Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений об Олимпийском движении в процессе проектной деятельности
1.1Психолого-педагогические подходы к формированию
представлений об Олимпийском движении у детей дошкольного возраста
1.2Проектная деятельность как средство формирования у детей 6-7 лет
представлений об Олимпийском движении
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию
представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет в процессе проектной деятельности
2.1Выявление уровня сформированности представлений об
Олимпийском движении у детей 6-7лет
2.2Организация и содержание работы по формированию у детей 6-7
лет представлений об Олимпийском движении в процессе проектной деятельности
2.3Выявление динамики сформированности представлений об
Олимпийском движении у детей 6-7лет в процессе проектной деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование является первым звеном в непрерывной системе образования, что определяет необходимость соблюдения дошкольными образовательными организациями положений Концепции государственно-общественной системы олимпийского образования. Все более важное значение в системе современного образования и воспитания детей и молодежи придается педагогической деятельности, которая призвана содействовать их приобщению к ценностям Олимпийского движения. Данный аспект работы становится все более актуальным в свете спортивных событий мирового значения, происходящих в последние годы в России.
В дошкольном периоде активно формируется познавательное отношение к действительности, а также происходит становление интересов к кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта ребенка. Именно в этот период важно создавать условия для формирования представлений у дошкольников о развитии Олимпийского движения в мире, что будет способствовать возникновению у детей стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Как показывает опыт работы по реализации проектов олимпийской тематики в детских садах, в образовательном процессе педагогическая деятельность, направленная на олимпийское образование дошкольников, не представлена целостной системой и носит эпизодический характер.
В настоящее время вопросам, раскрывающим значимые аспекты проблематики олимпийского образования, посвящен ряд исследований (Г.М. Поликарпова, В.С. Родиченко, В.Н. Сергеев, В.И. Столяров, Ю.М. Чернецкий и др.). Такие авторы как Т.В. Волосникова, С.Ю. Гребенникова, О.В. Козырева, Е.А. Тупичкина, В.И. Усаков, С.О. Филиппова разрабатывали тему дошкольного олимпийского образования.
Основой олимпийского образования детей дошкольного возраста становятся целевые ориентиры концепции государственно-общественной системы олимпийского образования, которые заключаются в формировании у подрастающего поколения не только ценностей олимпизма, олимпийских игр, олимпийского движения, но и общечеловеческих идеалов; в формировании у детей потребности в справедливости и честности; в активизации стремления к гармоничному развитию физических и интеллектуальных способностей [10, с.53].
Из современных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых проектная деятельность зарекомендовала себя как наиболее привлекательная и эффективная. В настоящее время проектная деятельность рассматривается наукой как одна из перспективных педагогических технологий, имеющая соответствующие признаки, функции и структуру (Д. Дьюи, Т.А. Данилина, Б.В. Игнатьев, У.Х. Килпатрик, М.В. Крупенина, Н.Г. Чернилова). Проектную деятельность следует определять как вид культурной практики детей, которая направлена на развитие у них универсальных культурных способов действий (умений), универсальных компетентностей, позволяющих им действовать в различных жизненных ситуациях. Основу проектной деятельности составляют развитие любознательности, познавательной активности и критического мышления дошкольников, навыки ориентирования в информационном пространстве, умение в типичных обстоятельствах самостоятельно применять полученные знания.
Опираясь на вышесказанное, возникает противоречие между социальным заказом общества на формирование у детей 6-7 лет представлений об Олимпийском движении и недостаточным использованием проектной деятельности по данному направлению в дошкольных образовательных организациях.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования представлений об
Олимпийском движении у детей 6-7 лет в процессе проектной деятельности.
Актуальность проблемы, выявленное противоречие и необходимость его разрешения определило тему исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений об Олимпийском движении в процессе проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет в процессе проектной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об Олимпийском движении.
Предмет исследования - проектная деятельность как средство формирования у детей 6-7 лет представлений об Олимпийском движении.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет
представлений об Олимпийском движении в процессе проектной деятельности будет эффективно, если:
-определены этапы и содержание проектной деятельности, направленной на формирование представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет;
-подобраны методы, приемы, игровые задания в соответствии с показателями сформированности представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет;
-организовано взаимодействие семей воспитанников и ДОО в формировании представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
-изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет в процессе проектной деятельности.
-выявить уровень сформированности представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет.
-разработать и апробировать методику формирования представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет в процессе проектной деятельности.
