Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «АГРЕССИИ»
1.1. Понятие «агрессии» в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Биологическая направленность агрессивного поведения 12
1.3. Причины и проявления подростковой агрессии 18
1.4. Аутоагрессивное поведение подростков 23
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ АГРЕССИИ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Изучение агрессии у подростков 27
2.3. Изучение личностной направленности подростков 31
2.4. Изучение ценностей подростков 34
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
В наше время в России заметен огромный рост подростковой преступности. Нужно обратить внимание на такие фактор, как ухудшение социальной и экономической ситуации в нашей стране, рост беспризорных подростков, постоянное пополнение малоимущих семей и т.п. Так же, значительное повышение преступности видно и во многих странах запада, где экономические и социальные условия намного выше. Рост подростковой преступности - это самая малая часть проявления агрессии. Сейчас насилие очень часто проявляется в учебных заведениях, во многих субкультурах поведение насильственного характера имеет положительный характер. Все это вызывает тревогу у нынешних специалистов.
Именно по этой проблеме отечественные и зарубежные специалисты, такие как: Е.В. Руденский, Л.М. Семенюк, В.А. Никитин, Л.А. Обухова, И.А. Фурманов, К. Лоренц, П. Генри, Л. Берковиц, А. Бандура, Р. Бэрог, выделяли очень много места на своих страницах в работе по подростковой агрессии. Однако, полного объяснения эта проблема и в наше время не получила. Было выявлено множество факторов, которые влияют на появление девиантного поведения: от социально-психологических до биологических, причины оказываются индивидуальными к каждому конкретному случаю. В этом и заключается вся проблема сложности агрессивного поведения подростка, при профилактике и коррекции.
Но если причины возникновения агрессивного поведения достаточно подробно исследованы, то для самого подросткового возраста они в нужной степени не освещены. Очевидно, что личность, очень часто осуществляющая агрессивное поведение в той или иной форме, будет деформирована. Здесь очень сложно определить следствие от причины и утверждать, что какие либо личностные характеристики являются причиной агрессии, а другие - ее следствием.
Проблема агрессии подростков усугубляется ещё и тем, что этот возраст сам по себе является кризисным. В этом возрасте происходит половое созревание и окончательное становление человека как личности (если происходит). Негативизм, стремление к автономности от родителей и общества, отрицание авторитетов и т.п. - является факторами, определяющими типологические черты данного возраста, предрасполагающие к проявлению агрессии.
Нужно обратить внимание, что подростковый возраст это тот возраст, когда для личности становится важным ценностное изменение окружающего мира. Формирование ценностной сферы в этом возрасте становится наиболее активной. Подросток присоединяется к ценностям, которые его больше всего интересуют в его окружении. В дальнейшем становление личности будет происходить в том направлении, которое выберет подросток. Если подросток будет осуществлять агрессивное поведение, то в результате он будет усваивать соответствующие ценности. Какие ценности будут у такого подростка? Этот вопрос очень актуальный, так как, подростки выступают во взрослую жизнь с такими ценностями.
Таким образом, можно сформулировать цель данной работы: выявить специфику ценностной сферы подростков, характеризующихся высоким уровнем агрессии и агрессивным поведением.
Цель исследования: выявление особенностей проявления агрессии личности в подростковом возрасте.
Объект исследования: ценностная сфера личности, и агрессия в подростковом возрасте.
Предмет исследования: агрессия у личности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между агрессией у подростков и доминированием их ценностей.
Задачи исследования:
1. Определить понятие агрессии в подростковом возрасте в зарубежной и отечественной психологии.
2. Дать характеристику существующих подходов к возникновению агрессивного поведения.
3. Проанализировать специфику проявлений агрессии в подростковом агрессивного поведения.
4. Подобрать методы и методики по изучению агрессии.
Выборка: Исследование проводилось в МБОУ «Школа № 56» г. Тольятти. В качестве испытуемых выступали школьники 8 «А» класса в возрасте 14-15 лет в количестве 30 человек. Исследование проводилось в начале 2017 года.
В исследовании использовались следующие методы: опрос, тестирование, методы количественного и качественного анализа.
Были выбраны следующие методики:
1. Опросник агрессивности А. Басса - А. Дарки.
2. Тест ценностных ориентаций М. Рокича.
3. Выявление направленности личности Б. Басса.
