС, 1997.-208с.
92. Шоо М. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2003. - С.77-80.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