Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование агрессии личности в подростковом возрасте

Работа №109637

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы45
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «АГРЕССИИ»
1.1. Понятие «агрессии» в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Биологическая направленность агрессивного поведения 12
1.3. Причины и проявления подростковой агрессии 18
1.4. Аутоагрессивное поведение подростков 23
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ АГРЕССИИ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Изучение агрессии у подростков 27
2.3. Изучение личностной направленности подростков 31
2.4. Изучение ценностей подростков 34
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

В наше время в России заметен огромный рост подростковой преступности. Нужно обратить внимание на такие фактор, как ухудшение социальной и экономической ситуации в нашей стране, рост беспризорных подростков, постоянное пополнение малоимущих семей и т.п. Так же, значительное повышение преступности видно и во многих странах запада, где экономические и социальные условия намного выше. Рост подростковой преступности - это самая малая часть проявления агрессии. Сейчас насилие очень часто проявляется в учебных заведениях, во многих субкультурах поведение насильственного характера имеет положительный характер. Все это вызывает тревогу у нынешних специалистов.
Именно по этой проблеме отечественные и зарубежные специалисты, такие как: Е.В. Руденский, Л.М. Семенюк, В.А. Никитин, Л.А. Обухова, И.А. Фурманов, К. Лоренц, П. Генри, Л. Берковиц, А. Бандура, Р. Бэрог, выделяли очень много места на своих страницах в работе по подростковой агрессии. Однако, полного объяснения эта проблема и в наше время не получила. Было выявлено множество факторов, которые влияют на появление девиантного поведения: от социально-психологических до биологических, причины оказываются индивидуальными к каждому конкретному случаю. В этом и заключается вся проблема сложности агрессивного поведения подростка, при профилактике и коррекции.
Но если причины возникновения агрессивного поведения достаточно подробно исследованы, то для самого подросткового возраста они в нужной степени не освещены. Очевидно, что личность, очень часто осуществляющая агрессивное поведение в той или иной форме, будет деформирована. Здесь очень сложно определить следствие от причины и утверждать, что какие либо личностные характеристики являются причиной агрессии, а другие - ее следствием.
Проблема агрессии подростков усугубляется ещё и тем, что этот возраст сам по себе является кризисным. В этом возрасте происходит половое созревание и окончательное становление человека как личности (если происходит). Негативизм, стремление к автономности от родителей и общества, отрицание авторитетов и т.п. - является факторами, определяющими типологические черты данного возраста, предрасполагающие к проявлению агрессии.
Нужно обратить внимание, что подростковый возраст это тот возраст, когда для личности становится важным ценностное изменение окружающего мира. Формирование ценностной сферы в этом возрасте становится наиболее активной. Подросток присоединяется к ценностям, которые его больше всего интересуют в его окружении. В дальнейшем становление личности будет происходить в том направлении, которое выберет подросток. Если подросток будет осуществлять агрессивное поведение, то в результате он будет усваивать соответствующие ценности. Какие ценности будут у такого подростка? Этот вопрос очень актуальный, так как, подростки выступают во взрослую жизнь с такими ценностями.
Таким образом, можно сформулировать цель данной работы: выявить специфику ценностной сферы подростков, характеризующихся высоким уровнем агрессии и агрессивным поведением.
Цель исследования: выявление особенностей проявления агрессии личности в подростковом возрасте.
Объект исследования: ценностная сфера личности, и агрессия в подростковом возрасте.
Предмет исследования: агрессия у личности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между агрессией у подростков и доминированием их ценностей.
Задачи исследования:
1. Определить понятие агрессии в подростковом возрасте в зарубежной и отечественной психологии.
2. Дать характеристику существующих подходов к возникновению агрессивного поведения.
3. Проанализировать специфику проявлений агрессии в подростковом агрессивного поведения.
4. Подобрать методы и методики по изучению агрессии.
Выборка: Исследование проводилось в МБОУ «Школа № 56» г. Тольятти. В качестве испытуемых выступали школьники 8 «А» класса в возрасте 14-15 лет в количестве 30 человек. Исследование проводилось в начале 2017 года.
В исследовании использовались следующие методы: опрос, тестирование, методы количественного и качественного анализа.
Были выбраны следующие методики:
1. Опросник агрессивности А. Басса - А. Дарки.
2. Тест ценностных ориентаций М. Рокича.
