Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование информационно-психологической устойчивости личности младших школьников

Работа №109860

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы134
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников 13
1.1 Проблема исследования «информационно-психологической устойчивости личности» в научной литературе 13
1.2 Информационно-психологическая устойчивость личности младших школьников 28
1.3 Модель формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников 41
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию информационно-психологической устойчивости личности младших школьников во внеурочной деятельности 54
2.1 Выявление уровня сформированности информационно-психологической устойчивости личности младших школьников 54
2.2. Реализация педагогических условий формирования информационно-психологической устойчивости 68
2.3 Анализ и оценка результативности работы по формированию информационно-психологической устойчивости личности младших школьников 83
Заключение 95
Список используемой литературы 98
Приложение А Опросник диагностики когнитивного критерия по методу анкетирования 106
Приложение Б Исследование эмоционально-мотивационного критерия по показателю актуализации потребности в информационной безопасности по методике «Беседа» 107
Приложение В Протокол педагогического наблюдения на стадии констатирующего эксперимента (контрольная группа) 108
Приложение Г Протокол педагогического наблюдения на стадии констатирующего эксперимента (экспериментальная группа) 110
Приложение Д Характеристика уровней сформированности исследуемого качества 112
Приложение Е Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Компас в мире информации» 115
Приложение Ж Протокол педагогического наблюдения на стадии контрольного эксперимента (контрольная группа) 131
Приложение И Протокол педагогического наблюдения на стадии контрольного эксперимента (экспериментальная группа) 133

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, прямо указывается на то, что наращивание информационного воздействия на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, является одной из основных угроз безопасности. Одним из приоритетов российского государства является обеспечение безопасной среды для благополучного развития детства, одним из условий которого выступает психологическая безопасность детей. В условиях современной информатизации общества, когда любая информация является легкодоступной, дети не способные ее критически оценивать, оказываются незащищенными перед потоками информации. Под действием деструктивной информации происходят деструктивные изменения духовной сфере общества. Этот процесс выражается в форме искажений нравственных норм и критериев в сознании детей, формируются неадекватные стереотипы поведения, происходит ориентация на ложные ценности, что в свою очередь влияет на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни.
Возникает необходимость ставить задачи по формирования у детей нового качества личности такого, которое позволит им активно противостоять негативным информационным воздействиям. Учитывая, что под действием потребляемой информации формируется мировоззрение, ценностные ориентиры, закладываются основы поведения младших школьников, в образовательных учреждениях вводится элементы медиаобразования, это свидетельствует о том, что проблема информационно-психологической безопасности должна находиться не только в поле зрения психологии, социологии, но и педагогики.
Изучение информационно-психологической устойчивости приобретает все большую актуальность, особенно в вопросе ее формирования у детей младшего возраста. Информационно-психологическая устойчивость рассматривается как качество личности, в поведенческом плане - позволяющее человеку противостоять внешнему информационному воздействию, в когнитивном и эмоционально-ценностном плане - сохранять свои убеждения, ценности, личностные смыслы и собственную идентичность. Анализ научных источников по вопросу формирования информационно-психологической устойчивости личности показывает, что научный интерес к этой теме нарастает.
Психологическая устойчивость с точки зрения устойчивости поведения рассмотрена в исследованиях Л.С. Выготского, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова и других, рассматривались проблемы устойчивости во взаимодействии человека и среды. Проблему устойчивости личности исследовали Г. Дж. Сариев, П.А. Кисляков, В.Э. Чудновский и другие. Исследованиям психологической устойчивости личности посвящены работы Е.П. Крупник, Л.В. Куликова, О.Б. Дарвиш, Е.Г. Баранова, М.В. Виниградова, О.А. Ульяниной и других. Вопросы информационно-психологического воздействия на личность исследовали Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова, В.Е. Лепский и другие. Особое внимание заслуживают труды, в которых рассматриваются различные аспекты информационно-психологической безопасности и защиты личности от информационно-психологического воздействия: личностные ресурсы человека (Ежевская Т.И.); формы психологической защиты субъекта от воздействия другого субъекта (Доценко Е.Л.); методы защиты (Михайлов Л.А.).
