Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние цифровых технологий на адаптацию учащихся

Работа №31990

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
491
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы проблемы влияния цифровых технологий на
адаптацию учащихся первых классов 8
1.1. Изучение адаптации в отечественной и зарубежной литературе 8
1.2 Психологические особенности младших школьников первого года
обучения 20
Выводы 1 главы 38
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования влияния цифровых технологий на адаптацию в школе учащихся первых классов 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Процедура исследования 41
Вывод по 2 главе 44
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния цифровых технологий на адаптацию в школе учащихся первых классов 45
3.1 Анализ результатов исследования и их обсуждение 45
3.2 Выявление характера и степени взаимосвязи цифровых технологий на
адаптацию в школе учащихся первых классов 60
Выводы по 3 главе 66
Заключение 67
Библиографический список 69
Приложения


Актуальность исследования. Актуальность вопроса изучения влияния
цифровых технологий на школьную адаптацию, обусловлена, прежде всего,
тем, что цифровые технологии занимают огромное место в жизни
современных детей. С самого рождения дети находятся под его влиянием.
Это так называемые «цифровые аборигены», главные жители цифрового
социума в возрасте до восьми лет [40].
Обследованию младшего школьного возраста психологи отдают
большое значение, потому что как раз он значителен при развитии личности
школьника, в нем закладывается возможность дальнейшего формирования
ребенка. Исследователи выделяют, что вероятность удачного продвижения
школьников на данном периоде находится в зависимости от их умения
приспосабливаться к видоизменениям обстоятельств учебы при прибытии в
первый класс, где они постигают новый вид деятельности – обучение.
Адаптация в первом классе – особый и сложный этап в жизни ученика:
он постигает новую общественную роль, новый вид деятельности – учебную,
меняется его круг, появляются одноклассники, преподаватели,
видоизменяется уклад жизни ученика.
В соответствии с тезисами Федерального государственного
образовательного стандарта индивидуальными итогами усвоения основной
образовательной программы начальной школы обязаны стать усвоение
основных навыков адаптации в нынешнем меняющемся мире, формирование
навыков общения со старшими и сверстниками, умение не создавать
конфликтов и находить решения спорных ситуаций [38].
Адаптация к школе – многоплановый процесс, который проявляется в
привыкании к новым жизненным условиям, к новому делу, новым
общественным ролям.4
Термин «школьной адаптации» начало употребляться в последние годы
для показа разнообразных вопросов и трудностей, начинающихся у детей в
связи с учебой в школе [26].
Большинство публикаций в последние годы как в психологической так и
педагогической литературе, показывают актуальность вопроса адаптации
детей к школе.
По данным разных авторов (Александровская Э.М., Вайнер Э.Н., Казин
Э.М., Антропова, М.В Качан Л.Г., Мухина В.С., Поздняков С.В. Овчарова
Р.В. и др.), ежегодно от 15 до 40% детей, которые поступают в первый класс,
являются психологически не подготовлены к учебе, ощущают нелегкости и
могут быть дезадаптированы. Вопросы психологической готовности и
вопросы адаптации ребенка к школе также рассматривали отечественные и
зарубежные педагоги, психологи и дефектологи: Е.О. Смирнова, М.Р.
Битянова, А.В. Запорожец, О.В. Хухлаева Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л.
Венгер, Л.С. Выготский, , Ж. Пиаже, А. А. Реан, Г. Селье, (H. Selye),
А.Н. Леонтьев.
Концептуальные основания разработки вопроса адаптации детей в
контексте готовности к школе в психологии связаны с работами
А.В.Петровского, Н.И.Гуткиной, Д.Б.Эльконина, Р.А.Захарова,
Л.М.Ковалевой, Н.Н.Тарасенко, Я.Ииерасека. В работах данных авторов
адаптация анализируется как особая пара, фаза в развитии личности, от
которого в существенной мере становится зависим итог развития личности.
И.В Дубровина, Н.И.Гуткина Р.В.Овчарова, в своих трудах анализируют
адаптацию как приспособление ребенка к новым условиям социальной
среды, новым отношениям, требованиям, режиму, видам деятельности.
