Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок 8
1.1 Особенности формирования у детей 4-5лет представлений о здоровом образе жизни 8
1.2 Дидактические сказки как средство формирования у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок 20
2.1 Выявление уровня сформрованности у детей 4 -5 лет представлений о здоровом образе жизни 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок 31
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни 44
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Характеристика выборки исследования 56
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 57
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 58
В настоящее время здоровье является важнейшей составляющей всей жизни человека, как взрослого, так и ребенка. Проблема сохранения и улучшения здоровья является одной из самых важных проблем всего человечества. Период дошкольного детства - это период формирования основ физического и психического здоровья человека. В дошкольном возрасте происходит становление и развитие всех функций организма. Важнейшей предпосылкой успешного формирования детского характера, волевого развития, выявления природных способностей и талантов является здоровье. Дошкольный период наилучшее время для формирования здорового образа жизни. Детство - это уникальный период жизни, в процессе которого формируется здоровье. Очень важно донести до ребенка, насколько ценно здоровье и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это стиль существования, адекватное поведение в разных ситуациях, а не просто совокупность освоенных познаний.
В период дошкольного детства необходимо сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни, донести до ребенка осознанную потребность в занятиях спортом, правильном питании, соблюдении гигиенических процедур, таким образом заложить основы будущего благополучия личности ребенка.
Решающую роль в концепции воспитания по формированию здорового образа жизни, укреплению и сохранению здоровья представлены в работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, О.А. Кулаковского, В.А. Сухомлинского, Л.Г. Татарниковой.
Опыт воспитания необходимых умений и навыков у детей дошкольного возраста в организации здорового образа жизни представлен в работах В.Г. Алямовской, К.Л. Казаковцевцевой, М.Л. Лазарева, А.А. Ошкиной, опыт непосредственного формирования здоровых привычек представлен в работах Т.Н. Дороновой, В.Т. Кудрявцева.
В современной науке имеются труды по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни и становления культуры здорового образа жизни у дошкольников (Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, М.В. Меличева, О.С. Шнейдер).
В процессе воспитания и обучения детей, перед педагогами стоит очень важная задача, сохранить их здоровье. Проблема раннего формирования представлений о здоровом образе жизни актуальна, своевременна и достаточно сложна. Одним из средств формирования у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни являются дидактические сказки.
Отсюда возникает противоречие: с одной стороны, существует реальная потребность в формировании у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни, а с другой стороны, педагоги дошкольной образовательной организации недостаточно используют возможности дидактических сказок в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности дидактических сказок в формировании у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 4 -5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни.
Предметом исследования: дидактические сказки как средство формирования у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок будет возможным, если:
• составлены дидактические сказки, иллюстрирующие элементы здорового образа жизни, с учетом особенностей сформированности у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни;
• реализована поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты, выстроенная в соответствии с компонентами здорового образа жизни.
Учитывая цель и гипотезу исследования, нами были определены задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок.
2. Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование, планирование;
• эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, тестирование, психолого - педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• методы обработки эмпирических данных - качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положения исследований, обосновывающих связь физического и психического состояния человека И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера;
• положения исследований о психологическом здоровье детей Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой;
• результаты исследований о взаимосвязи физиологического и психического развития П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова;
• исследования проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, А.А. Ошкиной, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой;
• положения исследований о возможностях дидактических сказок в воспитании и развитии детей дошкольного возраста Г.Н. Волков, Т.Д. Залетова, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Л.Д. Короткова, Н.М. Погосова, Л.Б. Фесюкова.
Новизна исследования состоит в разработке дидактических сказок, иллюстрирующих детям 4-5 лет элементы здорового образа жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования дополняют научные данные в области формирования у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни и использования дидактических сказок для реализации данного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок может быть использовано педагогами в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований) и 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 9 рисунков и 6 таблиц. Основной текст работы изложен на 55 страницах.
Период дошкольного детства - это период формирования основ физического и психического здоровья человека. В дошкольном возрасте происходит становление и развитие всех функций организма. Важнейшей предпосылкой успешного формирования детского характера, волевого развития, выявления природных способностей и талантов является здоровье. Проблема сохранения и улучшения здоровья является одной из самых важных проблем всего человечества.
В период дошкольного детства необходимо формировать представления о здоровом образе жизни, донести до ребенка осознанную потребность в занятиях спортом, правильном питании, соблюдении гигиенических процедур, таким образом, заложить основы будущего благополучия личности ребенка.
Опираясь на результаты теоретического анализа можно сделать вывод, что проблема формирования у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок является актуальной в настоящее время. Формирование представлений о здоровом образе жизни необходимо рассматривать, как одну из важных задач в физическом развитии дошкольника. Исследования В.Г. Алямовской, В.А. Дергунской, В.Г. Кудрявцева, Л.Г. Касьяновой, И.М. Новиковой, А.А. Ошкиной, Е.А. Терпуговой показывают, что для сохранения и укрепления здоровья детей необходимо формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Исследования А.М. Виноградовой, Л.М. Гурович, В.И. Логиновой, В.С. Мухиной, М.М. Рубинштейна показывают необходимость формирования у детей всех компонентов здорового образа жизни, а так же сформировать устойчивую потребность в здоровом образе жизни.
В соответствии с целью исследования и гипотезой был проведён констатирующий эксперимент. Целью эксперимента было выявление у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе. В процессе констатирующего эксперимента были определены показатели здорового образа жизни для детей 4-5 лет, и диагностические методики. Констатирующий этап исследования выявил необходимость целенаправленной работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей.
Проделанная формирующая работа с применением дидактических сказок в образовательной деятельности способствовала положительной динамике в уровне сформированности у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни. Проведённое контрольное исследование детей экспериментальной и контрольной группы показало, что уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни в экспериментальной группе вырос (количество детей с высоким уровнем выросло на 30%, а количество детей с низким уровнем - снизилось на 40%, со средним - на 10%). Показатели у детей из контрольной группы изменились незначительно.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что цель эксперимента достигнута, и гипотеза нашего исследования подтвердилась о том, что формирование у детей 4 -5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок возможно, если: составлены дидактические сказки, иллюстрирующие элементы здорового образа жизни, с учетом особенностей сформированности у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни; реализована поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты, выстроенная в соответствии с компонентами здорового образа жизни.
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС. СПб. : Детство-Пресс, 2021. 144 с.
2. Болотина Л. Р., Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : Академический Проект, 2005. 240 с.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : «Союз», 2004. 224 с.
4. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005. 96 с.
5. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. Мурманск : ГАОУ МО СПО МПК, 2014. 380 с.
6. Зайцев Г. К. Опыт внедрения валеологического компонента в школьное образование. М. : Просвещение 1998. № 1. С 5-17.
7. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник и практикум для СПО. М. : Юрайт, 2016. 219 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : «Речь». 2000. 310 с.
9. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008. 160 с.
10. Касьянова Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Шадринск, 2004. 98 с.
11. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. М. : МарТ, 2005. 448 с.
12. Кудрявцева Е. А. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях. // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток : Дальнаука, 1996. Вып. 3. С. 139-146.
13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : «Академия», 2005. 456 с.
14. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М. : Академия, 2004. 320 с.
15. Новикова И. М. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни. М., 2006. 18 с.
...