3. Выявление направленности личности Б. Басса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Осознанное причинение или намерение причинить ущерб другому человеку или группе людей, обычно называют агрессией. Когда главной целью субъекта является причинение страдание жертве, в таком случае называют враждебной агрессией. Когда индивид, нападая на других людей, преследует другие цели, нежели принесение страдания и вреда жертве, этот случай агрессии описывает инструментальная агрессия. Подростковую агрессию рассматривают как результат специфичного социального научения в рамках бихевиорально-когнитивной концепции. Считается, что основание для закрепления и развития агрессии, агрессивного поведения следует искать в первую очередь в том, как родители воспитывали в первые годы жизни ребенка, а также на следующих этапах жизни, включая подростковый период ребенка. Много исследований показали, что большую роль играет систему взаимоотношения «ребенок-родитель». Они убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями, агрессией, эмоциональной депривацией в семье. Между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость. Не вызывает сомнение и то, что в качестве воспитательной меры для формирования неагрессивного поведения ребенка и направленное на снижение агрессивности, наказание является побудителем проявленное на снижение агрессивности, наказание является побудителем проявления агрессии, даже если используется в качестве воспитательной меры на агрессивное поведение. При развитие мотивации привязанности, посредством которой у ребенка проявляется необходимость в внимании, интересе и одобрении в первую очередь у собственных родителей, а так же у окружающих, - это становится важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения.
Приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам может обуславливать в качестве вторичного подкрепления привязанности.
Предупреждение и устранение агрессивного поведения заключается в том, чтобы: агрессивные действия, поступки были оставлены без внимания, поощрения, без всяческих наград, лучшим является активное наказание такого поведения. Но в подростковом возрасте нельзя игнорировать агрессивное поведение, так как зачастую это приводит к постоянному и активному проявлению этого поведения, и в дальнейшем становится привычной формой решения любого вида конфликтов. Если родители сурово или снисходительно реагируют на агрессивное поведение своих детей, то это чаще всего приводит к еще большому проявлению агрессии с их стороны. Формирование неагрессивного поведения у подростков связанно с активным формированием неагрессивной формы поведения, то есть, поведение которое является конструктивным способом разрешения различных форм конфликтов и противоречий.
Главный интерес заключается в выявлении связи между агрессией и личностными особенностями, такими как возбудимость и демонстративность, которые положительно коррелируют с разными формами проявления агрессии. Данная структура обуславливается возрастными и половыми особенностями. Так в возрасте раннего детства у мальчиков сильнее всего проявляется физическая агрессия, а у девочек более выраженными является вербальная форма агрессии. В 12-13 летнем возрасте и у мальчиков и у девочек выраженной формой агрессии является негативизм по отношению к авторитету, агрессия проявляется как форма пассивного сопротивления, а также в активной борьбе против правил, норм и обычаев общества. На втором месте по форме агрессии в данном возрасте является: у мальчиков физическая агрессия, а у девочек вербальная. По мере взросления формы агрессии меняются, так у мальчиков к 14-15 годам выраженной формой агрессии является негативизм и вербальная агрессия, а у девочек вербальная агрессия. В данном возрасте физическая агрессия не является главной формой проявления агрессии, как у мальчиков, так и у девочек.
Нужно отметить, что не зависимо от возраста у мальчиков агрессивные формы поведения проявляются чаще, чем у девочек.
Агрессивная форма поведения также заключается в самооценке подростка. Было выявлено что, чем выше уровень самооценки у подростка, тем выше уровень проявление агрессии. Оппозиционная манера поведения чаще всего направленная против установленных обществом норм и правил. Так подростков с завышенной или высокой самооценкой, у которых много друзей, форма агрессии против норм и правил является законом образованных ими групп.
Чтобы понять подростковую агрессию, необходимым является знание самооценки индивида, а так же анализ соотношения самооценки с внешней оценкой, которая дается индивиду авторитетными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит реализации в социальной среде, то оценка подростка, данная авторитетными лицами, становится ниже его самооценки, такая ситуация является провокационной и приводит к агрессивной форме поведения.


1. Ананьев, Б. Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М., 1980. - 284 с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М., 1976. - 89 с.
3. Астафьев, Я. У. Социологическое понимание ценностных ориентаций [Текст] / Я. У. Астафьев. - М., 1993. - 248 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М., 1997. - 375 с.
5. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 1999. - 226 с.
6. Баранова, Е. В. Проявление девиаций в подростковой субкультуре [Текст] / Е. В. Баранова // Вопросы психологии. - № 3. - 2003. - 41 с.
7. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. • М., 1993. - 46 с.
8. Берковиц, Л. Агрессия [Текст] / Л. Берковиц. - М., 2014. - 243 с.
9. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - 247 с.
10. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб., 2014. - 112 с.
11. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М., 1991. • 68 с.
12. Белкин, А. С. Внимание - ребенок [Текст] / А. С. Белкин // Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск, 1981. - 128 с.
13. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. - 124 с.
14. Гегель, Л. Ценностные приоритеты российской молодежи: каковы они? [Текст] / Л. Гегель // Мое отечество. - № 3. - 1998. - 4 с.
15. Генри, П. Агрессия наших детей [Текст] / П. Генри. - М., 1997. - 120 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