Теория развития критического мышления в контексте защитной функции рассматривалась в работах Л.В. Астаховой, А.Ю. Гузенко, L. Masterman, L.M. Semali, S.H. Howie, M.C. Thompson и других. Связь устойчивости личности со строгой ориентацией на нравственное поведение M.J. Al-Salkhi. Изучением влияния информации на личность занимались Г.В. Грачев, С. Г. Кара-Мурза, И.К. Мельником и другие.
Тем не менее, актуальным является вопрос процесса формирования информационно-психологической устойчивости именно у младших школьников.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие: между необходимостью разработки теоретически обоснованного процесса формирования информационно-психологической- устойчивости личности младших школьников и недостаточной научно-методической разработанностью процесса по ее формированию.
Указанное противоречие позволило установить проблему исследования: какова модель и условия реализации процесса формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников?
В рамках данной проблемы была сформулирована тема исследования - «Формирование информационно-психологической устойчивости личности младших школьников».
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: структурно-функциональная модель и условия ее реализации при формировании информационно-психологической устойчивости личности младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: разработать структурно-функциональную модель и выделить педагогические условия реализации процесса формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников.
Выявленное противоречие, обозначившаяся проблема, поставленная цель исследования позволили сформулировать гипотезу: формирование «информационно-психологической устойчивости» личности младшего школьника в процессе внеурочной деятельности возможно, если:
• разработана структурно-функциональная модель формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников, основанная на системном, деятельностном, личностно-ориентированном, диалогическом подходах и включающая целевой, содержательный, организационный, результативный компоненты, педагогические условия;
• сконструирована программа внеурочной деятельности, включающая логику формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников;
• реализуется алгоритм выполнения защитных действий при взаимодействии с негативной информацией, на основе его последовательного усвоения и многократного повторения;
• используются интерактивные методы обучения, направленные на формирование субъективной позиции учащегося, реализуемые на основе ориентации на индивидуальное состояние информационной среды учащегося.
Для достижения цели исследования и верификации гипотезы необходимо решить ряд следующих задач:
• разработать структурно-функциональную модель формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников;
• выделить педагогические условия формирования информационно-психологической устойчивости младших школьников;
• выявить уровни развития информационно-психологической устойчивости личности у младших школьников;
• реализовать и доказать эффективность структурно-функциональной модели и условия ее реализации в процессе формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников.
Методологической основой исследования являются:
• принципы системного и личностно-деятельнстного подходов, сформулированные в трудах Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна.
Теоретической основой исследования стали:
• концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
• положения, раскрывающие основные подходы к развитию личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);
• идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили).
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, моделирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, статистический анализ, обобщение и систематизация данных эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ №14, г.о. Жигулевск, Ставропольский район, Самарской области. В исследовании приняли участие 50 младших школьников, обучающихся в 4 классе.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап (2019) - поисково-аналитический - был направлен на изучение состояния проблемы в психологической, педагогической литературе и в практике общего образования; ее теоретическое осмысление, конкретизация научных идей; формулирование гипотезы исследования; определение цели, объекта, предмета, задач, методики исследования.
Второй этап (2019-2020) - теоретико-проектировочный - был посвящен разработке программы внеурочной деятельности, направленной на формирование информационно-психологической устойчивости личности младших школьников; определению методов организации исследования; апробации теоретических положений и публикации текущих результатов.
Третий этап (2020-2021) - экспериментально-обобщающий - был направлен на проверку выдвинутой гипотезы, определение возможностей формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников в процессе внеурочной деятельности, апробацию программы внеурочной деятельности, направленной на формирование информационно-психологической устойчивости личности младших школьников; обработку результатов экспериментальной работы, внедрение полученных результатов в практику, оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в достижении следующих результатов: разработана структурно-функциональная модель формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующих результатах:
• в результате обобщения научной литературы уточнена структура понятия информационно-психологическая устойчивость личности младших школьников;
• в конкретизации общетеоретических представлений о возможностях формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников в условиях внеурочной деятельности;
• получено экспериментальное подтверждение научной гипотезы об эффективности использования интерактивных методов обучения, направленных на формирование субъективной позиции учащегося, реализуемых на основе ориентации на индивидуальное состояние информационной среды учащегося при формировании информационно-психологической устойчивости личности младших школьников;
• в обосновании возможности использования технологии развития критического мышления, как средства формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников.