Исследователи (Д. Майерс, А. Хендерсон, Л. И. Анцыферова, Е. В.
Кобзева) разбирают адаптацию с точки зрения сложных обстановок.
Адаптация – это не только лишь приспособление к успешной жизни в
среде, но и умение к дальнейшему психологическому, личностному,
социальному развитию.5
Также на актуальность, разработку и решение вопроса адаптации
детей к обучению в школе сосредоточивает свое внимание Агентство по
образованию и науке. Директор Агентства государственной политики в
сфере образования РФ И. Калины, данный вопрос и педагогов и родителей.
Поэтому идея реформирования образования касается не только лишь
всевозможных его сторон, но и периодов, с детского сада. Для маленьких
детей намеревается построить дошкольную систему подготовки к
зачислению в первый класс, которая сделает легкой школьную адаптацию.
По происшествию удачной адаптации к школе ведущей деятельностью
младшего школьника понемногу станет учебная, которая придет на смену
игровой [34].
Анализ психологической литературы разрешает говорить о том, что
проблема изучения адаптации к школе первоклассников является предметом
пристального исследования многих исследователей, все же, вопросу связи с
использованием цифровых технологий отдано незначительное количество
исследований.
Таким образом, нами выявлено противоречие, между недостаточной
теоретической изученностью данного вопроса, с одной стороны, и
необходимостью экспериментального исследования влияния цифровых
технологий на адаптацию к школе учащихся первых классов.
Это противоречие выражается в форме научной проблемы: существует
ли взаимосвязь между использованием цифровых технологий учащимися
первых классов и адаптацией к школе?
Необходимость изучения данной проблемы определяет актуальность
темы исследования: «Цифровых технологий как фактора дезадаптации к
школьному обучению».
Как мы отметили выше наличие большого числа теоретических и
практических трудов по вопросу адаптации к школе рассматриваются без
учета влияния цифровых технологий на детей. Следовательно, не хватает
изучения школьной адаптации с учетом влияния цифровых технологий на6
учащихся первых классов, что и составляет теоретическую значимость
исследования.
Социальная значимость данного исследования определяется тем, что
родители и классные руководители сталкиваются с множеством проблем,
связанных с периодом адаптации детей к школе, к новой среде. Поэтому
помощь первоклассникам в период адаптации, педагогам и родителям
необходимо строить, не только с учетом знаний о различных аспектах
готовности к школе, но и влияния цифровых технологий на детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что мы
подвергли анализу особенности адаптации учащихся первых классов,
определили их уровень школьной мотивации, изучили социальный климат в
семьях, оценили использование цифровых технологий детьми, а также
установили уровень и характер влияния использования цифровых технологий
на адаптацию к школьному обучению.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть
использованы психологами образовательных учреждений в
консультировании, психологическом сопровождении первоклассников в
период адаптации, а также педагогами в организации воспитательной
работы.
Объект исследования: адаптация к школе учащихся первых классов.
Предмет исследования: влияние цифровых технологий на адаптацию к
школе учащихся первых классов
Цель исследования: изучение специфики влияния цифровых технологий на
адаптацию к школе учащихся первых классов.
Гипотеза исследования: существует связь между использованием цифровых
технологий и уровнем адаптации к школе учащихся первых классов.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по
проблеме влияния цифровых технологий на адаптацию учащихся первых
классов.7
2.Проанализировать особенности адаптации первоклассников к школе.
3.Определить уровень школьной мотивации учащихся первых классов.
4.Изучить социальный климат в семьях.
5.Оценить использование цифровых технологий учащимися первых классов.
6.Изучить уровень и характер влияния использования цифровых технологий
на адаптацию к школьному обучению.
7.Анализ и интерпретация результатов.
Методы и методики исследования:
Метод опроса, анкетирование с помощью следующих методик:
Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе
Л.М. Ковалевой,Н.Н. Тарасенко; Шкала семейного окружения (ШСО),
методика адаптирована С.Ю. Куприяновым; Анкета для определения
школьной мотивации Н.Г. Лусканова; Анкета «Оценка использования
цифровых технологий детьми начальной школы».