Осознанное причинение или намерение причинить ущерб другому человеку или группе людей, обычно называют агрессией. Когда главной целью субъекта является причинение страдание жертве, в таком случае называют враждебной агрессией. Когда индивид, нападая на других людей, преследует другие цели, нежели принесение страдания и вреда жертве, этот случай агрессии описывает инструментальная агрессия. Подростковую агрессию рассматривают как результат специфичного социального научения в рамках бихевиорально-когнитивной концепции. Считается, что основание для закрепления и развития агрессии, агрессивного поведения следует искать в первую очередь в том, как родители воспитывали в первые годы жизни ребенка, а также на следующих этапах жизни, включая подростковый период ребенка. Много исследований показали, что большую роль играет систему взаимоотношения «ребенок-родитель». Они убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями, агрессией, эмоциональной депривацией в семье. Между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость. Не вызывает сомнение и то, что в качестве воспитательной меры для формирования неагрессивного поведения ребенка и направленное на снижение агрессивности, наказание является побудителем проявленное на снижение агрессивности, наказание является побудителем проявления агрессии, даже если используется в качестве воспитательной меры на агрессивное поведение. При развитие мотивации привязанности, посредством которой у ребенка проявляется необходимость в внимании, интересе и одобрении в первую очередь у собственных родителей, а так же у окружающих, - это становится важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения.
Приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам может обуславливать в качестве вторичного подкрепления привязанности.
Предупреждение и устранение агрессивного поведения заключается в том, чтобы: агрессивные действия, поступки были оставлены без внимания, поощрения, без всяческих наград, лучшим является активное наказание такого поведения. Но в подростковом возрасте нельзя игнорировать агрессивное поведение, так как зачастую это приводит к постоянному и активному проявлению этого поведения, и в дальнейшем становится привычной формой решения любого вида конфликтов. Если родители сурово или снисходительно реагируют на агрессивное поведение своих детей, то это чаще всего приводит к еще большому проявлению агрессии с их стороны. Формирование неагрессивного поведения у подростков связанно с активным формированием неагрессивной формы поведения, то есть, поведение которое является конструктивным способом разрешения различных форм конфликтов и противоречий.
Главный интерес заключается в выявлении связи между агрессией и личностными особенностями, такими как возбудимость и демонстративность, которые положительно коррелируют с разными формами проявления агрессии. Данная структура обуславливается возрастными и половыми особенностями. Так в возрасте раннего детства у мальчиков сильнее всего проявляется физическая агрессия, а у девочек более выраженными является вербальная форма агрессии. В 12-13 летнем возрасте и у мальчиков и у девочек выраженной формой агрессии является негативизм по отношению к авторитету, агрессия проявляется как форма пассивного сопротивления, а также в активной борьбе против правил, норм и обычаев общества. На втором месте по форме агрессии в данном возрасте является: у мальчиков физическая агрессия, а у девочек вербальная. По мере взросления формы агрессии меняются, так у мальчиков к 14-15 годам выраженной формой агрессии является негативизм и вербальная агрессия, а у девочек вербальная агрессия. В данном возрасте физическая агрессия не является главной формой проявления агрессии, как у мальчиков, так и у девочек.
Нужно отметить, что не зависимо от возраста у мальчиков агрессивные формы поведения проявляются чаще, чем у девочек.
Агрессивная форма поведения также заключается в самооценке подростка. Было выявлено что, чем выше уровень самооценки у подростка, тем выше уровень проявление агрессии. Оппозиционная манера поведения чаще всего направленная против установленных обществом норм и правил. Так подростков с завышенной или высокой самооценкой, у которых много друзей, форма агрессии против норм и правил является законом образованных ими групп.
Чтобы понять подростковую агрессию, необходимым является знание самооценки индивида, а так же анализ соотношения самооценки с внешней оценкой, которая дается индивиду авторитетными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит реализации в социальной среде, то оценка подростка, данная авторитетными лицами, становится ниже его самооценки, такая ситуация является провокационной и приводит к агрессивной форме поведения.
1. Ананьев, Б. Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М., 1980. - 284 с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М., 1976. - 89 с.
3. Астафьев, Я. У. Социологическое понимание ценностных ориентаций [Текст] / Я. У. Астафьев. - М., 1993. - 248 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М., 1997. - 375 с.
5. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 1999. - 226 с.
6. Баранова, Е. В. Проявление девиаций в подростковой субкультуре [Текст] / Е. В. Баранова // Вопросы психологии. - № 3. - 2003. - 41 с.
7. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. • М., 1993. - 46 с.
8. Берковиц, Л. Агрессия [Текст] / Л. Берковиц. - М., 2014. - 243 с.
9. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - 247 с.
10. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб., 2014. - 112 с.
11. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М., 1991. • 68 с.
12. Белкин, А. С. Внимание - ребенок [Текст] / А. С. Белкин // Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск, 1981. - 128 с.
13. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. - 124 с.
14. Гегель, Л. Ценностные приоритеты российской молодежи: каковы они? [Текст] / Л. Гегель // Мое отечество. - № 3. - 1998. - 4 с.
15. Генри, П. Агрессия наших детей [Текст] / П. Генри. - М., 1997. - 120 с.
...