Практическая значимость исследования: разработана программа внеурочной деятельности «Компас в мире информации» реализуемая на основе технологии развития критического мышления, которая может быть использована в образовательных учреждениях.
Достоверность и обоснованность результатов достигнуты изучением современных научных работ; логикой исследования; использованием взаимодополняющих методов; валидностью критериально-диагностического инструментария; использованием методов математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования: осуществлялись в процессе работы в образовательном учреждении ГБОУ ШОС №14 г.о. Жигулевск, Самарской области (2020 - 2021 г.). Результаты исследования докладывались на Научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации», г. Ульяновск (19 - 20 декабря 2019 г.) со статьей «Информационно-психологическая безопасность личности младших школьников в современном информационном обществе»; на Международной научно-практическая конференции «Методологическое обеспечение образовательного процесса в современных условиях», г. Петрозаводск (21 февраля 2021 г.) со статьей «Информационно-психологическая безопасность личности младших школьников: к проблеме исследования информационно-психологическая устойчивости личности младшего школьника»; на научной конференции в рамках "Студенческих дней науки 2021 в ТГУ" с докладом на тему «Формирование информационно-психологической устойчивости личности младших школьников по средствам технологии развития критического мышления» (2021 г., диплом III степени за доклад).
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в том, что автором самостоятельно осуществлен поиск источников научной информации; разработана структурно-функциональная модель и программа внеурочной деятельности по формированию исследуемого качества личности младшего школьника с последующей их апробацией в рамках самостоятельно организованного эмпирического исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Структурно-функциональная модель, включающая целевой, содержательный, организационный, результативный компоненты и реализуемая в условиях: содержание программы внеурочной деятельности, включает логику формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников.
2. Возможность реализации структурно-функциональной модели формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников расширяется посредством педагогических условий: разработкой алгоритма выполнения защитных действий при взаимодействии с негативной информацией, на основе его последовательного усвоения и многократного повторения; применяются интерактивные методы обучения, направленные на формирование субъективной позиции учащегося эффективна при формировании информационно-психологической устойчивости личности младших школьников.
3. Программа внеурочной деятельности, сконструированная с учетом логики формирования исследуемого качества, когда формируются не только отдельные навыки, входящие в структуру информационно- психологической устойчивости личности, но и совокупное функционирование, как целостного образования, способствует эффективному формированию информационно-психологической устойчивости личности младших школьников.
4. Реализуемый алгоритм выполнения защитных действий при взаимодействии с негативной информацией, на основе его последовательного усвоения и многократного повторения, закрепления его как единой операции, способствует формированию информационно-психологической устойчивости личности младших школьников.
5. Образовательный процесс с использованием интерактивных методов обучения, направленных на формирование субъективной позиции учащегося, реализуемых на основе ориентации на индивидуальное состояние информационной среды учащегося эффективен при формировании информационно-психологической устойчивости личности младших школьников.
Структура и объем магистерской диссертации: магистерская диссертация состоит из введения и двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава: теоретическая, вторая глава: опытно-экспериментальная.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Не только благополучие всего общества, но и целостность государства в целом зависит от того какой ценностный фундамент будет иметь будущее поколение. В условиях современного информационного общества, безграничной доступности любых информационных ресурсов с различным содержанием, для детей младшего школьного возраста, необходимо ставить задачи по формированию у детей нового качества личности, такого как информационно-психологическая устойчивость личности. В настоящем исследовании данные задачи были поставлены и решены в полном объеме, что позволило сформулировать следующие выводы:
1. Информационно-психологическая устойчивость личности младших школьников представляет собой качество личности, которое формируется в результате синтеза отдельных навыков:
• выявлять информационную угрозу;
• уметь предвидеть последствия информационной угрозы;
• сохранять свои убеждения, личностные смыслы на основе культурных нравственных ценностей, принятых в обществе;
• противостоять внешнему негативному информационному воздействию.
2. Формирование информационно-психологической устойчивости личности младших школьников требует целенаправленного педагогического воздействия. Обоснование применения технологии развития критического мышления, как средства формирования информационно-психологической устойчивости на основе изучения теоретического материала позволило сформировать потребность школьников в информационно-психологической безопасности, что является побудительной силой защитной функции исследуемого качества. Обоснование применения теории поэтапного формирования умственных действий позволило сформировать функционирование отдельных навыков, составляющих структуру информационно-психологической устойчивости личности младших школьников, как единый, целостный механизм. Применение двух этих технологий не только существенно дополняют друг друга, но и значительно обогащают педагогический процесс, делая его более привлекательным для младших школьников.
3. Процесс формирования информационно-психологической устойчивости осуществляется на основе структурно-функциональной модели, которая включает комплекс взаимосвязанных компонентов: целевой, содержательный, организационный результативный, педагогические условия.
Эффективность реализации модели обусловлена педагогическими условиями: содержание программы внеурочной деятельности, включает логику формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников; реализуется алгоритм выполнения защитных действий при взаимодействии с негативной информацией, на основе его последовательного усвоения и многократного повторения; применяются интерактивные методы обучения, направленные на формирование субъективной позиции учащегося.
4. Выделенные критерии информационно-психологической устойчивости личности: когнитивный (знания о нравственных нормах; знания об информационных угрозах; знания о способах защиты от негативной информации); эмоционально-мотивационный (доминирующая потребность в нравственном поведении; актуализация потребности в информационной безопасности; установка на обнаружение информационных угроз.); поведенческий (устойчивость нравственного поведения; умение обнаруживать информационные угрозы; умение применять способы защиты от негативной информации); рефлексивный (самоанализ; самоконтроль поведения), представляют собой взаимосвязанную систему, позволяют объективно осуществлять мониторинг динамики формирования исследуемого качества.
Результаты проведенной экспериментальной работы свидетельствуют о наличии существенных, статистических различий в уровнях сформированности информационно-психологической устойчивости личности младших школьников в контрольной и экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента. Статистические данные свидетельствуют об эффективности предложенных педагогических условий.
Проблема формирования информационно-психологической устойчивости личности младших школьников сложна ввиду сложности самой структуры этого качества, в связи с этим данная работа не претендует на исчерпывающее раскрытие данной темы, а лишь открывает новые направления исследований для дальнейшего глубокого изучения.


1. Акмасова А. А. Информационно-психологическая безопасность личности Электронный ресурс. / А. А. Акмасова. Режим доступа: https://docplaxer.ru/31467661-Informacionno-psihologicheskaxa-bezopasnost- lichnosti.html (дата обращения 20.01.2021)
2. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети?: Пособие для учителя / Ш.А. Амоношвили. М.: Просвещение. 1986. 176 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк». 2005. 432 с.
4. Артюхов В.В. Общая теория систем: самоорганизация, устойчивость, разнообразие, кризисы. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2009. 97 с.
5. Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация/ В.В. Аршавский, В.С. Ротенберг. М.: Наука. 1984. 192 с .
6. Астахова Л.В Формирование критического мышления студентов вуза в контексте информационно-психологической безопасности личности/ Л.В. Астахова // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития региона: сборник научных трудов. Челябинск: НОУЧИЭП им. М.В.Ладошина. 2008. С. 377-386.
7. Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности: Монография/ Под научн. ред. Л.В. Астаховой. М.:РАН. 2009. 31 с.
8. Бандура А. Теория социального научения. А. Бандура. СанктПетербург: Евразия. 2000. 320 с.
9. Баранов Е.Г. Теоретическая и экспериментальная психология. Т.10, №1. 2017. 59 с.
10. Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник по педагогике для бакалавров / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова. М.: Академия. 2015. 375 с.
11. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. М.: Владос. 2004. 357 с.
12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Р. Бернс. М.: Прогресс. 1986. 422 с.
13. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /В.П. Беспалько. М.: Педагогика. 1989. 192 с.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер. 2006. 82 с.
15. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., 3-е изд., ОЛМА-ПРЕСС СПб. 2003. 509 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