Математические методы обработки данных: количественный и
качественный анализ результатов, статистический анализ при помощи Uкритерия Манна – Уитни; корреляционный анализ при помощи корреляции
Пирсона в «SPSS Statistics»;
Выборка: Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №47»
Советского района города Казани. В исследовании приняли участие 60
учащихся первых классов в возрасте 7 лет, их родители, а также учителя.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из титульного листа,
реферата, оглавления, введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В конце проделанной нами работы необходимо сказать, что мы
выполнили задачи, которые стояли перед нами и достигли цели.
Целью нашей работы являлось исследование влияния цифровых
технологий на адаптацию в школе учащихся первых классов.
Перед нами стоял вопрос, существует ли связь межу использованием
цифровых технологий и адаптацией в школе учащихся первых классов.
Необходимо подметить, что результаты проведенного нами
исследования разрешают утверждать, что исследование предоставленного
вопроса является актуальным в психологической науке.
В результате анализа литературы мы выявили, что адаптация ребенка к
школе это многосторонний процесс, то есть не только новые среда
воздействуют на ребенка, но и сам он старается изменить социальнопсихологическую ситуацию.
В практической части нашей работы мы подобрали методики для
исследования данной проблемы. Получив результаты, провели
количественны, качественный анализ. Статистический анализ данных
осуществили с помощью дисперсионного анализа.
Корреляционный анализ провели с помощью корреляции Пирсона при
помощи компьютерной программы «SPSS Statistics».
В результате:
Выявлено, что основная масса наших испытуемых первоклассников
адаптированы к школе, достаточно хорошо чувствуют себя в школе, и
успешно справляются со своими обязанностями, однако некоторые дети
неохотно ходят в школу, испытывают трудности в учебе.
Обнаружено, что в семьях принявших участие в нашем исследовании в
основном дружелюбная атмосфера. Родители совместно с детьми проводят
время за чтением книг, прогулками на свежем воздухе и занимаются трудом.
Следует заметить, что дети, однако пользуются мобильными68
устройствами преимущественно смартфонами, играют в игры и смотрят
видео. А в результате использования мобильных устройств родители
заметных проблем не отмечают, лишь в некоторых случаях, у детей
повысилась тревожность, снизилось внимание, повысилась
раздражительность.
Статистически показано, что между учащимися с активным и
пассивным использованием цифровых технологий нет различий по уровню
адаптации, а также школьной мотивации.
Однако установлено, что существует связь между уровнем школьной
адаптации учащихся первых классов, использованием ими цифровых
технологий, а также взаимоотношениями в семье.
В заключении нужно отметить, что родители являются примером для
своих детей, в этом возрасте ребенок находится в эмоциональной
зависимости от социального окружения. Если родитель сам с уважением
относиться к моральным ценностям, ориентирован на активный отдых не
проводит все свое свободное время в социальных сетях, активно участвует в
общественной, культурной сферах деятельности совместно с детьми, то
адаптация у детей из таких семей протекает хорошо. Такие ученики легко
включаются в школьную жизнь, позитивно относятся к школе,
предъявляемые им требования воспринимают адекватно; проявляют большой
интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения
выполняют охотно и добросовестно; учебный материал усваивают легко.
Таким образом, полученные эмпирические данные разрешили
утверждать обоснованность выставленного нами предположения о наличии
взаимосвязи между использованием цифровых технологий и уровнем
адаптации к школе.


Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам
/ Под ред. А.Г. Хрипковой. – М., 2002 – 143 с.
2. Александровская Э.М. Социально - психологические критерии
адаптации в школе. [Электронный ресурс] // – М.: Медицина.Режим
доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018005852 (дата
обращения: 02.01.2019г.)
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в
обучении детей. - М.:, 2003.-272с.
4. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые
информационные технологии: взгляд в будущее десятилетие. М.:
НексПринт, 2010. Бауман.
5. Басырова З.А., Степанова Н.А. Психологические особенности
адаптации детей к школьному обучению // Международный
студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15606 (дата обращения:
03.01.2019).
