Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ КАЛЕНДАРЯ ПОГОДЫ

Работа №109692

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством календаря погоды 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет
представлений о сезонных изменениях в природе 8
1.2 Характеристика календаря погоды как средства формирования у
детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством календаря погоды 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений
о сезонных изменениях в природе 21
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений
о сезонных изменениях в природе посредством календаря погоды 30
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 6-7 лет
представлений о сезонных изменениях в природе 37
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложения

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе - это достаточно малая доля тех познаний из области окружающего мира, которые предстоит в будущем изучить дошкольнику. Но все же именно эти элементарные познания и умение различать изменения погоды, находить отличия и сходства в погодных условиях в разное время года - являются основополагающими навыками для изучения курса окружающего мира в школе.
Если мы обратимся к новейшим концепциям и программам работы с дошкольниками, то можем отметить, что работе по организации экологического образования дошкольников уделяется значительное внимание. Данный факт, вызван возникшей потребностью в формировании основ экологической культуры уже на этапе дошкольного детства.
Если обратиться к истории становления и развития методики экологического образования дошкольников, то большой вклад в формирование идей о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка внесли классики зарубежной и русской педагогики (Е.Н. Водовозова, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Е.Н. Тихеева, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель).
Разработкой теоретической и практической базы ознакомления дошкольников с природой занимались В.Г. Грецова, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцева, С.Н. Николаева и др. На современном этапе изучению данной проблемы развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы посвящены труды С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Н. Фокиной.
Одним из средств формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе будет являться календарь погоды.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе и недостаточным использованием календаря погоды в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством календаря погоды?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством календаря погоды».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством календаря погоды.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Предмет исследования: календарь погоды как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством календаря погоды будет эффективен, если:
- разработаны и внесены в познавательный центр варианты «календаря погоды»;
- разработаны и организованы наблюдения по формирования у детей 6¬7 лет представлений о сезонных изменениях в природе с последующим заполнением календаря погоды;
- организована самостоятельная деятельность детей с календарями погоды под косвенным руководством взрослого.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством календаря погоды.
2. Выявить уровень сформированное™ у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством календаря погоды и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются: положения об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова); национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеев, С.А. Степанов, Б. Шарье).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования календаря погоды в формировании у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе; определены показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования календаря погоды в формировании у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством календаря погоды может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: ДС №149 «Елочка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти. В исследовании приняла участие старшая группа № 13 «Почемучки» в количестве 20 человек.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (21 источник) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 9 таблицами, 2 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
Проблема формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе является актуальной. Психолого-педагогические исследования (С.Н. Глазачев, Н. А. Рыжова и другие) показывают, что у детей в дошкольном возрасте интерес к окружающему миру проявляется, как стремление ребенка проникнуть во все разнообразие окружающего мира, понять причинно-следственные связи и взаимоотношения между частями окружающего мира. Интерес к календарям погоды позволит приобщить детей дошкольного возраста к наблюдениям за природой.
Нами были выделены показатели уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе. На их основе были определены результаты констатирующего эксперимента. На констатирующем этапе исследования у детей экспериментальной и контрольной групп выявлено три уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе: высокий (0% испытуемых ЭГ и 17% испытуемых КГ), низкий (58% испытуемых ЭГ, 33% испытуемых КГ); средний (42% испытуемых ЭГ, 50% испытуемых КГ).
Нами установлено, что процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством календаря погоды будет эффективен, если:
- разработаны и внесены в познавательный центр варианты «календаря погоды»;
- разработаны и организованы наблюдения по формирования у детей 6¬7 лет представлений о сезонных изменениях в природе с последующим заполнением календаря погоды;
- организована самостоятельная деятельность детей с календарями погоды под косвенным руководством взрослого
Результат проведенной работы выражен в том, что значительно повысился уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе по всем выделенным показателям: в экспериментальной группе (низкий уровень - 25%, средний уровень - 50% испытуемых, высокий уровень - 25% всех детей группы); в контрольной группе также прослеживается положительная динамика, но она не так значительна (низкий уровень - 33%, средний - 42%, высокий - 25%).


1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Безрукова, Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников : автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / Л.В. Безрукова. - Екатеринбург, 1999. - 24 с.
3. Вакуленко, Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия, игры [Текст] / Ю.А. Вакуленко - Волгоград: Учитель, 2016. - 157 с.
4. Виноградова, Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду [Текст] / Т.А. Виноградова, Т.А. Маркова // Методические советы к программе «Детство». - СПб. : Детство-Пресс, 2010.
5. Воронков, Н.А. Основы общей экологии [Текст] / Н.А. Воронков. - М. : Центр гуманитарной литературы, 1999.
6. Егоренко, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л. И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009. - 104 с.
7. Иванова, А.И. Живая экология: программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. - М. : Сфера, 2009.
8. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. Сада [Текст] / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева [и др.], под ред. П. Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 207 с.
9. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М. : Педа¬гогическое общество России, 2005. - 59 с.
10. Куприянова, Л. Работа по ознакомлению дошкольников с природой [Текст] / Л. Куприянова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5 - С. 32-36.
11. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 87 с.
12. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С.Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2002. - 105 с.
13. Николаева, С.Н. Юный эколог [Текст] / С.Н. Николаева. Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: «Мозаика - Синтез», 2004. - 175 с.
14. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата : учеб. - метод. пособие. / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М. : Центр педагогического образования, 2008. - 66 с.
15. Салимова, М.И. Занятия по экологии: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / М.И. Салимова. - Минск: Амалфея, 2004. - 98 с.
16. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 17.
17. Суркина, С.А. Формирование экологической культуры дошкольников в деятельности дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие [Текст] / С.А. Суркина. - М., 2005. - 54 с.
18. Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками [Текст] / О. Толстикова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С.16 - 26.
19. Уланова, Л.И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Уланова, Л.Д. Пушкарева, Г.Ф. Ларина. - Йошкар- Ола, 2005. - 158 с.
20. Федосеева, П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа [Текст] / П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
21. Шорыгина, Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М: Сфера, 2010. - 148 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