Теоретической основой нашего исследования являются:
-исследования различных аспектов проблемы олимпийского образования (Г.М. Поликарпова, В.С. Родиченко, В.Н. Сергеев, В.И. Столяров, Ю.М. Чернецкий);
-исследования, посвященные вопросам олимпийского образования детей дошкольного возраста (Т.В. Волосникова, С.Ю. Гребенникова, О.В. Козырева, Е.А. Тупичкина, В.И. Усаков, С.О. Филиппова);
-теории системного и деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
-концепции о культурно-историческом развитии человека (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддъяков, В.И. Слободчиков);
-положения и методические подходы к организации проектной деятельности (Д. Дьюи, Т.А. Данилина, Б.В. Игнатьев, У.Х. Килпатрик, М.В. Крупенина, Н.Г. Чернилова).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования проектной деятельности в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений об Олимпийском движении.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании формирования представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет в процессе проектной деятельности, разработан диагностический инструментарий сформированности представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное содержание проектной деятельности по формированию представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет может быть использовано в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с №49 «Веселые нотки» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы (6-7 лет) в количестве 20 человек.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы (теоретическую и экспериментальную), заключение, список используемых литературных источников, приложение.
В ходе выполнения бакалаврской работы были получены следующие результаты и сделаны выводы.
1.Проведено изучение теоретических основ проблемы формирования у
детей старшего дошкольного возраста представлений об Олимпийском движении, а именно: изучены и проанализированы психолого
педагогические подходы к формированию представлений об Олимпийском движении у детей дошкольного возраста, проектная деятельность как средство формирования у детей 6-7 лет представлений об Олимпийском движении.
2.Выполнена экспериментальная работа по формированию представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет в процессе проектной деятельности. В результате констатирующего эксперимента выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста сформированность представлений об Олимпийском движении находится на низком (30%) и среднем (60%) уровне, что обусловлено совокупностью причин:
-содержание проектной деятельности по формированию представлений об Олимпийском движении у воспитанников подготовительных к школе групп не в полном объеме решает задачи дошкольного олимпийского образования;
-проектная деятельность по данному направлению носит эпизодический событийный характер;
-недостаточность методического арсенала по формированию представлений об Олимпийском движении у детей старшего дошкольного возраста.
3.Установлено и экспериментально проверено, что формирование представлений об Олимпийском движении в ходе проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста эффективно, если:
-определены этапы и содержание проектной деятельности, направленной на формирование представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет;
-подобраны методы, приемы, игровые задания в соответствии с показателями сформированности представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет;
-организовано взаимодействие семей воспитанников и ДОО в формировании представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет.
4.Выявлена положительная динамика сформированности представлений об Олимпийском движении в процессе проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения контрольного этапа исследования выявлено, что высокий уровень сформированности представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет повысился на 45%, низкий уровень снизился на 20%, то есть произошло общее повышение уровня сформированности представлений об Олимпийском движении у детей старшего дошкольного возраста.
5.Разработанное содержание проектной деятельности по формированию представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет и диагностические задания могут быть использованы в практике педагогами дошкольных образовательных организаций.
6.Проведенное нами исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы формирования представлений об Олимпийском движении в процессе проектной деятельности у дошкольников, что позволяет обозначить направление дальнейшего изучения данной темы и разработать содержание проектной деятельности по формированию представлений об Олимпийском движении у детей 3-5 лет.
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : офиц. текст. - М. : Проспект, 2014. - 160 с.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Текст] : офиц. текст. - М. : Центр
педагогического образования, 2014. - 32 с.
3.Актуальные проблемы образования в сфере физической культуры и спорта в современной ситуации общественного развития[Текст] : материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (25 - 26 сентября 2014 г.) / под ред. В.А. Уварова. - Череповец: ЧГУ, 2014. - 179 с.
4.Анисимова, М.С. Двигательная деятельность детей 5-7 лет [Текст]/ М.С.Анисимова, Т.В. Хабарова. - СПб. : Детство-Пресс, 2017. - 256 с.
5.Варфоломеева, З.С. Особенности организации олимпийского образования детей старшего дошкольного возраста в современных условиях [Текст]/ З.С. Варфоломеева, И.А. Суринов, С.Е. Шивринская // Детский сад: теория и практика. - 2013. - №8. - С. 22-31.
6.Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика - Синтез, 2012. - 112 с.
7.Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М. : Айрис - Пресс, 2008. - 208 с.
8.Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных
образовательных организаций [Текст] / Н.В. Нищева [и др.]. - СПб. :
Детство-Пресс, 2014. - 384 с.
9.Глушенко, И.Ю. Проект как форма взаимодействия с семьей в работе по приобщению детей к занятиям физической культурой и спортом [Текст]/ И.Ю. Глушенко // Детский сад: теория и практика. - 2013. - №8. - С. 94-105.
10.Гребенникова, С.Ю. Олимпийское образование детей дошкольного возраста: дополнительная образовательная программа «Олимпионик» [Текст] /С.Ю. Гребенникова, Т.Н. Колисниченко, А.А. Муратова // Детский сад: теория и практика. - 2013. - №8. - С. 52-63.
11.Григоревич, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст] / В.В. Григоревич. - М. : Советский спорт, 2008. - 288 с.
12.Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебнометодическое пособие [Текст] / В.А. Деркунская. - М. : Центр педагогического образования, 2012. - 144 с.
13.Доронова, Т.Н. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С. 49-55.
14.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
15.Дронь, А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников [Текст] / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк. - СПб. : Детство-Пресс, 2011. - 96 с...