6. Бестужева О.И. Новое цифровое поколение Z детей. [Электронный
ресурс] — Режим доступа URL: © bestlavka.ru.
https://bestlavka.ru/novoe-cifrovoe-pokolenie-z-detej/ (дата обращения:
17.12.18г.)
7. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе. - М.: Питер, 2002.-329с.
8. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н.Л. Работа
психолога в начальной школе / Изд-во «Совершенство». – Москва:
Юрайт, 2012. – 56 с.
9. Большой психологических словарь. М.: Прайм. Еврознак. Под реакций
Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – 2003.70
10.Венгер А.А., Десятникова Ю.М. Групповая работа со школьниками,
направленная на их адаптацию к новым социальным условиям //
Вопросы психологии. — 2005. — № 4. — С. 12.
11.Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших
школьников. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 159 с.
12.Выготский Л.С. Собрание сочинений. Детская психология / Под ред.
Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2014. 378с.
13.Гагай В.В., Гринева К.Ю. Особенности школьной адаптации
первоклассников как сложная жизненная ситуация для детей и
подростков // Журнал Челябинского государственного педагогического
университета. Челябинск: ООО «Элит-Печат». 2013. № 2. ПП. 33-43.
14.Гакаме Ю. Д., Тавадьян М. Э. Трудности адаптации детей к школьному
обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 34. – С. 181–185. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771170.htm.
15.Годик Ю. О. Цифровое поколение» и новые медиа [Электронный
ресурс] // Медиаскоп. 2011. Вып.2. – Режим
доступа: http://www.mediascope.ru/2527 DOI: 10.30547 /mediascope.
1.2019.7
16.Гуревич П.С. Психология: учеб. для вузов: для бакалавров / П.С.
Гуревич. – Москва: Юрайт, 2012. – 60 с.
17.Гуткина И.И. Психологическая готовность к школе / И.И. Гуткина.- М.:
Академический проект, 2000.- 184с.
18.Дубровина И.В, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан. Психология/Под.ред.
И.В.Дубровиной- М:Академия, 2008.-464с.
19.Забродин Ю.М. Психодиагностика: [справ.] / авт.-сост.: Ю.М.
Забродин, В.Э. Пахальян; под общ. Ред. Ю.М. Забродина. – Москва:
Эксмо, 2010. – 44 с.
20.Иванова А.И., Кузнецова А.Ю., Семенов С.С., Федорова Т.И.,
Школьная готовность первоклассников и связанные с ними факторы:71
выявление региональных особенностей//Вопросы образования//– М,
2016. №04. – С. 84-105.
21.Иванова А.Ю., Малышкина М.В. Психологические проблемы общения
и деятельности поколения цифровых технологий.[Электронный
ресурс]//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта . Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-problemyobscheniya-i-deyatelnosti-pokoleniya-tsifrovyh-tehnologiy (дата
обращения: 15.12.2018г.)
22.Климина Н.А. Мотивация учения и ее формирование у учащихся
начальной школы // Социальная сеть работников образования
nsportal.ru. — 2012. [Электронный ресурс] —
Режим доступа URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/psikhologiya
/2012/11/01/motivatsiya-ucheniya-i-ee-formirovanie-uuchashchikhsya (дата обращения: 02.03.2019г.)
23.Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей
адаптации первоклассников к школе. [Электронный ресурс] //
Начальная школа, № 7– Режим доступа: http://zrenielib.ru/docs/index-
168.html ( дата обращения 9.02.2019г.)
24.Комракова Л.А., Есаулова И.А. Влияние информационных
компьютерных технологий на здоровье учащихся. [Электронный
ресурс] // Вестник КарГУ, Караганда. Режим доступа:
https://infourok.ru/vliyanie-informacionnih-kompyuternih-tehnologiy-nazdorove-uchaschihsya-490631.html (дата обращения:15.12.2018г.)
25.Коробатов Я.Т.Чем дети цифровой эпохи лучше «поколения
телевизора». [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 2016.
Режим доступа: https://www.kazan.kp.ru/daily/26592/3608885/ (дата
обращения: 17.12.2018г.)
26.Матвеева О. Программа «Солнышко» для социально-психологической
адаптации детей в начальной школе ∕∕ Школьный психолог. – 2004. -
№6.72
27.Материал из Википедии – свободной энциклопедии. Поколение Z
[Электронный ресурс] –
Режим доступа URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата
обращения: 17.12.18г.)
28.Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений. / Р. С. Немов - М.: КноРус, 2016. –
720 с.
29.Новак К.А. Дети «цифрового» поколения – чего от них ждать?
[Электронный ресурс] –
Режим доступа URL: https://rusability.ru/internet-marketing/detitsifrovogo-pokoleniya-chego-ot-nih-zhdat-issledovanie/ (дата обращения:
17.12.18г.)
30.Обухова, Л.В. Возрастная психология / Л.В. Обухова.- М., 2006.- 72с.
31.Психология дошкольного и младшего школьного возраста / Н. В.
Жигинас, Е. В. Гребенникова, Ю. В. Петрова, М. Ф. Белокрылова.
Томск: Изд-во ТГПУ. 2014. 218 с.
32.Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова,
Е.М. Борисова. М.: Просвещение, 303с. [Электронный ресурс]// Режим
доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0070/2_0070-1.shtml (дата обращения
10.12.2018г.)
33.Савина Е.А. Цифровые технологии и дети: есть ли повод для
беспокойства. [Электронный ресурс] —
Режим доступа URL: http://oreluniver.ru/media/news/show/1/504819.1
2.2017 ( дата обращения 15.12.2018г.)
34.Санькова О. А. Психолого-педагогические условия адаптации детей
младшего школьного возраста к обучению в начальной школе: дис.
к-та психол наук. М.,2006.
35.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. —
СПб., 2003.73
36.Тажинова Г.А., Стамбеков К.С. Психолого-педагогический анализ
адаптации детей к школьному обучению. [Электронный ресурс] //
Вестник КарГУ, Караганда, 2015. – Режим доступа:
https://articlekz.com/article/11924 (дата обращения 17.02.2019)
37.Торжинская О. Ю. Использование информационных технологий в
начальной школе [Электронный ресурс] // ИД «Первое сентября».–
Режим доступа URL: http://открытыйурок.рф/статьи/561562/ (дата
обращения13.12.2018г.)
38.Федеральный государственный образовательный стандарт ООО
[Электронный ресурс] – Режим доступа : https://минобрнауки.рф Дата:
17.09.
39.Чиникайло С.И. Психолого - педагогическое сопровождение адаптации
младших школьников / С.И. Чиникайло. - Мн., БГМУ, 2008. - 56с.
40.Шакирова Г.Ф. Использование цифровых технологий детьми:
полоролевые различия // Международный научно-исследовательский
журнал. – Екатеринбург,2018 №1-3 (67). С. 119-121.
41.Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений
между родителями и детьми. Ростов н/Д: Феникс, 2006 г., – 432 стр.
42.Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и
закономерности динамики. [Электронный ресурс]// Кемеровский гос.
ун-т,. – С. 79. – Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2249429.html
(дата обращения 12.02.2019г.)
43.Dr. Michou at al. Enriching the hierarchical model of achievement
motivation: autonomous 17. and controlling reasons underlying achievement
goals/ Dr. Michou, Dr. Vansteenkiste, Dr. Mouratidis, Dr. Lens
[Электронный ресурс] // British Journal of Educational Psychology. 2014.
URL: http://www.sciencedaily.com/releases/2014/09/140921223559.htm
DOI: 10.1111/bjep.12055 (дата обращения 01.12.2018г.).74
44.Flay, BR. Historical review of school-based randomized trials for evaluating
problem behavior prevention programs / B.R. Flay, L.M. Collins // The Ann.
the Am. Acad. Polit. Soc. Sc. - 2005. - V.599. - P.115-146.
45.Gordon Neufeld. Raising Children in the Digital World. [Электронный
ресурс] – Режим доступа URL: http://alphaparenting.ru/2018/10/08/deti-v-vek-tsifrovyih-tehnologiy/ (дата обращения
15.12.2018г.)
46. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y., 2000 145 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